Однако,
27 декабря 2010 г.
Непредсказуемое путешествие
963 просмотра
Крах компании «Капитал тур», одного из крупнейших российских туроператоров, подорвал доверие ко всей национальной индустрии путешествий. В очередной раз выяснилось, что в стране очень плохо налажен государственный механизм защиты туристов. Ситуация осложняется непрозрачностью бизнеса участников рынка. Падение «Капитала» послужило поводом к очередному пересмотру законодательства. Но, скорее всего, создавшаяся ситуация будет использована операторами для передела рынка, а не для создания цивилизованных правил игры.
История с «Капитал туром» в очередной раз доказала, что поездка на отдых — лотерея. Никогда не знаешь, улетишь ли вовремя, поселят ли тебя в отеле и сможешь ли ты благополучно вернуться обратно в назначенный срок. Путешественник не владеет информацией, в каком состоянии находятся финансовые дела оператора, к которому он обратился. Государство никак не вмешивается в деятельность турбизнеса, даже если компания находится на грани банкротства. Между тем туроператорский бизнес, хотя и относится к среднему бизнесу, по социальной значимости сравним с банковским или страховым. Испорченный отпуск провоцирует массовое недовольство. А застрявшие за границей граждане выводят проблему на международный уровень. В конце осени жертвами неожиданно обанкротившегося «Капитал тура» стали 8323 туриста. Столько человек, по данным самой компании, оплатили туры на даты начиная с 17 ноября (именно с этого дня оператор перестал исполнять свои обязательства).
Первая туристическая революция
В 2007 году российский турбизнес был серьезно реформирован. Были приняты поправки к закону «Об основах туристической деятельности», осуществлять которую смогли только те операторы, которые получили финансовые гарантии от банков или страховщиков. Согласно системе, в случае банкротства оператора или ненадлежащего исполнения услуг туристы смогут компенсировать свои потери за счет страховых выплат. Для компаний, работающих на внутренних направлениях, размер фингарантий был определен в 500 тыс. рублей, для международных операторов — в 5 млн рублей. Всех участников рынка обязали войти в государственный реестр туроператоров. Без наличия фингарантий путь туда закрыт. На этапе подготовки законодательства чиновники и представители бизнеса намеревались создать механизм, способный защитить потребителей. Обсуждалось две концепции. Первая предполагала введение страхования каждого отдельного договора, вторая — создание института финансовых гарантий для каждого туроператора. За последнюю идею выступили крупнейшие операторы («Интурист», TEZ TOUR, «Натали Турс», Neva International Holding, «Инна тур», «Капитал тур»), заручившиеся поддержкой Ростуризма (Федеральное агентство по туризму, которое в то время возглавлял Владимир Стржалковский, основатель туристической компании «Нева», сейчас он является гендиректором «Норильского никеля»). По сути, в отрасли произошел раскол. Революционно настроенные компании покинули единственное на тот момент крупное отраслевое объединение Российский союз туриндустрии (РСТ) и создали Ассоциацию туроператоров России (АТОР). Между тем из РСТ ушли не все компании, впоследствии вошедшие в АТОР. «Среди членов РСТ — широкая сеть агентов, хотельеры. Союз предлагает большие рекламные возможности. Покидать РСТ нам невыгодно. Это бизнес, — сказал участник рынка, пожелавший остаться неизвестным. — При этом наша компания вступала в АТОР «на всякий случай», не особо углубляясь в политику «революционно настроенных» основателей». Основатели же АТОР не скрывали, что введение системы фингарантий должно не только защитить интересы туристов, но и убрать с рынка мелких игроков, что позволит запустить процесс консолидации. Ведь обороты многих мелких и средних операторов не позволяли оплатить фингарантии и попасть в реестр Ростуризма. В 2008 году по инициативе АТОР размер фингарантий был увеличен в десять раз. Поводом послужило банкротство в том же году турецкой компании Vasco, потянувшей за собой и российскую дочернюю фирму «Детур», чьего страхового обеспечения не хватило для возмещения потерь многочисленным клиентам этого оператора. Предполагалось, что многократное увеличение обязательной фингарантии сможет в будущем обеспечивать интересы всех без исключения туристов. Сегодня фингарантии составляют 500 тыс. рублей для туроператоров внутреннего туризма, 