Твой адвокат,
13 декабря 2001 г.
Права российского пациента 807 просмотров
Закон определяет права пациента в различных аспектах. Необходимо получение информации о состоянии здоровья, о предоставлении медицинских услуг, а также об особенностях реализации программ добровольного медицинского страхования.
2.4.8. Право на отказ от медицинского вмешательства (ч. 8 ст. 30)
«Основы» установили право пациента на отказ от медицинского вмешательства, детализировав условия этой процедуры в статье 33, которая гласит:
«Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 «Основ» (Оказание медицинской помощи без согласия граждан).
При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником».
2.4.9. Право на получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья.
Сведения о состоянии здоровья человека (его высшего нематериального блага), в первую очередь, представляют интерес для него самого. «Основы» установили для пациентов право беспрепятственного и непосредственного (то есть самостоятельного и прямо с оригиналами) знакомства пациента (представителя) с медицинской документацией, а также право на получение в доступной форме полноценной и подробной информации от врача «... о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения».
Определено лицо, которое обязано предоставить всю эту информацию, — это лечащий врач (общее правило), либо заведующий отделением. Однако предусмотрено, что ее могут предоставлять и «.. другие специалисты, принимающие непосредственное участие в обследовании и лечении пациента».
Указаны лица, которым предоставляются сведения: это сам пациент (если он специально не распорядился не информировать его по этим вопросам), лицо, назначенное пациентом в качестве своего представителя (см. 1.6.2), а в отношении лиц, не достигших 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация предоставляется их законным представителями (родителям, опекунам).
Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли.
Законодательство однозначно решает вопрос, который почему-то до сих пор является предметом дискуссий в медицинской и немедицинской среде на тему: «Говорить ли больному, что у него рак?» Статьей 31 «Основ» еще в 1993 году установлено, что «в случаях неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину и членам его семьи, если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация».
Установлено право пациента «непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны» (подробнее о знакомстве пациента с историей собственной болезни см. раздел 2.4.14).
2.4.10. Право на получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования (ч. 10 ст. 30)
Это право пациента может быть реализовано только при условии, что им (или в его пользу) заключен договор добровольного медицинского страхования. В договоре этого типа предусматривается возможность оказания пациенту дополнительного (к гарантированному в качестве бесплатной помощи) объема медицинских услуг, а также и сервисных услуг, касающихся улучшенных условий немедицинского обслуживания пациента. Все необходимые детали получения медицинских и сервисных услуг должны быть детально оговорены в тексте договора. При планировании качественной медицинской помощи как наиболее существенные условия договора могут выступать — порядок госпитализации, сроки оказания медицинской помощи, конкретные учреждения и отделения, где эта помощь будет оказываться, квалификационный уровень работающих там специалистов. Целесообразно уточнение факта оснащенности медицинских учреждений современным оборудованием или получение гарантий того что, при необходимости высокотехнологичные методы диагностики и лечения будут осуществлены на базе других (специализированных) медицинских организаций.
Для полноценной реализации обсуждаемого права целесообразно соблюсти одно условие, а именно: в случае если планируется заключение договора добровольного медицинского страхования, этот документ не должен подписываться пациентом до тех пор, пока его содержание не будет им в деталях обсуждено с независимыми от страховой медицинской организации (и от учреждений, где планируется оказывать по данному договору помощь) квалифицированным врачом и юристом. В противном случае может оказаться, что пациент, платящий немалые взносы, при наступлении страхового случая может получить помощь, по уровню не превышающую обычную бесплатную, а отличаться будут лишь бытовые условия. В связи с этим необходимо ставить как минимум один ключевой вопрос, ответ на который должен быть четко понятен из текста договора страхования: «Чем качество медицинской помощи (а не только сервисных услуг), оказываемой по данному договору в конкретном медучреждении, будет отличаться от такового, если бы пациент получал там помощь в обычном (бесплатном) порядке?»
