Современные аспекты экономики,
26 ноября 2001 г.
Страховые компании Санкт-Петербурга: рынок юридических лиц 1359 просмотров
Согласно данным Северо-Западного отделения Всероссийского союза страховщиков, в 2000 году в Санкт-Петербурге действовало более 120 страховых компаний. Однако фактически страхованием на рынке занималось значительно меньшее количество компаний. Часть компаний не вела хозяйственной деятельности, часть — оказывала только, или преимущественно финансовые услуги, часть — обслуживала интересы только своей финансово-промышленной группы (то есть кэптивные компании).
Публикуемые страховщиками данные об объемах собранной страховой премии не всегда позволяют объективно оценить степень реального присутствия страховой компании на рынке, качество ее услуг, ее финансовую стабильность. Действительно, до сегодняшнего момента продолжается широкая практика ухода от налогов путем различных легальных страховых схем, наиболее популярной из которых является страхование жизни, как пример можно привести страховую компанию «Помощь». С другой стороны, нельзя полностью доверять данным о страховых сборах и выплатах кэптивных страховых компаний, то есть у них существуют особые отношения со своими учредителями — страхователями (компании «Интеррос-Согласие», «Русский мир» и др.).
Каким же образом потенциальные страхователи, испытывающие реальную потребность в классическом страховании подыскивают себе страховую компанию, определяют ее надежность и качество услуг? Несомненно, огромную роль в этом имеет сложившаяся репутация страховой компании. Целью моего исследования являлось выяснение позиций, занимаемых страховщиками на рынке юридических лиц Петербурга в 2000 году. Меня интересовали уровень известности различных страховых компаний на рынке, степень доверия к ним, а также причины сложившейся ситуации и перспективы ее развития.
Методом исследования был выбран телефонный опрос юр. Лиц Санкт-Петербурга, представляющих различные сегменты рынка, пропорционально общему количеству предприятий данной отрасли. Всего было опрошено более 500 компаний.
Опрашиваемым задавался вопрос, какие страховые компании вы знаете, затем зачитывался список страховых компаний и задавался вопрос каким из этих компаний вы доверяете?
В результате исследования были получены следующие результаты: в таблицу вошли 10 наиболее результативных компаний:
Таблица №1
Наименование компаний – Уровень знания (%) – Уровень доверия (%) Ингосстрах СПб – 27,6 – 16,5 Ингосстрах-Россия – 18,5 – 8,6 Русь – 18,2 – 5,5 Росгосстрах-СПб – 17,8 – 8,6 Медэкспресс – 15,2 – 5,5 АСК-Петербург – 14,1 – 4,7 РОСНО-СПб – 11,4 – 5,5 Прогресс-Нева – 11,4 – 6,7 РЕСО-Гарантия – 9,8 – 4,7 Спасские ворота – 7,4 – 3,1
Как видно из таблицы, наиболее известны на рынке брэнды бывших госкомпаний: Ингосстрах-СПб, Ингосстрах-Россия, Росгосстрах-СПб, а также компаний, созданных в Петербурге в начале 90-х годов и сумевших добиться определенных результатов на региональном рынке: Русь, Медэкспресс.
Интересные данные можно получить из сравнения показателей уровня знания и уровня доверия страховой компании. Полученный показатель, который можно назвать коэффициентом доверия, отражает степень доверия страхователей к известным им страховым компаниям, основанное на личном опыте, опыте знакомых, а также сложившихся на рынке представлениях о той или иной страховой компании.
Данный показатель можно интерпретировать как отношение рекламной активности компании, а также активности ее подразделений продаж к качеству обслуживания клиентов, а также их реальному количеству.
