Известия,
20 марта 2003 г.
По бездорожью
1135 просмотров
До вступления в действие закона об обязательном страховании автогражданской ответственности остается чуть больше трех месяцев, а у страховщиков еще непочатый край работы. При этом на решение задач по своевременному старту закона каждая из компаний затратит не один миллион долларов.
В июле 2002 года правительство поручило министерствам и ведомствам (в их числе Минфин, МВД, ГТК, Госкомстат, Минэкономразвития, Минюст, Минтранс, Минпромнауки, Минсвязи) подготовить соответствующие основополагающие документы и постановления, но ни одного из них до сих пор реально не существует. Страховщики работают с проектами без официальных «правил игры».
Однако страховщиков пугает не только отсутствие нормативной базы.
— Значительная часть населения, которая воспринимает обязательное страхование как дополнительную нагрузку, и бюджетные организации, у которых нет средств на это в нынешнем бюджете, будут страховаться со следующего года, а по закону убытки должны возмещаться при любых обстоятельствах, — говорит Станислав Шелохаев (компания «Ингосстрах»). — «Неравенство» в сборах премий и выплат по ним неизбежно исказит статистику, деформирует отчисления в фонды и не даст реального представления о том, как складывается ситуация на самом деле.
— Кроме того, необходима общая для всех страховщиков база по убыточным клиентам. Иначе тот, кто постоянно «бьется», будет кочевать из одной компании в другую, покупая страховку по одной и той же цене. А такую базу в условиях нашей страны создать сложнее всего, — отмечает Ирина Жачкина, заместитель генерального директора компании «ГУТА-страхование».
По оценкам президента «Столичного страхового общества» Павла Логинова, «активный выход страховщиков к населению, равно как и ответный спрос населения на страховые услуги», может начаться не ранее чем через 5 лет. При этом открытым остается вопрос с Чечней, Ингушетией и Дагестаном, которые по правилам страхования большинства компаний не входят в зону страхового покрытия.
Однако, по мнению Юрия Прищепного, начальника управления ОСАГО компании «Спасские ворота», трудности в отношениях с клиентами будут возникать не по «территориальному признаку», а с теми, «кто не имел до этого отношений со страховыми компаниями либо имел негативный опыт страхования».
Не стоит, по мнению страховщиков, недооценивать и фактор мошенничества. В столичном регионе увеличится количество обманов со стороны страхователей, а в регионах, наоборот, мошенничать попытаются сами страховщики. Например, не информируя своих клиентов о различиях между добровольным и обязательным страхованием.
— Основные трудности в городах и глубинке будут связаны с оформлением ДТП в ГАИ, определением размера ущерба и стоимостью ремонта в автосервисе. Представителей дорожной полиции сегодня приходится ждать 6 часов, — напоминает Евгений Муратов, аналитик САО «Гефест». — Получение полного комплекта документов от этой службы занимает не менее двух недель по обычным происшествиям и затягивается на месяцы — по сложным. Что касается автосервиса, то станции сами устанавливают расценки на работы, которые разнятся не только по городам и весям, но и внутри одного населенного пункта и даже района.
По опыту обмена паспортов граждане России знают: при проведении столь масштабной акции, какой является обязательное страхование, сотрудники страховых компаний могут попросту не справиться с наплывом посетителей, возникнут огромные очереди и, как следствие, криминальный бизнес.
— Чтобы всем автовладельцам получить полис, необходимо, чтобы ежедневно страховалось примерно по 138 тыс. человек, — говорит Георгий Чудинов, специалист из компании «Фиделити», — и даже в столичном регионе вряд ли найдется компания, в которой не будет очередей.
— Криминальный бизнес может сыграть и на желании определенной части населения купить полис подешевле, — предполагает Ирина Мельникова, заместитель генерального директора страхового общества «Стандарт-Резерв». — Насколько подобный бизнес сможет развернуться, зависит от защиты страхового полиса и знака и, главное, от взаимодействия страховщиков с органами МВД.
Однако, по мнению Максима Веденина, начальника управления страхования автотранспорта САК «Энергогарант», «значительных очередей нигде не будет, поскольку закон вступает в силу с 1 июля 2003 года, а ответственность за отсутствие полиса наступает с 1 января 2004 года».
Страховщики полагают, что первыми к ним придут автовладельцы, которые сегодня страхуются добровольно, за ними пойдут автомобилисты, «морально» готовые к страхованию. А остальные приобретут полис по мере того, как их вынудят сделать это: при продаже автомобиля, постановке на учет и прохождении ТО.
Мнение
— Какие факторы смогут обеспечить реальное исполнение закона об обязательном автостраховании?
Владимир Клейменов, советник генерального директора компании «РОСНО»:
— Свою роль сыграет административный ресурс — контроль за осуществлением обязательного страхования при регистрации транспортных средств, прохождении технического осмотра и вводимая с 1 января 2004 года административная ответственность в виде ощутимых штрафов за неисполнение обязанности по страхованию. Нельзя недооценивать и экономическую заинтересованность автовладельцев в страховании как в средстве финансовой защиты.
