Forbes,
19 апреля 2011 г.
Страховое дело 1583 просмотра
Судиться со страховыми компаниями можно только по месту их регистрации. Почему это плохо и как исправить ситуацию?
Далеко не всегда отношения со страховой компанией приносят клиентам абсолютное удовлетворение. Особенно после наступления страхового случая и обращения за страховой выплатой. В большинстве спорных ситуаций жаловаться в Федеральную службу по финансовым рынкам или в союзы страховщиков неэффективно и единственный способ воздействия на страховую компанию – суд.
В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом иск к страховой компании предъявляется по месту её нахождения. Другой вариант - по месту нахождения филиала или представительства, если конечно, претензии относятся к деятельности этих подразделений страховой компании.
Поэтому клиентам страховых фирм сложнее защитить свои права в суде, чем, скажем, потребителям других услуг. По закону «О защите прав потребителей» иски могут быть предъявлены по месту жительства или месту пребывания истца. Но к сожалению отношения по имущественному страхованию не подпадают под предмет регулирования Закона «О защите прав потребителей». Так в свое время решил Верховный суд РФ.
Выходит, страхователь лишен права предъявить иск по своему месту жительства, он защищен государством в меньшей степени, чем покупатель автомобиля или продуктов в супермаркете. Хотя, очевидно, опасностей для него финансовая услуга таит значительно больше, чем покупка автомобиля или продуктов.
Например, полисы «Росгосстраха», чьими услугами пользуется 25 млн клиентов, в московском регионе реализует компания ООО «Росгосстрах» (ранее ООО «Росгосстрах-Столица»). Компания зарегистрирована в Люберцах Московской области. Это означает, что любой клиент из Москвы, который хочет опротестовать отказ в выплате должен подавать иск в Подмосковье. В «Росгосстрахе» это подтверждают – компания на протяжении многих лет по подсудности относилась к Люберецкому городскому суду.
Если бы страхователи задумались об этом на стадии заключения договора, то, как минимум, представили, что потратят на участие в заседаниях суда (если они не живут в Люберцах) больше времени и денег. Я уже не говорю о коррупционных опасностях, которые заложены в такой концентрации судебных исков к одной страховой компании в одном суде.
Как ни странно, проблема решается довольно просто. Необходимо законодательно распространить действие Закона РФ «О защите прав потребителей» на финансовые услуги, одним из видов которых являются страховые услуги. Это не противоречит ни сущности страхования, ни содержанию закона, но при этом может серьезно улучшить ситуацию с защитой прав потребителей страховых услуг.
Кроме возможности подать иск и судиться по своему месту жительства страхователь получит, как минимум, еще освобождение от уплаты пошлины при подаче иска в суд и право взыскать повышенную неустойку за просрочку выплаты в размере 3% за каждый день просрочки, а не 8% годовых, как сейчас. Страховая компания точно получит стимул исполнить обязательства вовремя.
Такие предложения и законопроект «О внесении изменений в Закон РФ «О защите прав потребителей» уже направлялись в Минфин нашей компанией. Пока движения по ним нет.
Эту проблему можно решить и другим путем. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) по результатам прошлогоднего совещания у президента, создала рабочую группу. Она должна разработать минимальные стандарты обслуживания клиентов по добровольному страхованию владельцев транспортных средств - КАСКО.
Я считаю, в этих стандартах необходимо установить, что споры по массовым видам страхования, в частности по КАСКО, должны разрешаться в суде по выбору истца – физического лица - или по месту его жительства или по месту нахождения страховой компании. В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом сторонам предоставлена возможность изменить территориальную подсудность по соглашению. В такой конструкции страховщик, выдавая страховой полис с соблюдением минимальных стандартов, подтверждает согласие на рассмотрение иска по месту жительства своего клиента.
Если указанные предложения не реализовать сейчас – внесением изменений в действующее законодательство или установлением минимальных стандартов - то соблазн регистрировать компании в Подмосковье или еще дальше, как сделали уже некоторые страховые компании, может возникнуть у очень многих страховщиков. Это создаст препятствия для защиты прав страхователей и потерпевших, нарушенных страховыми компаниями, выгоду от этого получат максимум 600 страховых компаний, а вовсе не 140 миллионов потребителей страховых услуг и потенциальных получателей страховых выплат.
Николай ТЮРНИКОВ Автор – генеральный директор юридической компании «ГлавСтрахКонтроль»
Вся пресса за 19 апреля 2011 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Выплаты
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
30 апреля 2025 г.

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 апреля 2025 г.
AM Best отмечает растущие риски для американских страховщиков P&C на фоне роста вторичных опасностей

|
|
Правда ПФО, Нижний Новгород, Чебоксары, Уфа, 30 апреля 2025 г.
БПЛА повредил частный дом в Нижегородской области

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 апреля 2025 г.
KBRA заявляет, что тарифное давление на страховщиков США растет

|
|
НТА Приволжье, Нижний Новгород, 30 апреля 2025 г.
Житель Нижегородской области получит страховку за попадание БпЛА в его дом

|
|
Report.Az, Баку, 30 апреля 2025 г.
ЦБА изучит возможность внедрения «зеленых» страховых продуктов

|
|
Коммерсантъ-Нижний Новгород, 30 апреля 2025 г.
Беспилотник повредил частный дом в Павловском округе

|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 30 апреля 2025 г.
Сенатор Рябухин: расходы Фонда ОМС требуют системной проверки и оптимизации

|
|
МК в Германии, 30 апреля 2025 г.
Здоровье в долг: Германия обсуждает экстренные меры для GKV

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 апреля 2025 г.
«Колоссальные демографические сдвиги» изменят мировой сектор страхования имущества и ответственности

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 апреля 2025 г.
Устойчивый спрос — ключ к долгосрочному росту рынка киберперестрахования

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 апреля 2025 г.
Расширение перестрахования укрепляет кредитную позицию немецких и французских страховщиков

|
|
Российская газета онлайн, 30 апреля 2025 г.
Страховщики оформили более 100 полисов ОСАГО, действующих в России и в Беларуси

|
|
НТВ, 30 апреля 2025 г.
FT: нефтетрейдеры и страховщики изучают возвращение в Россию

|
|
Forbes, 30 апреля 2025 г.
FT узнала о консультациях западного бизнеса с юристами о возвращении в Россию

|
|
МК в Ярославле, 30 апреля 2025 г.
Эксперты рассказали, почему в России процветает мошенничество в страховании

|
|
МК во Владимире, 30 апреля 2025 г.
Евгений Уфимцев: ОСАГО выполняет свою главную задачу, но есть простор для трансформаций

|
|
Коммерсантъ-Нижний Новгород, 30 апреля 2025 г.
«Заходят каратели в виде экспертов»

|
Остальные материалы за 30 апреля 2025 г. |
Самое главное
Найти
: по изданию
, по теме
, за период
Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|