Проблема участия коммерческих страховых организаций в системе пенсионного страхования в России
Коммерсантъ,
13 декабря 2001 г.
Серьезных страховых компаний сейчас нет 790 просмотров
В законопроектах по пенсионной реформе говорится о том, что доступ к пенсионным деньгам получат частные структуры — «пенсионные фонды и иные финансовые организации». Однако, по мнению первого заместителя министра экономразвития Михаила Дмитриева, на первом этапе на доступ к государственным пенсиям могут рассчитывать только пенсионные фонды. Об этом — в его интервью корреспонденту Лизе Голиковой.
— Изначально негосударственные институты в реформе прописаны не были. Затем было решено отвести им довольно значительную роль. Однако третье чтение пенсионных законопроектов в Думе показало, что частников допустят к реформе лишь формально. В чем причина таких изменений?
— В первоначальном варианте пенсионной реформы участие негосударственных институтов в больших объемах действительно не предполагалось. Следующая идея состояла в том, чтобы привлечь их к инвестированию пенсионных накоплений по выбору граждан с 1 января 2004 года, но оформить это отдельными федеральными законами. И в первых вариантах первых законов негосударственные институты нигде не упоминались. Была только одна отсылочная норма, которая не носила серьезного характера. Потом решили, что роль частников будет более значительна. И стало понятно, что придется интенсивно прорабатывать способы их вхождения в обязательную накопительную систему на самом раннем этапе ее функционирования. Было решено оформить эту идею созданием норм прямого действия в рамках существующего пакета пенсионных законов.
— Однако в так называемых президентских законопроектах по пенсионной реформе негосударственные институты так и не прописали.
— Это так. Но есть еще два законопроекта: «Об инвестировании накопительной части трудовой пенсии» и «О профессиональных пенсионных системах в РФ». Первый внесен в Думу и будет рассмотрен в конце декабря, а второй будет внесен в Думу на ближайшей неделе. В этих документах полномочия частников в реформе прописаны четче и наделены нормами прямого действия. Хотелось бы включить негосударственные институты в систему накопительного пенсионного страхования, не прибегая к разработке дополнительных крупных законодательных актов. Тогда первоначальный пакет законов по реформе будет более завершенным и неотсылочным в аспекте частников. Это нужно для того, чтобы не было серьезных задержек с включением негосударственных структур в процесс инвестирования пенсионных накоплений.
— Какие негосударственные организации вы имеете в виду – негосударственные пенсионные фонды (НПФ), страховые компании или ПИФы? Ведь в первых редакциях законопроектов фигурировали все три. А в итоге остались лишь НПФ.
— Пока мы ориентируемся на то, что эти законодательные нормы распространятся только на НПФ. Для страховщиков и ПИФов возможность вхождения в эту систему не закрывается. Но их включение в эту систему требует сложного и детального регулирования. Они менее приспособлены к социальному страхованию. Поэтому для страховых компаний придется прописывать дополнительные законодательные акты.
— Почему вы считаете страховщиков менее приспособленными для пенсионного страхования, чем НПФ? Сами они считают этот упрек необоснованным.
— Каждый считает себя более способным, чем его оценивают другие. Объективные возможности страховщиков в этом аспекте сомнительны. Сейчас нет серьезных страховых компаний, у которых имущественные виды страхования были бы финансово обособлены от страхования жизни. И если мы разрешим страховщикам объединить в едином балансе эти группы рисков, все риски по договорам имущественного страхования лягут на застрахованных по обязательному накопительному пенсионному страхованию. Это создаст крайне нежелательную ситуацию: люди с пенсионными договорами окажутся загнанными в структуры, где на них лягут имущественные риски. К которым, кстати, они не имеют никакого отношения.
— Это единственная причина? Тогда логичным было бы законодательно прописать выделение пенсионного страхования в отдельный вид, не смешивая резервы. Отдельные страховщики готовы пойти на это.
