Новая газета,
15 апреля 2011 г.
У России огромный дефицит сейсмостойкости
1391 просмотр
Одной из первых попыток системно, с научной точностью представить информацию о страшной трагедии в Японии стала справка, составленная коллективом российских ученых во главе с человеком, который знает о землетрясениях и цунами если не все, то очень и очень многое.
Григорий Кофф - советник начальника ВНИИ по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС, член Экспертной комиссии по сейсмостойкому строительству Министерства регионального развития РФ, главный научный сотрудник Института водных проблем РАН, доктор геолого-минералогических наук, профессор. Крупнейшие университеты США и Великобритании приглашают его читать курсы лекций о природном аспекте устойчивого развития и рисках. Нет ни одного крупного землетрясения последних десятилетий в России, в районе которого он бы не работал. А после Спитака работа эта даже растянулась на три года жизни в Армении. На днях я с ним встретился.
***
Все-таки краткосрочные, с точным указанием места и времени, точечные, так сказать, прогнозы сегодня еще действительно невозможны. Прогнозирование землетрясений - сложнейшая, многофакторная задача.
Вот я смотрю за окно на свое Крылатское и хорошо понимаю: сделать краткосрочный прогноз для моего дома, района, города - не только дорогостоящая, но и безрезультатная затея. Однако: а нужен ли вообще такой прогноз для Москвы? Хотя для Токио он очевидно крайне желателен. Человечество, слава богу, научилось различать территории, где землетрясения могут произойти, и где - нет.
И тут ключевой момент - оценка среднего балла вероятных землетрясений для больших территорий, районирование их по степени сейсмоопасности. От научной обоснованности и точности такой оценки в максимальной степени зависит ущерб, наносимый ударами стихии. Положим, для Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока РФ сейсмическая опасность по шкале MSK-64 распределяется так: Приморский край - 6-8 баллов; Хабаровский край, Амурская область, Чукотский автономный округ - 6-9; Республика Саха, Магаданская область - 6-9; Камчатский край, Еврейская автономная область - 7-10; Сахалинская область - 8-9 баллов. Но уже для более конкретных территорий, таких как, например, наши Якутск, Владивосток, Магадан или как японские города Фукусима, Сендай, часть Токио, кроме среднего общего балла потребуются и поправки на местные условия. Какие? Это прежде всего наличие или отсутствие тектонических разломов. Где они есть, сотрясаемость гораздо большая. Это и характер грунтов. На водонасыщенных песках, илах «трясет» сильнее. На скальных же породах, гранитах, базальтах и других - гораздо слабее.
Поэтому задача состоит не в попытке краткосрочно спрогнозировать событие, но в том прежде всего, чтобы правильно установить общий балл для большой территории и приращение этого балла в конкретном районе в зависимости от его особых условий.
Сделать краткосрочный прогноз для маленькой территории невозможно. Но можно предсказать, сколько баллов будет на большой территории. А потом разделить эту территорию на маленькие участки, различающиеся грунтами, тектоническими разломами, другими факторами. И для каждого дать так называемое сейсмическое приращение. Если мы хотя бы это делали, можно было бы предотвратить многие страшные жертвы - гибель людей, разрушение зданий.
- Неужели японцы, один из самых организованных и дальновидных народов мира, не учли элементарной азбуки сейсмозащиты?
- Это кажется поразительным, но они на самом деле плохо справились с планированием сейсмоопасных зон, хотя страна и располагает густой сетью сейсмостанций, одной из лучших в мире. Например, атомная станция «Фукусима-1» возведена на территории, где много тектонических разломов. Еще одно строгое требование нарушено: в зонах с большой вероятностью землетрясений и цунами нежелательно строить здания и сооружения на берегах рек. Волна цунами особенно разрушительна, когда она идет по речным руслам и в силу узости этого пути поднимается значительно выше. Если на морском пляже высота волны 10-15 метров, то в реке она может достигать 25-30 метров. У японцев же Сендай и ряд других городов построены как раз там, где реки. Более того, в некоторых местах проведены искусственные каналы, в частности, для охлаждения реакторов атомных станций морской водой и для иных технических целей.
