Экономика природопользования,
21 января 2003 г.
Экологическое страхование и ядерные риски 4119 просмотров
Важное значение в настоящее время имеет такой элемент экономического механизма охраны окружающей природной среды, как экологическое страхование. Федеральным Законом «Об охране окружающей среды» (ст. 18) [1] определено, что в Российской Федерации осуществляется добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятии, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф. Где под экологическим страхованием (страхованием ответственности за нанесение вреда окружающей среде) понимается страхование гражданской ответственности владельцев потенциально опасных объектов в связи с необходимостью возмещения ущерба третьим лицам, обусловленного технологической аварией или катастрофой.
Особо важную роль играют ядерные риски, методики оценки ущерба и способы их страхования, правовому регулированию которых наиболее удовлетворяет экологическое страхование. Тем самым возможно не разрабатывать заново нормативно-правовую базу для страхования ядерных рисков, а, учитывая их особенности дополнять правовое пространство экологического страхования. С этой целью рассмотрим обязательное экологическое страхование.
Законом РФ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ст. 15) [2] предусмотрено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.
Страховым случаем признается нанесение ущерба жизни, здоровью или имуществу третьих лиц, или окружающей природной среде в результате аварии, происшедшей на эксплуатируемом страхователем и указанном в договоре страхования опасном производственном объекте, подтвержденное соответствующим решением суда. Аварией на опасном производственном объекте признается разрушение сооружения и (или) технического устройства, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс, сброс, разлив опасных веществ и произошедший в период действия лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта и действия договора страхования.
В целях содействия развитию рынка, экологического страхования, обеспечения страховых гарантий возмещения убытков в результате аварийного загрязнения окружающей природной среды, а также в целях реализации статьи 15 Федеральным Законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Приказом Госкомэкологии РФ от 28.05.98 № 324 был создан Консультативный совет по экологическому страхованию Госкомэкологии России.
Основной целью работы Совета является введение в действие экологического страхования для обеспечения гарантий компенсации пострадавшим от аварийного загрязнения среды, предотвращение и ликвидация последствий экологических аварий.
Создаваемые в системе экологического страхования фонды предназначены для финансирования работ по прогнозированию, предотвращению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварии, катастроф. Порядок государственного экологического страхования и использования фондов в Российской Федерации устанавливает Правительство.
По поручению Правительства РФ Минприроды России и Росгосстрах разработали и утвердили Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования Российской Федерации, на основе которого каждая страховая организация разрабатывает свои правила по экологическому страхованию на основе добровольно заключаемого договора между страховой организацией и страхователем.
В настоящее время необходимая нормативно-правовая база добровольного экологического страхования в целом сформирована. В дальнейшем необходима его доработка с учетом ядерных рисков и способов их страхования. Где обязательному страхованию ядерных рисков подлежат государственные ядерно— и радиационно-опасные объекты. Таковыми являются энергоблоки АЭС, ядерные реакторы, транспортные ядерные энергетические установки, другие радиационные источники.
Развитие страхования ядерных рисков сдерживается отсутствием необходимых данных для достоверного расчета тарифных ставок и отсутствием необходимых средств для создания больших резервных фондов. Поэтому, для обязательного страхования ядерных рисков ядерно— и радиационно-опасных объектов необходимы значительные суммы в десятки миллионов долларов. Например, в США ядерные энергоблоки страхуются комплексной страховкой на 8 млрд долл. Причем местные ядерные пулы обеспечивают только порядка 200 млн долларов. Остальные средства собираются на основе франшизы (франшиза – установленная договором доля участия страхователя в возмещении ущерба. Как правило, она устанавливается в определенной денежной сумме). — поровну владельцами АЭС. Поэтому государству необходимо доминировать в Российском ядерном страховом пуле, с привлечением госбюджетных и внебюджетных средств, а также государственных гарантий.
Обязательное экологическое страхование в настоящее время осуществляется путем включения экологических рисков в перечень рисков, подлежащих обязательному страхованию определенными категориями предприятий — источников повышенной опасности. Однако перечень рисков, покрываемых обязательным страхованием, ограничен.