10 млн рублей — для туроператоров въездного туризма, 30 млн рублей — для туроператоров выездного туризма, если их оборот не превышает 100 млн рублей в год, 60 млн рублей — для туроператоров выездного туризма, если их оборот не превышает 300 млн рублей, 100 млн рублей — для туроператоров выездного туризма с оборотом более 300 млн рублей в год. Но повышение ставок проблему не решило. Судя по всему, и на этот раз страховых гарантий «Капитал тура» не хватит для того, чтобы возместить ущерб всем пострадавшим туристам. Общий размер фингарантии «Капитала» составлял 190 млн рублей (100 млн — фингарантии головной компании, плюс 60 и 30 млн гарантий двух ее дочерних компаний). По оценкам экспертов, страховку получат только 70—80% туристов. «Для определения порядка выплат компенсаций нам потребуется консультация ВСС (Всероссийский союз страховщиков). Вначале мы, наверное, будем выплачивать компенсации в полном объеме, после определенного числа клиентов будет принята пропорциональная система», — сказал Виктор Калиновский, гендиректор СК «Инногарант» (эта компания предоставила все страховые гарантии «Капитал туру»). Он не назвал порядковый номер «невезучего туриста». Понятно, что первыми страховку получат те, кто раньше обратится. Но обратиться в страховую компанию за возмещением потерь заранее нельзя — только тогда, когда наступит время поездки и турист не сможет в нее отправиться, или если «Капитал тур» официально объявит о своем банкротстве. Пока компания этого не сделала. Банкротство «Капитал тура» заставляет задуматься о том, что такая неприятность может неожиданно случиться с любым другим оператором. А ничего не подозревавшие туристы в лучшем случае лишатся возможности вылететь на отдых, а в худшем не смогут поселиться в отель или вылететь домой. По такой модели, как «Капитал тур», работают почти все крупные операторы. С той лишь разницей, что делают они это менее агрессивно.
Модель всего рынка
Владельцы «Капитал тура» супруги Игорь и Инна Бельтюковы пришли на туристический рынок в конце 1990-х. Они создали компанию «Инна тур». Чтобы получить начальный капитал, им пришлось заложить квартиру. Бизнесмены не прогадали: оборот компании по итогам 2000 года составил 40 млн долларов, а спустя пару лет вырос втрое. «Инна тур» стала первой на российском туррынке компанией, привлекшей стороннего инвестора (в 2000 году «Гута» приобрела 75% акций «Инна тур»). В 2003 году супруги Бельтюковы продали «Гуте» оставшиеся 25% и покинули «Инна тур». По некоторым данным, причиной разрыва отношений с инвестором послужила агрессивная политика продаж по массовым направлениям, которую акционер нашел слишком затратной. Через полгода супруги создали «Капитал тур». Агрессивная политика была продолжена. Они слишком активно осваивали новые направления, занимались демпингом. Такой подход позволил Бельтюковым ежегодно увеличивать обороты компании в несколько раз. Средний годовой оборот «Капитал тура», по данным информационного портала БАНКО, до последнего времени составлял около 12—13 млрд долларов. Но внезапно выяснилось, что туроператор не может покрыть накопившиеся долги и кредиты. Аналитики рынка оценивают все долги «Капитал тура» примерно в 100 млн долларов. Притом что только банкам из-за заморозки счетов, которыми туроператор и прекратил деятельность (добился ареста банковских счетов «Капитал тура» Московский кредитный банк), компания задолжала около 45 млн рублей. «Владельцы компании брали кредиты, чтобы демпинговать и предоставлять огромные комиссии агентствам: 18—20% при сложившейся норме в 11—12%, — говорит пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. — Когда компания активно развивала продажи на Мальдивы, каждому менеджеру, продавшему тур на эти острова, выдавали по 300 долларов». «Большое количество спецпредложений, которые предлагают операторы, и вообще переизбыток предложения туров на рынке явно свидетельствуют о том, что заемные средства используют все компании. Возможно, у некоторых и нет банковских кредитов, но есть задолженность перед партнерами. Но никто точно не может сказать, насколько закредитован турбизнес, чтобы не вызвать на рынке негативных тенденций», — рассказывает Эдуард Кузнецов, гендиректор компании «Мегаполюс турс» (входит в международный холдинг Kuoni Group). Особенность российского туроператора — большие обороты при относительно невысокой прибыльности. «В среднем по году