Сибкрай.ру, Новосибирск,
8 апреля 2011 г.
Елена Рубан: Новый закон об ОМС повысит уровень медицинских услуг 1865 просмотров
По мнению генерального директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области Елены Рубан, закон об ОМС поднимет систему здравоохранения на качественно новый уровень.
Это первое интервью генерального директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) Новосибирской области Елены Рубан новосибирским СМИ. Корреспондент Сибкрай.ru побеседовал с ней о преимуществах нового закона об обязательном медицинском страховании и первых итогах работы в новой должности.
- Елена Геннадьевна, с 1 января 2011 года вступил в силу новый Закон об обязательном медицинском страховании. Некоторые говорят, что новый закон далеко не нов, многое уже прописано в других нормативных актах – вы согласны с такой точкой зрения?
- Если честно, то складывается ощущение, что самые громкие критики нового закона не очень хорошо владеют материалом. Очевидно, что мы сегодня стоим на пороге серьезных изменений в медицинском обслуживании в России. Что может повысить качество медицинского обслуживания? Все рецепты открыты десятки лет назад: финансы, конкуренция и контроль. Новый закон обеспечивает все эти составляющие, причем они взаимообусловлены. Объясню: закон дает возможность финансировать из страховых средств медучреждения вне зависимости от того, частные они, ведомственные или муниципальные. Это и деньги, и конкуренция. Но одновременно возрастает контроль: он и снизу – от пациентов, и сверху – со стороны нашего фонда и страховых компаний. Некачественное обслуживание влечет потерю не просто пациентов, но и живых денег. А может даже и лицензии. Причем и конкуренция среди страховых компаний растет: если уровень их работы не соответствует ожиданиям клиента, тот вправе самостоятельно выбрать другого страховщика. Критиков понять можно: критиковать всегда проще и удобнее, чем вникнуть в суть проблемы и начать работать в рамках тех огромных возможностей, которые дает новый закон. Конечно, проблемы имеются. Но чаще виновата не сама система, а конкретный исполнитель, безответственный руководитель. К сожалению, люди у нас не прочь высказаться вслух негативно, а когда мы к ним обращаемся и просим присылать нам письма со своими жалобами, недовольством, рассказом о том, в каком лечебном учреждении им оказали некачественную услугу, люди проявляют пассивность. А на основании чего тогда мы можем прийти к главному врачу и предъявить какие-то претензии в части низкого качества обслуживания или его недоступности? Мы не имеем просто такой возможности без обратной связи с потребителями, участниками ОМС – жителями области. Они сами отказываются информировать нас о недостатках медицинского обслуживания, только единицы предоставляют нам такую информацию. Большинство лишь ропщут, но не предпринимают конкретных действий. Между тем новый закон рассчитан на активных потребителей медицинских услуг. Которым не все равно. И нужно не ругать систему в целом, а посмотреть, что мы сделали сами, чтобы сделать ее лучше.
- Какие конкретные шаги для этого можно предпринять?
- Быть активным. Если вы приходите в поликлинику, а там стоит громадная очередь, вас не записывают к врачу на прием, надо писать жалобу в страховую компанию. А страховая компания теперь сама заинтересована в хорошем уровне медицинского обслуживания. Ведь сейчас потребитель медуслуг может сам выбрать страховую компанию – кто уже изучает информацию об этих компаниях, какие услуги они предлагают, с какими из лечебных учреждений у них заключены договоры – кто занимается таким выбором? Молчунов большинство. Поэтому хочется не только указать на преимущества нового закона об ОМС, но и сказать, что многие права были защищены законодателем и раньше, но реализация этих прав зависит от большого числа факторов, в том числе и от позиции каждого пациента. А этой пассивностью пользуются в конечном итоге некоторые лечебные учреждения. Например, за одни и те же деньги, которые выделяются на питание больного в стационаре, в одной больнице кормят хорошо, в другой – плохо. Значит, вопрос тут не в системе или законе, а в конкретных исполнителях. Хотите хорошего медицинского обслуживания – выбирайте лучшее.
- Что же стоит особо отметить в принятом законе?
