МК в Нижнем Новгороде,
1 апреля 2011 г.
Уловки при страховке
1765 просмотров
Оживление на рынке потребительского кредитования началось еще в прошлом году. Это подтверждается как активной маркетинговой и рекламной политикой банков, так и официальными статистическими данными. Объем выданных банками нижегородского региона кредитов физическим лицам по состоянию на 1 марта 2011 года составил примерно 74 млрд рублей, увеличившись по итогам января-февраля на 20%. Однако можно ли назвать отношения между заемщиком и банком конструктивными и безоблачными? Скорее всего, до полного понимания пока далеко. Об этом свидетельствует ситуация с просроченными платежами по потребительским кредитам и растущее количество жалоб в надзорные и контролирующие органы со стороны заемщиков.
– По итогам двух месяцев 2011 года объем банковских операций в регионе возрос более чем на 15%, – говорит начальник Главного управления Банка России по Нижегородской области Станислав Спицын. – Важное направление – кредитование – возросло на 23%. Кредитный портфель в целом составил 336 млрд рублей (в прошлом году – 305 млрд), в том числе населению банки выдали 74 млрд рублей.
Но, по мнению г-на Спицына, это недостаточно большая сумма. Кредитов должно выдаваться больше.
– Посмотрите, – продолжает Станислав Федорович, – у нас в области 2 млн работающего населения. Всего физическим лицам выдано кредитов на сумму 74 млрд рублей. То есть средняя величина займа – 37 тысяч рублей. Это меньше, чем две средние месячные зарплаты! Очень мало.
Представители нижегородских банков уверяют, что готовы активнее кредитовать население.
– В 2010 году мы смягчили требования к заемщикам, – говорит заместитель управляющего нижегородским филиалом “Пром-связьбанка” по развитию розничного бизнеса Виталий Мелентьев. – Например, в 2010 году у нас были жесткие рамки процентных ставок для всех клиентов. Сейчас мы дифференцировали их – от 12,9% до 20% годовых. С одной стороны, клиент приходит и не понимает, под какой процент он получит заем. Но с другой – клиент с хорошей кредитной историей получает кредит под более низкий процент, а с плохой, более рисковый – по более высокой ставке. Хотя раньше, в прошлом году, этот заемщик мог вообще не получить в долг.
Аналогичный подход – с учетом кредитной истории заемщиков – сейчас используют многие банки.
– В 2010 году мы осуществляли единый подход к оценке платежеспособности наших заемщиков, – замечает заместитель управляющего “ЮниКредитБанка” Людмила Федосеева. – В этом году подход изменили: если человек не нарушал условий кредитования и вовремя расплачивался по займу, то он может получить новый кредит с более низкой процентной ставкой. Если риски его кредитования высоки, то и кредит ему обойдется дороже. От этих же параметров зависит и сумма кредита.
Сейчас стало опять возможным получить потребительский кредит при наличии минимального набора документов: паспорта и, например, водительского удостоверения. Например, в “Хоум Кредит энд Финанс Банке”, предоставив два документа, вы можете получить на руки до 75 тысяч рублей в течение получаса. Со справкой о доходах можно оформить уже более крупный кредит – до 500 тысяч рублей и сроком до пяти лет.
Однако, несмотря на смягчение требований к заемщикам, банки не собираются предоставлять заем всем пришедшим.
– Отказать в выдаче кредита – это безусловное право банка. И банк этим своим правом пользуется, – говорит первый вице-президент “Саровбизнесбанка” Игорь Логинов. – Например, высока вероятность получить отказ у клиента с отрицательной кредитной историей или отрицательной социальной историей (имеет судимость, привлекался к административной ответственности). Если, например, человек постоянно попадает в дорожные аварии и приходит за кредитом на новый автомобиль, то ему также, скорее всего, откажут.
– Могут отказать и в случае, если у человека есть много кредитов в других банках. Скорее всего, он хочет просто перекредитоваться, – добавляет Виталий Мелентьев.
Добровольно-принудительная
С прошлого года большинство банков отказались от взимания различного рода комиссий, которые незаметно для заемщика приводили к удорожанию кредита. Но этот шаг был обусловлен не столько желанием самих банков, сколько требованием Центробанка. Регулятор требовал от кредиторов предоставлять заемщику полную информацию о кредите с указанием так называемой эффективной (читай, реальной) ставки и распечатанным графиком платежей по месяцам.
– Мы уже долгое время не взимаем никаких комиссий, – констатирует Игорь Логинов. – По моим наблюдениям, и другие банки в нашем регионе этим не злоупотребляют.
Однако в стремлении повысить свою прибыль банкиры придумали новую уловку – добровольное страхование жизни и здоровья заемщика. Первые жалобы от заемщиков на действия банков уже начали поступать. Люди жалуются в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), прокуратуру, Роспотребнадзор. Нижегородское управление ФАС даже возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Сбербанка России. Всего в антимонопольную службу поступило три жалобы на крупнейший нижегородский банк (есть похожие заявления и на действия других банков, работающих в регионе). Еще два письменных обращения на действия Сбербанка лежат в территориальном управлении Роспотребнадзора, и каждый день раздается по два-три телефонных звонка (люди жалуются на то, что банк их фактически принуждает страховать свою жизнь), сообщили в ведомстве.
