1 июля у турфирм появился дополнительный повод позвонить своему страховому агенту. Большинству из них придется столкнуться с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Travel.Ru,
15 августа 2003 г.
Дорожный риск 2250 просмотров
1 июля у турфирм появился дополнительный повод позвонить своему страховому агенту. Большинству из них придется столкнуться с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Все будут жить теперь по-новому
Введение обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) коснется всех участников дорожного движения на территории Российской Федерации: водителей, пешеходов и пассажиров, физических и юридических лиц. Туристические компании, деятельность которых нередко связана с использованием автотранспорта, не останутся в стороне.
Как известно, закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" вступил в действие 1 июля 2003 г. Уже с начала июля полис ОСАГО приходится предъявлять при прохождении техосмотра и регистрации транспортного средства, а штрафовать за его отсутствие начнут с 1 января 2004 г. Размер штрафа будет составлять 5-8 МРОТ, т.е. 500-800 руб. Страховые тарифы устанавливаются государством и могут пересматриваться раз в полгода. Это произведение базовых ставок и коэффициентов. Базовые ставки варьируются в зависимости от типа транспортного средства. Вес коэффициентов зависит от территории преимущественного использования транспортного средства, страховой истории страхователя, возраста и стажа водителей, количества водителей, допущенных к управлению транспортным средством, мощности двигателя. Например, годовая страховка зарегистрированной в Москве "Лады" обойдется юридическому лицу в 7125 руб. Страхователь может также выбрать "сезонный" вариант ОСАГО и застраховать автомобиль с ограничением периода использования на срок от шести до девяти месяцев.
При наступлении каждого страхового случая вне зависимости от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования страховщик обязуется возместить потерпевшим причиненный вред в размере 400 тыс. руб., в том числе 240 тыс. руб. при причинении вреда жизни или здоровью нескольких потерпевших и не более 160 тыс. руб. при причинении вреда жизни или здоровью одного потерпевшего, а также 160 тыс. руб. при причинении вреда имуществу нескольких потерпевших и не более 120 тыс. руб. при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.
Наличие действующего полиса добровольного страхования автогражданской ответственности не освобождает от обязанности приобретать полис ОСАГО. В большинстве страховых компаний предусмотрена возможность конвертации полиса добровольного страхования в полис обязательного с зачетом неизрасходованного остатка страховой премии.
Страховщики обрастают филиалами
Первые лицензии на право проведения ОСАГО Минфин выдал только 6 июня 2003 г. К началу июля право выписывать полисы ОСАГО получили уже 90 российских страховых компаний. Одним из требований, предъявляемых к страховщикам для получения лицензии, стало наличие представителей страховщика в каждом регионе России. Для его выполнения большинству страховых компаний пришлось открыть дополнительные представительства в регионах и заключить договоры о сотрудничестве. В июне договор о взаимном урегулировании убытков по обязательному автогражданскому страхованию подписали 40 страховых компаний, в числе которых МАКС, "РК-Гарант", "Сибирь", "Россия" и др. Аналогичное тройственное соглашение заключили компании "РЕСО-Гарантия", "Промышленно-страховая компания" и "Страховая компания правоохранительных органов". Многие компании заключили отдельные двусторонние договоры. Подготовка к введению ОСАГО потребовала от страховщиков расширения штата, переподготовки специалистов, внедрения новых информационных технологий и усовершенствования процедуры урегулирования убытков.
Как сообщил Игорь Иванов, заместитель генерального директора страхового общества "РЕСО-Гарантия", компания открыла ряд новых филиалов в регионах России, в том числе в Грозном. Сейчас у "РЕСО" более 230 филиалов, агентств и субагентств. По всей стране открываются новые торговые точки компании. "РЕСО-Гарантия" представлена в некоторых сетях шиномонтажа, супермаркетов, автомоек, бензоколонок, автосалонов и на других торговых площадках, популярных у автовладельцев. В Москве у "РЕСО" открылся новый центр выплат по автострахованию. До конца года, возможно, начнет работу еще один. Завершается создание call-center, на который будут возложены функции диспетчерской службы страховщика.