- Например, права пациента не только закреплены, но и четко прописан механизм того, каким образом человек имеет возможность воспользоваться своими правами. И принципиально новая ситуация в законе – выбор страховой компании, о чем уже я сказала. Страховые компании играют очень весомую роль в системе ОМС, и конкуренция на этом рынке, собственно, существовала и раньше. Компаний было много, но их выбирал или чиновник, или какой-то руководитель по одним им известным критериям. Сейчас пациент может выбрать страховщика самостоятельно, и требовать с него выполнения всех необходимых функций, если ему что-то не понравилось, он уйдет в другую компанию. И страховая организация потеряет средства, которые им оплачивает сегодня фактически государство за каждого застрахованного - потенциального пациента. И ранее была, и теперь в законе закреплена норма о выборе лечебного учреждения. И опять же, в новом законе очень четко прописан механизм такого выбора. Почему эта норма не была реализована ранее? Потому что доступ на рынок лечебных учреждений на рынок, а значит, и их конкуренция, был не оговорен, не установлен на законодательном уровне. И существовали на деле различные препятствия. В каких-то регионах включали в систему обязательного медстрахования частные клиники, в каких-то – нет, даже ведомственные больницы на территории новосибирской области не включались в систему госгарантий. Это все приводило к определенному паразитированию на эксклюзивных условиях, которые создавались для одних и не создавались для других. В новом законе эта проблема решена кардинально. Никто ни у кого не спрашивает разрешения, если лечебное учреждение решило войти со своей лицензией и штатом в систему ОМС, никто не может ему этого запретить. Необходимо лишь заявление, сам порядок вступления – уведомительный. Еще один существенный, принципиальный момент – само финансирование со стороны ФОМС. Ранее ФОМС финансировал только пять расходных статей лечебных учреждений. Это зарплата персонала, начисления к ней, медикаменты, расходные материалы и питание больных. Не было финансирования коммунальных услуг, ремонта и так далее, все это покрывалось из бюджета. Законодатель установил, чтобы все работали в равных условиях. Сейчас идет поэтапное формирование одноканальной системы финансирования (оно завершится в 2012 году), когда все лечебные учреждения будут получать средства из одного источника – из средств обязательного медицинского страхования. И туда будут включены все статьи расходов, в том числе и ЖКХ. А значит, ведомственная, частная, муниципальная, районная больницы – все они будут финансироваться по одним правилам, будут находиться в одних экономических условиях. И их судьба будет находиться в зависимости только от собственного умения организовать лечебный процесс, чтобы к ним пришел.
- А нет ли рисков, что некоторые медучреждения начнут гнаться за количеством пациентов в ущерб качеству обслуживания, когда просто не смогут справиться наплывом пациентов?
- Конкуренция в медицине нужна, она значит очень много. Посмотрите, что буквально за несколько лет произошло со стоматологией. Конкуренция сделала возможным применение новых технологий, улучшила качество обслуживания. Медицинская отрасль сейчас стала инвестиционно-привлекательной, чтобы частный инвестор вкладывал деньги не только в магазины и автомойки, но и медицину. И я уверена – это очень скоро кардинально изменит ситуацию на рынке, через пару лет качество медицины вырастет. Частные учреждения получат также стимул к развитию, чтобы иметь не узкий спектр услуг, а обеспечивать комплексное обслуживание пациентов. Тут необходимо немного времени, чтобы перестроилась финансовая система и исполнители. Что касается опасений по поводу того, что ЛПУ не сможет принять достаточное количество пациентов – безусловно, список лечебных учреждений, которые будут работать в системе ОМС, расширяется. И средства будут перераспределяться от одних к другим по подушевому принципу. Это станет сигналом для менее «популярных» клиник что-то подправить в своей работе, а более востребованным даст шанс расшириться, набрать больший штат, привлечь инвесторов. В более отдаленных районах, конечно, трудно говорить о выборе клиники – там она может быть и вовсе одна на поселок. Но может идти речь о выборе врача, что тоже заставит их повышать качество обслуживания пациентов.
- Для простого жителя трудно определить, какую страховую компанию выбрать. На что вы советуете ориентироваться?
