Тридевятый регион, Калининград,
1 апреля 2011 г.
Прикладное страхолюдие: игра в здравоохранение 1435 просмотров
Хорошо известно, что обязательное медицинское страхование не обеспечило выполнения такой своей основополагающей и широко распиаренной задачи, как обеспечение дополнительного финансирования отрасли.
Правда, это не вина, а, скорее, беда ОМС. Но как бы там ни было, средства фонда не стали дополнением бюджетного финансирования. Государство, не мудрствуя лукаво, сэкономило расходы: у него ведь много других прожорливых "нахлебников", постоянно требующих бюджетных средств (например, ЧМ-2018 или Сочи-2014). Более того: именно бюджеты различных уровней являются наиболее злостными неплательщиками взносов в фонды ОМС. И широко распространенное мнение о том, что страховые средства спасли систему медучреждений во время сокращения бюджетного финансирования, выглядит сомнительно.
А ведь хотели как лучше...
Анализ финансовых возможностей ОМС приводит к поразительным заключениям: оно не только не обеспечивает декларируемое выравнивание уровня финансирования здравоохранения по российским регионам, но и является главным фактором, увеличивающим этот разрыв. И пресловутая "адресность" системы (прямое, минующее бюджет, финансирование), как выясняется, вовсе не такое уж благо. ОМС не обеспечивает равномерного и стабильного финансирования.
Многих в системе ОМС прельщал уход от бюджетного финансирования как не обеспечивающего необходимых способов денежных вливаний и механизмов стимулирования работы медучреждений. По факту выяснилось: не ушли. Одно из важнейших упущений в системе ОМС: предприятия, как и сами граждане, оказались не заинтересованными в охране здоровья. Казалось бы, логично, что здравоохранение, рассматриваемое как общенациональная система мер, предполагает: заботиться о состоянии человека должны в первую очередь предприятия и сами граждане - как в наибольшей степени определяющие состояние своего здоровья. Однако ни само оно, ни обусловливающие его производственные факторы (условия труда, экологическая ситуация и т.п.) никак не влияют на размер взносов предприятия в фонды ОМС. Поэтому российское страхование не стимулирует охрану здоровья работников.
Не предполагает ОМС и мер экономической ответственности. Поэтому предприятиям на охрану здоровья по большому счету наплевать. Не появилось экономических стимулов следить за своим здоровьем и у самого населения. Более того, наши люди болеют с большим удовольствием и норовят похворать подольше, поскольку это выгодно для низкооплачиваемых слоев: они не только ничего не платят за лечение, но и получают выплаты по больничным листам. Во всяком случае, с точки зрения заинтересованности в охране здоровья ОМС не изменило абсолютно ничего по сравнению с бюджетным финансированием.
Откровенным подарком обязательное медстрахование стало для органов исполнительной власти на местах - они получили уникальную возможность самоустраниться от проблем здравоохранения, сваливая все на недостаточное финансирование со стороны территориальных фондов ОМС. Будет бессовестно, конечно, утверждать, что это повальная практика. Но можно быть уверенным: если спросить главврачей о том, что они слышат в кабинетах чиновников местных администраций, то они скорее подтвердят, чем опровергнут сказанное. Вспоминают о состоянии больниц и поликлиник местные и региональные власти только в двух случаях: когда надо кого-нибудь снять с должности или если скоро должны случиться выборы.
Правдивость этого утверждения показала жизнь: помните, как суетились наши депутаты окружного Совета, чиновники горадминистрации и облправительства в прошлом году? Когда эта суета закончилась? Правильно, 13 марта. Правда, впереди федеральные выборы и возможно, что суматоха вокруг регистратур и электронной записи на прием к врачу (за 2-3 недели до приема - в связи с нехваткой специалистов) продолжится. Кстати, хорошо известно, что именно исполнительные органы власти остаются наиболее злостными неплательщиками страховых взносов по ОМС. Иными словами, они отнюдь не стали проявлять большей (благодаря системе ОМС) заботы о здоровье граждан. Скорее наоборот. Получается, что ОМС в той или иной степени активизировало лишь одну из сторон, от которых зависит здоровье жителей Российской Федерации. Речь, конечно, о самих медицинских учреждениях. И это отнюдь не мало. Однако посмотрим, каковы нынче интересы учреждений здравоохранения.
