Вслух.ру, Тюмень,
2 июня 2011 г.
Упростит ли новый закон техосмотр? 1678 просмотров
По данным нерепрезентативного опроса, проведенного на сайте "Вслух.ру", на вопрос — стоит ли отменить процедуру техосмотра? - большинство опрошенных (37,66%) высказались за его полную отмену, 32,46% респондентов считают, что техосмотр следует отменить только для новых автомобилей, а чуть больше 23% - для легковых авто. В меньшинстве остались те, кто полагает, что ТО надо оставить в прежнем виде (почти 4%) или передать в частные руки (2,56%).
Тема технического осмотра автомобилей за прошедшие несколько недель вызвала настоящий ажиотаж. Сначала президент Дмитрий Медведев предложил или серьезно упростить процедуру ТО, или совсем от нее отказаться. Тут же все вспомнили о принятом еще год назад в первом чтении законопроекте о передаче техосмотра из ведения МВД в руки частного бизнеса. А уж подписанное Владимиром Путиным постановление, освобождающее владельцев легковых автомобилей на год от техосмотра, если срок ТО истекает в 2011 году, и вовсе многим показалось розыгрышем. У нашего собеседника — генерального директора некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "УралСибТехЭксперт" Виктора Никишина, телефон разрывался от звонков интересующихся — что же будет дальше? И что изменится после принятия закона?
- Виктор Иванович, на прошлой неделе премьер-министр подписал указ, который уже успели окрестить "мораторием" на прохождение техосмотра легковыми автомобилями. Как вы расцениваете подобную инициативу?
- У меня неоднозначное отношение к этой инициативе. Почему легковые автомобили не должны целый год проходить техосмотр, никто так и не объяснил. Понятно, что для новых автомобилей, младше трех лет, ТО, возможно, и не обязательно. Но для остальных — это непременное условие. Как мы знаем, после каждого ремонта машина должна проходить техосмотр. Каким образом такая мера повлияет на снижение ДТП на дорогах, остается загадкой.
Постановление правительства, как минимум, повлечет за собой распоряжение МВД, чтобы сотрудники Госавтоинспекции могли не останавливать машины с "просроченным" талоном ТО и не выписывать штраф. А за непройденный техосмотр, как известно, предполагается изымать автомобиль и помещать на штрафстоянку. Так что вопросов много.
Но если подразумевать увязывание техосмотра с получением полиса ОСАГО, то возникает нестыковка. По новому закону, который находится в Госдуме, нельзя будет застраховать автомобиль, не прошедший технического осмотра. Поэтому очень много нюансов.
- В связи с чем многострадальный закон о передаче ТО в частные руки так долго не принимается? Первое чтение законопроект прошел в Госдуме еще в июле 2010 года, а воз и ныне там…
- Если помните, то первым идею передать функции по проведению ТО, как избыточные, из рук ГИБДД в частные структуры высказал еще в 2003 году президент Путин. В 2005 году начались определенные движения в эту сторону. В 2007 году был принят закон о саморегулируемых организациях, под который подпадают и пункты технического осмотра. Затем уже президент Медведев несколько раз выступал с инициативой передачи ТО в частные руки, и только в июле прошлого года законопроект был принят в первом чтении. С массой недоработок, но все же закон был принят.
Основной недостаток законопроекта — неувязка саморегулируемых организаций в сфере проведения техосмотра с процессом контроля за ТО. Саморегулируемые организации — структуры независимые, которые руководствуются в своей деятельности соответствующими законами, уставами и т.д. Но по сути обособлены и от Госавтоинспекции, и от региональных и муниципальных администраций, и от прокуратуры и т.д.
Не открою секрета, если скажу, что основным лоббистом, препятствующим принятию закона о передаче техосмотра в частные руки, является МВД. Силовикам очень не хочется расставаться с техосмотром. Почему? Приведу ряд примеров. Так, в Свердловской области 20% отчислений с оборота с каждой линейки (пункт ТО) идет во внебюджетные источники в МВД и ГИБДД. Отказаться от такого лакомового куска? Это только легальные суммы. Про нелегальные отчисления говорить не стану, потому что недоказуемо. В Челябинской области 180 тысяч рублей с каждой линейки в год необходимо внести во внебюджетные источники. В Югре — 20% отчисляется каждой линейкой. Но все, вроде бы, как законно, на основе решений Законодательного собрания округа.
