Реальный бизнес-Краснодар,
18 апреля 2011 г.
Непредсказуемое ОМС 1932 просмотра
С 1 января 2011 года вступил в силу новый закон об обязательном медицинском страховании. Как считают эксперты, он может не только изменить ситуацию на рынке медицинских услуг, но и повлиять на расстановку сил на страховом рынке.
ОМС не для всех
Как в действующем, так и в новом законе предусмотрено право работать в системе ОМС не только государственным и муниципальным медицинским учреждениям, где оказывается бесплатная медпомощь, но и частным клиникам. В систему ОМС могут войти медицинские организации любой формы собственности, которые готовы работать по установленным законом тарифам. До сих пор частному медицинскому бизнесу работа по ОМС была неинтересна. Так, на сайте Краснодарского территориального фонда обязательного медицинского страхования приведен перечень медицинских организаций Краснодарского края, входящих в систему ОМС. Список включает без малого тысячу медицинских организаций, однако среди них практически нет частников. В ходе жарких дебатов вокруг нового закона периодически раздается мнение (высказываемое преимущественно представителями власти) о том, что переход на работу по полисам ОМС послужит серьезным подспорьем для частной медицины, обеспечив гарантированный муниципальный заказ на определенный объем медицинской помощи. Оставляя в стороне обсуждение того, во что выливаются подобные «муниципальные заказы», отметим, что вопреки уверенности чиновников в наличии у частных клиник большого желания работать в системе ОМС, представители медицинского бизнеса, уверены, что даже после принятия нового закона приход в систему ОМС частников будет скорее исключением, чем правилом. При этом первыми претендентами на вхождение в систему ОМС будут скорее крупные частные медицинские центры, которые имеют штат квалифицированных врачей, диагностическую и лабораторную базы, а не отдельные практикующие кабинеты. «Частным медицинским организациям интересно участвовать в системе ОМС только по некоторым позициям предоставления высокотехнологичных услуг (кардиохирургия, офтальмологические операции), — считает Алексей Самошкин, ответственный секретарь Первой общероссийской ассоциации врачей частной практики. — Во всех других сферах участие в ОМС экономически нецелесообразно, потому что его тарифы не могут покрыть даже себестоимости услуг частных медицинских организаций, у которых нет и не предвидится никаких преференций со стороны государства».
Более того, как считают некоторые эксперты, новый закон делает медицину непривлекательной для инвестиций. В частности, Анатолий Сандимиров, генеральный директор компании «РЕСО-Мед», в беседе с Российской бизнес-газетой отметил, что благодаря закону «мы возвращаемся к более бюджетной схеме, которая менее динамична, менее приспособлена для привлечения инвестиций». С ним согласен и Алексей Самошкин: «Конфигурация всех недавно принятых законов в сфере здравоохранения, включая закон об ОМС, предусматривает формирование государственной монополии на рынке медицинских услуг. Это делает данный рынок крайне непривлекательным для инвестиций. Потому что ни один разумный инвестор не станет вкладывать деньги в создание частных клиник, которые вынуждены находиться в экономически невыгодном положении. Фактически, закон об ОМС на многие годы просто закрывает саму идею частных инвестиций в социальную сферу. Это печально».
Борьба за рынок
Одна из тенденций последних нескольких лет — активная консолидация страховщиков. Таким образом крупные страховые компании не только укрепляют свои позиции в регионах, но и осваивают сегмент обязательного медицинского страхования, увеличивают свою долю на этом рынке. Свежий пример — приобретение группой «АльфаСтрахование» одного из крупнейших ростовских медицинских страховщиков — МСК «АсСтра». Руководство группы надеется, что за счет интеграции с МСК «АсСтра» удастся выйти на показатель 30% по доле рынка ОМС в Ростовской области. Несколько лет назад по такой же схеме вошла в структуру «Росгосстраха» ростовская компания «Айболит». По мнению экспертов, выход на рынок ОМС требует огромных материальных и административных ресурсов, поэтому проще купить уже работающего в этом сегменте игрока. Тем более, что новый закон создал для этого благоприятные условия, определив, что с 2012 года уставный капитал у тех компаний, которые сочетают страхование с перестрахованием, должен быть не менее 480 млн руб., а у медицинских страховых компаний, специализирующихся на ОМС, планка поднята до 60 млн руб. В связи с этим последним придется либо искать пути дальнейшей капитализации, либо принимать решение о вхождении в более крупные структуры. Соответственно, часть игроков уйдет с этого рынка, что, впрочем, и было запланировано изначально. Причем процент жертв нововведения будет немаленьким, поскольку, по данным Росстрахнадзора, только 16 компаний из 106, работающих сейчас на рынке ОМС, отвечают требованиям закона.