В структуре "Авикос" создан отдел обязательного страхования автогражданской ответственности. Компания расширяет свою торговую сеть и сеть независимых экспертов, проводит подготовку региональных представителей.
Страховой Дом ВСК еще в прошлом году произвел необходимые структурные изменения. Сейчас он располагает сетью из более 300 отделений и филиалов. Заместитель генерального директора компании Владимир Новиков отметил: "ВСК относится к введению ОСАГО с большой ответственностью, поэтому мы не стремимся к безграничному привлечению клиентов. Данный вид страхования для российского рынка новый, точно спрогнозировать его рентабельность для страховых компаний сегодня затруднительно. Страховщики, которые будут участвовать в ОСАГО, не учитывая своих финансовых возможностей, рискуют поставить под угрозу надежность своих операций. На данном этапе ВСК ставит перед собой задачу предоставления качественного сервиса по ОСАГО своим существующим корпоративным и частным клиентам. Специальных маркетинговых и рекламных акций, направленных на увеличение портфеля по автострахованию не планируется".
По словам Игоря Александрова, начальника отдела маркетинга департамента комплексного страхования ОСАО "Ингосстрах", компания открыла новые офисы - 7 в Москве и более 80 в регионах России. В апреле 2003 г. "Ингосстрах" начал программу реализации полисов по добровольному страхованию автогражданской ответственности через отделения банка "Ингосстрах-Союз" и "МДМ-банка", а также сеть салонов связи "Евросеть". Через них планируется осуществлять и продажу полисов обязательного страхования. "Ингосстрах" создает информационную систему, позволяющую обслуживать возрастающие потоки информации, готовит инфраструктуру для рассмотрения страховых случаев, ввел в действие круглосуточный call-center с возможностью выполнения многочисленных функций в автоматическом режиме.
Компания "Спасские ворота" открывает новые точки продаж, расширяет агентскую сеть, проводит обучение сотрудников и агентов, внедряет информационную систему под ОСАГО, для организации страховых выплат создает в Москве центр урегулирования убытков, расположенный в отдельном здании.
Как отметил заместитель генерального директора "Альфа-Страхования" Владимир Сорокин, сейчас страховщик налаживает каналы продаж, в частности, создает агентскую сеть для продажи полисов ОСАГО: "На наш взгляд, основные продажи будут идти именно через агентов". Компания внедряет новую информационную систему. Происходит автоматизация всех процессов расчетно-кассового обслуживания. Особое внимание уделяется упрощению процедуры урегулирования убытков. Как считает Владимир Сорокин, с введением ОСАГО возрастает роль службы безопасности: "Мы предвидим возможность некорректных действий как со стороны автовладельцев, так и со стороны правоохранительных органов".
Качество во главе угла
Хотя рынок ОСАГО представлен преимущественно физическими лицами, о своих корпоративных партнерах страховщики забывать не намерены. Предложения о страховании автопарков корпоративных клиентов были разосланы ими сразу после получения соответствующих лицензий. "Учитывая массовость новой услуги, Страховой Дом ВСК заранее направил предложения всем своим корпоративным клиентам, среди которых более 450 туристических организаций", - отметил Владимир Новиков. В компании "РЕСО-Гарантия" турфирмам даже не придется обращаться к новому менеджеру. "Наше управление продаж по добровольному медицинскому страхованию не является узкоспециализированным. Те менеджеры, которые уже работают с турфирмами, помогут им застраховать свой автопарк", - подчеркнул Игорь Иванов.
Законодательство не позволяет страховщикам разрабатывать особые условия обязательного автострахования для корпоративных клиентов. Сергей Шаров, руководитель группы отдела ОСАГО центра страхования автотранспорта "РОСНО", отметил: "Правила обязательного страхования автогражданской ответственности едины для юридических и физических лиц. Предоставление корпоративным клиентам скидок или особых условий со стороны отдельных страховых компаний будет являться нарушением антимонопольного законодательства. В этой отрасли страхования страховщики смогут конкурировать только за счет качества предоставляемых услуг". В дополнение к полисам обязательного страхования автогражданской ответственности компании намерены рекомендовать турфирмам приобретать полисы добровольного автострахования. "С введением ОСАГО число автомобилистов, приобретающих полисы добровольного автострахования, на наш взгляд, не только не уменьшится, но даже возрастет, - считает Екатерина Кириенко, директор отдела обязательного страхования автогражданской ответственности компании "Авикос". - Лимит ответственности по ОСАГО невысок, к тому же существует ряд ограничений на получение страховки, например, обоюдная вина водителей".
