Реальный бизнес, Ростов-на-Дону,
31 мая 2011 г.
Безответственный отпуск 781 просмотр
Скандал, связанный с банкротством одного из крупнейших туроператоров России, компании «Капитал Тур», уже несколько месяцев подряд бурно обсуждается в СМИ и профессиональном сообществе. Проблема действительно серьезная: пострадали не только тысячи туристов, подорван имидж туристической отрасли в целом. «Реальный бизнес» попытался разобраться в ситуации и спрогнозировать, к каким последствиям приведут ноябрьские события.
Снежный ком
Давайте начнем с предыстории. О том, что у «Капитал Тура» есть проблемы с платежами, знали все без исключения участники рынка. Но, поскольку компания выполняла свои обязательства (по крайней мере, перед туристами), все молчали. И этот «кодекс чести», согласно которому даже самому злостному неплательщику контрагенты оказывают определенный кредит доверия, привел к катастрофе. Надеясь, что «Капитал Тур» все-таки заплатит (ведь они продолжали работать и даже открывали новые направления), кредиторы прощали должнику просрочки платежей. А потом у кого-то из них кончилось терпение. 17 ноября деятельность компании была приостановлена — ее счета были арестованы по решению суда о взыскании 44,3 млн. руб. в пользу Московского кредитного банка (М КБ). «Капитал тур» заявил, что из-за ареста не может расплатиться с авиакомпаниями и отелями. Арест был снят, но деятельность туроператор возобновить так и не смог. Надебиторщика накинулись остальные кредиторы: у туркомпании 1,3 млрд. руб. долга и восемь банков-кредиторов, в том числе Мастер-банк (до 60% долга), МФК, МКБ, « Глобэкс» и Росбанк. Каково обеспечение этих кредитов, выяснить так и не удалось.
Шоковая терапия
Учитывая, что ежедневно «Капитал Тур» отправлял за границу от 500 до 1500 путешественников, а туры были раскуплены до февраля 2011 года, проблемы компании вызвали бурю эмоций в СМИ. Осознав, что проблемы «Капитал Тура» действительно серьезны, профсообщество и общественность вспомнили о страховании ответственности туроператора. Действительно, с февраля 2007 года законом 12-ФЗ устанавливается необходимость финансового обеспечения ответственности туроператоров перед клиентами. В качестве обеспечения предусматривается банковская гарантия или страхование ответственности туроператора. И ответственность «Капитал Тура» застрахована — в страховой компании «Инногарант», на общую сумму в 190 млн. руб. (у «Капитал Тура» три юридических лица, каждое из которых имело свое покрытие - 100, 60 и 30 млн).
Анна Овчинникова, начальник отдела методологии и андеррайтинга Управления страхования финансовых рисков компании «АльфаСтрахование»:
— Страхование ответственности — это эффективный инструмент, который гарантирует туристам возмещение ущерба в связи с неисполнением туроператором своих обязательств. Ситуация с «Капитал Туром» показала рынку, что банкротство и неисполнение своих обязательств может произойти с любым, даже самым крупным и известным, туроператором.
Евгений Пахомов, директор ростовского филиала компании «Росгосстрах»:
— Примеры недавних событий с банкротством крупных и не очень игроков туристического сектора позволяют нам говорить, что внедрение механизма финансовой защиты туристов было необходимо. Страхование ответственности туроператоров вкупе с банковскими гарантиями, пожалуй, является оптимальным в отношении финансового бремени для туроператоров и оперативности урегулирования требований туристов. Туроператор, заплатив небольшую сумму премии относительно размера получаемой им выручки от основной деятельности, обеспечивает защиту интересов туристов на миллионы рублей.
С кого спрашивать?
Теперь вернемся к реальности. Как вы считаете, удовлетворят ли разгневанных туристов «Капитал Тура», которые не смогли улететь в отпуск, 20 или 30% тех денег, которые они заплатили за туры? «Инногарант» заявил, что «согласно законодательству он будет осуществлять выплаты по пропорциональному принципу».
Считаем: пострадавших — 8 700, сумма покрытия — 190 млн. руб. Если разделить на всех, то каждый получит примерно по 22 тыс. руб. Если учесть, что кто-то покупал тур за 50 тысяч, а кто-то за 250 тыс., то сумма будет разной. Сложно даже представить, к чему это приведет. Ведь если выплаты не покроют полностью убытки пострадавших туристов, то они будут иметь право подать на «Капитал Тур» иск о взыскании разницы, а также морального вреда и даже процентов за пользование этими деньгами.