- А как обстоят дела с проведением ТО в Тюменской области?
- В региональной ГИБДД имеются на вооружении передвижные пункты техосмотра на базе "ГАЗелей". Они совершенно не соответствуют требованиям на проведение техосмотра, а также техрегламенту транспортных средств, который вступил в силу осенью прошлого года. А сотрудники Госавтоинспекции должны в своей работе руководствоваться исключительно этим законам. Когда же я обратился в прокуратуру за разъяснением ситуации, поступил ответ, что работники ГИБДД руководствуются распоряжением от 1999 года, забыв о том, что есть указ президента, распоряжение правительства, новый техрегламент, даже закон о передаче ТО в частные руки, принятый в первом чтении. Но Госавтоинспекция по-прежнему проводит ТО по распоряжению 1999 года. Скажу с уверенностью, что "ГАЗели" не могут обеспечить всего комплекса работ по техосмотру.
Существует пять основных параметров, по которым должны проверяться все автомобили — тормоза и тормозные шланги, рулевые тяги и наконечники, фары. Единственное, что можно проверить с использованием "ГАЗелей" - фары. Извините, но если автомобиль "лежит на пузе", то фары у него можно и не проверять. Между тем, в 2009 году количество ДТП с участием автобусов увеличилось сразу на 100%.
- В Тюменской области пункты техосмотра тоже отчисляют процент с оборота?
- Попытки предпринимались. Но я попросил в ГИБДД официальный документ, на основании которого можно было бы перечислять деньги по безналичному расчету. На том все и закончилось.
- Что принципиально изменится с принятием закона о передаче ТО в частные руки?
- Во-первых, исчезнут очереди в пункты инструментального контроля для прохождения техосмотра. Во-вторых, отношение к водителям изменится в лучшую сторону. В-третьих, проводить диагностику будут специалисты, обученные именно этому, они же будут выдавать талон техосмотра. Если специалист выдал техталон, значит, он отвечает за проведенную диагностику и за исправность автомобиля. В случае, если прошедший ТО автомобиль станет виновником аварии, полнота ответственности ляжет на саморегулируемую организацию, в которую входит пункт техосмотра. Представьте, произошло ДТП с участием неисправного автомобиля. Суд присудит эксперту, выдавшему техталон, выплатить средства пострадавшим. У него, естественно, таких денег нет. Тогда средства будут взяты из компенсационного фонда саморегулируемой организации, куда делают отчисления все пункты техосмотра. Например, в наше СРО входит около 50 предприятий по проведению ТО. Вряд ли все предприятия захотят пострадать из-за одного нерадивого участника. В первый раз его могут предупредить, а на второй раз просто исключат из состава СРО.
- Насколько я понял, все предприятия, проводящие ТО, по новому закону должны будут вступить в ту или иную саморегулируемую организацию?
- Так нужно сделать, если следовать логике закона. И мы настаиваем на этом предложении. Простой частник отвечает максимум 10 тысячами рублей перед пострадавшими в аварии. Это в лучшем случае. При условии, что пункт техосмотра числится на нем, а не на брате, жене или теще. Спрашивается, где пострадавшим взять остальную сумму на восстановление автомобиля, на лечение и т.д.? На сегодня в России насчитывается 12 саморегулируемых организаций, объединяющих частные предприятия по проведению техосмотра. Шесть из них состоят в Национальной ассоциации "Автотест", три — в союзе "Техэксперт" и еще три пока не определились. Если в законе пройдет эта норма и будет принято решение, что ТО должны проводить СРО, тогда это будет проще и для государства, и для водителя. И надежней, поскольку коррупция в этом случае исключена.
- Вы так уверенно говорите об исключении коррупции, хотя многие эксперты уже высказывают точку зрения, что коррупцию полностью при передаче ТО в частные руки искоренить не удастся. Частники просто загнут цены, а при небольшой доплате с бизнесменом всегда можно договориться.
- Вернемся к тому, с чего начали. По сути и сегодня техосмотр в руках частного бизнеса. Каждый водитель приезжает для прохождения ТО в пункт инструментального контроля, где ему после прохождения всех процедур выдается диагностическая карта, на основе которой сотрудник ГИБДД выписывает техталон. За все время действия такой схемы ни один контролер или техэксперт не привлечен за взятки. А вот случаев коррупции среди работников Госавтоинспекции предостаточно. Поэтому говорить о том, что каждый контролер или эксперт будет коррумпирован — абсурд. Никто сам в свой карман не полезет, для того, чтобы получить определенную прибыль. Это доказано практикой Франции, Германии.
