РБК, журнал,
30 мая 2011 г.
«С рынка уйдут еще 300 страховщиков»
1410 просмотров
Ближайшие год-два будут не лучшими для мировой экономики: революции, землетрясения и дорогое сырье ей не на пользу. Для России рост цен на нефть станет пирровой победой: приток нефтедолларов обернется новым рецидивом «голландской болезни». Проблемы не обойдут стороной и отечественный страховой рынок: в течение трех лет его могут покинуть три сотни компаний. Такую картину рисует гендиректор «Ингосстраха» Александр Григорьев. Однако ситуация небезнадежна, утверждает он в интервью журналу «РБК».
Все будет не так уж плохо, если власти выберут стратегию развития, а бизнес сможет создать институты, без которых немыслим цивилизованный рынок страхования.
«Мир движется к рецессии»
Какова сейчас ситуация в глобальной экономике?
В целом я бы оценил экономическую ситуацию в мире во второй половине 2010 - начале 2011-го и перспективы ее развития до 2012 года как крайне неблагоприятные. Когда в 2009-м стала стихать первая волна кризиса, я был убежден, что нас ждет вторая волна. Все эти два года не мог понять, когда она придет. Сегодня считаю, что в том или ином виде это произойдет в 2012-м. События конца 2010 - начала 2011 года планомерно подталкивают мир к рецессии, а это очень опасная тенденция. Если брать классический четырехугольник, характеризующий состояние макроэкономики, - безработица, ВНП. инфляция, госдолг, то в США и странах Европы на данный момент нет ни одного фактора, свидетельствующего о возможности роста экономики.
США как раз работают над сокращением расходов бюджета. Достаточны ли эти меры?
Ситуация в американской экономике проблемная: в стране зашкалил очередной лимит госдолга. И если раньше фондовый рынок поддерживали выброшенные на него фидуциарные инструменты, то теперь из-за бюджетных средств, направленных на поддержку финансового и денежного рынков, возник пузырь. Потребление граждан падает, ухудшаются показатели безработицы, объем «плохих» долгов не снижается. В общем уровень доходов населения США, который считается главным критерием для макроэкономических прогнозов, низкий. В Европе ситуация с госдолгом также развивается по худшему сценарию: растет безработица, наблюдаются серьезные проблемы в Ирландии, Исландии. Греции, Португалии, Испании, Италии. Непростые вопросы, особенно в условиях сильного евро, и с бюджетами Франции и Германии. Последняя информация о возможном выходе Греции из зоны евро может послужить толчком к нарастанию второй волны кризиса.
Неоднозначные оценки получает сегодня и происходящее в Китае. Может ли эта экономика сыграть стабилизирующую роль?
Китай, пожалуй, единственная страна, которая приоритетом национальной экономики пытается сделать огромный внутренний рынок потребления. Но и там появляются признаки неустойчивости. Повышение ставки, ревальвация юаня, снижение государственных расходов - это те факторы, которых не было в 2007 году, а сейчас они есть, что не способствует экономическом)' рост)'. Есть и другие факторы. И в США, и в Европе - везде отмечаются увеличение ставок и сокращение госрасходов, плюс на это накладываются последствия землетрясения в Японии и арабская революционная ситуация. Такая нестабильность и нефть по 120 долларов за баррель никак не могут подталкивать к развитию глобальную экономику. Поэтому я считаю, что мир движется к рецессии. Вторая волна будет вызвана необоснованными размерами госдолгов и, как следствие, может привести к снижению потребительских способностей населения во всех странах. А это значит, что стоит ждать падения спроса на сырьевые товары со всеми вытекающими последствиями для России.
Кстати, а как обстоят дела в России?