Как следует из обращений граждан, при заключении договора потребительского кредитования Сбербанк информирует заемщика о том, что решение банка о предоставлении кредита зависит от участия/неучастия заемщика в программе по организации страхования от несчастных случаев и болезней. Между тем “страховка” рассчитывается как процент от суммы займа (1,8% по потребкредитам) и в конечном итоге существенно увеличивает финансовые обязательства заемщика перед банком. Например, одному из клиентов Сбербанка объяснили, что для получения потребительского кредита в размере 150 тысяч рублей, надо вступить в программу страхования (комиссия за включение в программу в этом случае составит 8910 рублей; при этом из этой суммы страховая премия – не более 1000 рублей, остальное – “вознаграждение банку”). Также Сбербанк ограничил выбор страховщика четырьмя компаниями: “Росно”, “Росгосстрах-жизнь”, ВСК и “Кардиф”.
Между тем Гражданский кодекс РФ и Закон “О защите конкуренции” запрещает банкам взимать комиссию за страхование жизни и здоровья по всем видам кредитов, кроме ипотечного, отметили в ФАС. Также законом не предусмотрена обязанность заемщиков компенсировать расходы банка на оплату страховых премий страховщику в случае добровольного страхования банком жизни, здоровья или имущества клиента. Кроме того, по мнению ФАС, права заемщика нарушаются дважды – человек не может вернуть часть страховой премии, если досрочно погасит кредит.
Банкиры же уверены, что не нарушают законов, поскольку страхование для заемщиков является добровольным и отказ от покупки полиса, по их уверениям, не является поводом для отказа в выдаче кредита. А страховка – это всего лишь защита от рисков невозврата кредита.
Однако на деле все оказывается иначе.
– У нас есть жалоба. Женщина поведала историю своей родственницы, – рассказали в нижегородском управлении Роспотребнадзора. – Когда она обратилась в Сбербанк за кредитом и отказалась страховаться, получила отказ. Тогда заемщица снова пришла в банк и дала согласие на добровольное страхование своей жизни и здоровья. В этом случае кредит ей выдали. Это не единичный случай. Так что прямая связь между отказом от страхования и решением о выдаче кредита все-таки существует.
Независимые аналитики указывают, что навязывание клиентам страховок – тенденция. Многие банки в прошлом году широко разрекламировали отказ от комиссий за открытие и сопровождение кредитов. Но вместо этого внедрили услугу добровольного страхования.
– Страхование – это не только дополнительные затраты заемщика, а дополнительные гарантии заемщика либо близких и родных при получении кредита, – уверяет Виталий Мелентьев из “Промсвязьбанка”. – Мы совсем недавно ввели процедуру добровольного страхования. И процентов 80 клиентов соглашаются застраховать свои жизнь и здоровье – не потому, что мы им навязываем эту услугу, а потому что понимают, что это необходимо.
Вся пресса за 1 апреля 2011 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Антимонопольная политика, Регионы, Страхование от несчастных случаев
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
![](/img/_.gif) |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Архив прессы
|
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Текущая пресса
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
| |
18 февраля 2025 г.
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Прецедент ТВ, Новосибирск, 18 февраля 2025 г.
«Прийти оформить «полюса»: безграмотные мошенники звонят новосибирцам под видом страховых агентов
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
korins.ru, 18 февраля 2025 г.
Глава НСИС Николай Галушин рассказал, почему компания отказалась от идеи покупки полиса страхования киберрисков
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 февраля 2025 г.
Геополитическая нестабильность, изменение климата и революционные технологии — главные опасения актуариев в США
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 февраля 2025 г.
Страховщики призывают ЕС включить Solvency II в процесс оптимизации устойчивого развития
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 февраля 2025 г.
Пробел в защите от лесных пожаров в Калифорнии требует изменений и реформы регулирования
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
IT Channel News, 18 февраля 2025 г.
Jusan Garant использует искусственный интеллект для обслуживания клиентов из Китая
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Sputnik Армения, 18 февраля 2025 г.
ЦБ Армении предупредил о предлагающих ОСАГО мошенниках
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Коммерсантъ, 18 февраля 2025 г.
По европротоколу в РФ оформили почти 824 тыс. мелких аварий
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Российская газета, 18 февраля 2025 г.
Популярный инструмент накопления: Россияне стали активнее страховать жизнь
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Ведомости, 18 февраля 2025 г.
Чего ждать на рынке страхования жизни в 2025 году
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Российская газета, 18 февраля 2025 г.
Таксистам разрешат страховать пассажиров на короткий срок
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
17 февраля 2025 г.
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
ТАСС, 17 февраля 2025 г.
За 2024 год общие сборы КАПИТАЛ LIFE увеличились на 16% и составили 24,7 млрд рублей
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Финмаркет, 17 февраля 2025 г.
В Госдуму в ближайшее время может быть внесен проект налоговых льгот по страхованию жизни
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Autonews.ru, 17 февраля 2025 г.
Где в России ездят самые аккуратные водители. Топ-10 регионов
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
ПРАЙМ, 17 февраля 2025 г.
Сборы СК «Сбербанк Страхование жизни» за 2024 г выросли в 3,84 раза, до 1,1 трлн руб
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Вечерняя Москва, 17 февраля 2025 г.
Профессиональная ответственность
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
ТАСС, 17 февраля 2025 г.
В Музее Москвы откроется раздел об истории столичной финансовой системы
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
 Остальные материалы за 17 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|