— Кроме этого возникают вопросы о требованиях к структуре резервов страховщиков, методам их размещения и управления. У НПФ существуют четкие требования, которые мы дополнительно конкретизируем в законопроектах об инвестировании и о профессиональных пенсионных системах. Эти требования содержат регулирующие нормы, а также дополнительные требования к качеству пенсионных накоплений. А требования к структуре активов, которые размещают страховщики, очень сильно отличаются от тех, которые предъявляются к НПФ. И тем более отличны от требований, заложенных в новые пенсионные законы. Кроме того, одна из важных ролей в новой системе отведена управляющим компаниям и спецдепозитариям, которые по закону не имеют никаких отношений со страховщиками. Поэтому мы не исключаем введения в накопительную систему страховых компаний. Но режим управления пенсионными накоплениями для них нужно делать столь же прозрачным и безопасным, как у НПФ. Это — введение управляющих компаний и спецдепозитариев для управления резервами; полностью обособленный баланс для личных видов страхования; жесткие требования к структуре пенсионных резервов. Это потребует серьезных законодательных изменений. И мы не успеваем их вставить в первоначальный пакет законов. Эту работу мы начнем после утверждения основных законов.
— А почему тогда НПФ оказались прописанными в законопроектах? Разве их работа не вызывает сомнений?
— Нормы прямого действия для НПФ включены в законопроект о профсистемах. Там приведен исчерпывающий перечень требований, который включает фонды в накопительную систему по досрочным пенсиям. Сейчас мы рассматриваем вопрос о том, как с помощью отсылочных норм на этот закон (а частично — расширения норм прямого действия в законе об инвестировании накопительной части трудовой пенсии) распространить эти нормы и на формирование обязательной накопительной пенсии по старости. Одним словом, сделать так, чтобы НПФ могли переключать на себя и взносы на выплаты трудовой пенсии, став полноправными участниками реформы. При этом контролировать рынок по-прежнему будет инспекция НПФ. Ее полномочия значительно расширятся. Поскольку она станет регулятором рынка обязательного вида социального страхования.
— По вашим словам, все директивы, касающиеся НПФ, прописаны только в законе «Об инвестировании». Он еще не прошел Думу, а это может означать, что парламентарии выступят против частников, как это и произошло в момент обсуждения основных законопроектов. Тем более что параллельно представлен альтернативный законопроект Бориса Немцова.
— Да, альтернативный законопроект существует. Борис Немцов, как Александр Македонский, разрубает гордиев узел одним ударом. Решает, что все технические проблемы включения негосударственных институтов могут быть решены путем простого уравнивания в правах ПФР и частников. Если посмотреть внимательнее, то, очевидно, что это некорректно. Целый ряд аспектов деятельности ПФР и негосударственных институтов не позволяет уравнять их автоматически. Например, по закону об инвестировании ПФР находится в сфере публичных правовых отношений. Он обязан проводить конкурсы по отбору управляющих компаний и тем самым реализовывать право гражданина на выбор компании. Какой смысл обязывать делать тоже самое НПФ?
Если факт выбора отдельного фонда уже предполагает выбор отдельной управляющей компании, с которой работает этот фонд. Если все же уравнять ПФР и НПФ в этой части, мы обяжем все фонды работать с несколькими компаниями по управлению резервами. Это обременит рынок подчас непосильными административными издержками и затратами. И скорее повредит ему, чем поможет. Есть и другие примеры. И то, что в законопроекте Немцова так просто решается, — это создание новых проблем, а не решение реальных технических трудностей.
— В последнее время ряд страховых компаний открыли собственные НПФ. При этом страховщики не отрицают, что создание фондов необходимо им для участия в реформе. Поскольку страховым компаниям доступ на этот рынок закрыт. Как вы считаете, есть ли шансы у таких НПФ получить доступ к пенсионным деньгам?
— Предполагается, что среди НПФ будут выбраны те, кто реально сможет взять на себя ответственность за госпенсии. И речь идет не о размерах активов фондов. Тем более что пока неясно, что можно считать капиталом НПФ (это некоммерческая организация, не имеющая собственного капитала). Все те требования, которые предъявляются при проведении тендеров к другим участникам рынка, к НПФ неприменимы. Значимым при отборе НПФ будет наличие собственной истории фонда, опыт работы на рынке с положительными результатами — без явных нарушений законодательства. Кроме того, нужно будет наличие соглашений с управляющими компаниями и спецдепозитариями, которые отвечают установленным требованиям, включая отсутствие аффилированности с ними. Последний пункт способны выполнить далеко не все НПФ. С этой точки зрения фонды, созданные страховщиками и банками, оказываются в конкурентных условиях с другими фондами.