- Уже сегодня у нас не три, а четыре страховых компании, которые работают на региональном страховом рынке ОМС. Мы хотели бы, чтобы их было больше – не менее 8 – 9 на такое количество населения. И желающие есть, сейчас идет процесс лицензирования. Я думаю, что в ближайшие два – три месяца новые страховые компании будут включены в реестр. Все компании, которые подали заявки сейчас, есть на сайте фонда. Сейчас мы полностью переделываем сайт ТФОМС Новосибирской области, скоро там можно будет узнать исчерпывающую информацию обо всех ЛПУ, включенных в ОМС, об услугах. Например, мы введем там такую рубрику, как черный список лечебных учреждений. Те из них, на которые поступает самое большое количество жалоб пациентов, будут опубликованы в этом списке. И все будут видеть, какие лечебные учреждения работают плохо. Потеря репутации может означать потерю денег, да и самой работы. Также это будет сделано и по страховым компаниям. Я думаю, мы обязательно сделаем рейтинг страховых компаний по определенным показателям, таким, как количество представительств в лечебных учреждениях, активность участия в системе контроля качества. По этой информации людям будет проще разобраться, в какую компанию обратиться. Безусловно, не надо торопиться с выбором страховщика. До ноября есть еще время, это тот срок, когда надо уже определиться гражданам. Право выбора страховой компании есть у гражданина раз в год. Те, кто его не реализует, останутся у того страховщика, за кем они закреплены. Предполагаем на нашем сайте также давать наглядные разъяснения и относительно самых важных вопросов ОМС. Мы будем разъяснять пациенту его роль в новой системе, его права, и что ему делать, если они нарушаются – с конкретными телефонами должностных лиц, которые за это ответственны. Возвращаясь к новому закону об ОМС, тут я хочу еще раз отдать должное его разработчикам – у нас мало столь хорошо проработанных правовых документов. И тут уже надо не исказить сути закона непосредственным его исполнителям. ТФОМС Новосибирской области будет обращать самое большое внимание на контроль за его исполнением. И к нерадивым лечебным учреждениям мы будем применять штрафные санкции, которые уже вступили в силу. Думаю, это уже в ближайшее время заставит ЛПУ поменять свое отношение к пациентам.
- Как будет налажен контроль над медицинскими учреждениями?
- Мы планируем проводить его в режиме реального времени, по принципу «тайного покупателя» услуги. Также проверяющие будут ходить по клиникам, вместе со страховыми компаниями или отдельно, и анкетировать людей на месте, это будет проводиться регулярно и не только в городе, но и в районах области, где уже у нас появились представители ТФОМС и некоторых страховых компаний. Если говорить о качестве медицинского обслуживания в целом, на мой взгляд, именно частным учреждениям сегодня есть над чем работать в этом плане. Оно у них не всегда соответствует тарифу. Кроем того, в частной клинике требуют оплату вперед, это ведет к незащищенности пациента, и контроля за ними меньше, чем за государственными клиниками. Как только частные и ведомственные лечебные учреждение войдут в систему ОМС, они станут подконтрольны страховым компаниям, территориальному ФОМС. Можно будет проверить и объем оказания услуг, и их качество. Их ответственность вырастет, а именно такие учреждения мы и ждем на рынке, а не только тех частников, которые готовы что-то «урвать».
- Есть ли уже примеры жесткого применения штрафных санкций к лечебным учреждениям региона?
- Есть клиника, которую мы только что проверили, она вообще по итогам проверки была исключена из программы диспансеризации. Мы лишили ее этого источника дохода. Сейчас мы обратились с ходатайством об этом в Минздравсоцразвития. Пока рано называть нарушителя, ждем реакции министерства. Могу сказать, что в этом лечебном учреждении обнаружены примеры нецелевого использования средств, закупались дорогостоящие расходные материалы по цене в два раза выше средних на рынке, а также взимались с пациентов деньги, которые и так финансировались по целевой программе диспансеризации. Так что мы не только на словах собираемся менять ситуацию, а на деле.
- Как вы оцениваете первые итоги работы на месте директора ТФОМС Новосибирской области?