Себестоимость автобусных туров возрастет
Автобусы российских туристических компаний подлежат ОСАГО, как и любые другие транспортные средства. "Страхование ответственности станет для туристических компаний, специализирующихся на автобусных турах, элементом себестоимости их услуг", - отметил Владимир Новиков. Место преимущественного использования туристических автобусов, влияющее на величину страховой премии, будет определяться по месту их регистрации. "При условии приобретения полиса ОСАГО все пассажиры туристических автобусов будут застрахованы и смогут при наступлении страхового случая получить страховое возмещение непосредственно в страховой компании", - отмечает Юрий Прищепный, начальник управления перспективных проектов компании "Спасские ворота".
По словам Игоря Иванова, "РЕСО-Гарантия" будет рекомендовать туристическим компаниям приобретать в дополнение к обязательному полис добровольного страхования гражданской ответственности. Лимит страхового возмещения по ОСАГО очень невелик, особенно для туристических компаний, которые несут ответственность перед большим числом людей". С ним согласен и Владимир Новиков: "Хотелось бы обратить внимание на сравнительно небольшие лимиты ответственности по полисам ОСАГО и порекомендовать турфирмам достраховывать свою ответственность в добровольном порядке, ведь потенциальный размер требований пострадавших в результате страхового случая с участием автобуса велик".
Таможня вводит новые правила
С дополнительными сложностями придется столкнуться партнерам российских турфирм, организующим автобусные туры в Россию на автотранспорте, зарегистрированном в иностранных государствах. Любое юридическое и физическое лицо, осуществляющее ввоз автотранспортного средства в РФ, теперь обязано при пересечении таможенной границы предъявить в приграничные таможенные органы полис обязательного страхования. Такие "транзитные" полисы можно приобрести на срок от 15 дней до шести месяцев. Детальных разъяснений о порядке получения полисов ОСАГО на границе от Государственного таможенного комитета России, выполняющего функции контрольного органа, к началу июля не поступало.
Пока страховые компании пытаются договориться с ГТК и между собой о том, как будет организована их работа на границе, Государственный таможенный комитет ввел на переходный период упрощенный порядок контроля выполнения автовладельцами требований ОСАГО. На удостоверениях временного ввоза, документах контроля доставки грузов или на таможенных декларациях водителей, пересекающих границу без полисов, будут делаться отметки-напоминание о том, что ответственность этих водителей должна быть застрахована. Как ожидается, упрощенный порядок будут действовать в течение примерно двух месяцев. Затем въезд в Россию без полисов ОСАГО будет запрещен. Административные взыскания к иностранным гражданам, у которых отсутствуют страховые полисы, будут применяться с 1 января 2004 г.
Туристы, въезжающие на территорию России на своих автомобилях, попадают в аналогичную ситуацию. Владимир Сорокин разъясняет: "При въезде на территорию РФ на собственном автомобиле иностранный гражданин будет обязан приобрести полис обязательного страхования гражданской ответственности на границе. Если же иностранный гражданин будет брать машину напрокат в России, то скорее всего она уже будет застрахована по ОСАГО, так как все прокатные фирмы должны страховать свой автопарк".
Россия и "Зеленая карта"
ОСАГО и "Зеленая карта" напрямую между собой не связаны. "Действие полиса ОСАГО не распространяется на другие страны. Поэтому при выезде за границу необходимо приобрести "Зеленую карту". Аналогично при въезде на территорию РФ, несмотря на наличие "Зеленой карты", необходимо приобрести полис ОСАГО", - прокомментировал ситуацию Юрий Прищепный.
