Город N, Ростов-на-Дону,
25 октября 2011 г.
Платить обяжут
773 просмотра
Предприниматели судятся со страховыми компаниями, чтобы получить свое законное страховое возмещение. Хотя таких споров стало несколько меньше, юристы говорят, что страховщики по-прежнему стремятся недоплачивать клиентам по страховым случаям, особенно это касается ситуаций с полисами ОСАГО и каско.
— Обычно споры со страховыми компаниями возникают по причине отказа либо занижения суммы выплаты страхового возмещения, и доля таких споров достаточно значительна, — комментирует Юрий Сбитнев, старший юрист арбитражной группы фирмы Vegas Lex.
— При этом данные споры не зависят от того, что застраховано: вещи (товары, оборудование, недвижимость) либо гражданско-правовая ответственность. Основываясь на своей практике, юристы считают, что задача многих страховых компаний, включая крупных федеральных игроков, — не платить или платить гораздо меньше, чем надо. Особенно это касается страховок легковых автомобилей (ОСАГО и каско), по которым страховые случаи происходят довольно часто. При небольшой недоплате расчет идет на то, что из-за нескольких тысяч рублей со страховщиком судиться не будут.
По наблюдениям юристов, чаще всего от действий страховщиков страдает малый бизнес. Крупные клиенты нередко покупают не только страховки ОСАГО или каско, но еще, например, страхуют имущество предприятия, работников и т. д. Понятно, что страховщик не заинтересован терять такого клиента. Впрочем, бизнесмены утверждают, что некоторые компании работают честно не по этим причинам, а поскольку беспокоятся о своей репутации.
По словам Юрия Сбитнева, иногда страховые компании оспаривают договоры страхования в целом или в какой-либо части, поскольку в случае признания договора страхования недействительным страхователю будет возвращена лишь сумма, уплаченная им ранее в качестве страховой премии.
Наиболее добросовестно страховые компании исполняют свои обязанности перед клиентами, пожалуй, в морском страховании — страховании морского судна или ответственности перевозчика.
— Здесь риск возникновения спора между морским страховщиком и страхователем явно ниже, чем между автомобилистом и его страховщиком по ОСАГО или каско, — уверен управляющий партнер юридической компании «Эберг, Степанов и партнеры» Артур Эберг.
— Основными причинами невыплат страхового возмещения являются просрочки перевозчика в выплате страховой премии, несвоевременное уведомление страховой компании о наступлении страхового случая, предоставление неполной или неверной информации при заключении договора страхования. Например, даже такая ошибка в указании статуса перевозчика, как «оператор судна» вместо «арендатор судна», может послужить основанием для отказа в выплате страхового возмещения.
Наиболее часто предприниматели судятся со страховыми компаниями по поводу взыскания страхового возмещения, которое должно было быть выплачено по условиям страхования ОСАГО либо каско. Каждое третье дело (из всех споров со страховщиками) в Пятнадцатом арбитражном апелляционном суде в 2011 году носило такой характер.
Иногда стоимость ущерба занижают в несколько раз. Руководитель юридического бюро «Лекс» Анна Пархоменко вспомнила случай из собственной практики. Страховая компания выплатила их клиенту возмещение ущерба за разбитый автомобиль «Форд», застрахованный по ОСАГО, в размере всего 15 тыс. рублей. Юристам «Лекса» удалось взыскать со страховщика максимальную сумму, причитающуюся по закону, — 120 тыс. рублей.
По словам специалистов, одна из местных компаний, даже если она признает страховой случай и заключает мировое соглашение в суде, все равно потом не платит, затягивая время. Были случаи, когда к этой компании одновременно предъявлялось 600 исков.
В среднем от момента ДТП до получения предпринимателем выплат проходит около 8 месяцев (как правило, приходится судиться в двух инстанциях).
После этого некоторые компании добровольно выплачивают деньги, но таких мало. Выиграв дело, предприниматель, если ему известно, в каком финансовом учреждении открыт расчетный счет страховщика, может подать исполнительный лист в банк и списать присужденные деньги без обращения к судебным приставам. Если эту информацию выяснить не удается, получить деньги можно только через судебных приставов, а на это нужно еще 1,5-2 месяца.