- Могу сказать, что здесь очень хороший, профессиональный коллектив. Специалисты фонда очень грамотные, и свою роль видят в изменении к лучшему системы ОМС. Есть понимание того, что для изменения качества работы нужны ресурсы, поэтому привлекаем новые кадры и переобучаем старые. Команда пополнилась профессиональными юристами, специалистами из области здравоохранения. Я с самого начала обозначила цель: я не хочу формальных мероприятий. Только работа по поставленным задачам и приведет к поставленным целям. Их нужно решить, и только положительный результат может являться показателем того, что работа выполнена качественно. Только тогда она будет оплачена. Сейчас сотрудники ТФОМС будут финансироваться не по временным затратам, а по результатам. Если их нет – нужно задуматься, повысить квалификацию или уйти из системы.
- Возвращаясь к основной теме разговора, что ждет нашу медицину в ближайшей перспективе?
- Могу отметить, что сейчас идет колоссальная работа и в Минздравсоцразвития в Москве, и на региональном уровне по модернизации системы ОМС. Принимаются программы модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации, я вас уверяю, что это не делается просто для галочки, тщательно просчитываются и перепроверяются все программные мероприятия. Могу сказать, что наша региональная программа в целом одобрена, сейчас идет ее доработка. Она получилась очень емкой, и мы возлагаем очень большие ожидания на нее. Система здравоохранения должна подняться на новый уровень. Отношение к медицине меняется на всех уровнях, она берется под жесткий контроль. Поэтому я еще раз повторю, что не законы порой виноваты, а конкретные исполнители. Контроль закона за исполнителем изменит ситуацию к лучшему.
Андрец ЧЕРНОБЫЛЕЦ
Вся пресса за 8 апреля 2011 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Страховое право, Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
19 декабря 2024 г.
|
|
За рулем, 19 декабря 2024 г.
Страховщики с начала года продали 27 млн электронных полисов ОСАГО
|
|
infopro54.ru, Новосибирск, 19 декабря 2024 г.
«Вызывает серьезное опасение»: эксперты прокомментировали ситуацию со страховым мошенничеством в Новосибирске
|
|
Медвестник, 19 декабря 2024 г.
Бадма Башанкаев попросил страховщиков не «кошмарить» мелкие больницы
|
|
Финмаркет, 19 декабря 2024 г.
С 19 декабря средняя стоимость автозапчастей выросла в обновленной редакции справочников РСА на полпроцента
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 декабря 2024 г.
МСФО 17 создает ряд проблем для перестраховщиков и страховщиков
|
|
Финмаркет, 19 декабря 2024 г.
За 5 лет в РФ почти удвоилась доля возбуждаемых уголовных дел по заявлениям страховщиков о страховом мошенничестве
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 декабря 2024 г.
Расходы на страхование от государственных дефолтов возросли из-за падения цен на нефть на Ближнем Востоке
|
|
korins.ru, 19 декабря 2024 г.
Госдума изменила Закон о господдержке сельхозстрахования
|
|
Финмаркет, 19 декабря 2024 г.
ЦБ РФ предлагает снизить нижнюю границу тарифов в ОСОПО по ряду объектов
|
|
Рязанские ведомости, 19 декабря 2024 г.
В Рязанской области растет страховой рынок
|
|
Tazabek, Бишкек, 19 декабря 2024 г.
За 7 месяцев рынок страхования увеличился на 60%, - Госстраховая организация
|
|
НовостиВолгограда.ру, 19 декабря 2024 г.
Волгоград назвали одним из самых устойчивых к депрессии городов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 декабря 2024 г.
Отмечается рекордный рост использования страхования W&I в первой половине 2024 года
|
|
cbr.ru, 19 декабря 2024 г.
Страхование ответственности владельцев опасных объектов: снижение тарифов
|
|
Российская газета, 19 декабря 2024 г.
Магнитный полис
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 декабря 2024 г.
JP Morgan прогнозирует позитивные перспективы роста сектора страхования жизни
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 19 декабря 2024 г.
Новосибирская область стала лидером среди регионов СФО по выплатам в агростраховании
|
 Остальные материалы за 19 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|