Новый закон изменил и роль страховых компаний в системе ОМС. На страховую медицинскую организацию в новой системе возлагаются функции адвоката во взаимоотношениях пациента и медицинского учреждения. Она имеет право контролировать процесс оказания медицинской помощи и по большому счету заинтересована в том, чтобы ее клиенту была оказана качественная услуга. Кстати, вероятно, мало кто знает, что при появлении сомнений на качество и организацию предоставляемой медицинской помощи в период лечения, пациент имеет возможность привлекать страховые компании для проведения очных экспертиз. И наличие в штате страховой медицинской компании достаточного количества штатных врачей-экспертов становится сегодня одним из важных конкурентных преимуществ страховщика.
По сути, 326-ФЗ создал условия для конкуренции страховщиков. Напомним, что согласно нормам закона гражданин самостоятельно имеет право выбрать как страховую медицинскую организацию, так и медицинское учреждение и лечащего врача. И пока лечебные учреждения объясняют наиболее осведомленным пациентам, почему те не могут-таки поменять медучреждение и доктора, страховщики уже начали кампанию по привлечению клиентов.
И порой — с нарушением норм законодательства. В частности, совсем недавно в СМИ прошла информация о том, что в детсадах и школах Ставрополя навязывают страховщиков ОМС. Родителей просят заполнять заявления на замену детских полисов и страховой медицинской организации.
Новый формат медпомощи
В контексте разговора о нововведениях на рынке страховой медицины невозможно не упомянуть еще об одной тенденции — создании так называемых медицинских проектов. Такая идея в то или иное время возникала у многих крупных универсальных страховщиков. В частности, комплексный подход к вопросам медицинского страхования продемонстрировала компания «АльфаСтрахование», которая начала воплощать программу по открытию собственных медицинских центров в 2008 году. На сегодня клиники «Альфа-Центр Здоровья» действуют в шести городах страны. Еще один крупный игрок страхового рынка — компания Ингосстрах — открыла шестую по счету клинику «Будь здоров» — в Краснодаре. В этом году обе компании планируют открыть свои клиники в Ростове-на-Дону. Летом прошлого года Группа СОГАЗ — лидер рынка добровольного медицинского страхования — открыла свою клинику в Санкт-Петербурге, заявив о намерении выходить в регионы. Подобные идеи возникали также у УралСиба, Росгосстраха.
Как заявляют сами страховщики, главная цель создания собственной сети клиник — обеспечение своих клиентов (держателей полисов ДМС) качественными медицинскими услугами. «В регионах мало лечебных учреждений, где бы люди могли получить качественные медицинские услуги. Кроме того, нередко владельцы полисов ДМС сталкиваются с тем, что им назначаются либо избыточные медицинские услуги, либо недостаточные», — объясняет Татьяна Кайгородова, заместитель генерального директора ОСАО «Ингосстрах».
Безусловно, развитие собственной сети клиник является удачным ходом с точки зрения продаж полисов ДМС. Так, компания Ингосстрах, открывшая единственную в Краснодаре клинику, ориентированную в первую очередь на владельцев полисов ДМС, рассчитывает в течение 2011—2012 годов увеличить продажи полисов в два-три раза.
Согласно закону страховые медицинские компании могут сочетать услуги обязательного и добровольного медицинского страхования. Поэтому сейчас в более выгодном положении оказались те компании, которые уже успели обзавестись сетью собственных клиник. Обслуживаться в клиниках, принадлежащих страховщикам, можно как по полисам ДМС, так и по полисам ОМС. Эксперты не исключают, что такое совмещение даст толчок развитию добровольного медстрахования. «Потребителями» полисов ДМС сейчас являются в основном корпоративные клиенты, однако страховщики, в частности Ингосстрах, заявляют о том, что в ближайшее время появятся подобные предложения для частных лиц. Однако некоторые эксперты настроены более пессимистично, утверждая, что если по программе ОМС можно будет выбирать клиники с высоким уровнем сервиса и качества услуг, вряд ли у кого-то возникнет желание приобретать полис ДМС.
