Коммерсантъ,
11 августа 2011 г.
«Отказаться от того, что требует многолетней разработки, но не дает никакой отдачи»
1577 просмотров
После анализа состояния отрасли у нового руководства Федерального космического агентства (Роскосмос) сформировались вполне четкие взгляды на то, что нужно в ней менять. Глава Роскосмоса Владимир Поповкин рассказал "Ъ" о том, какие перспективы он видит у своего ведомства и какие — у всей российской космонавтики в целом.
*** "Не забывайте: космос — это риск"
— Раз уж затронули тему ракет-носителей, то как долго вы вообще собираетесь эксплуатировать "Протон"? Не боитесь повторения истории 1999 года, когда произошло два неудачных пуска и на Байконуре временно были прекращены запуски этих ракет?
— После тех аварий был проработан и внедрен целый комплекс мер по снижению вредного воздействия при пусках ракеты "Протон". В результате уменьшен гарантированный запас топлива, тем самым производилась более полная его выработка при работе ступеней. Но все-таки не забывайте: космос — это риск. Всегда есть какая-то доля вероятности аварийных ситуаций, но наши ракеты самые надежные.
— Сможет ли "Ангара-А5" сменить "Протон"?
— "Ангара" и делается для того, что бы прийти на смену "Протону". Но заменить его она должна после прохождения цикла летных испытаний, выхода на приемлемые параметры надежности, для того чтобы можно было начать осуществлять коммерческие запуски. Тяжелые ракеты выводят космические аппараты на геостационарную орбиту. А это многомиллиардные затраты. В долларах. Вполне естественно, что заказчики хотят иметь гарантии успешного выведения их на орбиту. Для них не столь важно в случае аварии получить страховые выплаты — им необходимо, чтобы аппараты функционировали. У "Ангары" есть будущее, но коммерческое использование, как представляется, начнется не ранее 2017-2018 годов.
— Раз уж коснулись темы спутников, то какие новые спутниковые системы планируется разрабатывать в ближайшие годы? Что вошло в госпрограмму вооружений до 2020 года?
— В рамках гособоронзаказа Министерство обороны будет заказывать спутники разведки и связи. Что касается федеральной космической программы РФ, то Роскосмос будет наращивать и восполнять орбитальную группировку спутниками социально-экономического назначения. К 2015 году должны увеличить группировку в два раза по сравнению с тем, что имеем сейчас. В программе все эти спутники прописаны, но их нужно ранжировать по приоритетности в финансировании, по срокам запусков. И жестко это контролировать. В программе многое было красиво написано и раньше, но, к сожалению, сроки ввода в эксплуатацию космических аппаратов постоянно переносились. Из-за этого программа корректировалась. Причина заключалась в равномерном распределении средств, которые выделялись, без выделения приоритетов. Сейчас это исправлено. А если конкретнее, то агентство будет развивать направление научного космоса — космические аппараты "Спектр-РГ", "Спектр-УФ", "Спектр-М", "Фобос-Грунт"... Будет создано целое семейство аппаратов дистанционного зондирования земли "Ресурс-П" и, безусловно, разрабатываться дальше система ГЛОНАСС.
— До конца этого года планируется завершить формирование всей системы ГЛОНАСС. Когда будут ближайшие запуски?
— Ближайший запуск будет совершен в августе с космодрома Плесецк, затем планируется еще один одиночный пуск. В октябре групповой запуск еще трех аппаратов ГЛОНАСС-М при помощи ракеты-носителя "Протон", а в самом конце года будет запущен один аппарат нового поколения — ГЛОНАСС-К. В текущем году планируется довести группировку до полного состава и начать процедуру сертификации в международных организациях. Делается это для того, чтобы реализовать решение руководства нашей страны о бесплатном предоставлении ГЛОНАСС всему мировому сообществу. Но для того, чтобы оно могло использовать наши наработки, его надо сертифицировать в ряде организаций. Что мы и делаем.
"Должна быть инвариантность"
— После неудачного запуска тройки спутников ГЛОНАСС-М в декабре 2010 года из эксплуатации был выведен разгонный блок ДМ-03. Вы собираетесь вводить его снова в строй?
— ДМ-03 — это новый разгонный блок, хотя, по сути дела, это основа старого блока с заменой элементной базы. После неудачного запуска аппаратов ГЛОНАСС не только было выяснено, почему при заправке перелили топливо. Было проанализировано, как вообще велась его отработка. И после скрупулезного анализа подготовлен целый комплекс мероприятий по его доводке. Правильно утверждают в поговорке: обжегшись на молоке, дуют и на воду. Необходимо, чтобы его показатели надежности соответствовали предъявляемым требованиям. Когда план по доводке будет выполнен, тогда этот блок и будет использоваться дальше. По всей видимости, он будет исполнен либо до конца этого года, либо в первом квартале следующего. А пока октябрьский ГЛОНАСС-М полетит на разгонном блоке "Бриз". Кстати, этот пример подтверждает, что должна быть инвариантность. Ведь если бы разгонный блок ДМ-03 был единственным и незаменимым, то мы бы сейчас просто стояли со всей космической программой, с ракетами "Протон", коммерцией, военными спутниками, которые должны запускать.
