Экономика строительства,
14 августа 2001 г.
К вопросу защиты инвестиций от рисков 1208 просмотров
Постоянный приток инвестиций в экономику страны является условием ее эффективного и стабильного развития. В России сохраняется проблема инвестирования реального сектора экономики и для ее решения предлагаются различного рода организационные мероприятия.
Рекомендации предполагают исключение причин, вызывающих данную проблему. Ограниченные поступления инвестиций, в частности, объясняются неразвитостью сети учреждений, призванных обеспечивать и обслуживать инвестиционные потоки. В экономической литературе поэтому высказывается озабоченность развитием базы учреждений, опосредующих образование, распределение и использование фондов денежных средств в целях развития инвестиционного процесса. Рекомендуется формировать государственные инвестиционно-холдинговые компании, организовывать частные (акционерные) инвестиционные, пенсионные и страховые фонды, которые должны выполнять функции финансовых посредников в долгосрочном инвестировании производства. Развитие сети такого рода учреждений является делом необходимым и важным, но нельзя решить проблему привлечения инвестиций только путем увеличения их числа. Успех в долгосрочном инвестировании зависит, с одной стороны, от готовности финансово-кредитных учреждений предоставить долгосрочные кредиты, а с другой – от соответствующего спроса на инвестиции. Для обеспечения готовности предоставлять кредиты и поддержания спроса на них необходимо перечисленный ряд учреждений дополнить организациями, осуществляющими защиту инвестиций от потерь не по вине инвестора, наметить возможные пути их создания и осуществить другие мероприятия по обеспечению защиты инвестиций. Защита инвестиций способствует поддержанию предложения и спроса на них, и поэтому в мировой хозяйственной практике она является одним из методов решения проблемы привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Вопрос защиты инвестиций особенно актуален в странах с нестабильной экономикой, к числу которых продолжает относиться Россия.
Проблема обеспечения возвратности инвестиций в случае их потери не по вине инвестора имеет давнюю историю. Можно вспомнить отечественный опыт второй половины XIX века, когда правительство России обеспечивало гарантии частным инвесторам и добилось успеха в подъеме экономики страны. Подобным образом поступили правительства некоторых западных стран после Второй мировой войны в условиях неустойчивой и подорванной войной экономики. Опыт текущей истории свидетельствует, что проблема предоставления гарантий не утратила актуальности. Зачастую инвесторы оперируют огромными инвестиционными ресурсами, в том числе за пределами национальных границ. Потеря инвестиций предпринимателем становится не только его личной трагедией, но и наносит ощутимый ущерб интересам страны происхождения инвестиций. Таким образом, частные интересы предпринимателей по сохранению инвестиций переплетаются с общенациональными, что побуждает государства принимать участие в защите инвестиций.
В современных условиях защита инвестиций от их потери не по вине инвесторов выражает систему сложных отношений, определяемых конституцией страны и ее законодательными актами, в том числе региональными нормативными актами, двусторонними межправительственными (межгосударственными) инвестиционными соглашениями и их институтами по защите инвестиций, соглашениями в рамках отдельных групп стран, правительственной политикой защиты инвестиций. Внутри этих отношений действуют государственные, смешанные и частные (акционерные) структуры защиты реальных инвестиций. Они призваны решать частные, но важные проблемы минимизации рисков невозврата инвестиционных ресурсов. В России методологически и методически процедура защиты инвестиций относится к числу недостаточно проработанных проблем, а технология защиты инвестиций за рубежом в отечественной литературе мало исследована, что, тем не менее, не может остановить требования времени – осуществлять практические шаги по защите инвестиций.
В России защита инвестиций, осуществляемых в реальный сектор экономики, развивается, в основном, в русле мирового процесса, но находится ниже необходимого уровня. Россия участвует в международных соглашениях по защите инвестиций, в стране созданы структуры, призванные защищать инвестиции, к числу которых, в частности, относятся Государственная инвестиционная корпорация, Российский банк развития, привлекаются для этих целей структуры ФСБ, правительством даются поручения банкам предоставлять от имени государства гарантии отдельным инвестиционным проектам.