операторы при чартерных программах закладывают в пакетные туры прибыль на уровне 16—17%: наценка 20% к нетто стоимости услуг поставщиков (отели, авиаперевозчики и т. п.). Из этой прибыли 10—12% идет агентствам, которые продают продукт оператора. То есть оператор работает за 4—7%», — продолжает Эдуард Кузнецов. Еще существуют риски по билетам, которые могут быть не выкуплены, и отелям. Некоторые туры продаются по себестоимости и даже ниже. «Реальная маржинальность сводится к 1—2%. А ведь еще нужно покрыть операционные расходы», — резюмирует Эдуард Кузнецов. Как уверяют наши операторы, в европейской туриндустрии иное распределение прибыли между агентствами и операторами: 5—8% — агентству, 10—15% — оператору, так как все понимают, что у операторов риски выше. Отечественные операторы работают по жестким контрактам с авиаперевозчиками: они не могут сдать выкупленные блоки мест, если они не будут востребованы. Например, на Западе распространены такие договоры, по которым можно за месяц-два снять любое количество кресел из выкупленных на регулярных рейсах блоков мест. «У нас же решение о снятии без штрафа — на усмотрение авиакомпании, и это всякий раз происходит по-разному», — говорит Эдуард Кузнецов. Приходится выкручиваться за счет постоянного роста оборота. Именно под него банки и кредитуют бизнес, постоянно расширяя кредитную линию. Получается замкнутый круг: чтобы взять новый кредит, оператору нужно каждый год показывать банку больший оборот, что часто достигается продажей туров в убыток. «При этом учтите высокую стоимость заемных средств в России», — добавляет Кузнецов. В Европе путешественники привыкли планировать туры заранее, поэтому оператор может спрогнозировать, продаст ли он выкупленные блоки мест в самолете или нет. Если заполнить места туристами не получается, оператор вправе вернуть их авиакомпании.
Тайные страсти
Новость о неспособности «Капитал тура» выполнять свои обязательства не стала для участников рынка неожиданностью. О проблемах компании многие коллеги знали давно. «Все молчали, поскольку, если бы, например, какая-то компания-партнер прекратила сотрудничать с «Капиталом», она бы своих денег точно никогда не увидела, а так шансы оставались», — сказала Ирина Тюрина. Хотя некоторые агентские фирмы заранее прекратили работать с «Капиталом». Но рядовые туристы ни о чем не подозревали. По словам участников рынка, в ближайшее время проблемы могут возникнуть еще у пары операторов, но называть конкретные имена все отказались. «Если бы кто-то месяц назад сказал, что «Капитал тур» находится на грани краха и что она обанкротится, его бы тут же обвинили в этом банкротстве. Никто не хочет брать на себя ответственность», — объясняет источник, пожелавший остаться неназванным. «Подобным образом, как «Капитал тур», работает более половины операторов из топ-20», — говорит представитель туриндустрии. Впрочем, некоторые российские операторы утверждают, что счета «Капитал тура» заморозили потому, что долги компании были «плохие». «Есть долги, которые берут, чтобы преодолеть кассовый разрыв, на предоплату на сезон. Это нормальные инвестиции. В «Капитал туре» же фактически строилась финансовая пирамида. Продукт продавали дешевле, чем он реально стоит, — сказал вице-президент АТОР Владимир Канторович. — Каждый квартал компания заканчивала убытками, которые покрывались за счет роста оборота в следующие периоды (обороты росли в основном за счет скидок, щедрых вознаграждений агентам и демпинга). Если обороты не росли, они покрывались кредитами, с обслуживанием которых компания и не справилась». Между тем отечественный туристический бизнес настолько закрыт и непрозрачен, что об истинных проблемах знают только профессиональные игроки. Рядовой турист видит только яркие рекламные плакаты, обещающие сказочный отдых. Его завлекают привлекательными ценами и обещаниями. Ситуация осложняется тем, что в России услугами туристических фирм пользуется около 80% путешественников (на Западе, где границы открыты, этот показатель составляет 40%). Наши люди «клюют» на известное имя оператора, на длительность его работы на рынке. Но, как выясняется, все эти факторы не являются страховкой от неприятностей. Наши туроператоры держат свою финансовую отчетность за семью печатями. Если бы, к примеру, «Капитал тур» был публичной компанией, в СМИ уже давно появилась бы информация о том, что у компании огромные долги.