Сейчас у нас наблюдается так называемая «голландская болезнь» (полная аналогия с 2007-м): высокая цена на нефть, большие поступления долларов на фоне снижения реального внутреннего спроса и усиления инфляционных процессов. Платежный баланс и бюджет за счет поступлений от продажи углеводородов за рубеж выглядят хорошо, а производство, если убрать из отчетных данных добычу нефти и газа для экспорта, падает, причем быстро. Это очень опасная тенденция для страны. Но самое важное - у нас не решена главная структурная проблема экономики. Какая у нас макроэкономика? Законодательство вроде бы рыночное, антимонопольное, а по факту развивается олигополия. Примерно 20 компаний контролируют почти 90% экономики страны. Плюс к этому пять госбанков контролируют 60% всех банковских активов.
Госкапитализм давал неплохие результаты в других странах. Применима ли эта модель у нас?
По этой модели Россию развивать можно, по тогда надо честно об этом сказать, убрать жесткие антимонопольные ограничения, перестать вести популистские разговоры про средний класс, потому что в таких экономиках среднего класса не бывает. Также необходимо создать Госплан и ввести распределительную систему экономических благ для населения. Если, наоборот, придерживаться рыночной модели, то нужно кардинально реструктурировать экономику и реформировать антимонопольную политику. Развитие страны возможно как по первой модели, так и по второй. Ясность в данном вопросе создаст четкие ориентиры для граждан. Однако в тех документах, которые сейчас разрабатываются в качестве стратегических (например, «Стратегия-2020»), о таком выборе нет ни слова.
Развитие ситуации в 2011 году ничего хорошего не предвещает, и я с пессимизмом смотрю на перспективы экономики. Россия получит тактический выигрыш за счет притока нефтедолларов, но стратегически проиграет - возникнет новый рецидив «голландской болезни», так как внутренний спрос не растет и главные структурные проблемы экономики не решены.
Чего ожидать в этом году страховому рынку
Вам продлили контракт до 2014 года. Какие задачи перед вами поставили?
По сравнению со старым контрактом в новом основные задачи не поменялись. Мажоритарный акционер [Олег Дерипаска. - Прим. "РБК"} по-прежнему достаточно твердо стоит на позиции, что «Ингосстрах» - лидирующая российская страховая компания. Соответственно, генеральный директор обязан это лидерство обеспечить. Мы должны стремиться к 10-процентной доле рынка и к том)', чтобы прибыль была более 2 млрд рублей в год.
И за счет чего вы планируете зарабатывать? Какие сегменты наиболее интересны «Ингосстраху»?
Нам интересно то, что хорошо развивается: каско, ОСАГО, перестрахование, морское, авиационное страхование, страхование ответственности топ-менеджеров в этих сегментах мы занимаем лидирующие позиции. А вот, скажем, в имущественном страховании физических лиц мы восьмые-девятые. В данном случае сложно обогнать «Росгосстрах» с его разветвленной агентской сетью и массовым страхованием квартир, дач и недорогих автомашин. Например, в ДМС [добровольное медицинское страхование. - Прим. «РБК»] нелегко было конкурировать с РОСНО или «РЕСО-Гарантией», потому что они изначально задумывались как компании со своей сетью клиник. Мы такой сети не имели. Только четыре года назад стали развивать сеть медучреждений «Будь здоров» по всей стране и теперь успешно догоняем и обгоняем названных игроков рынка.
А почему у нас страхование жизни не идет?
Во-первых, в России нет стимулов для развития этого сегмента. Если вы посмотрите, как обстоят дела в Японии, США, Австралии, странах Европы, то увидите, что страхование жизни - один из важнейших факторов внутренних долгосрочных накоплений государства, поэтому оно обеспечивает для их формирования налоговые льготы. А у нас вообще никаких льгот нет. Во-вторых, причина в массовом сознании среднего россиянина. Когда ему предлагают застраховать жизнь, он задается двумя вопросами - кому доверять (в условиях, когда уровень доверия к государству очень низкий) и сколько он с этого получит - и начинает сравнивать страховой продукт с депозитами. Что в корне неверно. Должны пройти годы, чтобы экономическое сознание граждан в России стало таким, как, допустим, в Германии.
