РЖД-Партнер,
29 октября 2001 г.
Доедем ли на «авось»? 579 просмотров
Один иностранный дипломат переезжал из квартиры на первом этаже в квартиру на пятом. Перед тем как начать перевозить вещи, он обратился в страховую компанию с просьбой застраховать груз... на время его транспортировки в лифте. Страховая фирма успешно справилась с делом.
Эту историю, которая для русского человека звучит как готовый анекдот, мне рассказали в компании «Ингосстрах» в качестве иллюстрации к уровню западной страховой культуры. Для реальностей России такие яркие примеры не нужны — достаточно старого русского слова «авось»... Именно такой вывод напрашивается после бесед с представителями отечественных страховых компаний. Во всяком случае такое отношение наиболее характерно для сегмента добровольного страхования грузов.
«Если в каких-то других сферах страхования наблюдается довольно приличная положительная динамика, то о грузах по-прежнему рассуждают так: «Пять лет его перевожу, и ничего не случалось. А если случится — железная дорога возместит», — говорит А.Пуреховский, заместитель начальника отдела управления страхования грузов компании «Ингосстрах».
«В нашей стране страхование еще не стало важным элементом общей культуры российского человека, неотъемлемой частью развивающегося рынка. Руководители многих предприятий, организуя свои бизнес, вопросам страхования грузов уделяют недостаточное внимание. Низкая страховая культура руководителей предприятий и отсутствие в обществе устойчивых традиций использования страховых услуг — одна из причин, тормозящих развитие добровольного страхования грузов», — считает Л.Михайлова, директор по страхованию грузов «Балтийского страхового общества».
Отсутствие или слабое развитие страховой культуры стали общим мотивом высказываний представителей отечественного страхового бизнеса. При этом все они прекрасно отдают себе отчет в том, что формирование этой самой культуры в первую очередь является их задачей...
«Мы — страховщики — должны проводить большую просветительскую работу, рассказывать: что такое страхование и почему затраты на него должны планироваться в бюджете фирмы, воспитывать страховую культуру. Одной только рекламы для решения этой задачи недостаточно — нужна ежедневная, кропотливая и грамотная работа по продвижению на рынок страховых услуг. Ну и, конечно, это должна быть добросовестная работа. Только уважительное, бережное отношение к каждому клиенту может помочь компании подняться на высокий уровень и сформировать положительное отношение к страховым услугам», — продолжает разговор Л.Михайлова.
Искать причины нежелания клиентов обращаться к услугам страховых компаний лишь в консервативном «советском» мышлении — не совсем правильно. К страхованию скептически относится и новое поколение современных руководителей.
— Однажды я был на переговорах на предприятии в Самаре. Мы беседовали с финансовым директором — представителем новой формации деловых людей, он выдержал конкурс на эту должность и, очевидно, хорошо владел менеджментом, — рассказывает А.Пуреховский. — Но с его точки зрения цель нашей встречи сводилась к следующему: «Попытайтесь убедить меня — зачем я должен страховать свои грузы»... К сожалению, так рассуждают многие грузовладельцы.
— Проведенные маркетинговой службой нашей компании исследования на тему «Потерянные страхователи: причины их ухода» показывают: основными причинами отказа потенциальных клиентов от страхования являются отсутствие средств на страховку) и непонимание смысла страхования. Многие считают, что понесут лишние затраты и что именно с ними страховой случаи не произойдет, — подключается к разговору И.Гордиевский, руководитель группы страхования грузов компании ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз».
— Сегодня большинство наших бизнесменов воспринимают страховые взносы как деньги, выброшенные на ветер. Потому что это не накопительное страхование, где рано или поздно все вложенное получишь обратно. Если грузы перевозятся год, два, и ничего с ними не происходит, — то становится просто жалко платить... К страхованию начинают относиться по-другому, когда с грузом все-таки что-то происходит, — говорит А.Пуреховский.
В определенной степени одним из источников «страхового образования» российских грузоотправителей являются внешнеторговые отношения. Западный покупатель просто не может взять в толк: как груз может идти незастрахованным? И требует этого, естественно, от российского партнера.
— В случае импорта страхование обычно является обязательным условием контракта, и чаще всего эта обязанность лежит на продавце. Есть, правда, одно «но», — продолжает А.Пуреховский. — Более чем в половине случаев западные страховщики не хотят страховать грузы на территории России и заключают контракт таким образом, что их защита действует только до российского порта. Дело в том, что они не знают особенностей перевозок по российским железным дорогам, не знают специфики оформления наших документов, необходимых для рассмотрения претензий. Российский же покупатель, принимающий этот груз в порту, вообще не страхуется, опять же надеясь на «авось»...
Низкий уровень страховой образованности российского грузовладельца проявляется и в его чрезмерных надеждах на ответственность перевозчика. «Многие грузовладельцы полагают, что если у перевозчика застрахована его ответственность, убыток в любом случае будет возмещен. Но ведь есть риски, которые страхование ответственности перевозчика не покрывает — например, форс-мажорные обстоятельства», — подчеркивает А.Пуреховский.
— Кроме того, на рассмотрение страховых событий, на определение размеров убытка у перевозчика уходит очень много времени: на железной дороге, кстати, специальная комиссия собирается раз в полгода. Тогда как возмещение убытка по добровольному страхованию обычно происходит через несколько дней после предоставления необходимых документов, — поддерживает эту точку зрения Л.Михайлова.