Но с другой стороны, большинство российских банков не в состоянии и не имеют желания участвовать в защите долгосрочных инвестиций. В настоящее время возможность получения инвестиционных гарантий не стала общедоступной. Следует признать, что для решения проблемы необходимо многое сделать, а, прежде всего, следует усовершенствовать нормативно-правовую базу и создать развитую по территории страны сеть организаций, специализирующихся на обеспечении возвратности инвестиций в случаях их потери не по вине инвестора.
Защита инвестиций в реальный сектор экономики должна осуществляться специализированными организациями путем предоставления платных услуг по страхованию и гарантированию инвестиций от рисков.
Страхование и гарантии представляют собой отношения по исключению потерь от инвестиционных рисков, под которым и понимаются предполагаемые события, обладающие признаками вероятности и случайности их наступления, но в случае совершения которых происходит потеря инвестиций, прибыли и других доходов. Страхование и гарантии исключают указанные потери от некоммерческих (политических) и коммерческих рисков при реализации инвестиционных проектов.
Страхование выражает отношения по защите инвестиций (собственных (заемных) средств) физических и юридических лиц при наступлении событий от коммерческих рисков (страховых случаев) за счет средств организации, осуществившей страхование инвестиций. Инвестиционные гарантии принимают форму поручительства на ту часть инвестиций, которая осуществляется за счет кредитов финансовых (негосударственных) компаний (фондов, банков), по некоммерческим (политическим) рискам, т.е. поручитель обязуется перед кредитором другого лица за исполнение последним его обязательства полностью или в части при наступлении гарантийного случая. Поручитель в течение оговоренного соглашением срока обязуется из своих средств возместить кредитору понесенные инвестором потери (убытки). При страховых и гарантийных случаях выплаты производятся в виде гарантированного возмещения при свершении событий, рассматриваемых в качестве инвестиционных рисков, что обеспечивает не только защиту инвестора и кредитора, но и развитие всей предпринимательской деятельности.
Страхование и инвестиционные гарантии подразделяются на внутренние и международные. Если инвестор является резидентом, то страхование и гарантии принимают форму внутренних услуг и их правовое регулирование осуществляется действующим в стране законодательством. Если инвестор не является резидентом, то страхование и гарантии принимают статус международных услуг и их правовое регулирование осуществляется действующими в стране нормативно-правовыми актами, в том числе законами в области внешнеэкономической деятельности, международными соглашениями, федеральными законодательными нормами в части, не противоречащей отнесенным к предмету регулирования нормам международного права.
Экономические отношения, выражаемые страхованием и предоставлением инвестиционных гарантий (поручительством), в хозяйственной практике приобретают юридическое оформление в виде письменного договора. Сущность выражаемых страхованием и инвестиционными гарантиями отношений определяет состав субъектов договора и его содержание. При страховании субъектами договора становятся организация, осуществляющая страхование, и инвестор, а при предоставлении инвестиционных гарантий (поручительстве) субъектами договора являются организация, предоставляющая гарантии, инвестор инвестиционного проекта и финансово-кредитная организация (банк), предоставляющая инвестору кредит (в отдельных случаях в одном юридическом лице может совмещаться субъект, предоставляющий кредит и гарантии). Договор составляется в соответствии с действующим законодательством, но должен учитывать особенности возникающих отношений при свершении сделки по страхованию и предоставлению гарантий. Субъекты сделки приобретают не только обязательства, но и права по отношению друг к другу, поэтому одной из особенностей договора является то, что в нем устанавливается порядок и цели контроля субъектов договора в рамках интересов, вытекающих из содержания договора. Например, организация, осуществляющая защиту инвестиций, должна иметь право получать информацию о деятельности инвестора (субъекта договора) в той части, которая относится к предмету договора, а также на случай предотвращения преднамеренного создания условий для возникновения коммерческого риска инвестициям. Договор призван обеспечить не только интересы инвестора и кредитора, но и интересы организации, осуществляющей защиту инвестиций.
