Авиатранспортное обозрение,
25 января 2011 г.
Аэропортовый коллапс глазами страховщика 1521 просмотр
В сложившейся незадолго до Нового года тяжелейшей транспортной ситуации многие СМИ, журналисты, а также специалисты аэропортовой отрасли обратились за разъяснениями в страховые компании. Вопросы задавались похожие и сводились к одному: есть ли такой вид страхования, по которому подобные риски могут покрываться, и признают ли страховщики эти случаи страховыми?
Чтобы получить наиболее полный и профессиональный ответ, проблемы, случившиеся в двух крупнейших московских (да и российских тоже) аэропортах, следовало бы разделить на части. После чего в данной ситуации можем выделить следующие "страховые составляющие": имущественное страхование аэропортов (здания, сооружения, ВПП и прочее имущество аэропортов, включая объекты энергоснабжения и энергообеспечения), личное страхование (страхование путешественников, туристов, т. е. пассажиров) и, собственно, страхование ответственности аэропортов. Вопросы, связанные с имущественным страхованием аэропорта, оставим разбирать специалистам данного вида страхования. Рассмотрим более подробно аспекты страхования ответственности аэропортов. Основные для всех (и для страховщиков, и для аэропортов) вопросы: как обеспечить полноценную защиту аэропорта при осуществлении своей деятельности, в том числе и в катастрофических ситуациях, возможно ли страхование от задержек рейсов, насколько высоки премии по этому виду страхования и как расходы на страхование могут повлиять на стоимость билетов? Оговоримся сразу, что полноценный полис страхования ответственности владельцев и эксплуатантов аэропортов, приобретенный в крупной и надежной страховой компании, обеспечивает защиту от всех (или почти всех) рисков. Кроме того, если стоит задача (а зачастую это так и есть) обеспечить комплексную защиту аэропорта (включая, например, имущество, пассажиров и др.), т.е. речь идет о сочетании нескольких видов страхования, то опытные специалисты всегда смогут сделать tailor made insurance, т. е. "соткут" страховое покрытие для клиента точно по его требованиям, чтобы обеспечить защиту от большинства неприятных ситуаций. Сегодня один из самых насущных вопросов — страхование задержек рейсов. Необходимо отметить, что, например, по "Правилам страхования гражданской ответственности владельцев аэропортов" ОСАО "Ингосстрах" задержки рейсов не исключены. То есть, если по вине администрации или служащих аэропорта произошла задержка (или серия задержек) рейса, а авиакомпания (которой тем самым был нанесен имущественный ущерб по вине аэропорта) обратилась с иском в суд и выиграла дело, то аэропорт вправе заявить о случившемся, как о потенциальном страховом случае, в страховую компанию. Тем более что "Правила страхования ответственности аэропортов" (утвержденные ФССН) у всех компаний практически одинаковы. Вот только условия конкретного страхового договора у разных страховых компаний могут отличаться. А в договоре как раз и могут быть неприятные для аэропортов исключения. Безусловно, страхование ответственности аэропортов — довольно дорогостоящий вид страхования. Но разве может страховое покрытие, обеспечивающее защитой такие огромные и высокорисковые предприятия, как аэропорты, быть дешевым? Сталкиваясь из года в год с очередным тендером на страхование ответственности российского аэропорта, можно отметить, что списки убытков за истекший период страхования могут занимать по нескольку десятков страниц! Зачастую просто поражает отношение администрации аэропортов к страхованию. Желание сэкономить на страховании оказывается сильнее инстинкта самосохранения. Ведь, торгуясь со страховыми компаниями почти "до нуля", они, сами того не понимая, в результате приобретают неполноценные страховые продукты. Ни один страховщик, тем более крупный, а только такие способны страховать аэропорты, не сумеет предоставить "максимальное покрытие за минимальные деньги". Желание некоторых аэропортов получать от страховой компании возмещение за каждый украденный чемодан, возвращать "неиспользованную" страховую премию по истечении страхового периода, страховать ответственность за действия сотрудников, находящихся на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения, и при этом заплатить за такое страхование минимальную сумму, приводит к тому, что, когда случаются действительно серьезные проблемы, аэропорт остается с ними наедине! Выясняется, что страховщик именно эти события исключил из покрытия, а проинформировать клиента забыл или просто побоялся заставить власти аэропорта взглянуть на ситуацию трезво. И если вы думаете, что приведенные выше примеры относятся к юмористическому разделу "страховщики шутят", то глубоко заблуждаетесь. Это совершенно конкретные условия из реальных тендеров на оказание страховых услуг, объявленных российскими аэропортами. А ведь сама суть страхования — быть с клиентом, когда пришла действительно большая беда. Понятно, что авиационные