— Очевидно, что у вновь создаваемых НПФ нет опыта работы на рынке и тем более положительной истории.
— Стаж работы на рынке быть должен. Организации без опыта допускать к работе с государственной пенсионной системой просто нельзя. Сперва компания должна зарекомендовать себя.
— Справится ли рынок НПФ в одиночку с гособязательствами и наплывом инвестиций? Некоторые видят в этом расчет государства, которое уверено в том, что монополия ПФР сохранится.
— Понятно, что в НПФ никто не будет гарантировать, например, доходность. Но так как это рыночный элемент, его реальная доходность будет выше. Так или иначе административное вмешательство государства в инвестиционный процесс в рамках ПФР будет направлено на формирование весьма консервативных инвестиционных портфелей. А любой консерватизм, как правило, оборачивается потерями в доходности. Поэтому граждане должны будут соизмерять потенциальную доходность с потенциальными рисками, самостоятельно принимая решения в пользу государства или частников.
Опыт банковской системы показывает, что, несмотря на существование Сбербанка, который является предметом неявных госгарантий, значительная часть населения хранит сбережения в коммерческих банках. Можно привести пример реформирования пенсионной системы в Казахстане. Там тоже допускается выбор между НПФ и государственным пенсионным фондом. И первоначально большинство граждан открыли счета в государственном фонде. Но когда люди увидели, что система регулирования НПФ организована прозрачно и надежно, а доходность в частном фонде выше, расстановка сил на пенсионном рынке изменилась. Сейчас в Казахстане вплотную обсуждается вопрос о том, что, если число застрахованных в государственном пенсионном фонде составит в итоге меньше трети, нужно будет его приватизировать. Не исключено, что у нас произойдет нечто похожее.
Вся пресса за 13 декабря 2001 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Налоговый климат, Пенсионное страхование, Страховое право, Регулирование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 декабря 2024 г.
|
|
Inbusiness.kz, 23 декабря 2024 г.
Российским фейком пугают в домовых чатах павлодарцев
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
АРРФР сообщил о состоянии страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Страховой компании в удовлетворении требований отказано
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Ограничение банкострахования в Индии не решит проблему недобросовестных продаж
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Вологжанин судится с Тинькофф Страхование из-за отказа выплачивать возмещение за сгоревшую машину
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Регуляторы Южной Кореи проведут реформы страхования
|
|
Официальный сайт Законодательного собрания Ростовской области, 23 декабря 2024 г.
15-е заседание ЗС РО: В бюджете ТФОМС на следующий год заложено больше средств на лечение онкозаболеваний и проведение диспансеризации
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Две крупнейшие в мире перестраховочные компании объявляют целевой показатель прибыли на 2025 год
|
|
ПРАЙМ, 23 декабря 2024 г.
ЦБ назвал регионы с наибольшими рисками мошенничества в ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Европа продвигается вперед в вопросе обмена данными, чтобы облегчить бремя финансовой отчетности
|
|
Телеканал Санкт-Петербург, 23 декабря 2024 г.
Мошенничество на дорогах: как автокредиты и КАСКО стали мишенью для аферистов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Карта рисков подчеркивает эскалацию геополитической напряженности
|
|
За рулем, 23 декабря 2024 г.
Штрафы по ОСАГО через камеры? Вот что отвечают россияне!
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Глобальный объем слияний и поглощений вырастет на 15% в 2024 году
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
100 крупнейших компаний Европы признали нарушения кибербезопасности цепочек поставок
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Немецкие страховщики рискуют потерять долю рынка из-за повышения ставок
|
|
Российская газета, 23 декабря 2024 г.
Улетное дело. Мнение эксперта о наказании для пилота в 600 млн рублей за жесткую посадку
|
 Остальные материалы за 23 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|