Известия,
30 октября 2001 г.
На тормозах
865 просмотров
25 октября Госдума России должна была рассмотреть во втором чтении проект закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», фактически это означает, что в самом ближайшем будущем каждый автовладелец должен в обязательном порядке обзавестись страховкой на машину или мотоцикл. Как во всем цивилизованном мире. Однако новое для России дело уже на этапе внедрения может столкнуться с непреодолимыми трудностями, поскольку, по мнению страховщиков, в законе остались несовершенства и недоработки. Немалые испытания ждут и самих автовладельцев.
По законопроекту при наступлении страхового случая (ДТП) страховщик должен возместить своим клиентам убытки в пределах 400 тыс. руб. (более $13000). При этом сумма разбивается на две составляющие — возмещение личного и возмещение имущественного вреда, иными словами — на восстановление здоровья и «железок». «Максимальные выплаты по двум позициям предусмотрены в размерах 160 тыс. руб. ($5333) и 120 тыс. руб. ($4000), — сообщил «Известиям» Илья Моргунов, заместитель руководителя департамента страхового надзора Минфина России. — Эти суммы увеличиваются до 240 тыс. и 160 тыс. руб. соответственно, если в аварии окажется несколько потерпевших».
С автовладельцев за такие страховые премии будут взимать ежегодно по 400 руб. в год (около $13). При этом, как пояснил Моргунов, 30-процентную льготу получат Герои Советского Союза, Герои России, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, 50-процентную — инвалиды, получившие специальные транспортные средства через органы соцобеспечения.
Законопроект об обязательном страховании владельцев транспортных средств дополняет закон «О безопасности движения», который запрещает эксплуатацию автомобилей, если их владельцы не застрахованы. В свою очередь, Кодекс об административных правонарушениях вводит ответственность таких граждан за нарушение требований по обязательному страхованию: предупреждение или штраф в 0,5-1 МРОТ, если у водителя не окажется с собой страхового полиса, или штраф в 3-5 МРОТ за отсутствие обязательной страховки вообще, пояснил «Известиям» Александр Коваль, председатель подкомитета Госдумы России по законодательству о страховании и негосударственных пенсионных фондах.
О том, что на Западе помятыми боками машин и лечением пострадавших в дорожной аварии занимаются страховые компании, а водители лишь обмениваются визитными карточками и улыбаются друг другу, наши автолюбители наслышаны давно. Теперь «сладкая жизнь» пришла и к их порогу. Однако до взаимных улыбок, как выясняется, еще далеко. «Процесс становления нового порядка будет неизбежно сопровождаться потерями, огорчениями и, может быть, даже разочарованиями, — считает Игорь Юргенс, президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС), — поскольку конечный вариант законопроекта оказался далек от идеала, хотя в его подготовке участвовало множество специалистов».
— Обязательное страхование автогражданской ответственности депутаты решили вводить поэтапно, — разъясняет суть новой политики Александр Коваль. — Поначалу страховщики будут компенсировать только вред. причиненный жизни и здоровью граждан и имуществу третьих лиц. Собственный автомобиль виновнику аварии придется восстанавливать за свой счет.
Однако машины бьются чаще, чем страдают люди, и главные «разборки» на дорогах происходят из-за помятого «железа». К тому же предусмотренные законопроектом лимиты страховых выплат, по мнению Игоря Ямова, заместителя генерального директора «Ингосстраха», «в значительной степени соответствуют реалиям регионов, но совершенно недостаточны для Москвы, Петербурга и других крупнейших городов страны». Ведь в столицах сосредоточен основной автопарк, больше новых и дорогих автомобилей, и разбирательства с виновником на уровне «крыш» и судебных исполнителей здесь останутся. Либо владельцам дорогих машин придется восполнять обязательное страхование еще и страхованием дополнительным, добровольным. «Только когда лимиты и соответственно страховые премии поднимутся до экономически обоснованного уровня, — говорит Игорь Ямов, — необходимость в добровольном страховании отпадет, но произойдет это не скоро».
С коллегой солидарен и Игорь Жук, председатель комитета ВСС по автострахованию и генеральный директор Объединенной страховой группы «Согласие». По его мнению, «существующие ставки позволяют покрыть 99% страховых случаев», но все же остается еще один процент, и он, как нетрудно понять, самый «напряженный», ибо на его долю как раз и приходятся самые дорогие автомобили. Только для Москвы это 25000 владельцев, которые вынуждены будут «доплачивать свою обязательную страховку до коммерческого тарифа» или решать проблемы нынешними способами.
Однако хуже всего придется самим страховщикам.
— Тарифы ниже экономически обоснованного уровня, и страховые компании, в том числе и достаточно крупные, начнут разоряться, а сама идея — предоставить гарантии возмещения вреда, возникшего в результате ДТП, — будет провалена или окажется под очень большим вопросом, — полагает Игорь Юргенс. — Нечто подобное уже произошло или происходит в Эстонии, Литве, Венгрии, Польше и Белоруссии, где в угоду решению социального вопроса пошли путем компромисса и занижения реального тарифа.
Как сказал «Известиям» Андрей Слепнев, директор Российской ассоциации страховщиков, ответственности владельцев транспортных средств, коммерчески обоснованный «взнос» сегодня должен примерно составлять сумму, эквивалентную $150, «тогда все страховые выплаты будут обеспечены в полном размере и по полной программе». Однако для большинства водителей в Москве и самых крупных городах, по его мнению, вполне могло бы хватить и $50 в год, но не $12-13, как предложено в проекте.