На практике экологические риски страхуются в рамках:
— обязательного страхования ответственности предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты [2]; — обязательного страхования ответственности эксплуатирующих организаций — объектов использования атомной энергии [3]; — обязательного страхования гражданской ответственности эксплуатирующих организаций и собственников гидротехнических сооружений [4].
Причина требования об обязательном страховании ответственности предприятий — источников повышенной опасности для окружающих заключается в том, что они всегда несут ответственность за причинение соответствующего вреда. Источниками повышенной опасности они признаны из-за использования транспортных средств, механизмов, электроэнергии высокого напряжения, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов; а в случае страхования ядерные рисков — ядерно-радиационно опасных объектов.
Здесь следует отметить, что ограничен круг хозяйствующих субъектов, привлекаемых к формированию страховых фондов, предназначенных для покрытия ущерба, причиненного окружающей природной среде. К страхованию привлекаются практически только предприятия, эксплуатирующие опасные производственные объекты.
Страховая компания, имеющая право на проведение страхования гражданской ответственности предприятий — источников повышенной опасности, осуществляя данный вид страхования, защищает «имущественные интересы предприятий на случай причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в результате аварии на производственном объекте» [5].
Размер ущерба, вызнанного загрязнением окружающей среды, может составлять громадные суммы. Отсюда вытекает необходимость установления предельных размеров (лимитов) (лимит ответственности - установление предельных сумм выплат страховой организацией страхового возмещения; лимиты ответственности могут быть установлены для выплат по одному иску или серии исков, вытекающих из одного страхового случая) ответственности страховщиков при страховании экологических рисков. В России предел ответственности на один ядерный энергоблок установлен временным положением о ядерном страховании предприятий и организации Минатома. В соответствии с ним лимит ответственности, установленный в 1997 г., составляет порядка 1,2 млн долларов.
Поэтому в настоящее время национальный ядерный пул не сможет компенсировать ущерб от возможной аварии с катастрофическими последствиями на ядерно-радиационно опасном объекте (о чем наглядно свидетельствуют последствия катастрофы на ЧАЭС). В таком случае желательно установление для государственных структур, типа Минатома, Минэкономторга, Росэнергоатома и др. страховых франшиз [6].
Следующей трудностью является то, что в современной практике применяются исключительно судебные формы определения размера ущерба, причиненного окружающей природной среде и подлежащего возмещению в рамках страховых правоотношений. Это усложняет процедуру возмещения ущерба, причиненного окружающей природной среде, и приводит к значительным дополнительным материальным и временным издержкам. Признание страхового события страховым случаем, а, следовательно, наступление обязанности страховщика произвести выплату наступает в настоящее время только после вынесения решения судом. Иная практика за рубежом. Например, в Федеративной Республике Германия ситуация разрешается в досудебном порядке путем урегулирования спора сторонами договора страхования, т.е. после подписания сторонами Акта о страховом случае [7].
В настоящее время как в федеральном законодательстве, так и в законодательстве субъектов РФ возобладал подход к определению экологического страхования как специального вида страхования. Причиной этому стало уже сложившееся или предполагаемое в будущем урегулирование данного вида страхования отдельными законами (или группой нормативных правовых актов во главе с законом), что особенно актуально для страхования ядерных рисков.
Вместе с тем, общие правили Гражданского кодекса (ГК РФ) о страховании применяются и к специальным его видам, поскольку законами об этих видах страхования не установлено иное. В ГК РФ определены основные виды страхования: имущественное и личное.
В рамках первого, применительно к экологическому страхованию, рассматриваются такие подвиды имущественного и личного страхования, как страхование имущества (ст. 930 ГК РФ) и гражданской ответственности (ст. 931, 932 ГК РФ). Исходя из указанного деления на виды, экологическое страхование может включать в себя страхование ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде.
