Финансы,
31 октября 2001 г.
Управление рисками и страхование объектов государственной собственности 1140 просмотров
Среди приоритетов государственной структурной и производственной политики присутствуют положения о поддержке наукоемких отраслей и высоких технологий отраслей с высокой степенью обработки и производств, способных выпускать конкурентоспособную машиностроительную продукцию, как основы технической и технологической реконструкции российской экономики. Одновременно отмечается высокая значимость страхового рынка для экономики России, в связи с чем возникает необходимость усиления роли государства в организации и контроле этого сектора.
При этом не просто целесообразным, но и необходимым становится страхование проектов с государственным участием для обеспечения возвратности вложенных средств и защиты имущественных интересов. В то же время, по оценкам отечественных и зарубежных экспертов, в Российской Федерации страхуются менее 10% потенциальных рисков и, соответственно, более 90% имущественных интересов предприятий и населения не обеспечено страховой защитой. Таким образом, до сих пор не решена проблема организации страховой поддержки предприятий, обеспечивающих рост российской экономики.
Комплексная страховая защита государственной собственности предполагает обязательное страхование всех видов ресурсов, применяемых в процессе ее использования (включая страхование убытков от перерыва в деятельности), а также обязательное страхование ответственности за причинение вреда здоровью и имуществу третьих лиц, которое может стать следствием функционирования объектов государственной собственности (рис. 1). Следовало бы также отметить, что с помощью страхования можно проводить гибкую кадровую политику на государственных предприятиях и в организациях, вводя в случае необходимости дополнительные социальные льготы для наиболее ценных работников (так называемый «социальный пакет»), в том числе дополнительное медицинское обслуживание и пенсионное обеспечение, для реализации чего в настоящий момент имеются соответствующие страховые продукты.
Национальная система страхования России в настоящее время способна предоставить страховые услуги необходимого количества и качества, причем в первую очередь это касается имущественного страхования, которое в большинстве случаев и необходимо предприятиям и организациям (рис. 2 и 3). Методики проведения имущественных видов страхования в достаточной мере апробированы и могут быть с успехом применены и для такого большого круга страхователей, как государственные предприятия и учреждения.
Таким образом, для эффективной защиты государственной собственности может быть в полной мере задействован сложившийся к настоящему моменту потенциал отечественного страхового рынка. В связи с этим было бы целесообразно: закрепить за хозяйствующим субъектом обязанность страхования всего используемого имущества от воздействия огня, воды, стихийных бедствий, кражи со взломом, злоумышленных действий третьих лиц;
обязать хозяйствующий субъект осуществлять страхование объектов используемой государственной собственности от перерывов в деятельности, вызванных обозначенными выше событиями случайного и непредсказуемого характера (страхование дополнительных расходов, связанных с ликвидацией последствий страховых событий, страхование текущих расходов на время вынужденного перерыва в деятельности, страхование неисполнения договорных обязательств на поставку готовой продукции вследствие воздействия на объект собственности событий случайного и непредсказуемого характера и т.п.);
в случае проведения реконструкции и/или строительных, монтажных работ на объектах государственной собственности в обязательном порядке осуществлять страхование строительно-монтажных рисков;
в обязательном порядке осуществлять страхование от поломки машин и оборудования, используемых в процессе функционирования объектов государственной собственности;
обязать хозяйствующий субъект осуществлять страхование ответственности за возможное причинение ущерба здоровью и имуществу третьих лиц, а также окружающей природной среде (экологические риски) в результате функционирования объектов государственной собственности;
в бесспорном порядке осуществлять страхование ответственности за качество и безопасность выпускаемой продукции, работ (услуг) (в свете разрабатываемого в настоящее время соответствующего Федерального закона);
обязать хозяйствующий субъект осуществлять страхование персонала объектов государственной собственности от несчастного случая;
обязать хозяйствующий субъект осуществлять страхование объекта государственной собственности от убытков, связанных с болезнью или смертью «ключевых фигур», входящих в состав руководства данного субъекта предпринимательской деятельности и играющих существенную роль в реализации его производственной программы;
при реализации производственных проектов, предполагающих лизинг государственного имущества, следует помимо перечисленных выше мер страховой защиты государственной собственности предусмотреть возможность организации страхования исполнения финансовых обязательств лизингополучателя перед лизингодателем;
в случаях использования в коммерческой деятельности объектов интеллектуальной собственности необходима организация страхования прав собственности на объекты интеллектуальной собственности;
при решении вопросов привлечения иностранных инвестиций для функционирования и развития объектов государственной собственности возможна организация страхования от политического риска конфискации и национализации инвестированных активов.
Совершенно необходимо добиваться также, чтобы производственная программа субъекта предпринимательства, использующего в своей деятельности государственную собственность, включала раздел, посвященный организации комплексной системы управления рисками.
В компетенции отдела (специалиста), профессионально занимающегося вопросами риск-менеджмента, должны находиться следующие вопросы:
анализ существующей программы управления рисками на объекте собственности и консультирование руководителя предприятия (организации, учреждения) по вопросам ее реализации и совершенствования;
разработка и внедрение новых программ управления рисками на объектах собственности;
взаимодействие со страховыми компаниями по вопросам разработки, заключения и исполнения договоров страхования;
текущее обеспечение руководителя предприятия (организации, учреждения) аналитической информацией о ходе исполнения программы управления рисками;
управление процессом урегулирования убытков в интересах собственника;
управление (в случае необходимости) принадлежащими государственному предприятию (организации, учреждению), так называемыми, кэптивными страховыми компаниями;
осуществление маркетинга рынка страховых и иных услуг, имеющих непосредственное отношение к совершенствованию системы управления рисками на предприятии;
разработка и осуществление программ повышения квалификации и переподготовки персонала предприятий по вопросам, связанным с управлением рисками.
Соответственно, система специальных организационно-экономических мероприятий должна обеспечивать своевременное выявление, оценку, предупреждение и контроль обстоятельств случайного и непредсказуемого характера, могущих вызвать перерыв в нормальном функционировании объектов государственной собственности, а также предусматривать финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации негативного воздействия страховых событий.
Таким образом, представляется целесообразным при использовании объектов сферы материального и нематериального производства, которые не менее чем на 25% находятся в государственной собственности, нормативно закрепить постановлением Правительства России за хозяйствующим субъектом обязанность обеспечить их комплексную страховую защиту. Данный подход имеет отношение ко всем объектам, где экономические интересы государства как собственника затрагиваются в существенной степени (унитарные предприятия, акционерные общества с государственным участием, организации и учреждения бюджетной сферы и т.п.).
При рассмотрении вопросов, связанных со страхованием государственной собственности, с особой остротой встает вопрос о стоимости страхования. Плата за страхование может показаться отдельным руководителям чрезмерной, и они примут решение о самостраховании, т.е. создании новых резервных фондов или расширении существующих. Однако такой подход окажется неэффективным при необходимости восстановления крупных системообразующих или социальнозначимых предприятий в случае ущерба вследствие страховых событий.— Например, можно было бы значительно ускорить восстановление таких объектов, как Останкинская телебашня и КамАЗ, если бы по этим объектам были бы вовремя заключены всеобъемлющие договоры имущественного страхования.
Организация комплексного страхования объектов государственной собственности потребует от Минимущества России или иного федерального органа исполнительной власти, который может быть назначен Правительством России ответственным исполнителем по проведению данного страхования, потребует разработки типовых условий и договора страхования, рекомендуемые тарифы, а также условия и порядок проведения конкурса среди страховых организаций на право проведения страхования объектов государственной собственности.
В этой связи в настоящее время необходимо силами Минимущества России и его территориальных органов на местах провести инвентаризацию государственной собственности, оценку собственности, сбор и обобщение статистики по имевшимся в прошлом ущербам, сбор данных об имевшихся в прошлом договорах страхования объектов государственной собственности.
Защита государственной собственности от негативного воздействия событий случайного и непредсказуемого характера везде в мире является предметом целенаправленной заботы государства. Реализация этой политики возможна только при условии создания стройной специализированной системы управления рисками и страхования для объектов со значительной долей государственного участия.
А.Ю.ЛАЙКОВ, директор брокерской фирмы «Рифамс», кандидат экономических наук, А.А.ЦЫГАНОВ, заместитель заведующего кафедрой управления страховым делом и социальным страхованием Государственного университета управления, кандидат экономических наук
Статья приведена без рисунков: «Схема объектов и субъектов страхования для государственных предприятий и организаций»; «Страховые взносы и выплаты по имущественному страхованию, млрд руб.»; «Доля страховых взносов и выплат по имущественому страхованию в совокупных страховых взносах и выплатах, %».
Вся пресса за 31 октября 2001 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Книги, СМИ, публикации, Регулирование, Страхование имущества, Управление риском, Страхование ответственности
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
11 марта 2025 г.