Может быть, проблема не только в гражданах, но и в компаниях? Вот в следующем году будет увеличено требование к размеру уставного капитала страховщиков до 120 млн рублей. Как вы относитесь к такому способу чистки рынка? Не секрет, что страхование - это бизнес, в котором могут быть очень большие выплаты. Возьмите аварию на «Фукусиме-1 или хотя бы сильный град. Компания с небольшим капиталом и недостаточным резервированием средств либо не сможет расплатиться по своим обязательствам, либо, если расплатится, останется без денег. Эта.компания ненадежна. В России таких немало потому, что у нас с 1991 года требования к страховщикам были занижены. Повышение требования к размеру капитала - нормальная деятельность государства: те, у кого недостаточно средств, должны уйти. В 2006-м я сказал, что 250-300 компаний покинут рынок, но тогда мне мало кто поверил. В действительности за 2007-2010 годы количество ушедших игроков даже превысило цифру 300. За один только 2010-й отозвано 106 лицензий (из них 92 - у страховых организаций), за 2009-й - 97, за 2008-й - 75. Примерно 60% из 625 компаний, зарегистрированных в реестре на 1 января 2011 года, современным требованиям не соответствуют.
На страховом рынке основную роль играют первые 10 игроков - именно там концентрируется большая часть сборов. По тому же ОСАГО в прошлом году на первую десятку пришелся 71% всех премий.
Чем же занимаются остальные 615 участников рынка?
Приблизительно 300 вообще не функционируют. Сборы там могут составлять 500 тыс. рублей в год - этого даже на зарплату генерального директора не хватит. Примерно 100 компаний ежегодно уходят, около 200 пребывают в странном режиме на грани выживания. Скажу больше: еще 300 игроков уйдут с рынка в ближайшие три года. И желающих с этим поспорить уже нет. Примерно такие же прогнозы давал Александр Коваль [руководитель ФССН. - Прим. «РБК»] полгода назад. Стабильно работает первая сотня, а если говорить о надежности, то это первая десятка.
Где «пилят» бюджетные деньги
Выходит, огромная часть страхового рынка живет за счет дутых портфелей и схем?
В рознице этого нет, поскольку клиенты понимают, что имеют право на выплату. Схемы кроются в более масштабных проектах, в так называемом бюджетном страховании - это страхование ответственности по госконтрактам в рамках закона № 94-ФЗ [ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». - Прим. «РБК»], агрострахование и страхование имущества и ответственности за счет средств госбюджета. В этой сфере обязательства страховщиков достигают сотен миллиардов рублей. Таких денег у них нет в принципе, а договоры перестрахования здесь не заключаются. Это просто «распил» бюджетных средств. Приведу всего один пример. При строительстве участка дороги в Краснодарском крае (один из олимпийских объектов!) средства госбюджета выделялись в том числе и на страхование. Котировка «Ингосстраха» была в 2 раза меньше, чем котировка другой компании. Несмотря на все наши усилия и на то, что страхование покрывало все риски заказчика, страховщиком был выбран не «Ингосстрах», а та компания, уступающая нам по размеру капитала, наличию страховых резервов и степени надежности. Государство из-за такого решения заказчика истратило на страхование более 100 млн лишних рублей. И это только по одному объекту! Причем никакие наши обращения ни в правительство, ни в компетентные органы ни к чему не привели.
Что сегодня происходит с сельхозстрахованием?
После прошлогодних пожаров президент и премьер дали указание внести поправки в закон, чтобы обеспечить сельхозпроизводителям серьезную защиту, а именно 85-90-процентное покрытие посевных площадей страхованием (или даже довести эту цифру до 100%). На встрече с президентом мы, страховщики, говорили об одном, а Минсельхоз и Минфин стали делать совершенно другое. Образовавшийся в результате их активности законопроект прошел первое чтение в Думе и сейчас готовится ко второму. Между тем он не может обеспечить выполнение поставленной руководством страны задачи.
