Автоперевозчик,
17 января 2003 г.
На промежуточном этапе 574 просмотра
На недавно проведенной четвертой Всероссийской научно-практической конференции по обеспечению безопасности движения особый интерес у присутствующих вызвало сообщение руководителя департамента автострахования Росгосстраха В.В.Никитина. Речь шла о путях реализации закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Буквально за несколько дней до начала конференции в средствах массовой информации стали появляться сообщения о том, как идет подготовка по реализации закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств; порой даже назывались конкретные цифры страховых тарифов. Но информация носила противоречивый характер. И вот присутствующие на конференции получили возможность услышать достоверную информацию по данному вопросу. Так как же на самом деле обстоят дела по реализации закона?
Новые правила для автомобилистов
Прежде всего, напомним, что вышеупомянутый закон вступает в силу с 1 июля 2003 года. Мы уже писали подробно об основных положениях этого законодательного акта, высказывали свою точку зрения по отдельным его позициям («АП» № 6, 2002 г.). Как известно, после принятия этого закона страховщики должны разработать соответствующие правила страхования, которыми будут руководствоваться при наступлении страхового случая, как страховые компании, так и автовладельцы.
В.Никитин в своем выступлении подтвердил, что в настоящее время действительно такие правила разрабатываются Российской ассоциацией страховщиков ответственности владельцев транспортных средств, в которую входят 48 страховых организаций. Кроме этого, было сказано, что зарегистрирована еще одна новая организация — Российский союз автостраховщиков, который является профессиональным объединением страховщиков в том смысле, как это понимается в упомянутом законе. Однако ассоциация была создана раньше, чем был принят закон, и поэтому она будет преобразована в Российский союз автостраховщиков. Именно те страховые компании, которые являются членами этого союза, будут получать лицензии на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Для подготовки предложений по реализации закона созданы рабочие группы из представителей страховых компаний.
Одна из них как раз и занимается разработкой правил обязательного страхования. Концептуально эти правила уже разработаны, и в настоящий момент идет только редакционная правка. Согласно проекту этих правил право заниматься обязательным страхованием гражданской ответственности получат организации, которые к моменту принятия закона уже два года занимались добровольным страхованием, являются членами профессионального объединения страховщиков и имеют представителей в каждом из субъектов Российской Федерации, а также получили лицензию департамента страхового надзора Министерства финансов РФ. Это те основные требования, которые предъявляются к страховым организациям, собирающимся заниматься этим видом деятельности.
А как быть региональным страховым организациям, которые осуществляют страхование в пределах одной или нескольких областей, или одного или нескольких субъектов РФ? Ведь требование иметь своего представителя в каждом из 89 субъектов РФ относится и к ним. Каким образом это может быть достигнуто? Прежде всего, пояснил В. Никитин, заключением соответствующих соглашений об урегулировании убытков с другими региональными страховыми компаниями. Конечно, у Росгосстраха такой проблемы не возникает, так как эта организация имеет свои представительства или дочерние компании в каждом из субъектов РФ, поэтому именно эти структуры будут заключать с региональными компаниями подобные соглашения.
Необходим согласованный вариант тарифов
Следующая методологическая группа, которая работает над реализацией закона, занимается разработкой и обоснованием страховых тарифов, которые будут выноситься на утверждение правительства. В.Никитин обратил внимание всех присутствующих на тот факт, что в ряде СМИ прошла информация о том, что тарифы уже утверждены. На сегодняшний день, заверил выступающий, никакие тарифы еще не утверждены и даже не вносились в правительство, которое продлило срок предоставления предложений по тарифам до 25 декабря. Видимо, в эти сроки проект тарифов и будет внесен в правительство. (Прим. ред. На момент подписания «АП» № 1, 2003 г. редакция не располагала информацией о фактической дате внесения данного проекта в правительства). После этого он будет подвергнут экспертизе правительственными экономическими институтами. На самом деле сложно сказать, когда автомобилистам ждать утверждения окончательного варианта тарифов, но, скорее всего, это будет не раньше февраля 2003 года.
На данный момент существуют две позиции в области размеров тарифов. Одна позиция, по мнению докладчика, экономически обоснована и посчитана. Основывается она на статистике по добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Другая позиция несколько отличается от той, которая была озвучена СМИ, и имеет, как считают страховые компании, популистский вид, экономически не обоснована и направлена на явное снижение тарифных ставок. Но, тем не менее, в правительство все-таки будет представлен некий согласованный обеими сторонами вариант.
