Коммерсантъ,
21 марта 2011 г.
Перестраховка от Мексиканского залива
989 просмотров
К апрелю 2011 года в Госдуму должен быть внесен один их двух законопроектов, возлагающих по образцу США на нефтекомпании обязанность финансировать мероприятия при разливе нефти. Версия проекта Минприроды предполагает, что у "Газпрома" и "Роснефти" будет выбор механизма накопления средств на возможную катастрофу (банковская гарантия, страховка или спецфонд). Вариант экологов и депутатов Госдумы предполагает создание только спецфонда, в который будут перечислять деньги все нефтедобывающие структуры, использующие море и как место добычи нефти, и для ее транспорта. Пока неизвестно, какой проект устроит правительство.
В ближайшее время в Госдуму будут внесены два альтернативных законопроекта о предотвращении и ликвидации последствий разлива нефти на шельфе. Один законопроект подготовлен Минприроды в соответствии с поручением президента и правительства. После ряда согласований в середине февраля проект был повторно внесен в правительство, в ближайшие дни он будет рассмотрен кабинетом министров, после чего будет направлен в Госдуму. Второй, разработанный при участии экологических организаций, будет внесен депутатами до конца марта. Оба законопроекта направлены на недопущение повторения экологической катастрофы в российских водах, связанной с разливом нефти в море.
Ключевым отличием законопроектов являются принципы формирования резервного фонда, средства которого будут направляться на предотвращение и ликвидацию разливов нефти. Законопроект Минприроды предполагает внесение поправок в законы "О внутренних морских водах" и "О шельфе". Как пояснила "Ъ" глава юридического департамента Минприроды Светлана Радченко, проект ведомства ужесточает экологические требования и определяет необходимые меры по предупреждению разливов нефти при проведении буровых и иных работ с нефтяных платформ. "Мы предлагаем механизм, в соответствии с которым эксплуатирующая организация до начала работ должна иметь утвержденный план мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти с соответствующим финансовым обеспечением, предусматривающим также компенсации возможного вреда окружающей морской среде. Нефтяным компаниям предлагается на выбор три варианта: либо банковская гарантия, либо договор страхования, либо создание в самой компании резервного фонда. Объем резервного фонда для каждой компании будет определяться исходя из плана работ, прогноза стоимости аварийных работ, прогнозной суммы средств, необходимых для возмещения вреда, причиненного морской среде, в соответствии с методикой расчета, утверждаемой Минприроды",— пояснила госпожа Радченко, отметив, что Минприроды не поддерживает идею создания спецфонда для финансирования ликвидации последствий крупных разливов нефти. "По закону "О недрах", на российском шельфе могут работать только две госкомпании. В этих условиях мы считаем создание фонда не очень целесообразным",— пояснила она. Проект Минприроды не распространяется на случаи загрязнения моря нефтью с нефтеналивных танкеров — этим занимается Минтранс.
Альтернативный законопроект будет внесен в Госдуму депутатами до конца марта. Об этом "Ъ" сообщил член комитета Госдумы по экологии Виктор Зубарев. Как пояснил "Ъ" директор по природоохранной политике WWF в России Евгений Шварц, концепция закона "О защите морей РФ от нефтяного загрязнения" была разработана экспертами WWF на основе американского US Pollution Act (см. справку) и представлена в Минприроды еще в 2009 году, сразу после аварии в Мексиканском заливе. Концепция прошла обсуждение, на нее были собраны поправки и комментарии от других экспертов, в том числе от Российского союза промышленников и предпринимателей и специализированных НИИ. На основе этой концепции юристами адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" был разработан законопроект "О защите морских объектов от загрязнений нефтью", который намерены внести в Госдуму депутаты.