Главным условием договора служит обязательство организации при наступлении страхового или гарантийного случая произвести соответствующую выплату субъекту договора (инвестору, кредитору инвестора) или лицу, в пользу которого заключен договор страхования или гарантирования, а инвестор (субъект договора) обязуется уплачивать страховые или гарантийные взносы в установленные сроки. Под страховым и гарантийным случаем понимаются юридически подтвержденные факты свершения, предусмотренные в договорах рисков, понесенного по этим причинам инвестором финансового ущерба и наступление обязанности организации произвести соответствующую выплату субъекту договора (инвестору, кредитору инвестора), т.е. произвести возмещение потерь в форме страхового или гарантированного обязательства.
Организации по защите инвестиций должны стать частью инвестиционной инфраструктуры и способствовать привлечению в реальный сектор экономики как отечественных, так и иностранных инвестиций. Но для их успешной деятельности необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу, обеспечивающую защиту правовых и финансовых интересов участников сделок по защите инвестиций. Нужен закон (или несколько законов: по страхованию и гарантированию) прямого действия, устанавливающий порядок и условия защиты инвестиций в форме капитальных вложений.
Закон по защите инвестиций должен обеспечить высокую степень защиты как отечественных, так и иностранных инвестиций, а потому, с одной стороны, должен предусматривать эффективные методы разрешения споров, возникающих в рассматриваемой сфере правоотношений, а с другой – содержать нормы, устанавливающие ответственность за нарушение принятых обязательств организациями, осуществляющими страхование и предоставляющими гарантии, равно как и за неуплату вознаграждения (или уплату не в полном объеме) физическими и юридическими лицами, получившими страховку и гарантии. Для усиления доверия к закону со стороны всех участников соглашения по защите инвестиций должен работать действенный арбитражный механизм по рассмотрению споров, способный обеспечить правовую защиту в случаях нарушения договорных обязательств. Особенно важно предусмотреть эффективные согласительные механизмы разрешения разногласий еще на начальных стадиях их возникновения.
Совершенствование нормативно-правовой базы придало бы организациям по защите инвестиций большую юридическую обеспеченность и поддержку в их работе, а инвесторы получили бы большую уверенность возврата средств при наступлении страхового или гарантированного случая.
Чтобы обеспечить в перспективе развитие рынка страхования и гарантирования инвестиций, целесообразно разработать комплексную программу мер защиты инвестиций. Документ должен определить международные программы и соглашения по защите инвестиций, в которых России необходимо принять участие, дать предложения по развитию международного сотрудничества в этой области экономики, установить перечень федеральных и региональных законодательно-нормативных актов, которые целесообразно разработать и утвердить (принять) в установленном порядке, определить задачи экономической науки по обеспечению методической базой процесса защиты долгосрочных инвестиций, а также дать предложения по развитию сети организаций по страхованию и гарантированию инвестиций, в том числе на ближайшую перспективу на базе действующих федеральных законов. Программа может не быть многотомной работой, но, тем не менее, она должна содержать достаточно полную характеристику современного состояния защиты инвестиций на международном уровне и в России, дать развернутую перспективу развития защиты инвестиций в стране. Главная задача, которая должна быть решена в ходе реализации программы, состоит в создании условий, при которых Россия могла бы работать на мировом рынке инвестиций на равных со всеми странами, предлагая взаимовыгодные условия и высокотехнологичный механизм защиты инвестиций, направляемых в реальный сектор экономики, в том числе путем создания на территории страны организаций по страхованию и гарантированию инвестиций и обеспечения их надежной работы.