Законом предусмотрено применение к базовым тарифам повышающих и понижающих коэффициентов. Основываться они будут на данных статистики, и в различных регионах будут установлены свои коэффициенты. Но с определенной долей уверенности было озвучено, что самые высокие тарифы будут в Москве, а также для владельцев мощных иномарок с объемом двигателей более 2,5 л — по крайней мере, предполагается так сделать. Ну и повышающие коэффициенты, конечно, будут вводиться для молодых водителей в возрасте до 22 лет, а также для тех, кто впервые сядет за руль в текущем году.
Как противостоять «валу» заявлений
Что касается непосредственно закона и правил обязательного страхования, то было отмечено, что страховые компании, которые сейчас занимаются добровольными видами автострахования, отдают себе отчет, какой вал заявлений и сообщений о дорожно-транспортных происшествиях обрушится на органы ГИБДД с вступлением в силу этого законодательного акта. Все-таки следует признать достаточно сильную латентность мелких дорожно-транспортных происшествий, в которых нет пострадавших и не причинен ущерб жизни и здоровью людей. Когда при столкновении двух автомобилей появляются незначительные мелкие повреждения, как правило, водители предпочитают разбираться на месте и не вызывать сотрудников ГИБДД. Такие ситуации учтены в проекте правил.
Например, по замыслу страховщиков, если при столкновении двух транспортных средств или больше нет пострадавших физических лиц или серьезного ущерба жизни и здоровью потерпевших, то предполагается, что сумма ущерба составит не более семи тысяч рублей. Речь идет о размере суммы ущерба — некоего определенного порога, после которого следует вызывать сотрудников ГИБДД. Участники ДТП при взаимном согласии, если у них нет расхождений в оценке того, кто виноват, могут оформить специальный двухсторонний протокол по типу европейского, который действует в странах ЕС, и прибыть на пост ГАИ для заверения его сотрудниками милиции. То есть это нужно для того, чтобы по каждому, даже незначительному дорожно-транспортному происшествию, не вызывать на место сотрудников ГИБДД и таким образом облегчить им дорожную службу. Если же кто-то из участников ДТП будет не согласен с размером ущерба или с определением виновности, то тогда могут возникнуть достаточно серьезные проблемы. Как вы знаете, с вступлением нового КоАП виновность человека может признать только суд. Поэтому если вопросы при ДТП остались, то вызов представителей ГИБДД в этой ситуации однозначен — он должен быть.
Страховые выплаты
В соответствии с законом, а также разрабатываемыми правилами, общая страховая сумма составляет 400 тыс. рублей, которая делится на две части. Если вред здоровью нанесен одному потерпевшему, то выплачивается не более 160 тыс. руб. Если вред нанесен здоровью двух и более потерпевших, то общая сумма возмещения составляет 240 тыс. руб., но при этом она делится пропорционально между ними, то есть, если это три человека, то они получают по 80 тыс. руб. и т.д. В части возмещения вреда имуществу потерпевшим на одного человека выплачивается до 1 20 тыс. руб., если в ДТП участвуют несколько машин и им нанесен вред — то это 160 тыс. руб., но опять же делится все в пропорции.
Вместе с тем, введение закона не отменяет добровольного страхования гражданской ответственности. Очевидно, что в крупных областных городах страховые компании будут предлагать вместе с полисами по обязательному страхованию полисы по добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Но это уже дело добровольное.
Кроме этого, было отмечено, что с введением закона в силу роль ГИБДД возрастет. Напомним, что при регистрации транспортного средства и при прохождении технического осмотра владелец транспортного средства должен предъявить полис. Это обязательное условие вводится с 1 июля, хотя штрафовать за его отсутствие будут только с 1 января 2004 года. Тем не менее, страховые компании надеются на то, что ГИБДД окажет им помощь в развитии этого вида страхования уже в текущем году.
Вопросы из зала
Несмотря на то, что выступающий в начале своего сообщения отметил, что ему не хочется называть пока размеры страховых тарифов, присутствующие в зале попросили их все-таки озвучить.
— Назовите хотя бы примерный порядок цифр страхового тарифа. В печати называется цифра в 2000 руб.