Таблица № 2
Название компании – Коэффициент доверия – Место Ингосстрах СПб –0,60 – 1 Ингосстрах-Россия – 0,46 – 6 Русь –0,30 – 10 Росгосстрах-СПб – 0,48 – 5 Медэкспресс – 0,36 – 8 АСК-Петербург – 0,33 – 9 РОСНО-СПб – 0,48 – 4 Прогресс-Нева – 0,59 – 2 РЕСО-Гарантия – 0,48 – 3 Спасские ворота – 0,42 – 7
Как видно из таблицы максимальное значение коэффициента доверия равняется порядка 0,6. То есть максимально только 60 из 100 потенциальных страхователей доверяют известной им страховой компании.
Эти данные являются практически важными при прогнозировании эффективности рекламной кампании страховщиков.
Другим интересным выводом из таблицы является то, что Петербургские компании больше доверяют местным страховщикам. Можно предположить, что это объясняется большей активностью отделов продаж Петербургских компаний, а также более гибкой маркетинговой политикой.
С другой стороны, обращают на себя внимание низкие коэффициенты доверия компаний «Медэкспресс», «АСК-Петербург» и «Русь». Их коэффициенты в 2 раза ниже, чем у лидеров рейтинга — компаний «Ингосстрах-СПб», «Прогресс-Нева». По всей вероятности, полученные данные свидетельствуют о высокой рекламной активности этих компаний, но недостаточно высоком качестве либо узком спектре оказываемых услуг.
Также обращает на себя внимание, относительно невысокий коэффициент доверия страховой компании «Спасские Ворота». Видимо, реклама компании опережает реальные возможности отдела продаж, либо компания оказывает не достаточно качественные услуги.
Следующим этапом моего исследования было определение причин сложившейся ситуации. Интервьюируемым задавался вопрос о наиболее важных, с их точки зрения, характеристик деятельности страховых компаний. Каждый опрашиваемый мог назвать несколько вариантов ответа. Наиболее часто встречаемые ответы сведены в таблицу.
Таблица № 3
Характеристики страховых компаний – Отметившие данный фактор, как важный (%) Финансовая надежность – 97,7 Срок выплаты возмещения при наступлении страхового случая – 97 Предоставление консультаций – 94 Стоимость услуг – 92,2 Компетентность персонала – 89,2 Известность на рынке – 82,2 Возможность вызова агента – 81,5 Качество сервисной поддержки – 74,7 Широкий спектр услуг – 69,7 Страхование в валюте – 67,3 Наличие перестраховочной защиты в западной компании – 66,4 Наличие известных компаний среди клиентов – 65 Наличие рекламы – 43,4
Из приведенных данных видно, что более всего потенциальные страхователи обеспокоены финансовой стабильностью страховых компаний, а также сроком, в течение которого компания выплачивает страховое возмещение, при наступлении страхового случая. Страхователей привлекает предоставление компетентных консультаций, известность компании на рынке, стоимость услуг и качество сервисной поддержки. Несколько меньшее внимание обращается на наличие перестраховочной защиты и активность рекламной политики.
Однако на практике страхователю сложно оценить перечисленные характеристики страховой компании, поэтому используются более обтекаемые формулировки выбора страховой компании. Компаниям, имеющим договора страхования, задавался вопрос «Почему Вы выбрали данную страховую компанию?». Ответы распределились следующим образом (можно было выбрать несколько вариантов):
Таблица № 4
Факторы выбора – Отметившие данный фактор (%) Большой срок страхования – 39,5 Выгодные условия– 33,7 Надежность компании – 28,4 Личные связи с руководством компании – 10,5 Компания давно работает на рынке – 9,5 Рекомендации знакомых – 8,4 Широкий ассортимент страховых услуг – 6,3 Обязал КУГИ – 4,7 Крупная компания – 4,2 Вежливость персонала – 3,2
Таким образом, главными факторами выбора страховой компании являются субъективные показатели ее надежности: большой срок страхования в компании, личные связи с руководством, рекомендации знакомых. Однако не менее важными являются условия страхования. Как ни странно, вежливость сотрудников страховой компании занимает очень скромное место среди причин выбора компании. Видимо, это объясняется тем, что страхователь разделяет непосредственно работающего с ним страхового агента от остального персонала компании, а также низким уровнем требовательности к вежливости сотрудников страховой компании.