Существующая федеральная законодательная база позволяет создавать организации по защите инвестиций. Основной их деятельностью, определяющей специализацию организаций, должно стать страхование и предоставление инвестиционных гарантий в форме поручительства (возможно одновременное осуществление других форм деятельности, не противоречащих действующему законодательству). Свою деятельность организации в части страхования могут осуществлять только на основе специального разрешения (лицензии) и, следовательно, работа организаций возможна при соблюдении лицензионных условий. Деятельность по предоставлению гарантий может осуществляться без специального разрешения. Для развития деятельности по страхованию и гарантированию инвестиций уже сейчас должна формироваться на территории страны сеть специализированных организаций (агентств, компаний, фирм и т.п.). Стратегической целью работы таких организаций должно стать стимулирование частных инвестиций в реальный сектор экономики, стабилизация инвестиционного рынка и, естественно, извлечение прибыли. Во всей своей деятельности организации должны руководствоваться перечисленными целями, что отвечает интересам самих организаций, инвесторов и государства.
Исполнение обязательств организацией по защите инвестиций и основа ее финансовой устойчивости обеспечивается значительными собственными средствами, складывающимися из уставного капитала и резервного фонда, минимальный размер которых устанавливается соответствующим органом государственной власти. Собственные средства организаций составляются из величины вкладов учредителей. Для обеспечения платежеспособности организации обязаны соблюдать нормативные соотношения между активами и принятыми ими страховыми и гарантийными обязательствами. Организация вправе самостоятельно решать вопрос увеличения уставного капитала сверх установленного минимального его размера. Собственные средства организации могут представлять собой совокупность активов различной формы собственности, поэтому для их формирования по возможности должны объединяться государственные ресурсы федерального и регионального уровней, средства финансово-кредитных учреждений, различных фондов, предприятий и т.п., физических лиц, а также может привлекаться иностранный капитал. Средства организаций могут объединять любые активы, но отвечающие непременному условию: они должны обладать высокой степенью ликвидности, обеспечивающей их оперативную реализацию при наступлении «страхового» или «гарантированного» случая.
Организации по защите инвестиций могут быть различной формы собственности. Но, очевидно, в современных условиях развитие этого института инвестиционной инфраструктуры должно осуществляться, прежде всего, на средства государства. Необходимость развития рынка страхования и гарантирования инвестиций в форме капитальных вложений, главным образом, с участием государственных средств, включая средства субъектов федерации, обусловлена, прежде всего, тем, что организация предпринимателями соответствующих специализаций частных (акционерных) фирм, агентств, компаний и т.п. подвержена не меньшему риску потерять свои активы, чем инвестор и кредитор – лишиться средств при осуществлении долгосрочных инвестиционных программ и проектов, что в принципе не может обеспечить приток желающих воспользоваться услугами организаций по защите инвестиций. К этому можно добавить, что в современной России предприниматели ищут способы быстрого обогащения и увеличения своих капиталов. Организации по защите инвестиций вряд ли способны обеспечить высокие притязания предпринимателей, в противном случае в стране уже существовала бы сеть частных организаций по защите инвестиций. Такие услуги могли бы оказывать банки (финансово-кредитные организации), но они избегают деятельности по защите долгосрочных инвестиций. Если бы не это обстоятельство, то вопрос о создании специализированных организаций не был бы столь актуальным.