По словам Марины Шальневой, начальника отдела автострахования компании «Энергогарант», «программа обязательного страхования автогражданской ответственности сможет реально защитить интересы автовладельцев только в том случае, если будет введен еще и жесткий отбор страховщиков», поскольку «в первые годы этот вид страхования окажется убыточным» (и с ней согласны большинство представителей страховых компаний). Как считает Шальнева, «мелкие компании с недостаточными резервами могут просто не справиться со значительными выплатами», а это приведет к тому, что «будут ущемлены права и интересы населения и доверие к страхованию вообще окажется подорванным». Однако, по мнению ее оппонентов, на рынке при жестком отборе страховщиков останется не более десятка компаний, которые будут контролировать 9-10 трлн руб. сбора страховых премий.
По мнению ведущих страховщиков, следует ожидать и всплеска страхового мошенничества. Как заметил Слепнев, «в Германии, где все давно отрегулировано и работает, сотни тысяч автовладельцев продолжают не страховаться вовсе, а в США 30% выплат носит мошеннический характер». «У нас будет круче, — заметил он. — Торговать поддельными наклейками и полисами станут на каждом углу, а страховщики не будут знать, с кого требовать страховые выплаты, ведь на деле водитель-виновник окажется незастрахованным». Правда, по мнению Игоря Ямова, «мошенничество в нашей стране в случае с обязательным автострахованием будет процветать не в больших масштабах, чем с поддельными талонами о прохождении ТО», поскольку основным документом, который необходимо показывать инспекторам ГИБДД, станет страховой полис. Но ведь известно: в России ловко подделывали и не такие документы.
— Сегодня все мы, страхователи и страховщики, рискуем одинаково, вторые даже больше, — сказал в заключение «Известиям» Игорь Жук, — потому что в нашей жизни наступил этап, когда государство уже не отвечает за гражданина, а страховые компании еще не делают этого.
На завоевание доверия страховщиками и «утряску» рынка, по самым оптимистичным оценкам, потребуется не менее двух лет после вступления закона в силу, и эти годы будут самыми трудными и рисковыми для всех.
Тарифы на страхование автогражданской ответственности, долл. США
Страховая компания
|
Страховая сумма, $
|
5000
|
10000
|
Отечественные автомобили с двигателем до 2,5 л
|
Иномарки с двигателем
до 2,5 л
|
Отечественные автомобили с двигателем .
до 2,5 л
|
Иномарки с двигателем до 2,5 л
|
Гефест
|
70
|
70
|
120
|
120
|
Ингосстрах
|
-
|
-
|
163
|
163
|
Ингосстрах-Россия
|
63 79
|
79-103
|
79-99
|
99-129
|
Интеррос-Согласие
|
80*
|
80-120'
|
110*
|
110-160*
|
Нефтеполис
|
80
|
80
|
100
|
100
|
Чрезвычайная Страховая Компания
|
100-160
|
100-160
|
130-208
|
130-208
|
Энергогарант
|
64-96
|
64-96
|
80-120
|
80-120
|
* — страховая премия зависит от мощности двигателя
САЛМИН В.
Вся пресса за 30 октября 2001 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, За рубежом, Регулирование, Тарифы, Страхование ответственности
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
24 декабря 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 декабря 2024 г.
Благоприятные условия на рынке страхования авиаперевозок, вероятно, сохранятся в 2025 году
|
|
Нижегородские новости, 24 декабря 2024 г.
Житель Нижнего Новгорода возместил убытки страховой компании
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 24 декабря 2024 г.
В Красноярске задержали банду серийных страховых мошенников
|
|
Report.Az, Баку, 24 декабря 2024 г.
Страховой рынок Азербайджана вырос на 10% за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 декабря 2024 г.
Страховщики Европы рискуют снизить коэффициент платежеспособности на 100 пунктов из-за геополитического шока
|
|
Официальный портал органов власти Чувашской республики, 24 декабря 2024 г.
Парламентарии приняли поправки в Закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов»
|
|
Ингушетия, Назрань, 24 декабря 2024 г.
В Ингушетии расследуют мошенничество со страхованием жизни на 30 млн рублей
|
|
Парламентская газета, 24 декабря 2024 г.
Медицинская помощь и консультации для россиян могут стать доступнее
|
|
genproc.gov.ru, 24 декабря 2024 г.
Прокуратура Республики Ингушетия направила в суд уголовное дело о мошенничестве в сфере страхования жизни человека
|
|
korins.ru, 24 декабря 2024 г.
НСИС представил страховщикам инструменты для предотвращения страхового мошенничества
|
|
Финмаркет, 24 декабря 2024 г.
Сборы по страхованию имущества юрлиц увеличились на 10,6% за 9 месяцев, выплаты выросли в 2,5 раза
|
|
Рязанские ведомости, 24 декабря 2024 г.
Рязанцам разъясняют, как путешественнику без суда решить спор со страховой организацией
|
|
Общественное мнение, Саратов, 24 декабря 2024 г.
ТФОМС Саратовской области и страховыми организациями за 11 месяцев года рассмотрено почти 168 тысяч обращений граждан
|
|
Клерк.Ру, 24 декабря 2024 г.
Таксисты просят сократить минимальный срок действия страхового полиса до одного дня
|
|
Tazabek, Бишкек, 24 декабря 2024 г.
В этом году госстрахование жилья выросло на 8%, - замглавы управления в «ГСО»
|
|
Волга Ньюс, Самара, 24 декабря 2024 г.
Ремонт вместо денег: «Росгосстрах» формирует новую судебную практику в спорах с недобросовестными клиентами по ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 24 декабря 2024 г.
В Татарстане стали платить больше по полисам ОСАГО, но судебные издержки выросли
|
 Остальные материалы за 24 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|