- Зависит ли возможность прогнозировать землетрясения от густоты наблюдательных станций?
- Конечно. Чем больше станций, тем точнее прогноз, тем безошибочнее мы можем, идя от общего балла данной территории и делая потом поправку на особенности конкретного места, определять защитные меры. Мощным девятибалльным землетрясением был уничтожен в 1995 году Нефтегорск на Сахалине. Но почему? Да потому, что весь он был построен, исходя из прогноза о том, что этот район сейсмически не опасен. У нас в России, к сожалению, сейсмостанций мало. В Приморском крае всего три, в Хабаровском - одна, в Южно-Сахалинске до недавнего времени было четыре, сейчас стало девять.
- Какие уроки надо извлечь для наших сейсмоопасных территорий из трагических событий в Японии?
- Прежде всего необходимо завершить составление полных карт сейсмоопасности с более глубокой детализацией на малые территории, отдельные городские агломерации, крупные промышленные и гидрообьекты - и прежде всего АЭС и ГЭС. Провести с этих позиций полную инвентаризацию всех строений в этих местах. Я вот занимался новостройками на острове Русском, которые предназначены для приема делегаций из стран Тихоокеанского экономического сотрудничества. Там строится все, как надо, с максимальной сейсмозащитой. Но: рядом на материке остается множество слишком высоких зданий, которые построены ранее на склонах, где возможны оползни. Они могут рухнуть при первом же мощном подземном толчке, если их не усилить. А у нас, в России, между прочим, землетрясения с высокой интенсивностью (более 6 баллов) вероятны на 60% территории.
Совершенствование прогнозирования землетрясений привело, например, к тому, что общая сейсмоопасность в Сахалинской области возросла с 6 баллов в 1962-1969 годах до 9-10 баллов. Там сегодня тысячи возведенных ранее зданий имеют дефицит сейсмостойкости до 3 баллов. И это - общая картина по стране. В Абакане несейсмостойки 30% всех зданий и строений, в сейсмичной части Кемеровской области - около 40, в Чите - 50, в Ставрополе - около 60, в городах Еврейской автономной области - более 60%.
Понятно, что такое положение несет в себе потенциальную запрограммированную трагедию. И контрмеры на опережение надо принимать уже сегодня, без наших обычных бюрократических проволочек.
Одна из причин страшных последствий сильных землетрясений: к ним не готовят города, расположенные на сейсмоопасных территориях, что особенно характерно для нашего Дальнего Востока. Владивостокские бонзы во главе с губернатором Дарькиным, когда им пытаешься внушить простую мысль: к землетрясениям надо готовиться загодя, отмахиваются - мол, раз вчера не было, так и завтра не будет.
Наконец, после двухлетних проволочек губернатор Дарькин подписал программу сейсмической безопасности края. И вот уже в течение полугода его администрация готовит условия тендера для этой программы. И не подготовила до сих пор. Есть, видимо, более важные задачи.
К сожалению, правительство России, и первую очередь Минэкономразвития, не хочет прислушаться к предупреждениям ученых о том, что сокращение и даже ликвидация научных программ, связанных с обеспечением безопасности, дает лишь сиюминутную временную экономию средств, а отсутствие точной и полной информации оборачивается потом большими бедами. Этот «след» бюрократической недальновидности всегда обнаруживается в нашем разоружении перед природными катастрофами. Но всегда - задним числом.
А ведь, в конце концов, стоимость таких исследовательских программ, как «Сейсмичность России», «Морские берега» и ряда других вместе взятых, не превышает средств, которые будут потом потрачены на восстановление нескольких домов, разрушенных землетрясением.
Большой вред нанес нам 94-й Федеральный закон. По этому закону для получения средств, выделяемых центром на техническую безопасность, устраиваются тендеры. И тендеры эти чаще всего выигрывают не более опытные и знающие, а те, кто просит меньшие суммы. Например, во Владивостоке несколько лет назад разработка мер была отдана на откуп организации, директор которой перед этим уволил всех сейсмологов. Но зато она попросила меньше денег.