Словом, трудно предположить, что в современных условиях частный капитал захочет рисковать своими средствами и будет вкладывать их в весьма рискованные предприятия по защите долгосрочных инвестиций. Возникновение сколько-нибудь значительного числа частных организаций по защите инвестиций в ближайшее время мало вероятно. Основным инструментом поддержки частных инвесторов должно стать государственное страхование и гарантирование инвестиций от рисков. Государство должно взять на себя защиту частных инвестиций от рисков, подобно тому, как это сделало правительство России во второй половине XIX века. В современных условиях инвестор и кредитор только в этом случае получат наибольшую уверенность в том, что в случае наступления момента гарантированного возмещения они вернут свои средства. И этим не ограничивается благоприятная роль государства в развитии рынка услуг по страхованию и гарантированию инвестиций от рисков. Государственные организации смогут применять пониженные ставки по страхованию и предоставлению инвестиционных гарантий, что может оказать решающее влияние на развитие рынка услуг по защите инвестиций в форме капитальных вложений. Наконец, нужно заметить, что первоначально возможности организаций по защите инвестиций от рисков будут ограничены, поэтому предоставлять гарантии следует, прежде всего, инвестиционным проектам, имеющим для страны и ее регионов наибольший интерес. Обеспечивать такую политику оказания услуг по защите инвестиций могут организации, в органы управления которых будут входить представители федеральных и местных органов власти.
Для формирования уставного капитала и резервного фонда государственной организации по защите инвестиций должны объединяться ресурсы федерального и регионального уровней. Могут быть использованы ресурсы федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, а также средства бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации. При ведущей роли активов государственной собственности не должна исключаться попытка привлечения в уставный капитал частных ресурсов как физических, так и юридических лиц.
В.В.КОТОВ, кандидат экономических наук
Вся пресса за 14 августа 2001 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Инструменты, Страховое право, Иные виды страхования, Книги, СМИ, публикации, Управление риском, Страхование ответственности
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
14 января 2025 г.
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 14 января 2025 г.
Банк России рассказал об изменениях в сфере финансов
|
|
korins.ru, 14 января 2025 г.
Больше тысячи транспортных средств застраховано по ОСГОП на новых территориях с начала года
|
|
Финмаркет, 14 января 2025 г.
ЦБ: за 9 месяцев 2024 г. сборы страховщиков по ОСОПО выросли на 23,7%, выплаты - на 12,2%
|
|
Вечерняя Казань, 14 января 2025 г.
Доступность хирургических операций и ЭКО повысили в рамках ОМС на 2025 год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 14 января 2025 г.
Климатические изменения обошлись страховщикам в $600 млрд за последние два десятилетия
|
|
Казахстанский портал о страховании, 14 января 2025 г.
Страховщики возвращаются в Калифорнию после опустошительных пожаров 2018 года
|
|
Камчатка, ИА, 14 января 2025 г.
Камчатским водителям напомнят о замене ОСАГО через Госуслуги, СМС и электронную почту
|
|
РИА Новости, 14 января 2025 г.
Скончавшийся в Таиланде чиновник мэрии Владивостока был застрахован
|
|
Петербургский дневник, 14 января 2025 г.
В Петербурге более чем у 900 перевозчиков приостановлены разрешения на перевозку пассажиров легковым такси
|
|
Право.Ru, 14 января 2025 г.
ВС определит пределы страхового случая
|
|
РЕН-ТВ, 14 января 2025 г.
Воронежские мошенники заработали 2,5 млн рублей на «липовых» ДТП
|
|
Комсомольская правда-Вологда, 14 января 2025 г.
Под суд попал вологжанин, разъезжавший с поддельным ОСАГО
|
|
kazanfirst.ru, 14 января 2025 г.
Как с полисом ОМС получить бесплатную помощь в частных клиниках Казани
|
|
Вечерний Петербург, 14 января 2025 г.
Более чем у 900 перевозчиков приостановлены разрешения на работу в качестве такси
|
|
МК-Урал, Екатеринбург, 14 января 2025 г.
Страховые компании перечислили свердловчанам 20 млрд рублей
|
|
Report.Az, Баку, 14 января 2025 г.
В Азербайджане выплаты в рамках аграрного страхования в 2024 году выросли почти в 1,5 раза
|
|
РИА56, Оренбург, 14 января 2025 г.
Страховым компаниям могут обязать рассылку водителям об окончании срока действия ОСАГО
|
 Остальные материалы за 14 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|