|
|
korins.ru, 11 марта 2025 г.
Возмещение ущерба от падения беспилотника может быть предусмотрено договором страхования

|
|
Интерфакс, 11 марта 2025 г.
Организатор группы «автоподставщиков» осужден в Оренбурге

|
|
Банковское обозрение, 11 марта 2025 г.
Глеб Яковлев назначен председателем Ассоциации страховщиков жизни

|
|
Коммерсантъ-Самара, 11 марта 2025 г.
В Оренбурге вынесли приговор руководителю организованной группы, которая инсценировала ДТП

|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 11 марта 2025 г.
Freedom Finance Insurance проиграл апелляцию госкомпании «Казспецэкспорт»

|
|
ФедералПресс, 11 марта 2025 г.
Как застраховать жилье от пожара, грабителей или потопа: проверено на себе

|
|
ГТРК Брянск, 11 марта 2025 г.
В 2024 году 116 брянцев с инвалидностью получили компенсацию за оформление ОСАГО

|
|
ТАСС, 11 марта 2025 г.
НКР: чистая прибыль страховщиков РФ могла составить около 450 млрд рублей

|
|
korins.ru, 11 марта 2025 г.
Вклад в ВВП от использования ИИ в сфере финансов и страхования составит 2,5 трлн руб. к 2035 году

|
|
Банковское обозрение, 11 марта 2025 г.
Прибыль российских страховщиков в 2024 году достигла 450 млрд рублей

|
|
Финмаркет, 11 марта 2025 г.
Чистая прибыль страхового сектора РФ за 2024 г. может достичь рекорда - аналитики

|
|
Комсомольская правда, 11 марта 2025 г.
Жители ЛНР с начала года оформили 66 тысяч полисов ОСАГО

|
|
Tazabek, Бишкек, 11 марта 2025 г.
Комитет ЖК одобрил законопроект в сфере страхования жилья в третьем чтении

|
|
korins.ru, 11 марта 2025 г.
План рекорда

|
|
CityTraffic, Самара, 11 марта 2025 г.
Самарская Третьяковка потратит 11,5 млн рублей на страхование полотен Ван Гога, Сезанна, Моне

|
|
Российская газета онлайн, 11 марта 2025 г.
Убыточность в ОСАГО и каско в 2024 году выросла

|
|
ПРАЙМ, 11 марта 2025 г.
В НКР отметили рост совокупной чистой прибыли страховщиков в 2024 году

|
 Остальные материалы за 11 марта 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|