Рынок ценных бумаг,
30 ноября 2010 г.
Коллективные инвестиции в искусство 875 просмотров
В соответствии с вступившим в силу 1 января 2010 г. Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России (далее - ФСФР России) от 6 августа 2009 г. № 09-30/пз-н вводится новая категория закрытых паевых инвестиционных фондов - фонды художественных ценностей. Тем самым становится возможным инвестирование в предметы искусства с использованием инструментов рынка коллективных инвестиций.
Инвестиции в искусство - идея, безусловно, привлекательная и современная для участников рынка коллективных инвестиций и, как все прогрессивное, на этапе становления вызывает массу вопросов. Участники подобных проектов сталкиваются с необходимостью разрешения коллизий между совершенно разными законодательными нормами. С одной стороны, мир искусства, живущий по своим правилам и законам, с другой - управляющие компании и специализированные депозитарии, регулируемые и контролируемые ФСФР России, с третьей - страховые компании, на которые ложится обязанность страховать художественные ценности, и эксперты, призванные дать независимую и компетентную оценку. Тем не менее создание и функционирование такого фонда в России уже возможно. О роли специализированного депозитария в вопросах учета и контроля художественных ценностей, составляющих портфель названных фондов, пойдет речь в данной статье.
Инвестиции в искусство - мировой опыт
Мировой арт-рынок в его современном понимании зародился в 1960-х гг. XX в. По сравнению с молодым российским рынком это достаточно развитой сегмент мировой экономики, имеющий сформировавшуюся инфраструктуру, включающую в себя экспертов, оценщиков, страховщиков, аукционные дома (например, всемирно известные Christie's и Sotheby's), аналитические компании, проводящие исследования и Публикующие периодическую аналитику (например, арт-индексы - нью-йоркский Mei-Moses All Art Index, базы данных по арт-инвестициям -ArtNet, Art Sales Index, Artprice и др.). Наиболее распространенными в мире являются два варианта арт-инвестиций: 1) самостоятельное приобретение художественных ценностей (картин, фотографий, книг и т. д.); 2) инвестиции в фонд, который размещает средства своих пайщиков в художественные ценности. В первом случае инвестор становится собственником предметов искусства, а во втором - участником коллективного инвестирования и собственником ценных бумаг - инвестиционных паев. Арт-инвестиции сопровождаются значительными затратами и сложностями. Во-первых, никто не застрахован от подделок, поэтому необходимо проводить качественную экспертизу подлинности приобретаемых художественных ценностей. Во-вторых, инвестиции в искусство сопряжены с дополнительными затратами на страхование, хранение, оценку активов и т. д. При этом частному инвестору не всегда знакомы тонкости работы на арт-рынке, поэтому непрофессионалам интереснее работать под руководством опытных консультантов, управляющих активами арт-фондов.
Примерами подобных фондов в мире могут выступать, в частности: 1) Fine Art Fund: минимальный размер вложений - 250 000 долл., среднегодовой доход - около 10-12%. Арт-фонд работает с картинами старых мастеров, импрессионистов, модернистов и современных художников; 2) China Fund: минимальный размер инвестиций - 250 000 долл. Фонд инвестирует в старое китайское искусство, преимущественно в изделия из керамики и фарфора; 3) British Rail Pension Fund работает на арт-рынке с 1974 г. и т. д.
Российские реалии
Российский арт-рынок еще недостаточно сформирован как в инфраструктурном, так и в законодательном плане. Тем не менее в области экспертизы и оценки предметов искусства он приближается к западным стандартам за счет новейших технологий и современного оборудования, позволяющего проводить всестороннее исследование в соответствии с российскими и международными нормами и требованиями. Кроме того, в России уже проявляют активность крупные аукционные дома, которые помогают делать процесс продажи и покупки художественных ценностей более прозрачным. Крупнейшие российские страховые компании уже предлагают услуги по страхованию предметов искусства, специализированные фирмы предоставляют профессионально оборудованные хранилища с особым режимом температуры, уровнем влажности и другими особенностями, необходимыми для хранения предметов искусства. На сегодняшний день ФСФР России зарегистрированы Правила доверительного управления четырьмя подобными фондами, которые находятся в стадии формирования. Создание российских фондов художественных ценностей является позитивным фактором развития российского арт-рынка в целом и его инфраструктуры в частности. Сделки с предметами искусства в таких фондах позволят повысить степень ликвидности российского арт-рынка, сделать его более прозрачным, привлечь новых участников и приблизиться к решению проблемы появления независимых арт-консультантов, помогающих сформировать грамотный инвестиционный портфель. *** Управление фондом
Далее необходимо определить, как хранятся художественные ценности в период их экспонирования, реставрации и транспортировки, кто осуществляет функцию хранения и несет ответственность в этот период. Рассмотрим один из возможных порядков работы. Управляющая компания, осуществляя доверительное управление фондом, экспонирует, транспортирует, передает на реставрацию художественные ценности. Для выполнения таких действий специализированный депозитарий должен выдать управляющей компании художественные ценности из хранилища. Передача художественных ценностей из хранилища возможна при наличии документов, подтверждающих надлежащие условия страхования процесса их транспортировки, экспонирования и реставрации, а также при условии заключенного договора на соответствующее использование. В период экспонирования ответственность за сохранность художественных ценностей несет выставка (музей), о чем и уведомляется страховая компания при каждом изъятии художественных ценностей из хранилища. В свою очередь управляющая компания обязана уведомить специализированный депозитарий (рис. 3). Ограничения на реализацию художественных ценностей с последующим вывозом их за рубеж установлены Законом РФ от 15 апреля 1993 г. №4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей".