происшествия зачастую связаны с трагедиями, гибелью людей, которых не вернешь, но можно компенсировать страхователю убытки и вернуть его в то финансовое положение, в котором он был до трагедии. А бороться с воровством чемоданов в аэропорту, мелкой порчей авиационной техники и другими не очень крупными убытками можно и нужно по-другому: улучшать профессионализм и дисциплину своих работников, вести более жесткий кадровый отбор. Ведь страховая компания не может по первому требованию клиента появляться в аэропорту с чемоданом денег и урегулировать все претензии, даже не проводя расследований. Для этого, кстати, в договор страхования вводится франшиза, которая помогает дисциплинировать страхователя и позволяет страховой компании не разориться на мелких убытках, оставив аэропорт без защиты, когда, вдруг, придет настоящая беда. Рассматривая вопрос влияния стоимости страхования на цену билетов или обслуживания пассажиров в аэропорту, следует отметить, что стоимость перелетов и сопутствующих услуг, конечно, может вырасти. Но произойдет это, только если администрация аэропорта решит переложить издержки по страхованию на авиакомпании и увеличит для них стоимость обслуживания. Это может подтолкнуть авиакомпании поднять цены на свои услуги для рядовых пассажиров. Резюмируя, хотелось бы сказать, что многих финансовых проблем можно избежать, если использовать такой эффективный и хорошо зарекомендовавший себя инструмент, как страхование. Аэропортам и их владельцам следует тщательно подходить к выбору страховой компании и объёма покрытия, тем более для такого серьезного вида страхования. А также помнить, что полноценное страховое покрытие в солидной страховой компании вряд ли будет дешевым.
Виталий КОСТЮКОВ
Вся пресса за 25 января 2011 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Авиационное страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
![](/img/_.gif) |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Архив прессы
|
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Текущая пресса
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
| |
12 февраля 2025 г.
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
РИА Новости, 12 февраля 2025 г.
Комитет ГД одобрил совмещение деятельности страховщика с доверительным управлением ПИФами
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Report.Az, Баку, 12 февраля 2025 г.
Азербайджан выплатил более 2,5 млн манатов по системе «Зеленая карта»
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
ПРАЙМ, 12 февраля 2025 г.
В России выросло число заключенных полисов ОСАГО
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
korins.ru, 12 февраля 2025 г.
АПСБ поддерживает поправки в законодательство, запрещающие оказание услуг страховыми брокерами без лицензии
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 февраля 2025 г.
IUMI предостерегает от протекционистских мер и торговых войн
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Медвестник, 12 февраля 2025 г.
Депутаты предложили ограничить доходы страховых компаний от штрафов больниц
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
CNews.ru, 12 февраля 2025 г.
«Айтеко» и Axoft обеспечили мониторинг кибербезопасности с помощью MaxPatrol SIEM в страховой компании
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 февраля 2025 г.
Как ИИ в страховании повышает эффективность, сохраняя при этом человеческий фактор
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Tazabek, Бишкек, 12 февраля 2025 г.
Состоялись парламентские слушания по законопроектам о страховании в Кыргызстане
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 февраля 2025 г.
Поколение Z повышает интерес к туристическому страхованию
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
МК в Омске, 12 февраля 2025 г.
Омичка лишилась 1,6 миллиона рублей из-за «переоформления» страхового полиса
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 февраля 2025 г.
Отмечается резкий рост оплаченных претензий и выплат из-за роста расходов на поездки в 2024 году
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Tazabek, Бишкек, 12 февраля 2025 г.
Госфиннадзор: В стране растет рентабельность страховых компаний
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
РЕН-ТВ, 12 февраля 2025 г.
Эксперты назвали самые крупные выплаты за травмы путешественников в 2024 году
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 февраля 2025 г.
Поддерживаемый правительством пул киберрисков будет способствовать более широкому внедрению киберстрахования
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 февраля 2025 г.
Перестраховщикам следует отдать приоритет ИИ и машинному обучению в 2025 году
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
ТАСС, 12 февраля 2025 г.
В ДНР за год оформили более 257 тыс. договоров ОСАГО
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
 Остальные материалы за 12 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|