По замкнутому кругу
Даже сегодня участники рынка и контролирующие органы не поднимают вопрос о создании прозрачного цивилизованного туристического рынка, необходимости открытых публикаций данных о туркомпаниях. Вместо этого они продолжают отраслевые разборки. Так, представители АТОР заявили о необходимости внесения новых поправок к закону «Об основах туристической деятельности», способных не только защитить попавших в беду туристов, но и наделить дополнительными полномочиями Ростуризм. Начали члены АТОР, как и раньше, с идеи увеличения размера фингарантий в несколько раз. Руководство РСТ с идеей увеличения размера фингарантий согласилось. Но члены этой организации снова предлагают страховать каждый отдельный тур, а не туроператора. «Такая страховка может стоить 20—50 евро на человека. Да, клиентам придется идти на дополнительные траты. Но люди, выезжающие за рубеж, не должны экономить на своей сохранности и безопасности», — считает Ирина Тюрина. Предложения РСТ о возможности страхования каждого отдельного туриста у страховщика удивления не вызывают. «Мы и сейчас предлагаем туристам страховку на случай невыезда. Начиная от ситуации, когда не выдали визу, и заканчивая болезнью или случаем призыва в армию потенциального путешественника. Такая страховка стоит вполне подъемных денег», — говорит Игорь Иванов, заместитель генерального директора «Ресо-Гарантия». Вообще страховщики достаточно осторожно относятся к вопросу увеличения фингарантий. Они никогда не считали страхование туроператоров своей основной деятельностью. «Фингарантии мы рассматриваем не как отдельный бизнес, а как часть сотрудничества с компанией — крупным клиентом. Сотрудничаем с теми, кто страхует у нас имущество, автомобили, здоровье сотрудников. Если фингарантии увеличат, то мы будем более ответственно и осторожно подходить к вопросу заключения договора с оператором. Конечно, найдется много страховых компаний не из топ-10, которые готовы будут обеспечить фингарантии. Однако в этом случае надежность системы снизится», — сказал Игорь Иванов. Пока ясно лишь то, что устанавливать запредельные страховые обеспечения туроператорам добросовестным страховщикам будет невыгодно. При этом не особо верится в то, что новое увеличение размера гарантий сможет полностью защитить все стороны от рисков. «Страхование не может быть панацеей, а страховой полис не индульгенция для людей, которые играют в турбизнес, как в рулетку», — предупреждает Игорь Иванов. По мнению представителей АТОР, правильнее было бы обязать страховые компании проводить аудит туроператоров, прежде чем будет подписан договор о страховой ответственности. «Подобные вещи дорого стоят. Я не уверен, что получение премии по страховой ответственности эти затраты окупит», — утверждает Игорь Иванов. Надо сказать, что и в этот раз члены АТОР не скрывают, что повышение размера фингарантий может проредить турбизнес. «У нас одновременно хотят защитить и туристов, и малый бизнес. А это вещи сложно совместимые. Надо или вводить нормальное регулирование, или договариваться, что в случае возникновения проблем государство все компенсирует туристам. Малый бизнес у нас поддерживается какой-то неправильный. Но сейчас общественный фон такой, что нужно что-то обязательно менять», — рассуждает Владимир Канторович.