Хочешь жить - умей вертеться
Одной из задач ОМС было создание конкуренции за пациента между медицинскими учреждениями. А на деле? К сожалению, в системе медстрахования, несмотря на громкие декларации (кстати, уже учтенные и в новом законе, разрешившем присоединиться к ней не только частным медицинским центрам, но даже индивидуальным предпринимателям), нет реальной конкуренции между медучреждениями: пациенты зачастую попадают в них вынужденно. Раньше некоторые поликлиники отказывались принимать пациентов по полисам, выданным в других субъектах Федерации: вдруг не заплатят? По новому закону эта проблема снята: срок гарантированной оплаты не должен превышать 25 дней. Но за что будут платить страховые компании, единый полис ОМС которых станет предъявлять гражданин РФ? Из чего складываются тарифы медицинских учреждений, если они как будто застыли в советских временах с их ненавязчивым сервисом? Неужели о реальной конкуренции свидетельствуют неумелое управление, нерациональная структура и неоптимальные размеры самих больниц и поликлиник? Кто будет контролировать обоснованность затрат медучреждений? Страховые компании с их штатом сотрудников в 4-5 женщин, знающих работу с компьютером и не знающих реальной медицины? А увеличивать штат страховых компаний - значит, тратить те же деньги, которые могли бы уйти в здравоохранение...
Особенно яркими на этом фоне выглядят громко озвученные в прошлом году фантастические штатные казусы калининградской медицины: главный врач с зарплатой за сотню тысяч рублей, 13 заместителей на общую штатную численность в сотню человек и врачи с медсестрами, жалованье которых измеряется цифрами вокруг 10 тыс. (часто в меньшую сторону). И все это за счет ОМС.
Понятно, что в условиях пещерного медицинского обслуживания, когда врачей на всех не хватает, они сами пытаются "заработать", воспользовавшись ситуацией. Тем паче их к этому подталкивает главврач: мол, давай гони вал "платных услуг" - и сам заработаешь, и поликлинике доброе дело сделаешь. И куда деваться: доктор начинает "валить" пациентов. Только один факт: объемы этих самых услуг с момента внедрения ОМС постоянно возрастают - а значит, оно не сумело решить проблему платного здравоохранения. Более того: оно ее обострило. При этом ОМС далеко не всегда может обеспечить возможности оптимального развития медучреждений, поскольку не учитывает главного - реальной потребности человека в помощи. Структура медицинских учреждений (специализация, мощности и т.д.) и основные направления их деятельности в условиях ОМС ориентируются не на заболеваемость, а на зарабатывание средств, на получение максимального размера финансирования.
Финансовые безобразия, которые творятся в больницах и поликлиниках Калининградской области, уже стали предметом разбирательства местной прокуратуры: та, проверив медучреждения региона, разразилась камнепадом предписаний и протестов. Как оказалось, систему здравоохранения, похоже, уже никто давно не проверяет, и она без руля и ветрил вполне естественным и бесконтрольным образом впала в ересь по отношению к федеральному законодательству. Нарушения были найдены чуть ли не по всей области: геройски отличились Калининград, Светлый, Гусев, Неман, Гурьевск, Советск и другие.
Прокуратура усмотрела как формально, так сказать, теоретические (вроде неправильно оформленной уставной деятельности), так и вполне конкретные безобразия: самодеятельность при ценообразовании и уголовщина при вымогательстве у людей денег за бесплатные медуслуги (по программе госгарантий). Если первое еще можно объяснить убогостью медицинского начальства на фоне кадрового голода, то последнее - явные преступления.
Любимое и наиболее распространенное мошенничество наших медучреждений заключается теперь в том, чтобы предъявить счет за услугу, оплаченную пациентом наличными, еще и фонду ОМС. И самое печальное, что новый закон об обязательном медстраховании не только не снимает эту проблему, но и раздувает ее - за деньги фондов ОМС теперь будут бороться не только государственная и муниципальная, но и частная медицина. Значит, перед государственными и муниципальными медучреждениями снова будет поставлена задача: зарабатывайте на чем хотите.
Из чьего кармана будут вынимать денежку? То-то же. В общем-то эту задачу уже начали решать: жалобы на то, что врачи игнорируют "бесплатных" (за которых заплачено из фондов ОМС) пациентов в угоду "платным" (расплатившимся наличными) были одним из критических моментов для власти в период предвыборной кампании. Губернатор быстро нашел решение, о котором раструбили СМИ по всей губернии: мол, запрещаю медицинским учреждениям оказывать платные услуги в рабочее время, т.е. тогда, когда они должны принимать "бесплатных" больных. Но было бы глупо считать, что медицина, пережившая "клюйковскую" оптимизацию отрасли с повальным закрытием мелких больниц и поликлиник и созданием в Калининграде медицинских "комбинатов" и "фабрик", хроническое недофинансирование и прочие прелести критических лет, не сможет сразу же выдать адекватный ответ на простое решение губернатора. О том, что голь на выдумки хитра, мне рассказала сестра, сходившая пару раз к хирургу в "нашу" поликлинику. Врач, принявший ее по талончику, выданному в регистратуре, сказал, что в связи с загруженностью окажет ей все положенные медицинские услуги в течение первого приема. Потом потребуется ходить на перевязки. А перевязки он сможет делать только в частной поликлинике. Само собой разумелось, что прием в частной поликлинике осуществляется платно. Это говорит о том, что финансирование здравоохранения - проблема сложная. А у сложных проблем не бывает простых решений.