Михаил Володарский, начальник отдела аквизиции управления автострахования компании «Прогресс-Гарант»:
— Значительная часть автовладельцев предпочтет купить полис добровольного страхования и (или) платить штрафы. Для того чтобы закон начал действовать на практике, необходимо хотя бы приблизить (в идеале, уровнять) стоимость добровольного и обязательного полисов. Нынешняя страховая премия, исходящая из возможности автолюбителя заплатить за страховку без ущерба семейному бюджету, может привести либо к разорению страховых компаний через 2-3 года, либо к поиску лазеек, когда страховщики будут уменьшать страховые выплаты правдами и неправдами.
Максим Веденин, начальник управления страхования автотранспорта САК «Энергогарант»:
— Массовое исполнение закона должны обеспечить прежде всего органы ГАИ и само государство посредством проведения агитационной и просветительской компании в СМИ. Страховые компании не могут радикальным образом повлиять на претворение закона в жизнь.
Игорь Терехов, начальник отдела обязательного страхования автогражданской ответственности «Группы Ренессанс-Страхование»:
— Массовое исполнение закона по существу должно быть обеспечено на первом этапе за счет четкого контроля за его исполнением, а в дальнейшем — за счет возрастания осознания гражданами необходимости его реализации.
Денис Макаров, заместитель руководителя проекта по ОСАГО компании «Альфа-Страхование»:
— Пока автомобилисты не осознают реальной выгоды от страховой защиты — массового исполнения не будет. Необходимо просвещать население, повышать уровень страховой культуры, освещать достоинства и преимущества страховой защиты.
Владимир Новиков, заместитель генерального директора «Страхового Дома «ВСК»:
— Для обеспечения массового исполнения закона страховщики должны использовать косвенные рычаги, начиная от приятного и вежливого общения с клиентами и заканчивая быстрым и справедливым регулированием убытков. Человек должен быть реально избавлен от негативных последствий, неизбежно возникающих в результате ДТП и других коллизий на дорогах.
Георгий Чудинов, специалист отдела андеррайтинга компании «Страховой альянс «Фиделити»:
— Для массового исполнения закона необходимо повысить грамотность в этом вопросе у населения, прежде всего в регионах. Во-вторых, обеспечить широкие возможности продажи полисов через компании, не входящие в РАСОВТ. В-третьих, создать общероссийскую систему по регистрации и урегулированию убытков страховых компаний.
Павел Логинов, президент «Столичного страхового общества»:
— В Белоруссии уже 4 года действует обязательное страхование гражданской ответственности, но застраховалась до сих пор только треть автовладельцев. В России массовое исполнение закона может обеспечить продуманная и хорошо проработанная система штрафных санкций. Реально к тому, чтобы закон исполнялся, сегодня не готов никто: ни население, ни страховщики, ни государство.
Алексей Кириенко, руководитель управления страхования автотранспорта компании «Национальная страховая группа»:
— Исполнение закона по существу должны обеспечить его популяризация в массах и на уровне государства, а также штрафные санкции за его несоблюдение.
САЛМИН В.
Вся пресса за 20 марта 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Маркетинг, Страховое мошенничество
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
17 января 2025 г.
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 17 января 2025 г.
Суд арестовал адвоката по делу о мошенничестве со страховыми выплатами
|
|
Газета.Ru, 17 января 2025 г.
Рынок страхования в России увеличился в 1,5 раза по итогам III квартала 2024 года
|
|
Финмаркет, 17 января 2025 г.
За 9 месяцев 2024 г. объем страховых сборов в Москве увеличился на 41,9% - ЦБ
|
|
Реальное время, Казань, 17 января 2025 г.
В России введут налоговый вычет по договорам страхования жизни
|
|
Комсомольская правда-Кемерово, 17 января 2025 г.
Адвокат из Кузбасса и его мать обвиняются в страховом мошенничестве
|
|
РБК (RBC.ru), 17 января 2025 г.
Что такое ДСЖ и как будет работать в России
|
|
Петербургский дневник, 17 января 2025 г.
Юрист рассказал, почему изменились тарифы по ОСАГО
|
|
Известия онлайн, 17 января 2025 г.
Названы распространенные причины обращений в страховую в новогодние праздники
|
|
Udm-Info.ru, Ижевск, 17 января 2025 г.
Тарифы на ОСАГО вырастут в Удмуртии
|
|
Волга Ньюс, Самара, 17 января 2025 г.
Юрист объяснил изменение тарифов по ОСАГО
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 17 января 2025 г.
«Надеемся, что Центробанк не охладит рынок до «заморозков»
|
|
РИАМО, 17 января 2025 г.
Три четверти москвичей пожаловались на агрессивных водителей в столице
|
|
Новороссийский рабочий, 17 января 2025 г.
В Новороссийске снизят территориальный коэффициент ОСАГО
|
|
Forbes, 17 января 2025 г.
Рассмотрение проекта о контроле за рынком техосмотра перенесли из-за споров ведомств
|
|
Новости транспорта, 17 января 2025 г.
В Госдуме не смогли договориться о передаче контроля за техосмотром
|
|
РБК.Новосибирск, 17 января 2025 г.
Регион вошел в топ субъектов РФ по жалобам на агрессивных водителей
|
|
РБК.Ростов, 17 января 2025 г.
Ростовскую область включили в топ-5 территорий с агрессивными водителями
|
 Остальные материалы за 17 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|