Помимо психологического фактора на положение дел в сфере страхования грузов оказывают влияние и причины практического характера. «Слаба регулирующая страховую деятельность нормативная база, низка капитализация страховых компаний. Налоговая политика страны, а также нерешенность вопросов по отнесению всех платежей по договорам страхования на затраты предприятий, организаций и учреждений, не способствуют ни росту страховой культуры, ни развитию страхования как вида деятельности, — считает В.Шаповалов, генеральный директор ЗАО «Западно-Сибирское страховое агентство «ЖАСО».
— Сейчас в России работают немало дочерних фирм иностранных страховых компаний. Они действуют практически в таких же условиях, что и мы: у них российский персонал и они так же пытаются завоевать наш рынок... Это, можно сказать, основная цель их деятельности. И российским страховщикам в сфере страхования грузов конкурировать с ними непросто: в основном потому, что за конкурентами стоят большие финансовые потоки. Поэтому зарубежные коллеги иногда проводят на нашем рынке демпинговую политику. Но (на наш взгляд) когда период по «завоеванию» клиентов закончится, ставки все равно не удержатся на прежнем уровне, если убыточность по страхованию грузов будет превышать 100%», — убежден А.Пуреховский.
— Ряд страховых компаний, пытаясь любым способом привлечь клиента на свою сторону, применяют сегодня демпинговые страховые тарифы. Однако при страховых событиях отказывают фирмам в выплате, тем самым дискредитируя страхование как вид деятельности в целом, — подчеркивает вышесказанное и В.Шаповалов.
Тем не менее на перспективы российского рынка добровольного страхования грузов отечественные страховщики смотрят довольно оптимистично. «Можно с уверенностью сказать, что так или иначе этот вид страхования будет развиваться — в прямой зависимости от доходов клиентов и динамики роста экономики государства в целом. В настоящее время доля застрахованных грузов, отправляемых по железной дороге, например в нашем регионе, составляет от трех до десяти процентов всего грузооборота. Так что перспективы колоссальные», — с удовлетворением констатирует В.Шаповалов. «На перспективы развития рынка страхования грузов большое влияние окажет, на наш взгляд, реформа МПС. Разделение функций этого хозяйственного субъекта приведет к увеличению потребности в страховании грузов: «больше хозяев — больше проблем». Появление независимых операторских компаний также будет способствовать увеличению спроса на различные виды страхования, особенно по ответственности перевозчика», — считает С.Вяткин, генеральный директор САО «Экспресс-Гарант».
«Обнадеживает тот факт, что роль страхования в экономике России начинает понимать и государство, — подчеркивает И.Гордиевский. — В начале августа 2001 года Президент РФ подписал главу 25-ю «Налогового Кодекса» о налоге на прибыль, в соответствии с которой предприятия смогут полностью освобождать от налогообложения операции по страхованию грузов: то есть все затраты на страховку в полном объеме включать в себестоимость. Так что с 2002 года ситуация на российском страховом рынке реально может измениться в лучшую сторону».
РЖД-партнер (Санкт-Петербург)
Вся пресса за 29 октября 2001 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Налоговый климат, Маркетинг, Страхование грузов
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
24 декабря 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 декабря 2024 г.
Благоприятные условия на рынке страхования авиаперевозок, вероятно, сохранятся в 2025 году
|
|
Нижегородские новости, 24 декабря 2024 г.
Житель Нижнего Новгорода возместил убытки страховой компании
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 24 декабря 2024 г.
В Красноярске задержали банду серийных страховых мошенников
|
|
Report.Az, Баку, 24 декабря 2024 г.
Страховой рынок Азербайджана вырос на 10% за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 декабря 2024 г.
Страховщики Европы рискуют снизить коэффициент платежеспособности на 100 пунктов из-за геополитического шока
|
|
Официальный портал органов власти Чувашской республики, 24 декабря 2024 г.
Парламентарии приняли поправки в Закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов»
|
|
Ингушетия, Назрань, 24 декабря 2024 г.
В Ингушетии расследуют мошенничество со страхованием жизни на 30 млн рублей
|
|
Парламентская газета, 24 декабря 2024 г.
Медицинская помощь и консультации для россиян могут стать доступнее
|
|
genproc.gov.ru, 24 декабря 2024 г.
Прокуратура Республики Ингушетия направила в суд уголовное дело о мошенничестве в сфере страхования жизни человека
|
|
korins.ru, 24 декабря 2024 г.
НСИС представил страховщикам инструменты для предотвращения страхового мошенничества
|
|
Финмаркет, 24 декабря 2024 г.
Сборы по страхованию имущества юрлиц увеличились на 10,6% за 9 месяцев, выплаты выросли в 2,5 раза
|
|
Рязанские ведомости, 24 декабря 2024 г.
Рязанцам разъясняют, как путешественнику без суда решить спор со страховой организацией
|
|
Общественное мнение, Саратов, 24 декабря 2024 г.
ТФОМС Саратовской области и страховыми организациями за 11 месяцев года рассмотрено почти 168 тысяч обращений граждан
|
|
Клерк.Ру, 24 декабря 2024 г.
Таксисты просят сократить минимальный срок действия страхового полиса до одного дня
|
|
Tazabek, Бишкек, 24 декабря 2024 г.
В этом году госстрахование жилья выросло на 8%, - замглавы управления в «ГСО»
|
|
Волга Ньюс, Самара, 24 декабря 2024 г.
Ремонт вместо денег: «Росгосстрах» формирует новую судебную практику в спорах с недобросовестными клиентами по ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 24 декабря 2024 г.
В Татарстане стали платить больше по полисам ОСАГО, но судебные издержки выросли
|
 Остальные материалы за 24 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|