В таком случае, страхование ответственности можно рассматривать в двух аспектах:
— страхование гражданской ответственности предприятий — источников повышенной опасности в целях защиты их имущественных интересов, возникающих в результате предъявления претензий о возмещении аварийного (внезапного, непреднамеренного) загрязнения окружающей среды. Оно обеспечивает компенсацию причиняемых при этом убытков и создает дополнительные источники финансирования природоохранных мероприятий;
— страхование ответственности собственников (владельцев, пользователей) «ранее загрязненных» природных объектов, представляющих потенциальную экологическую угрозу жизненно важным интересам граждан и юридических лиц — так называемое ретроспективное страхование экологических рисков.
Страхование природных объектов возможно рассматривать в рамках страхования недвижимого и движимого имущества (например, страхование участка лесного фонда на случай нанесения ему вреда вследствие событий природного характера, аварии или катастрофы). То же относится к страхованию жизни и здоровья физических лиц на случай причинения им вреда в результате реализации экологических рисков. Например, целесообразно страхование работников предприятий и учреждений, относящихся к категории источников повышенной опасности [8].
Разнообразие понятия «риск» не способствует общему определению этого термина, поэтому под экологическими рисками понимаются следующие:
— риск техногенных аварий, включая разрушение сооружения и (или) технического устройства (в том числе и гидротехнического сооружения);
— неконтролируемые взрыв и(или) выброс огня, газа; выброс, сброс, разлив опасных веществ и т.п., т.е. все техногенные риски, обладающие признаками внезапности и непреднамеренности;
— риски природного характера, в том числе опасные геологические явления (землетрясения, оползни, вулканы, осыпи, осадки земной поверхности и т.п.); гидрометеорологические и опасные гелиогеофизические явления (сильный ветер, сильный дождь, паводок, крупный град, сильный снегопад, метель и т.д.); природные пожары (лесные, торфяные) и т.п.;
— риски, связанные с изменением качественного состояния земли, недр и иных природных ресурсов: загрязнение земли; заражение бактериально-паразитическими и вредными карантинными организмами; природного слоя почвы; аварийное загрязнение земель и недр токсикантами промышленного происхождения; затопление земель; загрязнение недр;
— риск аварий на российских ядерно-радиационно опасных объектах для третьих лиц (физических и юридических) и окружающей среды и страховая ответственность собственников этих объектов за причиненный третьим лицам и окружающей среде ущерб [9];
Большое значение в экологическом страховании следует придавать страховому полю, т. е. максимальному количеству объектов, которые могут быть охвачены тем или иным видом страхования [10]. Наличие страхового поля и знание степени его освоенности являются необходимым условием для организации страховой деятельности. Поле может быть сформировано по территориальному, ведомственному, административному принципам, по видам страховой деятельности, с определением порядка определения платы [11]. Кроме того, в случае страхования ядерных рисков желательно вовлечение в страховое поле зарубежных страховых фондов и пулов.
Существо формирования поля сводится к анализу регулярных отчетов, справок юридических лиц (природопользователей и источников повышенной опасности), представляемых исполнительными органами специальной компетенции о состоянии экологической безопасности юридического лица, о допущенных нарушениях природоохранного и природоресурсового законодательства, об авариях, стихийных бедствиях в целях разделения предприятий на подлежащие страхованию и те, страхование которых нецелесообразно.
В качестве признаков для разделения предприятий на указанные категории в страховании природных объектов используются такие, как объем эксплуатации природных объектов, наличие лицензионно-договорных отношений природопользования. В страховании ответственности — уровень эксплуатации, вероятности и интенсивности аварийных выделений и выбросов, возможности их регулирования, состояние контролирующей аппаратуры, мониторинга. Однако отсутствует возможность создания системы целевого использования на природоохранные мероприятия средств из резервов предупредительных мероприятий, формируемых страховыми организациями из страховых премий, уплачиваемых по обязательному экологическому страхованию. Причина состоит в том, что страховые премии, уплачиваемые страхователями в целях страхования экологических рисков, не выделяются из общих сумм страховых премий, уплачиваемых страхователями по договорам обязательного страхования своей ответственности. В целом же рекомендуется [9] для повышения финансовой устойчивости и надежности для страхователя создание Российского страхового пула по крупномасштабным объектам с сотрудничеством с зарубежными ядерными пулами.