Если страховые компании продолжат развивать медицинское направление, это может привести к изменению расстановки сил на рынке медуслуг. Представители страховых компаний уверены, что клиники, принадлежащие им, со временем вытеснят частные медицинские центры. Представители же медицинского бизнеса прогнозируют только некоторый отток пациентов из «традиционных» частных клиник. При этом некоторые эксперты вообще смотрят без большого энтузиазма на открытие страховщиками собственных клиник, сомневаясь в том, что «страховая медицина» сможет предложить пациентам услуги действительно высокого качества. «Открытие страховыми компаниями собственных клиник несет в себе опасность внутрикорпоративного конфликта интересов, ведь клиника заинтересована в увеличении продажи услуг, а ее владелец — страховая компания — стремится экономить расходы. Это приводит к тому, что со временем такие клиники останавливаются в технологическом и кадровом развитии», — делится мнением Алексей Самошкин, добавляя, не видит перспектив развития этого направлении.
Как бы то ни было, принятый закон вызывает много вопросов как у страховщиков, так и у медиков. В частности, как отмечают эксперты, он подробно регламентирует права и обязанности сторон, но не прописывает механизмы осуществления отдельных положений на практике. Тем не менее, вопреки всем опасениям хочется надеяться, что задуманные изменения, проводимые под эгидой перехода на новые европейские стандарты, не станут очередной иллюстрацией к поговорке «хотели как лучше, а получилось как всегда».
Реестр страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Краснодарского края в 2011 году включает краснодарские филиалы ОАО СМО «Сибирь», ООО «РГС-Медицина», ЗАО МСК «Солидарность для жизни», ООО СК «ВСК-Милосердие2, а также ООО МСК Краснодара «Медицина».
Критерии выбора страховой компании: наличие бесплатного многоканального телефона; наличие пунктов выдачи полисов на территории муниципального образования; наличие круглосуточного консультанта; возможность получения полисов на дому гражданам с ограниченными возможностями в передвижении; количество застрахованных компанией граждан; количество штатных врачей-экспертов, которые должны определять качественное выполнение защиты прав застрахованных.
Нина Галаничева, генеральный директор РОСНО-МС: — В новом законе определены практически те же самые функции: страховые компании занимаются выдачей полисов ОМС, оплатой медицинской помощи застрахованным, контролем объемов, сроков, качества и условий предоставления этой помощи, информированием граждан, защитой их прав в досудебном и судебном порядке и т. д. Но сделан серьезный акцент на улучшение качества работы. Ужесточены требования к страховым компаниям и их ответственности. Это касается не только повышения уставного капитала системы массового обслуживания, но в большей мере необходимости формирования служб по работе с клиентами. А также выполнения требований по защите персональных данных застрахованных и организации экспертизы качества медицинской помощи. В течение двух-трех лет, полагаю, новый закон должен воспитать страховую культуру наших граждан, способность различать, что хорошо, а что не очень. И, пожалуй, нововведение может стать серьезным стимулом к созданию цивилизованного, полноценного медицинского страхования в России.
Ольга Грищенко, заместитель директора ЮРЦ по медицине компании «АльфаСтрахование»: — В идеале программы ОМС и ДМС должны дополнять друг друга, то есть обязательное страхование должно быть базисом медицинского обслуживания населения, а добровольное «надстройкой», которая обеспечивает белее широкий спектр услуг. Да, новый закон ОМС предлагает страхователю выбор, но на деле, получается «все и ничего». Человек обращается в клинику, а там зачастую нет возможности получить ожидаемое медицинское обслуживание (очереди, недостаточная медицинская база и т. д.). Усложняет ситуацию отсутствие четкого регламента социального страхования. Услуги, которые можно получить в системе ОМС, очень широки, а на деле оказывается, что они не обеспечены финансовой составляющей. Большое количество подзаконных актов по направлению в специализированные центры и областные ЛПУ очень сложны для понимания обывателя. На мой взгляд, когда все механизмы будут урегулированы, рынок ДМС расширится, а уровень предоставляемых медицинских услуг повысится.