В Национальном союзе агростраховщиков в настоящее время идет дискуссия по законопроекту. Многие говорят: «Закон - это хорошо, если его примут, мы получим 5 млрд рублей». Но что мы ответим ровно через год, когда президент и премьер спросят: «5 млрд вами получены, а где 100-процентное покрытие и почему не осуществляются выплаты в связи с убытками сельхозпроизводителей?» Что закон плохой, что при его подготовке было допущено слишком много неточностей и пробелов? Тогда уже поздно будет об этом рассуждать. Раз деньги получены, надо делать выплаты. И, самое главное, что от этого законопроекта выиграют агропроизводите-ли? Ничего. Они по-прежнему будут говорить, что сельхозстрахование плохое, потому что им компенсируется только некоторая часть ущерба - а ведь именно это и заложено в законе. Что это за страховой продукт, если изначально прописано, что в случае убытков мы выплатим лишь 25-50% от суммы ущерба? На мой взгляд, Минсельхоз и правительство не хотят принять главное решение: страхование в сельском хозяйстве должно стать реальным и служить населению, производителям, стране, а не отдельным группам чиновников и депутатов, которые лоббируют свои меркантильные интересы. Но наше мнение, к сожалению, до сих пор не услышали.
Проблемы и решения
Как вам идея ФАС установить минимальные требования по каско? Какие положения, по-вашему, надо принять?
ФАС уже пыталась определить отношения банков со страховщиками. Было даже выпущено постановление правительства «О допустимых соглашениях между банками и страховщиками». Оно написано сложным юридическим языком и на практике фактически не применяется. Банки формально следуют букве этого постановления, чтобы не навлечь на себя гнев антимонополыциков. Говорить о его реальном выполнении затруднительно. Что касается минимальных требований по каско, то, если ФАС совместно со страховщиками сумеет подготовить грамотный документ, он нам сильно поможет в работе, поскольку фантазий на тему, что такое каско, очень много. На мой взгляд, гораздо важнее внести изменения в Гражданский кодекс и закон «Об организации страхового дела в РФ», определить основные условия страхового договора, которых на данный момент, к сожалению, ни там, ни там нет. Ну работают же как-то...
Вот именно как-то. Приведу пример. В правилах страхования каско всех компаний указано, что, если в случае угона машины вы не предоставляете страховщику ПТС [паспорт транспортного средства. - Прим. "РБК»], он имеет право отказать в выплате. Ведь отсутствие ПТС - это первый признак мошенничества. Если еще год назад суды принимали позицию страхователей в 50% случаев, то сейчас - примерно в 95%. Страховщики сделали выводы, и теперь, если ПТС нет, но по остальным признакам понятно, что имел место угон, выплата будет произведена. Вот если бы был хороший нормативно-правовой акт, который устанавливал бы четкие и понятные условия, людям не пришлось бы ходить по судам.
Вырастет ли рынок в ближайшие полтора года?
Что касается страхового рынка, то, учитывая низкую стартовую базу 2009-го, по показателям сбора страховой премии (за исключением ОМС [обязательное медицинское страхование. - Прим. "РБК»]) будет двойственная ситуация. С одной стороны, 2010 год показал больший рост, чем мы предполагали, (.другой - сегодня в связи с тем, что тарифы не повышаются, новые объекты страхования не появляются, а в автомобильном бизнесе, скорее всего, будут серьезные трудности, остаются только два фактора роста - ДМС и ОСАГО (но уже по отношению не к низкой базе 2009-го, а к базе 2010-го). Факторами понижения, соответственно, будут демпинг и увеличение убыточности. Поэтому общий прирост страховых взносов за 2011 год составит, думаю, 3-4%. В 2012-м, если дополнительных стимулов для развития не появится, ситуация может осложниться.
Будет ли меняться структура рынка? Если да, то как?
