Ведомости,
17 марта 2003 г.
Андрей Слепнев, глава Российского союза автостраховщиков: «После вступления закона в силу тарифы снизятся» 993 просмотра
Андрей Слепнев возглавляет Российский союз автостраховщиков с момента его образования в середине прошлого года. И на протяжении полугода на рынке упорно циркулируют слухи о его отставке. Работой Слепнева недовольны несколько крупных компаний и ряд чиновников в Минфине. До вступления в силу закона об автогражданке осталось меньше четырех месяцев, но до сих пор правительство не утвердило даже тарифы на этот вид страхования. Однако Слепнев уверен, что страховщики смогут начать работу с 1 июля этого года. О том, как будет вводиться обязательная автогражданка и как она повлияет на рынок добровольного автострахования, Слепнев рассказал «Ведомостям».
Биография
Андрей Слепнев родился 13 сентября 1969 г. Закончил Нижегородский государственный университет по специальности «прикладная математика» и Московский государственный университет по специальности «юриспруденция». Страховым бизнесом начал заниматься в 1996 г., в 1997-1998 гг. работал в компании «РОСНО», в 1998-2002 гг. — в «Ингосстрахе». С 2000 г. — директор Российской ассоциации страховщиков владельцев транспортных средств, с 2002 г. — генеральный директор Российского союза автостраховщиков.
— На рынке постоянно ходят слухи о вашей отставке, можете их прокомментировать?
— Слухи ходят не только о моей отставке. А в нашем деле, которое является совершенно новым для российского рынка, нестабильность неизбежна.
— Основные претензии к вам заключаются в запаздывании по срокам с разработкой подзаконных актов к закону об автогражданке, а еще говорят, что аппарат РСА пытается взять на себя большие полномочия.
— Наше профобъединение — первая саморегулируемая организация на страховом рынке, статус которой закреплен законом. И хотя формальный статус РСА определен, устоявшейся фактической позиции cоюз еще не имеет.
Поэтому каждый судит о союзе, исходя из собственных представлений о том, как должно быть. Кто-то опасается появления еще одной общественно-бюрократической надстройки и заблаговременно поднимает вопрос о полномочиях, кто-то начинает готовиться к ответу на извечный вопрос «Кто виноват? «.
Функции профобъединения, которым является РСА, четко определены законом об обязательном автостраховании. К сожалению, формальное участие профобъединения в разработке нормативно-правовой базы не предусматривается. Мы даем предложения, содействуем выработке решений при подготовке проектов, но мы не можем сделать больше, чем может общественная структура.
Что касается полномочий союза, закон дает полное представление о роли и месте профобъединения. Наша зона ответственности — правила профессиональной деятельности, т.е. мы начинаем свою работу там, где заканчивается работа надзора. В любом случае мы не можем заниматься установлением каких-то надзорных требований к страховщикам. Наше дело — выработать договоренности о том, как должны урегулироваться убытки, какие требования к финансовой работе и формированию резервов, чтобы дополнительно гарантировать отсутствие банкротств, как осуществлять компенсационные выплаты потерпевшим и т.д.
— Не боитесь, что именно на РСА посыпятся все шишки из-за затягивания сроков принятия тарифов?
— Всем достанется. Хотя страховщикам придется особенно сложно — в конечном итоге им предстоит работать с клиентами, и по их работе будут судить о всей системе обязательного страхования.
— Возникает ощущение, что страховые компании не отдают себе отчета в том, что может произойти на этапе ввода закона. Ничего же не готово, нет ни тарифов, ни правил, непонятна система урегулирования убытков, ничего не ясно с единой базой договоров по страхованию. Может быть, разумно все же перенести сроки вступления закона в силу?
— Страховым компаниям, чтобы начать работать, надо только получить лицензию, а для этого надо принять правила и тарифы. Это минимальный необходимый законодательный уровень. Урегулирование убытков компании могут осуществлять, как и сейчас. Все остальное будет приходить постепенно.
Сейчас перенести вступление действия закона на полгода невозможно. А разговор о переносе закона объясняется попыткой отдельных депутатов внести в документ какие-то поправки. Это попытка реванша тех сил, которые оказались в меньшинстве, когда закон принимался в прошлом году. Разрушается шаткий компромисс.
Предположим, что закон переносится с 1 июля на осень, его начинают править, поправки рассматриваются Госдумой уже в осеннюю сессию. До выборов в декабре ничего не успеют сделать, в итоге новые депутаты войдут в курс дела через год, после окончания дележа думских портфелей. В таком случае мы можем рассчитывать, что только в течение осенней и весенней сессий 2004-2005 гг. могут возникнуть какие-то решения по этому вопросу. Плюс подзаконная база, плюс тарифы, плюс все остальное. 1 января 2006 г. — вот реальный срок, когда этот закон может заработать, если его сейчас перенести. А что изменится? Ничего. Все предложения уже звучали, а все рассуждения без попыток практической работы носят характер теоретического мудрствования. С точки зрения страховщиков тоже ничего не меняется. Так, чтобы пришел премьер-министр Михаил Касьянов, перерезал красную ленточку и все замечательно заработало, не будет. Будет постепенное мягкое введение закона. Штрафы с автовладельцев, например, будут брать только с 2004 г.