— Я бы, честно говоря, не хотел говорить сейчас о тех цифрах, которые обсуждаются. Эти цифры скорее всего правительством будут понижены. Базовый тариф предполагается установить в сумме, эквивалентной 70 долларам. Но повторю, это не является согласованным вариантом.
— Почему в Москве будут самые высокие тарифы?
— Это объяснимо — наибольшая плотность движения и наибольшее количество мощных машин. Это данные статистики.
— Какой процент отчислений от страховой суммы пойдет на мероприятия по повышению безопасности дорожного движения?
— На сегодняшний день структура тарифной ставки по этому виду страхования выглядит следующим образом. По закону 80% сумм страховых взносов компании должны направлять на страховые выплаты. Оставшиеся 20% поступают в распоряжение страховщиков на организацию этого вида деятельности. Из этих 20% страховые компании должны обеспечить изготовление полисов, распространение их, сопровождение договоров, выплату комиссий, а также направление определенных средств на повышение безопасности дорожного движения. Каждая страховая компания эти вопросы будет решать самостоятельно,
Кроме того, 80% сумм имеют также свое деление. Из этой суммы — 77% будет направлено на выплаты, а 3% -на формирование фонда гарантий компенсаций, который обязаны создать страховые компании по закону. Он необходим в следующих случаях, если:
— виновный скрылся с места ДТП; — водитель оказался не застрахован; — страховая компания, выписавшая полис, оказалась к моменту производства выплаты в процедуре банкротства.
Во всех этих случаях потерпевший имеет право обратиться в фонд гарантий компенсаций. Логика правил обязательного страхования такова, что в любом случае выплата должна быть произведена, а вред, нанесенный потерпевшему, возмещен.
КУЗЬМИНА В.
Вся пресса за 17 января 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, ОСАГО, Выплаты, Регулирование, Тарифы
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
26 декабря 2024 г.
|
|
Frank Media, 26 декабря 2024 г.
ЦБ привел пример лучших практик при разработке программ ДСЖ
|
|
Интерфакс, 26 декабря 2024 г.
В новых регионах договоры страхования могут оформить три десятка страховщиков
|
|
ПРАЙМ, 26 декабря 2024 г.
Минфин оценил продажи полисов ОСАГО в новых регионах
|
|
ТАСС, 26 декабря 2024 г.
В Донбассе и Новороссии с января заработают обязательные виды страхования
|
|
ТАСС, 26 декабря 2024 г.
В РФ усилят контроль за работой страховых медицинских организаций
|
|
ТАСС, 26 декабря 2024 г.
В РФ создадут систему защиты прав страхующих свою жизнь
|
|
ПРАЙМ, 26 декабря 2024 г.
Минфин рассказал об обязательных видах страхования в новых регионах
|
|
Коммерсантъ онлайн, 26 декабря 2024 г.
Балицкий напомнил об обязательном ОСАГО для водителей Запорожской области
|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 26 декабря 2024 г.
Водителю стало плохо за рулем - работает ли в такой ситуации страховка в случае ДТП
|
|
Новости транспорта, 26 декабря 2024 г.
Haval Jolion выбился в лидеры по числу оформленных полисов КАСКО с начала года
|
|
Коммерсантъ-Челябинск, 26 декабря 2024 г.
Задержан еще один организатор инсценировок ДТП в Кургане
|
|
Казахстанский портал о страховании, 26 декабря 2024 г.
Руководители Swiss Re описывают проблемы отрасли и факторы роста в 2025 году
|
|
Время Н, Нижний Новгород, 26 декабря 2024 г.
Нижегородские работодатели все чаще страхуют коллективы по ДМС
|
|
Казахстанский портал о страховании, 26 декабря 2024 г.
ЕЦБ и EIOPA предлагают решение на уровне ЕС по смягчению последствий стихийных бедствий
|
|
МК в Мурманске, 26 декабря 2024 г.
Штрафы за отсутствие полиса ОСАГО могут подорожать до пяти тысяч рублей
|
|
Четвертая Власть, Саратов, 26 декабря 2024 г.
Прокуратура нашла конфликт интересов председателя ТФОМСа со страховой компанией
|
|
Penza Post, 26 декабря 2024 г.
Пензенская область вошла в пятерку регионов-лидеров ПФО по объему застрахованных посевных площадей
|
 Остальные материалы за 26 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|