Михаил Артеменко, главный врач лечебно-диагностического центра «Авиценна»: — Эффективность и качество нашей работы в системе ОМС зависит не только от нашего желания, но и от гарантированных объемов медицинской помощи, выделяемых для нашего центра управлением здравоохранения Ростова-на-Дону и министерством здравоохранения Ростовской области. Поясню. Каждое медицинское учреждение, зарегистрированное в системе ОМС, изначально заявляет о своих возможностях в органы здравоохранения. Представляет количество посещений пациентов, которое оно может обслужить за год с учетом своих технических и кадровых возможностей. Наши реальные возможности в 2010 году позволяли оказать медицинские услуги детям в количестве 80 тыс. посещений, но нам позволили освоить в пределах не более 50 тыс. В этом году мы предложили минздраву и управлению здравоохранения Ростова-на-Дону расширенные возможности в расчете на 114 тысяч посещений в год. К сожалению, без объяснения причин нашему предприятию в 2011 году было выделено всего 38 тысяч посещений. Проблема в том, что гарантированные объемы распределяются по остаточному принципу для частных предприятий, вошедших в систему ОМС. Сначала на 100% госзаказом обеспечиваются «свои», государственные, муниципальные медицинские учреждения, а оставшиеся крохи бюджетных средств передают частным медицинским организациям, изъявившим желание оказывать услуги в системе ОМС. Существует федеральный закон, который гласит: как минимум 10% госзаказа должно быть распространено в субъектах малого предпринимательства.
Мы работали эффективно, на результат. Более того, предложили абсолютно новую форму организации медицинской помощи детям посредством выездных бригад в лечебные учреждения Ростовской области и Ростова-на-Дону. Для реализации новой формы обслуживания нами закуплено пять единиц современного медицинского оборудования, подготовлены кадры. Предлагаемая нами форма обслуживания детей позволит в кратчайшие сроки закрыть существующие проблемы по методам ультразвуковой и функциональной диагностики. Мы готовы осуществлять подобные исследования на выезде в любое лечебное учреждение по предварительной заявке.
Естественно, в этом году «Авиценна» ожидала увеличения гарантированных объемов для нашей клиники. Однако произошло обратное. По сравнению с прошлым годом госзаказ сократился практически на половину. Наша клиника работает не в полную силу, а использует всего 35% своих возможностей. Не так долго мы находимся в системе ОМС, но убытки уже значительны, так как предлагаемый тариф ОМС покрывает стоимость медицинских услуг только на 50%, а остальные расходы мы должны покрывать за счет собственных средств. На таких условиях частное предприятие может продержаться не более трех лет.
Не согласившись с выделенными объемами, мы написали заявления в территориальное управление антимонопольного комитета по Ростовской области и председателю комиссии по распределению гарантированных объемов при администрации Ростовской области. 13 марта состоялось заседание комиссии, где было принято предварительное решение поручить управлению здравоохранения Ростова-на-Дону, министерству здравоохранения Ростовской области изыскать возможности выделения дополнительных объемов для медицинского центра «Авиценна» в пределах 75 тысяч посещений. Мы надеемся на положительное решение, так как от него зависит здоровье многих малышей.
Большое разочарование
Александр Григорьев, генеральный директор ОСАО «Ингосстрах», занял четкую позицию по поводу ОМС в своем блоге:
— Большое разочарование принесла страховому рынку публикация нового закона об ОМС. Страховщики всецело поддерживали идею реформирования нынешней системы: ведь она неконкурентная, емкая в смысле коррупции и не учитывает интересов граждан. Новый закон этих вопросов не решил, а, напротив, лишь усугубил их. Страховщики должны были получить в системе ОМС роль контролера в сфере расходования бюджетных средств и качества медуслуг. Новый закон отводит нам функции кассы — правда, с полной финансовой ответственностью. Теперь страховщик отвечает перед региональным ФОМС фактически за все, а влиять на медучреждение не может.
В такой модели страховая компания заинтересована коррумпировать ФОМС в обмен на всякие поблажки в виде более быстрого перечисления средств, отсутствия проверок, неприменения санкций и прочее. Увеличение зависимости страховщика от фонда только усилит коррупционную емкость модели.
