Издание подробно рассказывает о первом годе действия в России обязательной "автогражданки" и всеобщем недовольстве реализацией соответствующего закона.
Московский комсомолец,
20 августа 2004 г.
Страховые случаи наступают! [Но их наступление обречено на провал] 1200 просмотров
Пышных торжеств по поводу первой годовщины со дня рождения Закона об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев не случилось: если до начала шествия обязаловки по стране еще кто-то робко тешил себя иллюзиями, по истечении “контрольного срока” надежду заживо похоронил. В попытке выяснить, кому же все-таки с законом на Руси жить хорошо, мы совершили весьма любопытное открытие...
Страховщики недовольны законом
Всего за один год страховые компании сумели запустить руку в карманы автовладельцев так глубоко, что выудили оттуда аж 40 миллиардов рублей, а выплатили при этом в десять раз меньше. Однако, если верить их расчетам, период первоначального накопления капитала завершен, и отныне грядет период тотальных выплат. Причем столь масштабных, что в ноябре-декабре нынешнего года многим из них — особенно карликовым — придется туго, ибо к началу зимы они выплатят больше денег, чем собрали.
Грядущее банкротство, однако, не отбило охоту у страховых компаний участвовать в “обязаловке”, ведь завлеченного на нее клиента профессиональному страховщику нередко удается “раздеть” и на полис добровольного страхования чего-нибудь. Как говорил директор одного из похоронных бюро Лос-Анджелеса, вы только умрите — остальное наша забота! Российские же страховщики теперь продвигают аналогичный лозунг: вы к нам только придите, остальное…
Подают недовольный голос и провинциальные страховые компании: их коллеги из крупных городов, заключая договор обязательного страхования ответственности владельцев иномарок с мощными двигателями, получают с учетом городских коэффициентов — куда более высоких, чем в деревне, — не менее 5 тысяч рублей с каждого полиса. В то время как деревенский страховщик имеет всего 2 тысячи рублей. И это притом что сумма страховых премий почти одинакова и в Воронеже, и в деревне Верхняя Челюсть.
Одним словом, и городские, и сельские страховщики пеняют на главное недоразумение закона: сколько им ни дай, все будет мало…
Страховщики недовольны мошенниками
Сообразив, что перетягивание денег из кармана автовладельцев — процедура неизбежная, голь автомобильная “достойно” ответила страховщикам: процент случаев страхового мошенничества за первый год существования закона возрастал прямо пропорционально количеству проданных полисов.
Весьма популярным видом мошенничества стало получение у страховых агентов за весьма символическое вознаграждение страховых полисов напрокат (аккурат на время прохождения техосмотра) и последующее их аннулирование по причине якобы непоправимой испорченности.
Не менее эффективными оказались и способы двойного обложения, при котором пострадавший в ДТП дважды получал денежную компенсацию в разных офисах страховщика.
Но самым простым и весьма излюбленным средством отмщения страховщикам стала инсценировка ДТП с участием автомобиля, получившего “травму” на самом деле еще в конце прошлого века. А желающих помочь ближнему содрать со страховой компании на кузовной ремонт хотя бы часть денег в рядах народных мстителей было, есть и будет. А потому и сегодня прибывшим на место аварии сотрудникам ДПС они чистосердечно и с явным удовольствием признаются: мол, въехал товарищу, извините, в зад!
В бесконечном конвейере ДТП, увы, почти некому и некогда разбираться, могла ли “Ока” своим бампером погнуть крышу “Мерседеса”. Да и надо ли, если сей факт документально подтвержден сотрудниками ГАИ?
Страховщики недовольны гаишниками
К армии народных мстителей примкнули и сотрудники ДПС, среди которых немалое количество готово за соответствующее вознаграждение выдать любую справку, любой протокол, любое постановление.
Прокуратурой Республики Коми недавно возбуждено шесть уголовных дел по фактам мошенничества, совершенным сразу аж восемью (!) сотрудниками ГИБДД, и причинению сыктывкарским страховым компаниям существенного материального ущерба.
Целых четыре месяца особо одаренные жители Сыктывкара и особо нуждающиеся в материальной поддержке сотрудники местной ГИБДД приставляли друг к другу некогда побитые машины и разыгрывали спектакль под названием “Наступление страхового случая”.
После окончания лицедейства “пострадавшие” граждане бежали к страховщикам, по липовым гаишным документам получали страховые премии даже в их самом максимальном размере — до 160 тысяч рублей — и охотно золотили ручку подельникам из армии придорожных милиционеров.
И это — только в одном отдельно взятом городке…
Водители недовольны оценкой
По закону обязательного страхования владелец пострадавшего автомобиля лишен права оценить полученные повреждения у кого попало: “независимого” оценщика ему навяжет сам страховщик. В противном случае денег не видать!