Андрей Лифантий, начальник отдела страхования ответственности ОСАО «Россия»:
— В большинстве случаев страхование — достаточно эффективный способ защиты имущественных интересов туристов. Однако, на мой взгляд, необходим более дифференцированный подход к определению страховой суммы, так как для крупных туроператоров минимальной страховой суммы, установленной законом о туристской деятельности, оказывается недостаточно.
Елена Махрова, генеральный директор компании «Горячие туры Юг»:
— С финансовыми гарантиями, конечно, лучше, чем без них. Но, на мой взгляд, сегодняшние «фингарантии» необходимо максимально дифференцировать и привязать страховую сумму к реальным объемам ответственности туроператоров. Чтобы уменьшить риски, необходимы комплексные меры по анализу финансовой деятельности туроператоров. Для этого нужны требования к активам и уставному капиталу предприятия, механизмы частичного резервирования средств и др.
Урок для всех
Туроператорам и страховщикам придется решать общую для всех проблему: недовольные туристы будут подавать судебные иски. И это крайне негативно скажется на репутации российского туристического рынка в целом.
Алексан Мкртчян, директор сети турагентств «Розовый слон»:
— Ситуация с «Капитал Туром», к сожалению, ничему не научила игроков рынка. Это первая ласточка, в дальнейшем события будут гораздо значительнее по масштабу катастрофы. Беда туристического рынка в том, что нет механизма защиты рядового туриста в случае подобных крахов. Все, что сейчас называют финансовыми гарантиями туроператоров, — чистой воды липа. И это системный порок. В свое время крупные операторы хотели, чтобы туристический рынок развивался, появились небольшие и средние игроки. А когда новые фирмы стали открываться десятками и сотнями, поняли, что нужны заградительные барьеры. Ввели обязательное страхование ответственности — сначала 5 млн. руб., потом — 10 млн. Сейчас максимальная сумма покрытия — 100 млн. Но это абсолютно неэффективная мера. Потому что мелкие игроки выбывают из игры, а крупные — по-прежнему не страхуют туристов. В случае банкротства крупного игрока, который отправляет сотни тысяч туристов в год, ущерб исчисляется миллиардами рублей. Никакие 100 млн не помогут, что ситуация с «Капитал Туром» ярко продемонстрировала.
Даже если « Инногарант» справится и заплатит по своим обязательствам, размер вытат вряд ли удовлетворит пострадавших в этой ситуации людей. Рынок окажется в очень непростой ситуации: каждому игроку придется доказывать свою надежность и платежеспособность. Преодолевать последствия катастрофы, которая случилась благодаря безответственному поведению «Капитал Тура», нужно совместным фронтом. Например, пересмотреть размеры финансовых гарантий — либо страховать каждый отдельный тур, либо «дробить» покрытие по полису страхования ответственности в соответствии с оборотом конкретного туроператора.
Алексан Мкртчян:
— Есть предложение, которое высказал Сергей Шпилько, президент Российского союза туриндустрии. Нужно страховать каждого туриста: отправляешь миллион — страхуй всех, отправляешь десять — страхуй десять. В этом случае потребители будут защищены.
Это здравая мысль, но ее, к сожалению, никто не слышит. Ни Ростуризм, ни Росстрахнадзор, ни депутаты Государственной Думы. Остается надеяться только на то, что вода камень точит, и чем больше мы говорим об этом, тем вероятнее, что законодатели начнут думать. Решение лежит на поверхности, это очевидно. Но чиновники этого в упор не хотят замечать. Знаете, мне кажется, что закон о финансовых гарантиях туроператоров никто не проверяет на коррупционную составляющую. В нем масса ошибок, системных недочетов. Андрей Лифантий:
— Надо увеличивать размер покрытия для крупных туроператоров с годовым оборотом более 700млн руб., так как при их банкротстве страховой суммы в 100 млн. руб. недостаточно. Страховать отдельно каждый тур возможно, но вопрос требует глубокой проработки.
Елена Махрова:
— Да, действительно обсуждается возможность страхования каждого конкретного тура в отдельности, но пока страховые компании не в восторге от этой идеи, так как в этом случае есть четкая схема «турист — страховая компания» и теряется приятная возможность переложить ответственность на плечи туристического агентства или туроператора.