Закон не предусматривает контроль обоснованности расходов, предъявляемых клиникой фонду. Это означает, что медучреждения будут выписывать счета на все, что пожелают. По нашим оценкам, необоснованные расходы бюджета на ОМС в 2011—2012 годах составят около 200 млрд руб. Если бы предложения страховщиков были учтены, государству не пришлось бы раскошеливаться на такую огромную сумму. Более того, все провозглашенные лозунги о праве выбора гражданином страховщика и повышении качества медуслуг были бы реально исполнены.
Многие чиновники говорят, что эта система промежуточная. Не понимаю, промежуточная — для чего? Чтобы иметь возможность что-нибудь еще отщипнуть от бюджета, пока абсурдность системы не станет ясна государству?
Конфигурация всех недавно принятых законов в сфере здравоохранения, включая закон об ОМС, предусматривает формирование государственной монополии на рынке медицинских услуг. Это делает данный рынок крайне непривлекательным для инвестиций.
По мнению экспертов, выход на рынок ОМС требует огромных материальных и административных ресурсов, поэтому проще купить уже работающего в этом сегменте игрока.
С 2012 года уставной капитал медицинских страховых компаний, специализирующихся на ОМС, должен быть не менее 60 млн руб. По данным ФССН, в данный момент только 16 из 106 работающих на этом рынке компаний отвечают требованиям закона.
Если страховые компании продолжат развивать медицинское направление, это может привести к изменению расстановки сил на рынке медицинских услуг.
На страховую медицинскую организацию в новой системе возлагаются функции адвоката во взаимоотношениях пациента и медицинского учреждения.
Алена ЛАПТЕВА, Анна ИВЧЕНКОВА
Вся пресса за 18 апреля 2011 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Реформа ОМС, Страховое право, Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
24 декабря 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 декабря 2024 г.
Благоприятные условия на рынке страхования авиаперевозок, вероятно, сохранятся в 2025 году
|
|
Нижегородские новости, 24 декабря 2024 г.
Житель Нижнего Новгорода возместил убытки страховой компании
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 24 декабря 2024 г.
В Красноярске задержали банду серийных страховых мошенников
|
|
Report.Az, Баку, 24 декабря 2024 г.
Страховой рынок Азербайджана вырос на 10% за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 декабря 2024 г.
Страховщики Европы рискуют снизить коэффициент платежеспособности на 100 пунктов из-за геополитического шока
|
|
Официальный портал органов власти Чувашской республики, 24 декабря 2024 г.
Парламентарии приняли поправки в Закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов»
|
|
Ингушетия, Назрань, 24 декабря 2024 г.
В Ингушетии расследуют мошенничество со страхованием жизни на 30 млн рублей
|
|
Парламентская газета, 24 декабря 2024 г.
Медицинская помощь и консультации для россиян могут стать доступнее
|
|
genproc.gov.ru, 24 декабря 2024 г.
Прокуратура Республики Ингушетия направила в суд уголовное дело о мошенничестве в сфере страхования жизни человека
|
|
korins.ru, 24 декабря 2024 г.
НСИС представил страховщикам инструменты для предотвращения страхового мошенничества
|
|
Финмаркет, 24 декабря 2024 г.
Сборы по страхованию имущества юрлиц увеличились на 10,6% за 9 месяцев, выплаты выросли в 2,5 раза
|
|
Рязанские ведомости, 24 декабря 2024 г.
Рязанцам разъясняют, как путешественнику без суда решить спор со страховой организацией
|
|
Общественное мнение, Саратов, 24 декабря 2024 г.
ТФОМС Саратовской области и страховыми организациями за 11 месяцев года рассмотрено почти 168 тысяч обращений граждан
|
|
Клерк.Ру, 24 декабря 2024 г.
Таксисты просят сократить минимальный срок действия страхового полиса до одного дня
|
|
Tazabek, Бишкек, 24 декабря 2024 г.
В этом году госстрахование жилья выросло на 8%, - замглавы управления в «ГСО»
|
|
Волга Ньюс, Самара, 24 декабря 2024 г.
Ремонт вместо денег: «Росгосстрах» формирует новую судебную практику в спорах с недобросовестными клиентами по ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 24 декабря 2024 г.
В Татарстане стали платить больше по полисам ОСАГО, но судебные издержки выросли
|
 Остальные материалы за 24 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|