С 1 июля вступил в силу закон, предписывающий каждому владельцу автомобиля застраховать свою гражданскую ответственность. Нечасто новшество, порожденное властью в союзе с бизнесом, вызывает дружное общественное неприятие. На эту тему высказывается председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.
Комсомольская правда,
15 августа 2003 г.
Сильнее танка наехала "автогражданка" 1428 просмотров
С 1 июля вступил в силу закон, предписывающий каждому владельцу автомобиля застраховать свою гражданскую ответственность.
В очередной раз наше государство под предлогом заботы о людях ограничило свободу их выбора. Народ откликнулся на это фольклором: "Наехала сильнее танка на всех в стране "автогражданка". Нечасто новшество, порожденное властью в союзе с бизнесом, вызывает столь дружное общественное неприятие. Такой эффект имела, пожалуй, только проведенная в стране приватизация. На эту тему мы беседуем с непримиримым противником закона об "автогражданке" - депутатом Госдумы, председателем Движения автомобилистов России Виктором Похмелкиным:
- До последнего момента вы, как известно, боролись за перенос срока введения в действие этого закона и исправление его в интересах автомобилистов. Почему не удалось? - По тем же причинам, по которым в свое время 227 депутатов поддержали его принятие. Причем среди них были представители всех думских фракций. А сейчас они пытаются переложить друг на друга ответственность за введение нового оброка для автомобилистов. В одном из изданий была названа сумма затрат страховщиков на подготовку к введению этого закона - 200 миллионов долларов. Теперь представьте, на какие деньги они рассчитывают при таких затратах. Ведь платить обяжут всех владельцев машин, а в аварии попадают только около 20% из них. Желая получить миллиардную выгоду, представители страхового лобби в правительстве и парламенте буквально продавили выгодный им вариант закона. Неудивительно, что все мои поправки решительно отклонялись. Последнюю попытку я предпринял в конце июня. Тогда для принятия моего предложения об отсрочке обязательной "автогражданки" на год не хватило 33 голосов. - Когда закон был принят, негодование по поводу "автогражданки" объединило владельцев былинных "Мерседесов" и "Запорожцев", о столкновении которых сложено столько анекдотов. Закон действует второй месяц. Изменилось ли отношение людей к нему? - Только в худшую сторону. Стало очевидным то, о чем приходилось говорить неоднократно. Очень многим автомобилистам в нашей стране полис обязательного страхования гражданской ответственности просто не по карману. Согласитесь, что человеку с пенсией в 1700 рублей выкроить из своего бюджета более 2000 рублей практически невозможно. Приплюсуйте к этой сумме немалый транспортный налог, который начал действовать с этого года. Особенно обидно тем из наших стариков, кто выезжает на своей машине несколько раз в году. Мне одна пенсионерка из Саратовской области написала: "Пусть ездят с какими угодно номерами и "мигалками", но пусть и нам дадут возможность ездить". А ведь в бедности у нас пребывают далеко не только пенсионеры. По статистике, каждый пятый автовладелец имеет доходы ниже прожиточного уровня. Но "автогражданка" проехалась танком не только по бедным. В полном недоумении пребывают автомобилисты, которые раньше страховали свою ответственность добровольно. Обходилось им это в сумму порядка 3000 рублей, а в случае аварии они могли рассчитывать на страховую выплату в размере 300 тысяч рублей. К тому же они сами выбирали страховую компанию и условия страхования. При обязательном страховании их этой возможности лишили, а заплатив раза в три больше, они смогут рассчитывать максимум на 120 тысяч рублей возмещения. Я уже не говорю о таких вещах, как применение страховщиками коэффициентов страховых тарифов в зависимости от территории, где используется транспортное средство, и мощности двигателя автомобиля. Остается только догадываться, почему владелец "Жигулей" в Москве должен платить за полис обязательного страхования больше, чем хозяин джипа в сибирской глубинке. Точно так же не понятно, почему молодой человек, ездящий на "Тойоте-Королла", заплатит за полис почти в полтора раза больше, чем его земляк и ровесник на "восьмерке", хотя это машины одинаковые по классу и по вероятности попадания в аварию. А ведь лимит страхового покрытия для всех един - 120 тысяч рублей, только заплатят за него все по-разному. Вот и получается, что у большинства автомобилистов просто нет денег на страхование, а у кого они есть, тот не понимает, почему он должен платить за себя и за того парня. Ну чем не советский колхоз, в который загоняют людей помимо их воли? - А если бы страховые тарифы утверждались не правительством, а Госдумой, как предлагали вы, это что-то бы изменило? - Безусловно. При обсуждении тарифов правительству пришлось бы объяснить публично, на чем основаны расчеты и почему при "пробивании" закона об "автогражданке" через парламент страховщики уверяли, что стоимость полиса не превысит 20 долларов. Тогда бы стало очевидным, что никакой достоверной статистики, пригодной для обоснования размера тарифов, в стране не существует и что нынешние тарифы придуманы в тиши кабинетов правительством в союзе со страховыми компаниями и в их интересах. Теперь