Совместный фронт
Скепсис страховщиков понять можно: до «Капитал Тура» выплаты по страхованию ответственности туроператоров были единичными, следовательно, практически вся собранная премия оставалась у них. Они хорошо зарабатывали на туроператорах и упускать подобную возможность, естественно, не хотят. Кроме того, как считают игроки туристического рынка, страховщикам не выгодно и сокращение турфирм, что неизбежно произойдет в результате существенного увеличения размера финансовых гарантий. Поэтому сейчас страховые компании высказываются за незначительное повышение — до 150, максимум до 200 млн. руб.
Анна Овчинникова, начальник отдела методологии и андеррайтинга Управления страхования финансовых рисков компании «АльфаСтрахование»:
— Целесообразно увеличить лимиты ответственности по страхованию крупных туроператоров, но не более чем до 150 млн. руб. Более высокая страховая сумма может создать сложности с размещением риска в перестрахование на российском рынке.
Как сообщает портал «Страхование сегодня», в середине апреля Надежда Назина, замминистра спорта, туризма и молодежной политики России, заявила, что «поправки в туристическое законодательство готовы, они сформированы, и пришло время выносить их на обсуждение». Об увеличении размера финансового обеспечения речь пока не идет. «Нельзя «кошмарить бизнес» до бесконечности и решать проблемы только за счет финансовой составляющей компаний. Можно и нужно вводить другие механизмы, чтобы защитить туристов, иначе на рынке останутся одни страховые компании», — цитирует слова замминистра «РИАН-Туризм». Однако данный вопрос не снят с повестки дня: в СМИ продолжается бурная дискуссия, высказываются и страховщики, и туроператоры, и политические деятели. Понятно, что внесение поправок вдействующий закон — дело хлопотное и решить вопрос быстро не получится. Но задуматься над этим и выработать совместные инструменты, которые в дальнейшем обезопасят рынок от подобных ситуаций, — самое время.
Справка «Р.Б»:
В связи с прекращением с 1 января 2007 года лицензирования туроператорской деятельности и появлением Единого федерального реестра туроператоров, зарегистрированного Федеральным агентством по туризму (Ростуризм), основным условием для осуществления деятельности туроператора и для включения его в реестр стало наличие у него финансового обеспечения (в виде договора страхования или банковской гарантии).
Наталья АНДРЕЕВА
Вся пресса за 31 мая 2011 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Выплаты, Страхование выезжающих за рубеж, Страхование ответственности
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
26 ноября 2024 г.
|
|
Орелград, 26 ноября 2024 г.
Жизнь чиновников мэрии Орла застрахуют
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 26 ноября 2024 г.
Как работать страховым агентом в удалённом формате
|
|
Ведомости онлайн, 26 ноября 2024 г.
Госдума приняла закон о распространении действия ОСАГО на Белоруссию
|
|
Агентство городских новостей Москва, 26 ноября 2024 г.
Госдума одобрила законопроект о новых штрафах за повторное вождение без ОСАГО
|
|
Тренд, Баку, 26 ноября 2024 г.
Азербайджан и Турецкая Республика Северного Кипра подписали меморандум в области страхования
|
|
Финмаркет, 26 ноября 2024 г.
«Газпромбанк Инвестиции» открыл торговую идею: покупать акции «Ренессанс страхования» с целевой ценой 140 руб.
|
|
Report.Az, Баку, 26 ноября 2024 г.
В Азербайджане зафиксирована рекордная выплата по страховке грузов
|
|
orenday.ru, Оренбург, 26 ноября 2024 г.
Афера не удалась: 4 автоподставщика вернут страховой компании 500 000 рублей
|
|
За рулем, 26 ноября 2024 г.
Эксперт предлагает минимизировать штрафы для тех, кто забыл полис ОСАГО в первый раз
|
|
Российская газета, 26 ноября 2024 г.
Процесс
|
|
День республики, Черкесск, 26 ноября 2024 г.
Получили господдержку по агрострахованию
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 26 ноября 2024 г.
Полисы ОСАГО могут подорожать уже весной
|
|
Коммерсантъ-Саратов, 26 ноября 2024 г.
В Саратове осудят жителей за мошенничество со страховыми выплатами на 13,5 млн
|
|
Frank Media, 26 ноября 2024 г.
«Ак Барс Страхование» получило лицензию на перестрахование
|
|
Report.Az, Баку, 26 ноября 2024 г.
В Азербайджане страховой рынок вырос на 9%
|
|
Агроэксперт, 26 ноября 2024 г.
Площадь застрахованных посевов в РФ выросла на 40%
|
|
Новости Саратова, 26 ноября 2024 г.
Как сменить регион страхования на Госуслугах
|
 Остальные материалы за 26 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|