2.4.11. Право на возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью пациента при оказании ему медицинской помощи (ч. 11 ст.30)
Уже говорилось о том, что ежегодное количество пациентов, получающих вред здоровью или жизни в результате некачественной медицинской помощи, измеряется сотнями тысяч. В «Основах» предусмотрено и право пациента на возмещение вреда, а в Гражданском кодексе детально установлены основания, правила и порядок возмещения.
Право на возмещение вреда здоровью, причиненного при оказании медицинской помощи, является универсальным правом человека. Его реализация обеспечивает гарантии социально-экономической защиты от последствий некачественных услуг.
Пациентам необходимо учитывать, что после 1992 года значительно изменилось как пенсионное, так и гражданское законодательство. Если раньше пациент, утративший вследствие некачественной медицинской помощи трудоспособность, получал все-таки достаточную для жизни (выживания) пенсию по инвалидности, то теперь ситуация принципиально иная. Государственные пенсии по инвалидности и в связи с утратой кормильца в настоящее время очень низки. Сегодня гражданин, потерпевший от некачественной медицинской помощи, приведшей, например, к инвалидизации, может получать экономическое содержание из двух источников. Первый источник — это пенсия по инвалидности (от государства). Второй — это регулярные платежи по возмещению вреда от его причинителя (как правило, это государственное медицинское учреждение). Новый Гражданский кодекс предоставил эффективные механизмы экономической защиты интересов пациента. Им предусмотрено полное возмещение понесенных затрат (как моральных, так и материальных) и неполученных в будущем заработков, причем это возмещение должно производиться в полном объеме, исходя из размеров реальных доходов человека, утраченных им. Отныне гражданину не нужно доказывать виновность причинителя (как того требовал предшествующий ГК, и что сделать было крайне трудно), ибо для получения возмещения достаточно доказать лишь сам факт причинения вреда при оказании медицинской услуги. Вред в полном объеме возмещается, даже если он причинен случайно (невиновно). Использование данного гражданско-правового механизма является наиболее реальным и надежным способом защиты потерпевшего.
Вся пресса за 13 декабря 2001 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Маркетинг, Обязательное медицинское страхование, Добровольное медицинское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 ноября 2024 г.
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия, Дагестан и Приморье названы лидерами по частоте страховых случаев в ОСАГО
|
|
Псковское агентство информации (ПАИ), 28 ноября 2024 г.
Многократно увеличить штраф за отсутствие полиса ОСАГО предложили псковские депутаты
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС исправил судебную ошибку в деле о возмещении причиненного нотариусом вреда
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС: невыясненные обстоятельства не влекут отказа в выплате страхового возмещения
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Fitch отмечает значимость государственных схем страхования в Европе по мере роста риска
|
|
Амител, Барнаул, 28 ноября 2024 г.
В России начнут чинить автомобили по ОСАГО б/у запчастями
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
ООН выпускает глобальное руководство по планам перехода для страховщиков
|
|
Агентство городских новостей Москва, 28 ноября 2024 г.
Всего 5–6% россиян приобретают страховки перед поездкой на горнолыжный курорт
|
|
Известия онлайн, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия стала лидером по частоте страховых случаев по ОСАГО
|
|
РБК.Кавказ, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия и Дагестан стали лидерами по числу страховых случаев ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 28 ноября 2024 г.
Татарстан вошел в десятку регионов по частоте страховых случаев ОСАГО
|
|
Финмаркет, 28 ноября 2024 г.
Aviva сделала предложение о покупке Direct Line, но оно было отклонено
|
|
Клопс.ru, Калининград, 28 ноября 2024 г.
«Это не то что странно, это неприемлемо»: губернатор возмутился количеством аварий на дорогах Калининградской области
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Рост премий по общему страхованию достигнет пика в 2024 году, поскольку ужесточение рынка заканчивается: Swiss Re
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
WTW сообщает, что в энергетическом секторе наблюдается ускорение рынка
|
|
РБК (RBC.ru), 28 ноября 2024 г.
Что такое страховой полис и для чего он нужен
|
|
За рулем, 28 ноября 2024 г.
Компенсация по ОСАГО должна составлять не менее 600 тысяч рублей — автоюрист
|
 Остальные материалы за 28 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|