Ускоренно пойдет концентрация бизнеса: уже большая часть денег находится у топ-10 страховых групп. Так, за прошлый год удельный вес первых 10-20 игроков на рынке ОСАГО увеличился на 10%. Поэтому' перед остальными компаниями, с 21-й по 625-ю, стоит вопрос, как выжить. Есть и более серьезная проблема - она не в этом году появилась, но решать ее нужно. У нас нет независимого института, который занимался бы оценкой надежности страховщиков. Например, на страховом рынке существует проблема расчетов резервирования, потому что очень трудно просчитать, какие резервы нужно заложить по рискам, скажем, на 1 млн долларов, по которым, возможно, придется платить через многие годы. Единственным институтом, который способен определить надежность, оценить адекватность резервов и тарифов компании, является не рейтинговое агентство и даже не Страхнадзор - это независимые актуарии, которые существуют на всех цивилизованных рынках, кроме России. Именно из-за отсутствия такого института почти 100 игроков ежегодно прекращают свое существование. По этой же причине нет доверия к страховщикам со стороны населения. Только с появлением института независимых актуариев пропадут «нарисованные» балансы. Другого метода оценки надежности компаний мир за 300 лет активного страхового дела не выдумал. Подводя черту, скажу: по моему мнению, 2011-2012 годы будут весьма непростыми для российского страхового рынка.
Андрей ЛЬВОВ
Вся пресса за 30 мая 2011 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Тенденции, Управление, Кризис и страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
11 декабря 2024 г.
|
|
Forbes, 11 декабря 2024 г.
Верховный суд примет решение по страховкам за пострадавшее от обстрелов имущество
|
|
Волга Ньюс, Самара, 11 декабря 2024 г.
В Самарской области активно развивается агрострахование с государственной поддержкой
|
|
Финмаркет, 11 декабря 2024 г.
Минфин прорабатывает порядок налогового вычета по ДСЖ
|
|
ГТРК Липецк, 11 декабря 2024 г.
Жители Липецкой области потратили 5 млрд на страховку в 2024 году
|
|
Городские новости, Красноярск, 11 декабря 2024 г.
Владелец ТЦ «Взлётка-Плаза» потребовал взыскать со страховщиков часть убытков от пожара
|
|
Ведомости, 11 декабря 2024 г.
«Ингосстрах» потребовал от владельца сгоревшего склада Ozon больше 6 млрд рублей
|
|
Банковское обозрение, 11 декабря 2024 г.
Правовая проблематика страхования D&O и как его усилить юридически
|
|
Пенза-онлайн, 11 декабря 2024 г.
Пензенцам перечислили проблемы, которые решает страховая медицинская организация
|
|
Интерфакс, 11 декабря 2024 г.
Prudential Financial выкупит свои акции на $1 млрд в 2025 году
|
|
Финмаркет, 11 декабря 2024 г.
Nippon Life рассчитывает во 2-м полугодии 2025 года завершить покупку Resolution Life
|
|
МК в Барнауле, 11 декабря 2024 г.
Полисы ОМС бессрочны. ТФОМС Алтайского края рассказал, как не стать жертвой киберпреступлений
|
|
LipetskMedia.ru, 11 декабря 2024 г.
Липчане застраховали свои жизни на 3 миллиарда рублей
|
|
Вести Подмосковья, 11 декабря 2024 г.
«Ингосстрах» подал иск на 6,4 млрд рублей к владельцу сгоревшего в 2022 году подмосковного склада Ozon
|
|
7 канал Красноярск, 11 декабря 2024 г.
Владелец «Взлетка Плаза» взыскивает со страховой компании 34,2 миллиона рублей за пожар в ТЦ
|
|
Autonews.ru, 11 декабря 2024 г.
Как узнать свой КБМ: инструкция
|
|
РБК.Черноземье, 11 декабря 2024 г.
За девять месяцев липчане застраховали жизнь на сумму более 5 млрд руб.
|
|
Коммерсантъ-Кубань, 11 декабря 2024 г.
Винодельня Галицкого взыскала со страховой компании 288 тысяч рублей
|
 Остальные материалы за 11 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|