— А какой будет размер штрафа?
— За отсутствие необходимых документов — восемь МРОТ, т.е. 800 руб.
— Здесь может возникнуть одна проблема. Денег в бюджете 2003 г. на страхование гостранспорта не выделено, получается, с 1 января 2004 г. сотрудники ГАИ не будут застрахованы. Какое у них будет моральное право штрафовать население?
— Я думаю, что эта проблема будет решена. Все зависит от решения руководства ГАИ. Я думаю, что застраховать автопарк ГАИ можно. Средства на эксплуатацию автотранспорта им выделяются. Эти деньги можно будет использовать на страхование. Я не думаю, что будут проблемы.
— То есть они застрахуются сами?
— Я думаю, что да. Насколько это будет интересно страховщикам, вот это, конечно, вопрос, поскольку тарифы для них будут как у всех, а ездят они более рискованно, по долгу службы, конечно.
— А как объяснить населению, что такое обязательное страхование? Собирается ли РСА проводить разъяснительную работу и каков рекламный бюджет союза на эти цели?
— Да, собирается. Мы сейчас в процессе подготовки общего бюджета союза — он формируется из членских взносов. Пока преждевременно говорить, сколько будет всего и сколько мы потратим на разъяснение закона. Предварительно документ будет рассматриваться в конце марта.
— В союз входят более 60 компаний, вступительный взнос для региональных компаний — $30000, для московских — $60000. Хватит ли на разъяснительную работу собранных денег?
— Вопрос зависит от того, что мы будем делать. Если будет принято решение о создании информационной базы по обязательной автогражданке за счет страховщиков, это одни расходы, если она будет делаться поэтапно — другие. Что касается программы по связям с общественностью, она сейчас дорабатывается, и многое зависит от того, какой она будет. В бюджете РСА на 2003 г. на эти цели выделено $200 000. Мы считаем, что могут потребоваться дополнительные средства.
— Какие возможности донести до населения идею обязательной автогражданки есть у РСА?
— Постараемся максимально широко охватывать население, и прежде всего глубинку, т.е., возможно, и телевидение будет, и радио, пресса.
— Вы объясните населению, почему тариф на автогражданку именно 1980 руб. в год?
— Я могу сразу сказать, что эта цифра вырвана из контекста. Это базовый тариф, на основании которого будет рассчитываться стоимость страховки. Система расчета тарифов очень сложна. Там большое количество дополнительных коэффициентов в зависимости от территории, возраста и стажа водителя, мощности двигателя. Тариф для легковых частных машин может быть от 500 руб. до 5000 руб. по территории России. Мы можем показать, как рассчитывался базовый тариф. Если на пальцах, то он формировался из частоты наступления страховых случаев и величины среднего ущерба по каждой конкретной тарифной группе.
— Страховщики поголовно говорят, что автострахование абсолютно убыточно. А клиент смотрит на результаты деятельности компании и видит: за год собрано 100 руб., а выплачено всего 50 руб. Вполне законный вопрос: а куда делась еще половина сборов? Вы можете на него ответить?
— Если 50 руб., то это еще хорошо. Если учитывать конкуренцию, сейчас доля выплат постоянно повышается. Вот и выходит, что из 100 руб. страховых взносов компания должна тратить часть на комиссионные страховым агентам, на ведение дел — печать полисов, подготовку документов, платит штатным сотрудникам, оплачивает работу эвакуатора, независимой экспертизы. А еще цифры выплат не показывают уже случившиеся, но еще не урегулированные убытки, по которым придется платить в следующем году. Если сложить все эти затраты и учесть уже выплаченные суммы, получится, что компания закончила год с отрицательным результатом по этому виду страхования. А страховщики хотят выйти хотя бы в ноль. Иначе придется финансировать этот вид за счет других видов страхования.
Обвинения в том, что страховые компании будут жировать на обязательной автогражданке, вообще беспочвенны. По закону из 100 руб. взносов только 20% можно потратить на ведение дела. Это очень жесткое требование. У некоторых компаний расходы на ведение дел доходят до 60%. Если же у страховщиков и образуется прибыль, то свыше 5% направляется на специальное резервирование. Эти деньги запрещено направлять на какие-либо другие цели. Потому что вслед за ростом взносов придут выплаты.
— Как введение обязательного страхования автогражданки повлияет на добровольное автострахование? Добровольное страхование автогражданки останется?
— Думаю, останется в крупных городах. По закону общий лимит ответственности обязательного полиса — 400000 руб., но по имуществу может быть выплачено до 160000 руб. Для Москвы это маловато. Поэтому те, кто страховал ответственность на $10000 или $20000, вероятнее всего, так и будут страховать, но только уже не страховать, а достраховывать до своего нынешнего лимита. Эти полисы будут намного дешевле, так как риск убытков свыше $5000 невелик — основная часть рисков будет закрыта обязательным полисом. Если бы у нас по обязательному страхованию были высокие лимиты, как в западных странах, то в добровольном страховании не было бы необходимости. В регионах страхование сверх обязательного лимита вряд ли будет пользоваться спросом.