Однако введение на территории России обязательного страхования автогражданской ответственности позволяет России претендовать на вступление в систему "Зеленой карты". Этот вопрос курирует комитет Национального бюро "Зеленой карты" Российского союза автостраховщиков (РСА). Соответствующая заявка была подана в совет Бюро "Зеленой карты" в октябре 2002 г. Однако российские страховщики не рассчитывают, что вопрос принятия России решится в ближайшее время. По мнению большинства экспертов, на это понадобится не менее трех-пяти лет. Для вступления России в систему должен быть сформирован пул страховщиков, готовых выплатить вступительный депозит. Размер депозита зависит от числа зарегистрированных на территории государства транспортных средств. В России таких более 13 млн, а сумма депозита составляет около 10,6 млн евро. Альтернативным вариантом остается вхождение России в систему "Зеленой карты" на условиях полного перестрахования рисков, что не отвечает ни национальным интересам России, ни коммерческим интересам российских страховщиков. Пока же РСА ведет переговоры с советом Бюро о снижении суммы депозита. Учитывая масштабы нашей страны, не многие зарегистрированные на ее территории транспортные средства смогут добраться до Европы. Так, в 2001 г. только 4,19 млн автомашин пересекли государственную границу России на западных направлениях.
Многие нюансы обязательного автострахования страховщики пока комментировать не берутся. Как отметил Сергей Шаров, должно пройти время после вступления в силу закона, чтобы сложилась правоприменительная практика. Тем не менее и тянуть до последнего с получением полиса ОСАГО страховщики не советуют. Уже в декабре в страховых компаниях возможны многочасовые очереди за полисами ОСАГО.
Анастасия ГРАЧЕВА
Вся пресса за 15 августа 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
11 ноября 2024 г.
|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 11 ноября 2024 г.
Портал «Госуслуги» напомнит об окончании действия полиса ОСАГО. Что об этом думает страховой брокер
|
|
CNews.ru, 11 ноября 2024 г.
«Узбекинвест» в партнерстве с GlowByte разработал корпоративное хранилище данных с единой системой отчетности
|
|
Чеченская Республика сегодня, ИА (Чечня Сегодня), 11 ноября 2024 г.
Банк России: Жители Чечни стали чаще жаловаться на банки и реже – на страховые компании
|
|
Коммерсантъ-Екатеринбург, 11 ноября 2024 г.
Шестерых уральцев будут судить за мошенничество со страховкой на 4,4 млн рублей
|
|
Total.kz (Тотал Казахстан, ИА), Алматы, 11 ноября 2024 г.
В Минздраве исключили оформление лекарств на граждан, переехавших за границу
|
|
МК-Урал, Екатеринбург, 11 ноября 2024 г.
Шестерых свердловчан обвиняют в мошенничестве в сфере автострахования
|
|
Report.Az, Баку, 11 ноября 2024 г.
АБР увеличивает климатическое финансирование после предоставления США и Японией суверенных гарантий
|
|
ТурДом, 11 ноября 2024 г.
«Победе» запретили ставить автоматические галочки при продаже билетов онлайн
|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 ноября 2024 г.
Страховщики предлагают меры по устранению пробелов в киберзащите для политиков ЕС
|
|
МК в Астрахани, 11 ноября 2024 г.
Роспотребнадзор по Астраханской области подал в суд на авиакомпанию «Победа»
|
10 ноября 2024 г.
|
|
НГС, Барнаул, 10 ноября 2024 г.
Сибирячка потребовала с больницы 10 миллионов рублей за неправильный диагноз
|
|
РБК (RBC.ru), 10 ноября 2024 г.
HFLabs завершил пилотный проект новой aCRM-системы
|
|
Конкурент, Владивосток, 10 ноября 2024 г.
Всем, у кого есть ОСАГО, готовят новые изменения – подробности
|
9 ноября 2024 г.
|
|
Наш дом Новосибирск, 9 ноября 2024 г.
Все что нужно знать о бесплатном туристическом страховании в Таиланде
|
|
Свободная пресса, ИД, Москва, 9 ноября 2024 г.
Михаил Матвеев: За гипс и роды у мигрантов бюджет заплатил уже десятки миллиардов
|
|
КурсивЪ, Астана, 9 ноября 2024 г.
Страховка от ненастья: как заработать на катастрофических облигациях
|
|
Российская газета онлайн, 9 ноября 2024 г.
Запчасти для авто начнут маркировать. Как это поможет бороться с контрафактом
|
 Остальные материалы за 9 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|