Добровольное экологическое страхование
В рамках добровольного экологического страхования страховая компания по данному виду страхования предоставляет страховую защиту гражданской (имущественной) ответственности страхователем за ущерб, причиненный третьим лицам и результате внезапного, непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей природной среды. Объектом страхования является риск гражданской ответственности, выражающейся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнение земельных угодий, водной среды, воздушного бассейна на территории действий конкретного договора страхования.
Страховым событием является возмещение внезапного, непреднамеренного ущерба окружающей природной среде, возникшего в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в атмосферу либо к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод. Перечень причин страховых событий и загрязняющих веществ оговариваются в каждом конкретном случае при заключении договора страхования. Страховые платежи уплачиваются страхователем по тарифным ставкам, которые устанавливаются в процентах от размера годового оборота предприятия. Страховое событие включает в себя:
— компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества; — убытки, связанные с ухудшением жизни в окружающей среде; — расходы по очистке загрязненной территории и приведение ее в пригодное состояние;
а также — расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым в результате страхового события причинен вред.
В целях развития системы экологического страхования с середины 1994 года Минприроды России начало эксперимент по развитию экологического страхования в ряде регионов России.
Экологический аудит
Экологический аудит — экспертиза и анализ деятельности и отчетности хозяйствующего субъекта уполномоченными на то юридическими (аудиторская организация) и физическими (эколог — аудитор) лицами в целях определения их соответствия действующему экологическому законодательству, экологическим нормативным актам, стандартам, сертификатам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов по обеспечению экологической безопасности, проведение консультаций и выдача рекомендаций [12].
Целью экологического аудита является оценка воздействия и прогнозирование экологических последствий деятельности хозяйствующего (в т. ч. на ядерно— и радиационно-опасном объекте) субъекта на окружающую среду, установление соответствия его деятельности требованиям действующего природоохранного законодательства, экологических нормативных актов, правил, постановлений и предписаний государственных и природоохранных органов, определение основных направлений обеспечения экологической безопасности производства, повышения эффективности природоохранной деятельности.
Основными задачами экологического аудита являются анализ природоохранной деятельности и отчетности хозяйствующего субъекта, оценка экологической безопасности производства и выполнения экологических требований. Эти задачи решаются на основе оценки предприятий и объектов с точки зрения обеспечения экологической безопасности в процессе заключения договора на экологическое страхование по инициативе страховой компании или страхуемого предприятия и объекта в целях оценки страхового риска. Они также учитываются на базе документов на выдачу (продление) временных разрешений на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, на основании проверки материалов заявителя на получение лицензии на осуществление отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды.
Регулирование экологического аудирования как вида услуг осуществляется на федеральном и территориальном уровнях. Организация и регулирование функционирования системы экологического аудирования на территории России осуществляется Госкомэкологией России, а на территории отдельных регионов — территориальными органами Госкомэкологии России.
Госкомэкология России также утвердила Временный порядок аттестации экологических аудиторов, создала Коллегию по аттестации экоаудиторов и утверждению временного положения о работе этой Комиссии [13]. Аттестация экоаудиторов проводится в целях подтверждения профессиональной пригодности и соответствующей квалификацией физических лиц, в установленном порядке прошедших курс обучения в области экологического аудирования по программам, утвержденным Госкомэкологией России, для выполнения работ, связанных с экологическим аудированием (экоаудитом). В результате положительной аттестации экоаудитору выдается удостоверение экоаудитора, которое является основанием для участия в проведении работ по экологическому аудированию и получения в установленном порядке лицензии на осуществление вида деятельности «Проведение экологического аудирования предприятий природопользователей и субъектов предпринимательства».