Нам часто говорят, что это российский менталитет. Но менталитет у нас нормальный. Простой пример, еще 10 лет назад Тюмень утопала в грязи. Сегодня едете по Тюмени — красивый, чистый город. Поэтому с менталитетом все в порядке. Другое дело, как нас заставляют к этому относиться. Если мы подтвердим своими действиями и будем надежно знать, что провели диагностику, получили свои не 250 рублей, как сегодня, а 700 рублей, на которые мы можем назначить нормальную зарплату своим работникам, то каждый будет держаться за свое рабочее место. А значит, исключается коррупция.
Как правило, предприниматель приходит в тот или иной бизнес с мыслью остаться в нем надолго. Бизнес передается из поколения в поколение до тех пор, пока не будет запятнана честь. Все пункты техосмотра сегодня находятся в государственном реестре Минэкономразвития. Если кто-то попадается на взятке, из реестра его точно исключат. Потом уже найти работу контролера человек вряд ли сможет. Для этого достаточно сделать запрос в министерство.
- Законодатели обсуждают также возможность предоставить право проведения ТО не только специализированным пунктам техосмотра, но и станциям техобслуживания, автосервисам официальных дилеров.
- Очевидно, речь идет о европейском варианте проведения ТО. Например, в Германии за это отвечает специализированная организация. Ее эксперты независимы и не подчиняются предпринимателям. Как это происходит? Станция технического обслуживания заключает договор с такой организацией, которая предоставляет своих экспертов. Они проводят техосмотр, а владелец машины, в случае обнаружения неисправности, может тут же на станции отремонтировать автомобиль. Подчеркну — эксперты не зависят от предпринимателей.
Если же победит точка зрения, полностью отдающая ТО на откуп станциям техобслуживания, то здесь возможна и коррупция, и необоснованные поборы с автолюбителей. Мы и сегодня знаем примеры, когда женщине, заехавшей на автосервис, отремонтируют в машине все, вплоть до ее каблуков на сапогах. Поэтому мастера на станциях техобслуживания очень любят женщин, которые не разбираются в устройстве автомобиля. Пока преобладает точка зрения совмещения функций техосмотра и ремонта автомобилей. В качестве аргумента приводится тот факт, что, например, у автосервисов официальных дилеров в наличии есть сертифицированные производителем запчасти. На мой взгляд, диагностика автомобиля и его ремонт должны быть разведены. Нас интересует только одно — машина должна быть исправной. А где владелец будет ее ремонтировать, для нас не имеет значения.
- Насколько проще станет процедура техосмотра после принятия закона?
- Упростится, и достаточно серьезно. В первую очередь, уменьшится с 40 до 19-20 количество параметров диагностики.
- Какие это параметры?
- Пять из них я уже назвал. Затем — наличие аптечки, знака аварийной остановки, огнетушителя, включение и выключение поворотных огней и т.д. Правда, список параметров пока официально не утвержден. Но если судить по тому, что мы сегодня проверяем при диагностике автомобиля, могу сказать, что и в укороченном списке много лишних параметров. Например, не во всех странах огнетушитель входит в обязательный список. Но это спорный момент. Если вдруг машина загорится, то 5-10 проезжающих водителей со своими огнетушителями помогут потушить ее до приезда пожарных.
- Почему возникают очереди на пунктах инструментального контроля?
- Если вы вспомнили очереди в Москве, то, на мой взгляд, это обычный саботаж со стороны МВД. Согласно постановлению о проведении техосмотра, машину необходимо проверять 42 минуты. Этим и воспользовались сотрудники ГИБДД. Машина прошла диагностику, скажем, за 20 минут. Остальное время она стояла в боксе, выжидая время.
- В Тюмени такие ситуации исключены?
- Вовсе нет. Но Тюмень — город "блатных", у нас часто все делают по блату, через знакомых.
- Сколько пунктов техосмотра требуется для Тюмени, чтобы избежать очередей при прохождении ТО? По официальным данным ГИБДД в городе и районе на учете состоит около 280 тысяч автомобилей.