Учитывая данные таблицы № 3 и № 4 можно сделать вывод о том, что потенциальные страхователи при выборе страховщика исключительно важное значение придают длительности работы страховой компании на рынке, а также рекомендациям знакомых. Меняют же страховую компанию, обычно, в случае задержки по выплате страхового возмещения или некачественного сервисного обслуживания. В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы о сложившейся в Санкт-Петербурге ситуации на рынке страхования юридических лиц:
большинство страхователей доверяет компаниям, работающим на рынке продолжительное время и имеющим положительные отзывы знакомы; страхователи отдают предпочтение Петербургским страховщикам, в силу их лучшего знания рынка.
Вследствие вышесказанного, укрепление позиций страховых компаний возможно только постепенно, при условии качественного сервиса, и рекламы, подчеркивающей надежность компании.
При росте самого страхового рынка доля на рынке бывших государственных компаний, видимо, будет сокращаться, вследствие более активной маркетинговой политики входящих компаний, а также забыванием со временем репутации созданной бывшим государственным компаниям еще при СССР. Другим возможным путем развития вновь входящих на рынок страховых компаний является работа в узкоспециализированных секторах рынка не занятых крупными компаниями.
ФЕДОРОВ Н. А., СПбГУЭиФ
Вся пресса за 26 ноября 2001 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Исследования, Маркетинг, Общественное мнение, Игроки
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
26 ноября 2024 г.
|
|
CNews.ru, 26 ноября 2024 г.
САТЕЛ обеспечил надежной связью сотрудников страховой компании
|
|
Парламентская газета, 26 ноября 2024 г.
Банку России хотят дать больше полномочий на страховом рынке
|
|
Казахстанский портал о страховании, 26 ноября 2024 г.
ИИ может помочь в устранении неэффективности обработки данных в страховании
|
|
Новости Липецка, 26 ноября 2024 г.
В Липецкой области 163 жителям компенсировали стоимость полиса ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 26 ноября 2024 г.
Реакция страховщиков на катастрофы может повлиять на кредитное качество эмитентов и долговых инструментов
|
|
Sputnik Узбекистан, 26 ноября 2024 г.
В защиту дехкан и фермеров: в РУз разработали законопроект о страховании сельхозрисков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 26 ноября 2024 г.
Анализ и тенденции страхового рынка Казахстана
|
|
Финмаркет, 26 ноября 2024 г.
Депутаты предлагают увеличить выплаты по автогражданке
|
|
SecurityLab, 26 ноября 2024 г.
Кибератаки на Британию: 52% компаний потеряли ?44 млрд за 5 лет
|
|
СаратовБизнесКонсалтинг, 26 ноября 2024 г.
Будут судить четверых юристов за обман пострадавших в ДТП
|
|
Бизнес online, Казань, 26 ноября 2024 г.
«Кто в здравом уме вложился бы?»: как Тахир Хадеев потерял 600 тысяч рублей из-за… Ричарда Брэнсона
|
|
ОренбургМедиа, 26 ноября 2024 г.
Инсценировали ДТП. Страховая компания отсудила у автоподставщиков более полумиллиона рублей
|
|
Вечерняя Казань, 26 ноября 2024 г.
Татарстанским водителям без ОСАГО придется раскошелиться
|
|
Аргументы и факты-Приморье, Владивосток, 26 ноября 2024 г.
Штраф за отсутствие полиса ОСАГО может достигнуть 5 тысяч рублей
|
|
74.ru, Челябинск, 26 ноября 2024 г.
Штраф за езду без полиса ОСАГО вырастет в шесть раз
|
|
Ведомости, 26 ноября 2024 г.
Минэк может получить контроль над механизмом оборотных штрафов за утечки данных
|
|
Коммерсантъ, 26 ноября 2024 г.
ОСАГО маловат лимит
|
 Остальные материалы за 26 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|