Свет в конце курорта
Похоже, на этот раз крупные представители индустрии намерены проредить помимо малого операторского еще и агентский бизнес. «Сегодня никак не регулируется рынок туристических агентств, а этот сегмент наиболее уязвим, — утверждает исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. — Банкротство одной крупной операторской компании не идет в сравнение с десятками исчезнувших в этом году агентств». «Финансовые гарантии необходимо вводить и для агентств. Сейчас государство устранилось от регулирования турагентской деятельности. В 2010 году каждый месяц появлялись новости о том, что внезапно исчезло какое-то турагентство. И это только то, что попадало в прессу», — соглашается Ирина Тюрина. «При этом агентствам для работы не нужна лицензия. В отрасли наблюдается сильнейшая конкуренция, которая приводит к демпингу, агентства иногда готовы работать за вознаграждение в 300 рублей, отдавая свою комиссию на скидку клиенту», — говорит Кузнецов. Панацею от всех бед идеологи новых поправок в законодательство видят в наделении дополнительными функциями государственных органов. Например, АТОР предлагает расширить полномочия Ростуризма, чтобы ведомство смогло проверять сведения, которые операторские компании предоставляют о себе при внесении в Единый федеральный реестр. Но подобная инициатива выглядит странно: такие полномочия у Ростуризма давно уже есть. «В списке документов, которые необходимо предоставить для внесения в реестр туроператоров, есть заключение аудитора. Возникает вопрос, каким образом Ростуризм принял это заключение от «Капитал тура». Компания должна была подать его весной 2010 года», — удивляется Ирина Тюрина. Но главное — предлагается наделить Ростуризм полномочиями по исключению проштрафившихся компаний из реестра, а руководителей, доведших компанию до грани, временно дисквалифицировать. С одной стороны, если все правила будут соблюдаться, это позволит избежать ситуации, случившейся с «Капитал Туром». Но с другой — может быть использовано для устранения с рынка «лишних» игроков. Крупные операторы неоднократно заявляли, что в России слишком много туроператоров, которые обслуживают слишком мало выезжающих туристов, и ставили вопрос о необходимости укрупнения рынка. В этом отчасти и заключается проблема низкой рентабельности бизнеса. В принципе доля истины в этом есть. На сегодняшний день в Едином федеральном реестре туроператоров зарегистрировано более 3 тыс. компаний (из них 50 считаются крупными), в стране насчитываются тысячи агентств. При этом отдыхать в дальнее зарубежье выезжает 4—5% жителей России, этот показатель не меняется лет десять. Получается, что огромное количество компаний сражается за одних и тех же клиентов. Сражается, как может: демпингует и наращивает обороты. Но наделение одного Ростуризма полномочиями приостанавливать деятельность операторов создает поле для злоупотреблений, не исключает недобросовестную конкуренцию, а учитывая непрозрачность туррынка, и вовсе усугубит проблему. Тогда в закрытый клуб может превратиться не только АТОР, но и весь туристический рынок. «Ситуация улучшится тогда, когда операторский бизнес станет открытым. Более цивилизованным, аудированным», — рассуждает Игорь Иванов. Судя по всему, единственный выход из ситуации — создание неких компенсационных фондов. В случае возникновения финансовых трудностей у оператора, стихийного бедствия, средства из фонда могли бы оперативно направляться для решения проблем туристов без лишних согласований и бумажной волокиты. В такую организацию должны входить как операторы, так и агентства. Опыт компенсационного фонда применяется в страховой сфере. Если страховщик обанкротится, то за выплатами, например, по ОСАГО, необходимо обращаться в Российский союз автостраховщиков (РСА), который берет на себя обязательства банкрота. Все страховые компании, входящие в РСА, формируют фонд на случай невозможности кем-либо исполнять свои обязательства. Возникает вопрос, кто должен