Играя в здравоохранение, государство намерено запустить в отрасль очень много денег. За счет повышения отчислений на ОМС за 2011-2012 годы в медицину рухнет без малого полтриллиона рублей. Кстати, нашей области достанется побольше денег на душу населения, чем иным регионам: помнится, губернатор Цуканов выпросил дополнительные деньги у премьера Путина перед выборами. Правда, просил он под идею типовых мелких ФАПов ценой в 2-2,5 млн рублей, которые можно понастроить по районным селам. То, что построить ничего нельзя из-за отсутствия градостроительной документации, Путину, конечно, не сказали: деньги все равно освоят, не на ФАПы - так на какого-нибудь медицинского монстра. Скажем, возведут самую большую инфекционную больницу в Российской Федерации. Дела в медицине обстоят так, что скоро нам нечто в этом роде понадобится. Тем не менее старая аксиома о том, что любые азартные игры на деньги с государством заканчиваются выигрышем государства, как никогда доказывает свою правильность даже в таком мутном деле, как финансирование здравоохранения. Поверхностная реформа ОМС без существенных изменений в самой системе здравоохранения приведет к тому, что мы, вне сомнений, получим отрасль, из которой путем распила бюджетных средств выкачали жизнь.
Учитывая, что состояние дел в отрасли прямо влияет на здоровье каждого из жителей России, стоило бы вспомнить еще об одной статье Конституции - 21-й. Согласно ей почему-то считается, что достоинство личности заключается еще и в том, что ее, эту личность, нельзя подвергать медицинским экспериментам, к которым, несомненно, относится и игра государства в здравоохранение. Только государство, как обычно, об этом помнить не хочет. А население, конечно, ему и не напоминает.
Население ведь все устраивает?
Стас МЕРЗЛЯКОВ
Вся пресса за 1 апреля 2011 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Реформа ОМС, Тенденции, Обязательное медицинское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
17 января 2025 г.
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 17 января 2025 г.
Суд арестовал адвоката по делу о мошенничестве со страховыми выплатами
|
|
Газета.Ru, 17 января 2025 г.
Рынок страхования в России увеличился в 1,5 раза по итогам III квартала 2024 года
|
|
Финмаркет, 17 января 2025 г.
За 9 месяцев 2024 г. объем страховых сборов в Москве увеличился на 41,9% - ЦБ
|
|
Реальное время, Казань, 17 января 2025 г.
В России введут налоговый вычет по договорам страхования жизни
|
|
Комсомольская правда-Кемерово, 17 января 2025 г.
Адвокат из Кузбасса и его мать обвиняются в страховом мошенничестве
|
|
РБК (RBC.ru), 17 января 2025 г.
Что такое ДСЖ и как будет работать в России
|
|
Петербургский дневник, 17 января 2025 г.
Юрист рассказал, почему изменились тарифы по ОСАГО
|
|
Известия онлайн, 17 января 2025 г.
Названы распространенные причины обращений в страховую в новогодние праздники
|
|
Udm-Info.ru, Ижевск, 17 января 2025 г.
Тарифы на ОСАГО вырастут в Удмуртии
|
|
Волга Ньюс, Самара, 17 января 2025 г.
Юрист объяснил изменение тарифов по ОСАГО
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 17 января 2025 г.
«Надеемся, что Центробанк не охладит рынок до «заморозков»
|
|
РИАМО, 17 января 2025 г.
Три четверти москвичей пожаловались на агрессивных водителей в столице
|
|
Новороссийский рабочий, 17 января 2025 г.
В Новороссийске снизят территориальный коэффициент ОСАГО
|
|
Forbes, 17 января 2025 г.
Рассмотрение проекта о контроле за рынком техосмотра перенесли из-за споров ведомств
|
|
Новости транспорта, 17 января 2025 г.
В Госдуме не смогли договориться о передаче контроля за техосмотром
|
|
РБК.Новосибирск, 17 января 2025 г.
Регион вошел в топ субъектов РФ по жалобам на агрессивных водителей
|
|
РБК.Ростов, 17 января 2025 г.
Ростовскую область включили в топ-5 территорий с агрессивными водителями
|
 Остальные материалы за 17 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|