- Это легко подсчитать. По нормативам — 10 тысяч автомобилей на одну линейку. Поделите и получите 28 линеек. При этом следует учесть, что автомобили до трех лет не проходят ТО, 3-7 лет — раз в два года, большегрузная техника и общественный транспорт — раз в полгода. Получается, Тюмени требуется около 20 линеек.
- А сейчас сколько линеек?
- Если не ошибаюсь, семь.
- Общественный транспорт и тяжелая техника проходят ТО на тех же условиях, что и владельцы личных легковых автомобилей?
- Задели больную тему. Скажу, что они проходят ТО фактически без проверки тормозов. Однако все получают талон техосмотра. Второй момент, ТО общественного транспорта и тяжелой техники проводит отдел технадзора ГИБДД, минуя пункты инструментального контроля. Тут уже как организация договорится с Госавтоинспекцией. Например, в Тюмени есть предприятия, у которых вся техника работает в Новом Уренгое или на Байкале, а техосмотр проходят в Тюмени. Все машины получили техталон, все исправны. Каким образом? И это не единичный случай.
- Процедура для автомобилей по новому закону не изменилась?
- Нет. Автомобили до трех лет освобождаются от ТО, 3-7 лет — раз в два года, старше семи — каждый год. И прорабатывается предложение проводить техосмотр легковых автомобилей старше 10 лет раз в полгода, как для общественного транспорта и большегрузной техники. Но войдет это предложение в окончательную редакцию закона, пока неизвестно.
- Что изменится с привязкой техосмотра к выдаче полиса ОСАГО?
- Страховые компании будут очень заинтересованы в проведении техосмотра, поскольку им очень не хочется выплачивать компенсации в случае ДТП с технически неисправным автомобилем. Здесь совпадают интересы страховщиков — как можно больше застраховать исправных автомобилей, и техэкспертов — как можно меньше выпустить на дороги неисправных машин. На сегодня ни работник ГИБДД, ни контролер не отвечают за техническую диагностику автомобиля. Они в этом не заинтересованы. Стоит только выехать за территории пункта инструментального контроля, как неисправность автомобиля становится головной болью водителя.
- Насколько увеличится стоимость ТО после передачи в частные руки?
- Называемые сейчас суммы в 1,5-2 тысячи рублей, на мой взгляд, обман и запугивание. По нашим подсчетам, стоимость ТО составит не более 800 рублей для легкового автомобиля. Это в принципе немного, если учесть, что диагностика автомобиля сегодня стоит 250 рублей и 300 рублей составляет госпошлина. Для грузового транспорта и автобусов техосмотр будет дороже. Но если учитывать, что "левый" техосмотр уже дошел до пяти тысяч рублей, то что вы хотите? Я думаю, что частным автовладельцам станет легче после принятия нового закона.
- А почему законодатели не приняли точку зрения президента о полной отмене техосмотра?
- Давайте представим такую ситуацию — техосмотр полностью отменили. Все поаплодировали и поехали. Тогда скажите, зачем надо было принимать новый техрегламент транспортных средств? Кто будет контролировать, какие детали и запчасти установлены на автомобиль? Выявить это можно только при прохождении ТО. Далее, следует сократить, за ненадобностью, всех техэкспертов и пункты техосмотра, а также механиков-контролеров на транспортных предприятиях, которые должны выпускать на линию технически исправный транспорт. Более того, отпадет необходимость в ОСАГО, поскольку страховые компании вряд ли станут страховать машины, не прошедшие техосмотр — это риск потерять деньги. То есть, полностью вся ответственность, и финансовая в том числе, за исправность машины ляжет на плечи водителей. И наступит коллапс. Каждый будет думать так: "Фара не работает, тормоза слабые, да ничего, потихоньку доеду, ехать ведь надо".
Кроме того, Россия несет обязательства по Международной декларации о безопасности дорожного движения 1968 года, согласно которой страны, ее подписавшие, должны проводить регулярный техосмотр транспортных средств.
- Когда ожидать вступления закона в силу?
- Первого июля 2011 года. Президент пока ничего не отменял. Другой вопрос, когда закон заработает? Предположительно в 2012 году. Не нужно забывать, что у нас нет достаточного числа подготовленных специалистов по проведению техосмотра. Обучение проводится в Челябинске, Самаре, Красноярске. В Тюмени проводили обучение лет пять назад на базе нефтегазового университета, сейчас курсы закрыли.