Страхование активов фонда
Согласно Приказу ФСФР России от 20 мая 2008 г. № 08-19/пз-н художественные ценности должны быть застрахованы российским страховщиком, ответственность которого в отношении художественных ценностей, составляющих имущество фонда, перестрахована иностранным страховщиком (далее - перестраховщик), имеющим соответствующий рейтинг рейтингового агентства. Недавно внесенные изменения в Приказ № 08-19/пз-н уточняют порядок страхования, приравнивая его к международному стандарту страхования "от всех рисков" (all risks). Известно, что перестрахование - система экономических отношений, при которой страховщик, принимая на страхование риски, часть ответственности по ним передает(на согласованных условиях) другим страховщикам для создания сбалансированного портфеля страхований и обеспечения устойчивости страховых операций. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо учитывать правила страхования выбранной страховой компании и исключаемые риски, в том числе проверять соответствие страхуемых рисков страховой компании и перестрахованных рисков перестраховщика. Заключаемый управляющей компанией со страховой компанией договор следует согласовывать со специализированным депозитарием, так как ряд вопросов, которые могут возникнуть в будущем между этими организациями, лежат в одной плоскости. Отметим наиболее важные из них, которые с точки зрения специализированного депозитария в рамках предложенного порядка работы должны найти свое отражение в договоре страхования: страхователем, а равно и выгодоприобретателем, в период формирования фонда и после завершения его формирования являются разные лица. Необходимо четко определить различия между управляющей компанией и управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление фондом, так как эта разница не всегда очевидна для страховщиков, но имеет большое значение в определении плательщика страховой премии и получателя страховой суммы; желательно, чтобы договором был определен порядок обязательного страхования художественных ценностей при каждом изъятии их из хранилища, в том числе при транспортировке и экспонировании; страховая стоимость должна составлять 100% стоимости, указанной в отчете оценщика, поименованного в Правилах доверительного управления фондом; полное наименование иностранного перестраховщика с указанием реквизитов; список рисков, которые не могут быть перестрахованы перестраховщиком.
Заключение
В статье рассмотрены лишь некоторые аспекты инфраструктурного обеспечения фондов художественных ценностей. Разумеется, в процессе деятельности фондов художественных ценностей будет возникать масса вопросов "инфраструктурных" и не только, так как рынок коллективного инвестирования в искусство в России только зарождается. *** Екатерина ОСИПОВА, заместитель начальника управления контроля и сопровождения инвестиционных фондов ОАО "Специализированный депозитарий "ИНФИНИТУМ"
(с сокращениями)
Вся пресса за 30 ноября 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страхование имущества
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
![](/img/_.gif) |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Архив прессы
|
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Текущая пресса
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
| |
17 февраля 2025 г.
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
ТАСС, 17 февраля 2025 г.
За 2024 год общие сборы КАПИТАЛ LIFE увеличились на 16% и составили 24,7 млрд рублей
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Финмаркет, 17 февраля 2025 г.
В Госдуму в ближайшее время может быть внесен проект налоговых льгот по страхованию жизни
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Autonews.ru, 17 февраля 2025 г.
Где в России ездят самые аккуратные водители. Топ-10 регионов
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
ПРАЙМ, 17 февраля 2025 г.
Сборы СК «Сбербанк Страхование жизни» за 2024 г выросли в 3,84 раза, до 1,1 трлн руб
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Вечерняя Москва, 17 февраля 2025 г.
Профессиональная ответственность
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
ТАСС, 17 февраля 2025 г.
В Музее Москвы откроется раздел об истории столичной финансовой системы
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
МВД Медиа, 17 февраля 2025 г.
В Петербурге осудят участников инсценировки угона застрахованного и оформленного в лизинг кроссовера
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
ПРАЙМ, 17 февраля 2025 г.
Сборы по ИСЖ у «Росгосстрах Жизнь» выросли почти в два раза
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Арминфо, Ереван, 17 февраля 2025 г.
Прибыль страхового сектора Армении второй год подряд проседает двузначными темпами
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Российская газета онлайн, 17 февраля 2025 г.
В ЦБ посчитали, сколько в России высокоаварийных водителей
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
UzDaily.uz, 17 февраля 2025 г.
Узбекистан укрепляет связи с международными страховыми регуляторами через IAIS
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Regions.Ru, 17 февраля 2025 г.
В Подмосковье повысили тарифы на страхование складов в 2025 году
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
tengrinews.kz, Алматы, 17 февраля 2025 г.
Информацию о поездках казахстанцев в такси будут фиксировать
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Финмаркет, 17 февраля 2025 г.
Доля легковых автомобилей физлиц в общем объеме договоров ОСАГО составляет 84,8%
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 17 февраля 2025 г.
Страховщики видят рост эффективности благодаря GenAI
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Деловой квартал-Екатеринбург, 17 февраля 2025 г.
Страхование жизни в России за 2024 год выросло на 161%
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 17 февраля 2025 г.
Глобальное финансирование InsurTech упало до семилетнего минимума в 2024 году
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
 Остальные материалы за 17 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|