— А как повлияет закон на другие виды автострахования?
— Что касается страхования от угона и ущерба, думаю, они получат определенное развитие. Возможно, это будет не сразу с 1 июля этого года, но в перспективе обязательное страхование будет сказываться на росте желающих застраховать каско. Но здесь важно обеспечить качественное регулирование убытков по обязательной автогражданке, чтобы население доверяло страховым компаниям. Если получение страховки будет сложной и нервной процедурой, то, вероятнее всего, обеспечить развитие добровольных видов будет практически невозможно.
— Как могут измениться тарифы по страхованию от угона и ущерба?
— Думаю, тарифы должны немного упасть. Ведь в теории все машины будут застрахованы по гражданской ответственности. Значит, при ДТП останется без компенсации только виновник аварии, другому участнику ДТП ущерб компенсируется за счет страхования автогражданской ответственности. Если бы оба были застрахованы по каско, то одной выплаты по ущербу не понадобилось бы.
И еще, сейчас страховая компания выплачивает по страхованию каско и предъявляет иски виновнику ДТП. Но взыскать ущерб очень тяжело. Поэтому в тарифы изначально закладываются возможные судебные издержки и риск не получить компенсацию с виновника. Если все автовладельцы будут иметь полис гражданской ответственности, то выплату по каско страховщику компенсирует страховая компания виновника ДТП.
Получается, что обязательная автогражданка снижает риск выплат по ущербу от ДТП на 50%. Правда, в каско есть еще риск угона, а ущерб может возникнуть не только из-за аварии. В общем, премия по каско может снизиться.
О компании
Российский союз автостраховщиков (РСА) учрежден 8 августа 2002 г. В РСА входит 61 страховщик, изъявивший желание заниматься обязательным страхованием автогражданской ответственности. Создание профессионального объединения страховщиков предусмотрено законом об обязательном страховании автогражданки. РСА обязан координировать работу автостраховщиков и выполнять функции гарантийного фонда, из средств которого выплачиваются компенсации, если автомобиль виновника ДТП не был застрахован или скрылся с места происшествия. 30 сентября 2002 г. РСА получил одобрение Минфина на регистрацию в качестве профобъединения, а 2 октября — право называться «российским».
МИЛЕДИН П.
Вся пресса за 17 марта 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Маркетинг, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Регулирование, Тарифы
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
26 ноября 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 26 ноября 2024 г.
ИИ может помочь в устранении неэффективности обработки данных в страховании
|
|
Новости Липецка, 26 ноября 2024 г.
В Липецкой области 163 жителям компенсировали стоимость полиса ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 26 ноября 2024 г.
Реакция страховщиков на катастрофы может повлиять на кредитное качество эмитентов и долговых инструментов
|
|
Sputnik Узбекистан, 26 ноября 2024 г.
В защиту дехкан и фермеров: в РУз разработали законопроект о страховании сельхозрисков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 26 ноября 2024 г.
Анализ и тенденции страхового рынка Казахстана
|
|
Финмаркет, 26 ноября 2024 г.
Депутаты предлагают увеличить выплаты по автогражданке
|
|
SecurityLab, 26 ноября 2024 г.
Кибератаки на Британию: 52% компаний потеряли ?44 млрд за 5 лет
|
|
СаратовБизнесКонсалтинг, 26 ноября 2024 г.
Будут судить четверых юристов за обман пострадавших в ДТП
|
|
Бизнес online, Казань, 26 ноября 2024 г.
«Кто в здравом уме вложился бы?»: как Тахир Хадеев потерял 600 тысяч рублей из-за… Ричарда Брэнсона
|
|
ОренбургМедиа, 26 ноября 2024 г.
Инсценировали ДТП. Страховая компания отсудила у автоподставщиков более полумиллиона рублей
|
|
Вечерняя Казань, 26 ноября 2024 г.
Татарстанским водителям без ОСАГО придется раскошелиться
|
|
Аргументы и факты-Приморье, Владивосток, 26 ноября 2024 г.
Штраф за отсутствие полиса ОСАГО может достигнуть 5 тысяч рублей
|
|
74.ru, Челябинск, 26 ноября 2024 г.
Штраф за езду без полиса ОСАГО вырастет в шесть раз
|
|
Ведомости, 26 ноября 2024 г.
Минэк может получить контроль над механизмом оборотных штрафов за утечки данных
|
|
Коммерсантъ, 26 ноября 2024 г.
ОСАГО маловат лимит
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 26 ноября 2024 г.
Опасные объекты принесли премии
|
|
Курсив, Ташкент, 26 ноября 2024 г.
В Узбекистане застрахуют сельхозриски
|
 Остальные материалы за 26 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|