Лица, получившие удостоверение экоаудитора, но не имеющие лицензии на осуществление этого вида деятельности, могут привлекаться для работы в составе групп экоаудиторов в качестве экспертов по отдельным вопросам, связанным с аудируемым объектом. Аттестуемый экоаудитор должен иметь стаж не менее четырех лет соответствующей практической работы в области охраны окружающей среды и природопользования. Экоаудиторы должны повышать свою квалификацию путем совершенствования знаний законодательства, нормативов, стандартов и правил в области охраны окружающей среды и своей аудиторской специализации, методов и процедур экологического аудирования, а также путем прохождения один раз в три года курсов повышения квалификации в определенных Комиссией учебно-методических центрах, имеющих соответствующую лицензию Госкомэкологии России.
Результатом аудиторской проверки является заключение экоаудиторской фирмы документ, имеющий юридические значение для всех юридических и физических лиц, специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды. Экоаудиторское заключение представляет мнение аудиторской фирмы о соответствии действующему экологическому законодательству, экологическим нормативным актам, стандартам, сертификатам, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов представленной природопользователем документации.
Составлению экоаудиторского заключения способствует принцип существенности, согласно которому излагаются все существенные обстоятельства, обнаруженные при проведении аудита. Экоаудиторское заключение не может и не должно трактоваться природопользователем и заинтересованными пользователями аудиторского заключения как гарантия аудиторской фирмы в том, что иные обстоятельства, оказывающие или способные оказать влияние на вопросы охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности, не существуют.
Аудиторское заключение должно состоять из трех частей: вводной, которая представляет собой общие сведения об аудиторской фирме; аналитической — отчет аудиторской фирмы по представленной природопользователем документации. Оно также должно включать общие результаты проверки документации; итоговой части — мнение аудиторской фирмы о соответствии представленной природе пользователем документации действующему законодательству, экологическим нормативным актам.
Аудиторская фирма, должна представить природопользователю не менее двух первых экземпляров аудиторского заключения с приложением предоставленной природопользователем документации, использованных дополнительных данных и перечня использованных нормативно-правовых документов для предоставления заинтересованным пользователям, включая природоохранные органы.
Экологический аудит позволяет сформировать правильное представление о воздействии предприятия на окружающую среду. В зависимости от ситуации экологический аудит помогает улучшить отношения между предприятием и надзорными природоохранными органами, а также населением, добиться экономии средств, собрать данные, которые помогут дирекции в принятии решений по модернизации производственных процессов и оборудования, оценить эффективность природоохранных мероприятий, избежать гражданско-правовой ответственности, наступающей в случае загрязнения предприятием окружающей среды. Он также будет способствовать формированию Российского ядерного страхового пула [14], участию в страховании проектов на территории России, а также за рубежом.
Заключение
С настоящее время недостаточно широко внедряется практика экологического страхования, в особенности ядерные риски и способы их страховании, которое могло бы позволить аккумулировать целевые финансовые средства для ликвидации последствий ядерных техногенных аварий.
Рассмотренные материалы показывают дальнейшие возможные пути становления экологического страхования в России. Формирование правовых, экономических, организационных условий, необходимое для решения задач в обеспечении страховой защиты населения и субъектов предпринимательской деятельности от последствий воздействия на окружающую среду.
Необходимо далее разрабатывать финансовые и инвестиционные механизмы и области охраны окружающей среды посредством формирования, с использованием страховых пулов, новых источников финансирования затрат по ликвидации последствий антропогенного воздействия на окружающую природную среду. Создание системы административной и общественной поддержки экологического страхования, а также доминирование государства в Российском ядерном страховом пуле, с условиями сотрудничества с зарубежными ядерными пулами.
Важное значение имеют механизмы обязательного и добровольного страхования для предупреждения ущерба, причиняемого окружающей природной среде и отдельным природным объектам, а также внесудебное возмещение ущерба, причиненного в результате разрушения окружающей природной среды.
Именно сейчас следует активно развивать систему экологического аудита.