А прикормленные страховщиками оценщики сознательно занижают размер ущерба, ибо понимают, что их место может занять другой... Пострадавший же автовладелец вынужден соглашаться — он, горемыка, сознает, что полную сумму ему придется выколачивать через суд.
В результате владельцу подбитого автомобиля выплачивают, как правило, на 15—20 процентов заведомо заниженную сумму. И это притом что стоимость искореженных деталей подсчитана с учетом их физического износа, а ему, несчастному, придется покупать запчасти новенькие. Ведь не на каждой разборке найдешь необходимый хлам!
И хотя статья 15 Гражданского кодекса РФ дает право каждому гражданину требовать у виновника аварии возмещения ущерба по фактически понесенным затратам на восстановительный ремонт и вытрясти таким образом из его кармана недоплаченную страховщиком сумму, мало кто снаряжает экспедицию в суд.
Пострадавшие в ДТП уже смирились с тем, что расходы на ремонт по обязательному страхованию никак не покрывают фактических затрат…
Водители недовольны выплатами
Впрочем, даже копейки содрать со страховой компании бывает непросто: страховщики имеют целый арсенал подручных средств, помогающих на вполне законном основании в возмещении ущерба отказать или же (на основании совсем незаконном) затянуть выплаты на неопределенный срок.
Среди наиболее распространенных — якобы несвоевременное извещение страховщика об участии в аварии, то есть — по истечении пяти дней после ДТП. Повод отказать возникает у страховщика уже тогда, когда наивный виновник аварии извещает по телефону свою страховую компанию о наступлении страхового случая и впоследствии (не подав письменное заявление) не может сие обстоятельство доказать.
А милая барышня-страховщик на том конце телефонного провода, как назло, расслабляет: я, мол, заявочку приняла… А с заявлением не торопитесь — дело на вас уже заведено…
И возмещать причиненный ущерб виновник аварии вынужден будет (если сможет) исключительно сам.
Но даже при своевременном и письменном уведомлении страховщика автовладельцы уже научились не обольщаться: под видом чрезвычайной загруженности или необходимости получить еще какой-нибудь документ, под предлогом необходимости проверить обстоятельства ДТП страховые компании вместо 15 положенных на выплату дней могут тянуть сколь угодно долго.
Пока “клиент” не устанет ждать. И, может быть, плюнет…
Гаишники недовольны законом
Удивительно, но факт: ратовавшие за обязаловку гаишники тоже не в восторге от закона. При той же численности личного состава они вынуждены оформлять дорожно-транспортных происшествий в десятки раз больше, чем прежде, ибо отныне за обыкновенную царапину уже никто не выкладывает прямо на дороге пятьсот рублей. Зачем, если есть страховка? Ведь уплачено… Надо лишь дождаться сотрудников ГИБДД.
При этом на время ожидания придорожных милиционеров и оформления аварий дороги в крупных городах вот уже целый год оказываются напрочь парализованными. И город винит в пробках исключительно инспекторов ГАИ.
Между тем, по признанию самих инспекторов ДПС, аварии с незначительным, едва заметным ущербом (коих большинство), на которые необходимо лететь через пробки сломя голову (соблюдая двадцатиминутный лимит “подлетного” времени), их самих раздражают хуже отъевшегося толстяка на иномарке, не желающего за непристегнутый ремень откупиться штрафом на месте…
Страховщиками недоволен Страхнадзор
На днях шефом Федеральной службы страхового надзора Ильей Ломакиным-Румянцевым подписан приказ об отзыве лицензий сразу у 142 страховщиков из-за несоответствия требованиям по уставному капиталу. За аналогичные проделки в ближайшее время планируется лишить лицензий еще около 300 страховщиков.
В столичном регионе, таким образом, приказали долго жить, в частности: “Авиатраст”, “Авиационная СК”, “Аксио-Ра”, “Аско”, “Астраваз”, “Виком”, “Гарантия”, “Глосса”, “Дельта-10”, “Золотое Кольцо”, “Инвест-Резерв”, “Индустрия страхования”, “Институт современного страхования”, “Камела”, “Капитал — XXI век”, “Кросна”, “Лимасол”, “Метрополия”, “Мира-Гарант”, “Наста-Автопром”, “Ост-Вест Гарантия”, “Паритет”, “Первая международная промышленная СК”, “Принципал”, “Промышленно-Страховая Политика”, “Профзащита”, “Резервтраст-Гарантия”, “Русская корона”, “Русь Гарант”…
P.S. Если такие законы “зажигают”, значит, это кому-нибудь нужно?
Виктор ТРАВИН
Вся пресса за 20 августа 2004 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|