— А раз уж мы коснулись таких неудач, которые возникают, то логично задать вопрос о страховании космических рисков. Каким образом он будет решаться?
— Страховка — это такой интересный вопрос! Когда аппарат начинает падать, то раздаются вопросы: почему вы не страховали?! Когда же все нормально и все запускается, то начинаются разговоры, что на страховку денег нет, да и зачем она, раз и так все улетает. Не буду скрывать: существуют определенные проблемы с согласованием этих вопросов. Сейчас Федеральное космическое агентство в инициативном порядке готовит свое положение о порядке страхования пусков космических аппаратов. Полагаю, что в течение августа оно будет согласовано внутри Роскосмоса, планируется придать ему временный статус и запустить в работу. Уже после оно будет согласовано на федеральном уровне. Идея заключается в том, что в стоимость аппарата должна входить стоимость страховки. Это общемировая практика. Но рассматриваться все будет в индивидуальном порядке. Например, космический аппарат "Спектр-М" можно застраховать на полную стоимость, но делать это попросту бесполезно. Там надо больше думать о страховании ущерба, который может быть принесен в случае аварийного запуска. Полное страхование должно применяться к серийному производству — к спутникам ГЛОНАСС, например. Представьте, были бы потерянные спутники ГЛОНАСС застрахованы на полную стоимость — можно было бы получить страховую сумму и в течение какого-то времени восполнить потерю. Никаких секретов Роскосмос делать из этого не будет. И всю информацию о страховании планируется разместить в открытом доступе. И второе, что агентство будет делать особо тщательно,— выбирать сами страховые компании. К сожалению, эта тема носит кулуарный характер, а мы ему хотим придать гласность, насколько это, конечно, возможно. Компании будут выбираться исходя из ретроспективы их деятельности на рынке, предлагаемых страховых ставок, условий взаимодействия с организациями ракетно-космической промышленности. Планируется создать некий пул страховых компаний, из числа которых можно будет выбирать наиболее подходящую для страхования своих рисков. Отмечу, что в 2010 году было застраховано 38 запусков на сумму 551,1 млн руб. Всего было два страховых случая. Сумма, которая была выплачена, составляет 115 млн руб. В 2011 году было страхование 17 спутников. Потратили 640,6 млн руб. *** Интервью взял Иван Сафронов-мл. (с сокращениями)
Вся пресса за 11 августа 2011 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Космическое страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
19 ноября 2024 г.
|
|
ВЕДОМОСТИ Урал, Екатеринбург, 19 ноября 2024 г.
Куда везти авто? Адреса сервисов ремонта по ОСАГО предлагают выбирать самим клиентам страховых компаний
|
|
Новые Известия, 19 ноября 2024 г.
Решение Байдена по ATACMS: страховка предприятий увеличилась в 100 раз и будет расти
|
|
Ведомости онлайн, 19 ноября 2024 г.
«Авито» планирует запустить страховое направление
|
|
Frank Media, 19 ноября 2024 г.
«Период охлаждения» в ДСЖ без финансовых потерь составит четыре дня
|
|
Финмаркет, 19 ноября 2024 г.
ЦБ определил 4-дневный период охлаждения без финансовых потерь для потребителя по договорам ДСЖ
|
|
cbr.ru, 19 ноября 2024 г.
Банк России установил минимальные требования к долевому страхованию жизни
|
|
Коммерсантъ, 19 ноября 2024 г.
«Авито» приглашает страховщиков
|
|
Молодой коммунар, Тула, 19 ноября 2024 г.
Страховка от слова «страх»
|
|
Коммерсантъ, 19 ноября 2024 г.
От сроков не застраховались
|
|
Коммерсантъ-Сочи, 19 ноября 2024 г.
Догорело до Верховного
|
18 ноября 2024 г.
|
|
Парламентская газета, 18 ноября 2024 г.
Опасное вождение: большинство таксистов так и ездят без страховки
|
|
Ведомости, 18 ноября 2024 г.
Глава «Ренессанс страхования» заявила о недооцененности акций компании
|
17 ноября 2024 г.
|
|
Новая Кубань, 17 ноября 2024 г.
В США мужчина в костюме медведя поцарапал дорогие автомобили из-за страховки
|
|
Коммерсантъ онлайн, 17 ноября 2024 г.
Сроки запросили по страховке
|
|
Sputnik Азербайджан, 17 ноября 2024 г.
Чтобы дважды не платить: в Азербайджане предлагают пересмотреть законодательство по ОМС
|
15 ноября 2024 г.
|
|
Комсомольская правда-Волгоград, 15 ноября 2024 г.
В Волгограде суд оштрафовал страховщика на 300 тысяч за отказ обслужить клиента
|
|
IvanovoNews, 15 ноября 2024 г.
В Иванове осудили преступную группировку за мошенничество в сфере страхования
|
 Остальные материалы за 15 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|