- Представьте: вас приглашают как эксперта на заседание Совета безопасности страны или кабинета министров и ждут от вас предложений не вообще, а конкретно: первое, второе, третье:
- Первое. Создать в РФ Единый координационный центр по анализу данных мониторинга опасных природных и природно-техногенных процессов (ОППТП) и прогнозу связанных с ними чрезвычайных ситуаций. Связать этот центр с региональными трестами инженерных изысканий Госстроя, с МЧС, с Минэкономразвития.
Второе. Унифицировать методы мониторинга и прогнозирования ОППТП.
Третье. Обеспечить быстродействие системы страхования населения и технических объектов от последствий ОППТП, и прежде всего землетрясений и наводнений.
Четвертое. Привести в систему оперативное информирование органов исполнительной власти и населения о развитии ОППТП. Оснастить эту систему новейшей информационной техникой.
Пятое. Увеличить (и не вообще, а до необходимого оптимума) ассигнования на научные программы, связанные с защитой от природных катастроф («Сейсмобезопасность России» и др.), на мониторинг, на обеспечивающие эту защиту инженерные проекты и их осуществление.
А если подвести итог, то уже сегодня есть возможность упреждать грозные удары стихии, во всеоружии встречая их, а может быть, и благоразумно уходя из-под этих ударов. Ну, например, не строя АЭС на сейсмоопасных территориях, не селясь у подножий вулканов.
Ким СМИРНОВ
(с сокращениями)
Вся пресса за 15 апреля 2011 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Исследования, Огневое страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
19 декабря 2024 г.
|
|
За рулем, 19 декабря 2024 г.
Страховщики с начала года продали 27 млн электронных полисов ОСАГО
|
|
infopro54.ru, Новосибирск, 19 декабря 2024 г.
«Вызывает серьезное опасение»: эксперты прокомментировали ситуацию со страховым мошенничеством в Новосибирске
|
|
Медвестник, 19 декабря 2024 г.
Бадма Башанкаев попросил страховщиков не «кошмарить» мелкие больницы
|
|
Финмаркет, 19 декабря 2024 г.
С 19 декабря средняя стоимость автозапчастей выросла в обновленной редакции справочников РСА на полпроцента
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 декабря 2024 г.
МСФО 17 создает ряд проблем для перестраховщиков и страховщиков
|
|
Финмаркет, 19 декабря 2024 г.
За 5 лет в РФ почти удвоилась доля возбуждаемых уголовных дел по заявлениям страховщиков о страховом мошенничестве
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 декабря 2024 г.
Расходы на страхование от государственных дефолтов возросли из-за падения цен на нефть на Ближнем Востоке
|
|
korins.ru, 19 декабря 2024 г.
Госдума изменила Закон о господдержке сельхозстрахования
|
|
Финмаркет, 19 декабря 2024 г.
ЦБ РФ предлагает снизить нижнюю границу тарифов в ОСОПО по ряду объектов
|
|
Рязанские ведомости, 19 декабря 2024 г.
В Рязанской области растет страховой рынок
|
|
Tazabek, Бишкек, 19 декабря 2024 г.
За 7 месяцев рынок страхования увеличился на 60%, - Госстраховая организация
|
|
НовостиВолгограда.ру, 19 декабря 2024 г.
Волгоград назвали одним из самых устойчивых к депрессии городов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 декабря 2024 г.
Отмечается рекордный рост использования страхования W&I в первой половине 2024 года
|
|
cbr.ru, 19 декабря 2024 г.
Страхование ответственности владельцев опасных объектов: снижение тарифов
|
|
Российская газета, 19 декабря 2024 г.
Магнитный полис
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 декабря 2024 г.
JP Morgan прогнозирует позитивные перспективы роста сектора страхования жизни
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 19 декабря 2024 г.
Новосибирская область стала лидером среди регионов СФО по выплатам в агростраховании
|
 Остальные материалы за 19 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|