Литература
1. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 26.12.2002 г. 2. Закон РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. 3. Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (с изм. от 10 февраля 1997 г.). Ст. 18 // СЗ РФ. 1995 г. № 48. Ст. 4552. 4. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Ст. 15 // С3 РФ. — 1997. — № 30. — Ст. 3589. 5. Правила страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте (стандартные). Утвержденные 23 февраля 1998 г. Всероссийским союзом страховщиков по согласию с Департаментом страхового надзора Минфина РФ и Госгортехнадзора РФ. 6. Нецветаев А., Жилкина М. Экологическое страхование — надежный инструмент экономико-правового механизма охраны окружающий среды // Страховой рынок: Общие вопросы. — 1999. — № 23. — С. 21. 7. Gesetz uber den Versicherungsvertrag. Vorn 30 Mai 1908 // Deutsche Gesetze. Munchen, 1997. 15 Oktober. 8. Третья Всероссийская и первая Международная конференции «Теория и практики экологического страхования»: Рабочие материалы. М., 1998. 61 с. 9. Гаврилов С. и др. Ядерные риски и способы страхования: Материалы конференции. М. Ядерное Общество. – 2000. — № 5. — 6 с. 10. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» от 05.08.1992 г. № 552. 11. Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» от 28.08.1992 г. № 632. 12. Бажайкин А. Л. «Экологическое страхование: теория и практика» // Законодательство: право для бизнеса. — 2000 г. — № 8. 13. Приказ Госкомэкологии России «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в РФ» от 16.07.1998 г. № 436. 14. Приказ Госстрахнадзора от 18 мая 1995 г. № 02-02/13 «Об утверждении Положения о страховом пуле» // Финансовая газета. 1995. № 28.
к.т.н. В.А.ДЕВОЧКИН, д.т.н. В.П.ГАЕНКО, д.в.н. В.Л.БИРЮКОВ (НИЦ БТС МО РФ)
Вся пресса за 21 января 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Исследования, Страхование ответственности, Ядерное страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 ноября 2024 г.
|
|
Frank Media, 25 ноября 2024 г.
Великобритания ввела санкции против «АльфаСтрахования» и ВСК
|
|
РБК (RBC.ru), 25 ноября 2024 г.
Британия ввела санкции против «АльфаСтрахования» и ВСК
|
|
Комсомольская правда-Санкт-Петербург, 25 ноября 2024 г.
Пострадавшие в ДТП с фурой пассажиры автобуса в Ленобласти смогут получить страховые выплаты
|
|
ТАСС, 25 ноября 2024 г.
Великобритания расширила санкции против РФ
|
|
РИА Дагестан, 25 ноября 2024 г.
Дагестанцев назвали самыми неаккуратными водителями с частыми авариями
|
|
Russia Today, 25 ноября 2024 г.
В Союзе автостраховщиков поддержали увеличение штрафа за езду без ОСАГО
|
|
BFM.Ru, 25 ноября 2024 г.
Штраф за отсутствие ОСАГО планируют повысить
|
|
Интерфакс, 25 ноября 2024 г.
ВСК и «АльфаСтрахование» включены в британский санкционный список
|
|
Ведомости онлайн, 25 ноября 2024 г.
Великобритания ввела санкции против «Альфастрахования» и страхового дома ВСК
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Великобритания внесла в санкционный список «АльфаСтрахование»
|
|
Национальная служба новостей (НСН), 25 ноября 2024 г.
«Водителям невыгодно!»: Пятитысячные штрафы за ОСАГО назвали неэффективным
|
|
КурсивЪ, Астана, 25 ноября 2024 г.
Заявители смогут выбирать форму обеспечения уплаты таможенных пошлин
|
|
Правда Севера, Архангельск, 25 ноября 2024 г.
Глаз-алмаз: зачем автомобилисту полис ОСАГО и при чем тут камеры дорожного движения?
|
|
VN.ru, Новосибирск, 25 ноября 2024 г.
Мошенникам не должно быть легко: страховщики рассказали о борьбе с преступностью
|
|
КурсивЪ, Астана, 25 ноября 2024 г.
В секторе страхования снижается прибыль. Семь страховых компаний пока работают в убыток
|
|
ГТРК Владивосток, 25 ноября 2024 г.
Новые правила регистрации автомобилей ждут автовладельцев
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 25 ноября 2024 г.
Отсутствие страховки дорожает: штраф за езду без ОСАГО может вырасти в 6 раз
|
 Остальные материалы за 25 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|