В отличие от поправок Минприроды, законопроект распространяется не только на нефтедобычу, но и на транспортировку нефти, а также на все остальные процессы, связанные с безопасностью нефтедобычи на шельфе, от проектирования объектов нефтедобычи до вывода их из эксплуатации. Законопроект предусматривает экологический, в том числе общественный, контроль за состоянием морской среды и предусматривает ответственность за разливы нефти. Ключевое отличие от проекта Минприроды в том, что для финансирования работ по предотвращению и ликвидации последствий разлива нефти предполагается создать специальный фонд. Планируется, что он должен формироваться за счет отчислений нефтяных компаний (размер взноса определяется в процентах от страховой суммы по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца объекта нефтедобычи), а также за счет средств федерального бюджета, экоштрафов и других платежей. Средства фонда имеют целевое назначение и могут использоваться на ряд перечисленных мероприятий по ликвидации последствий и предотвращению разливов нефти и компенсацию экологического ущерба.
Оба законопроекта распространяются только на морские воды. "80-90% нефти попадает в моря по рекам",— пояснил "Ъ" один из инициаторов законопроекта, Виталий Горохов из института "Экоюрис", сообщив, что оба альтернативных законопроекта не учитывают более частых, хотя и не таких масштабных аварий, при которых нефть попадает в реки. Принцип компенсации экоущерба из фонда в любом случае предусматривает, что более аккуратные недропользователи своими взносами в фонд оплачивают ущерб, нанесенный менее ответственными. Впрочем, если принцип не будет ограничен нефтедобычей на шельфе, все нефтяники будут оплачивать риски "Газпрома" и "Роснефти" на шельфе, где они крупнее.
Но перспективы депутатского законопроекта не ясны даже вносящим его депутатам. Член комитета по экологии Госдумы Виктор Зубарев заявил "Ъ", что депутаты "работают" с Минприроды, надеясь выработать единый документ. Глава комитета по экологии Евгений Туголуков утверждает: депутатский законопроект будет внесет в том случае, "если Минприроды не успеет внести свой к сроку, зафиксированному в поручении президента, 31 марта".
Александр ГУДКОВ, Ангелина ДАВЫДОВА
Вся пресса за 21 марта 2011 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Огневое страхование, Страхование ответственности
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 ноября 2024 г.
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия, Дагестан и Приморье названы лидерами по частоте страховых случаев в ОСАГО
|
|
Псковское агентство информации (ПАИ), 28 ноября 2024 г.
Многократно увеличить штраф за отсутствие полиса ОСАГО предложили псковские депутаты
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС исправил судебную ошибку в деле о возмещении причиненного нотариусом вреда
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС: невыясненные обстоятельства не влекут отказа в выплате страхового возмещения
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Fitch отмечает значимость государственных схем страхования в Европе по мере роста риска
|
|
Амител, Барнаул, 28 ноября 2024 г.
В России начнут чинить автомобили по ОСАГО б/у запчастями
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
ООН выпускает глобальное руководство по планам перехода для страховщиков
|
|
Агентство городских новостей Москва, 28 ноября 2024 г.
Всего 5–6% россиян приобретают страховки перед поездкой на горнолыжный курорт
|
|
Известия онлайн, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия стала лидером по частоте страховых случаев по ОСАГО
|
|
РБК.Кавказ, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия и Дагестан стали лидерами по числу страховых случаев ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 28 ноября 2024 г.
Татарстан вошел в десятку регионов по частоте страховых случаев ОСАГО
|
|
Финмаркет, 28 ноября 2024 г.
Aviva сделала предложение о покупке Direct Line, но оно было отклонено
|
|
Клопс.ru, Калининград, 28 ноября 2024 г.
«Это не то что странно, это неприемлемо»: губернатор возмутился количеством аварий на дорогах Калининградской области
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Рост премий по общему страхованию достигнет пика в 2024 году, поскольку ужесточение рынка заканчивается: Swiss Re
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
WTW сообщает, что в энергетическом секторе наблюдается ускорение рынка
|
|
РБК (RBC.ru), 28 ноября 2024 г.
Что такое страховой полис и для чего он нужен
|
|
За рулем, 28 ноября 2024 г.
Компенсация по ОСАГО должна составлять не менее 600 тысяч рублей — автоюрист
|
 Остальные материалы за 28 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|