На самом деле и сегодня можно сделать нормальный техосмотр даже при Госавтоинспекции. Но для этого нужно, как минимум, научиться правильно его проводить, не диагностику автомобиля, а именно техосмотр. Чтобы это был отлаженный, отработанный механизм, без очередей, ожиданий у заветного окна и т.д. Сейчас же все сделано, чтобы автовладелец страдал. А если он будет страдать, то быстрее принесет мзду.
Справка
По данным ГИБДД России в 2010 году зарегистрировано 1127 ДТП по причине эксплуатации технически неисправных транспортных средств. Это на 18,7% меньше, чем годом ранее, и составляет 0,6% от всего количества ДТП в России. В авариях погибло 227 человек (на 14,3% меньше), ранено 1509 (снижение на 22,9%).
В Тюменской области в 2010 году произошло 6 ДТП по причине технической неисправности автомобиля (на 14,3% меньше, чем годом ранее), что составляет 0,2% от всего числа аварий в регионе. В ДТП погибли 3 человека (рост на 200%), ранено 8 (на 74,2% меньше, чем в 2009 году).
Всего в прошлом году в России произошло 199 тысяч 431 ДТП, в которых погибли 26 тысяч 567 человек и получили ранения 250 тысяч 635.
По словам нашего собеседника, в странах Европы, таких как Франция, Германия, Испания, из-за неисправности автомобиля случается 20-24% ДТП: "В нашей стране статистика аварийности по причине неисправности автомобиля практически не ведется. Может быть, уже пора начать проводить эту статистику?"
Игорь ФИЛАТОВ
Вся пресса за 2 июня 2011 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 декабря 2024 г.
|
|
zakon.kz, 23 декабря 2024 г.
К чему может привести увеличение выплат для автовладельцев на страховом рынке – мнения страховых компаний
|
|
cbr.ru, 23 декабря 2024 г.
Мониторинг региональных рисков недобросовестных действий в ОСАГО № 21 на 01.10.2024
|
|
Интерфакс, 23 декабря 2024 г.
Активы финансовых институтов Китая в III квартале выросли на 8% г/г
|
|
МК в Туле, 23 декабря 2024 г.
Страховщики рассказали тулякам, какие запчасти больше всего подорожали с сентября
|
|
AK&M, 23 декабря 2024 г.
Французский BNP Paribas приобретает Axa Investment Managers за $5.3 млрд
|
|
ComNews.ru, 23 декабря 2024 г.
НСА представил цифровой инструмент для страхования урожая
|
|
Финмаркет, 23 декабря 2024 г.
Сборы по страхованию имущества физлиц в январе-сентябре выросли на 8,1%, выплаты – на 75%
|
|
AK&M, 23 декабря 2024 г.
Объём страховых премий по итогам 2024 года может достигнуть 3.4 трлн руб.
|
|
EADaily, 23 декабря 2024 г.
Финляндия обнаружила у танкеров с российской нефтью страховку
|
|
Интерфакс, 23 декабря 2024 г.
ЦБ отнес к зоне самых высоких рисков недобросовестных действий в ОСАГО 4 региона
|
|
Bryansk.NEWS, 23 декабря 2024 г.
Выплата по ОСАГО для брянских водителей выросла почти до 90 тысяч рублей
|
|
infopro54.ru, Новосибирск, 23 декабря 2024 г.
Почти миллион «коротких» полисов ОСАГО получили водители за 2024 год
|
|
РБК.Омск, 23 декабря 2024 г.
Омичи отправили 59 жалоб на навязывания услуг в банках
|
|
Интерфакс, 23 декабря 2024 г.
Крупные клиенты Росгосстраха в Татарстане требуют включать в договоры риск терроризма
|
|
Колыма-информ, Магадан, 23 декабря 2024 г.
Депутатский корпус принял бюджет ТФОМС Магаданской области на 2025 и плановый период 2026 и 2027 годов
|
|
Коммерсантъ-Нижний Новгород, 23 декабря 2024 г.
Нижегородских чиновников обеспечат дополнительным медстрахованием
|
|
Известия онлайн, 23 декабря 2024 г.
Стоимость полисов ОСАГО за год снизилась на 7%
|
 Остальные материалы за 23 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|