же всем нам предлагают потерпеть, ничего не меняя, года два-три, а там страховщики поднакопят опыт и капиталы, тогда, смотришь, и посчитают тарифы правильно. - Представим себе, что злополучный "Запорожец" не в анекдоте, а в жизни все же столкнулся с "Мерседесом". Поможет ли им обязательное страхование? - Увы, нет. Даже мелкий ремонт кузова "Мерседеса" стоит более 1000 долларов. Предусмотренных законом 120 тысяч рублей явно не хватит. Поэтому владельцу "Запорожца" придется доплачивать из своего кармана. Если же при аварии пострадает пешеход, то он тоже окажется не в лучшем положении. Самое большое, на что он может рассчитывать, - 160 тысяч рублей. Притом, что приличный протез стоит не меньше 300 тысяч рублей, а, по статистике, каждый пятый пострадавший пешеход становится инвалидом. Многочисленные ловушки, заложенные в законе, еще проявят себя, когда начнутся выплаты потерпевшим при авариях. Пока же очевидно, что для их получения необходимо оформить немалое количество бумаг. Картинка из западной жизни, когда водители двух столкнувшихся машин обмениваются своими страховыми полисами, а все остальное делают страховые фирмы, так и осталась для нас несбыточной мечтой. - Несмотря на очевидные изъяны закона, люди все-таки приобретают полисы обязательного страхования. - Подавляющее большинство не торопится этого делать и ждет до 1 января 2004 года, когда начнут штрафовать за отсутствие страховки. Люди надеются, что либо закон отменят, либо на худой конец тарифы снизят. Сейчас вынуждены покупать полисы только те, кто регистрирует машину или не успел пройти техосмотр до 1 июля. Хотя такие ограничения прав автомобилистов тоже дикость. Ну какое отношение техосмотр имеет к страхованию? Да и пресекать надо не регистрацию машины без страховки, а выезд незастрахованного автомобиля на дорогу. - Многие страховщики потирают руки: мол, назад пути нет - закон будет действовать. - Им стоит вспомнить поговорки о том, кто смеется последним и когда следует считать цыплят. Мы накануне выборов, так что депутаты волей-неволей вынуждены считаться с мнением избирателей. А по вопросу "автогражданки" оно однозначно и категорично. К сожалению, мои попытки улучшить закон разбились об упорное нежелание страховых компаний поступиться даже рублем прибыли. При таком правительстве и таких страховщиках, какие есть сегодня в России, обязательная "автогражданка" или невозможна, или реакционна. Поэтому мною внесен в Госдуму законопроект о признании утратившими силу всех законодательных актов об обязательном автостраховании. Тем автовладельцам, которые уже подверглись обязаловке, будет предложено либо расторгнуть договор и получить назад деньги, либо перезаключить его на более выгодных условиях добровольного страхования. Надеюсь, на этот раз большинство депутатов выполнит волю своих избирателей и вопреки давлению страховщиков поддержит мое предложение. Сергей ЗВЕРЕВ.
Вся пресса за 15 августа 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 ноября 2024 г.
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия, Дагестан и Приморье названы лидерами по частоте страховых случаев в ОСАГО
|
|
Псковское агентство информации (ПАИ), 28 ноября 2024 г.
Многократно увеличить штраф за отсутствие полиса ОСАГО предложили псковские депутаты
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС исправил судебную ошибку в деле о возмещении причиненного нотариусом вреда
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС: невыясненные обстоятельства не влекут отказа в выплате страхового возмещения
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Fitch отмечает значимость государственных схем страхования в Европе по мере роста риска
|
|
Амител, Барнаул, 28 ноября 2024 г.
В России начнут чинить автомобили по ОСАГО б/у запчастями
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
ООН выпускает глобальное руководство по планам перехода для страховщиков
|
|
Агентство городских новостей Москва, 28 ноября 2024 г.
Всего 5–6% россиян приобретают страховки перед поездкой на горнолыжный курорт
|
|
Известия онлайн, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия стала лидером по частоте страховых случаев по ОСАГО
|
|
РБК.Кавказ, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия и Дагестан стали лидерами по числу страховых случаев ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 28 ноября 2024 г.
Татарстан вошел в десятку регионов по частоте страховых случаев ОСАГО
|
|
Финмаркет, 28 ноября 2024 г.
Aviva сделала предложение о покупке Direct Line, но оно было отклонено
|
|
Клопс.ru, Калининград, 28 ноября 2024 г.
«Это не то что странно, это неприемлемо»: губернатор возмутился количеством аварий на дорогах Калининградской области
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Рост премий по общему страхованию достигнет пика в 2024 году, поскольку ужесточение рынка заканчивается: Swiss Re
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
WTW сообщает, что в энергетическом секторе наблюдается ускорение рынка
|
|
РБК (RBC.ru), 28 ноября 2024 г.
Что такое страховой полис и для чего он нужен
|
|
За рулем, 28 ноября 2024 г.
Компенсация по ОСАГО должна составлять не менее 600 тысяч рублей — автоюрист
|
 Остальные материалы за 28 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|