формировать такие фонды в туриндустрии, ведь существующие отраслевые ассоциации об этом пока не задумываются. Наиболее реальный выход — организация туристической саморегулируемой организации (СРО), которая и создаст компенсационный фонд. И в такую организацию должны входить как операторы, так и агентства. «Создание СРО могло бы решить проблему, но этого до сих пор не сделано по причине медлительности государственного органа — Ростуризма», — сказал руководитель одной из операторских компаний, пожелавший остаться неназванным. Сами представители бизнеса не станут инициировать создание подобных организаций. Закон о СРО вступил в силу в 2007 году, существенно доработан был в 2008 году. Однако импульса от власти к созданию подобной структуры в туристической отрасли пока нет. «При создании фонда бизнес станет более прозрачным в силу того, что самим членам организации будет невыгодно молчать о проблемах своих членов, ведь все они понесут коллективную ответственность», — продолжает наш источник. Сама СРО будет контролировать своих участников, проводя плановые и внеплановые (в случае поступления жалоб) проверки и публиковать их результаты на своем сайте. Контроль же за саморегулируемой организацией призван осуществлять Ростуризм, который должен вести реестр СРО. О том, что ситуацию необходимо менять, свидетельствует тот факт, что пришедшие на российский рынок иностранные туроператоры сначала обещали навести порядок в отрасли, сделав бизнес прозрачным и цивилизованным, но в итоге стали играть по существующим правилам.
Справка
По данным Ростуризма, за девять месяцев 2010 года за рубеж с целью туризма выехали 9,8 тыс. россиян (что на 34% больше, чем за аналогичный период прошлого года). Этот показатель учитывает как дальнее, так и ближнее зарубежье. Самые популярные у российских туристов страны — Турция (2,2 млн чел.), Египет (1,5 млн чел), Китай (1 млн чел), а также Италия, Испания, Греция, Германия и Болгария. Валовая выручка российских туристических компаний, по данным «Туринфо», составила в 2009 году 5,8 млрд долларов. Общий объем отечественного туристического рынка эксперты оценивают в 8—9 млрд долларов.
За рубежом
Во всех странах существуют механизмы финансовой защиты туристов. Например, в Великобритании, если оператор не может выполнять свои обязательства, туристы получают компенсацию из специального фонда, которым управляет ассоциация ATOL (Air Travel Organiser`s Licence). Это полугосударственный орган, находящийся в ведении британского Управления гражданской авиации и специализирующийся на защите авиапутешественников. Из фонда оплачиваются расходы на доставку домой туристов прогоревших фирм. При этом, если турист находится на отдыхе, он может его спокойно завершить, а если купил тур, но еще не вылетел, ему будет выплачена компенсация за перелет и проживание. Фонд формируется из взносов операторов, которые получают лицензию от ATOL и регулярно проверяются этим органом. В настоящее время объем фонда составляет примерно 50 млн фунтов стерлингов. До кризиса взнос покупателя тура в фонд составлял 1 фунт, но после череды банкротств операторов, вызванной финансовым кризисом, фонд истощился, и взносы подняли до 2,5 фунтов с каждого тура. При этом деятельность ассоциации публичная: каждый желающий может получить информацию о состоянии оператора, введя его данные на сайте ATOL, и уже после этого принимать решение, воспользоваться его услугами или нет. На сайте публикуется и список сомнительных компаний. В ЕС действует аналогичная система. Согласно принятой в 1992 году директиве Евросоюза о защите покупателей пакетных туров, они в обязательном порядке подпадают под компенсационные выплаты за счет фонда, формируемого из специальных взносов, уплачиваемых при покупке путевок.
Андрей БОЙКОВ
Вся пресса за 27 декабря 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Выплаты, Страхование выезжающих за рубеж, Страхование ответственности
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|