— Многие предприятия считают нецелесообразным подавать в суд на страховые компании, полагая, что у них сильные юристы, — рассказывает Анна Пархоменко.
— Однако обращаться в суд за защитой своих нарушенных прав надо, потому что в 90% дел (по ОСАГО и каско) суд становится на сторону страхователя. Страховщика обязывают выплатить реальную сумму ущерба, стоимость услуг юриста и проценты.
— Арбитражные суды стараются не потакать страховым компаниям в признании договора страхования недействительным, — считает Юрий Сбитнев. — Также не принимаются и аргументы о том, что в договоре страхования имеется условие о том, что грубая неосторожность страхователя в наступлении страхового случая освобождает страховщика от выплаты страхового возмещения.
Справка N. По сравнению с прошлым годом количество споров, вытекающих из договоров страхования, уменьшилось, хотя ранее эксперты прогнозировали его рост в связи с тем, что в 2008-2010 годах страховые компании держали курс на уменьшение расходов, в том числе за счет сокращения выплат страховых возмещений. Вероятно, с 2011 года страховые компании стали чувствовать себя более стабильно, что позволяет им снова взять клиентоориентированный курс в своей политике. Кроме того, большая часть судебных дел приходится на споры по суброгации (переход к страховщику, уплатившему страховое возмещение, права требовать компенсацию с лица, ответственного за ущерб, причиненный страхователю). Очевидно, считает Юрий Сбитнев, что свою роль в этом играет Российский союз автостраховщиков, при котором действует третейский суд.
Рекомендации предпринимателям
В случае возникновения спора между предпринимателем и страховой компанией юристы помимо обращения за профессиональной помощью рекомендуют внимательно перечитать подписанный договор страхования и правила страхования, на которые обычно имеются ссылки в договоре.
— Известно, что дьявол кроется в мелочах, а значит, следует полностью сопоставить свои действия на предмет соблюдения процедуры выплаты страхового возмещения, — утверждает Юрий Сбитнев. — Также необходимо обратить особое внимание на наличие условий, освобождающих страховщика от выплаты возмещения.
Не стоит забывать и правило о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается. Соответственно, каждый аргумент должен быть основан на доказательствах. Так, например, в случае несогласия с размером выплаченной суммы рекомендуется провести независимую оценку ущерба. И наконец, юристы советуют заявлять все возражения и ходатайства в письменной форме, так как в случае вынесения судом необоснованного решения будет создана благоприятная почва для его последующего обжалования.
Татьяна ДУДНИК
«Не было сомнений, что нам возместят ущерб в полном объеме»
Константин Остапкевич, директор компании «ВЕК»:
— Мы пользуемся услугами крупных серьезных компаний — «ЭРГО Русь» и ВСК, они всегда выполняют свои обязательства. Ежегодно у нас происходит около 5 небольших аварий с большегрузными авто. У нас не было сомнений, что нам возместят ущерб в полном объеме, когда случилась серьезная авария — разбилась фура марки Volvo. Страховщик выплатил нам по страховке каско более 800 тыс. рублей, не пытаясь занизить стоимость ущерба. Этих денег достаточно, чтобы отремонтироваться в ростовском авторизованном сервисе. Мы восстанавливали автомобиль, как и всегда, в сервисном центре Volvo в Польше, там это стоит гораздо дешевле (и запчасти, и работа), качество ремонта выше, очередей нет, а запчасти всегда в наличии. Мы также страхуем другое имущество предприятия в этих компаниях, поскольку брали его в кредит, но по этому виду страхования страховые случаи не наступали.
«Читайте написанное мелким шрифтом»
Анна Пархоменко, руководитель юридического бюро «ЛЕКС»:
Условия страхования по ОСАГО у всех страховщиков одинаковые, а правила добровольного транспортного страхования (каско) компании разрабатывают самостоятельно. Эти правила не должны противоречить законам и Гражданскому кодексу, но такие нарушения встречаются. При заключении договора каско клиенту следует внимательно ознакомиться с этими правилами, прочитать все, что написано мелким шрифтом, обращая внимание на незнакомые слова. Например, многие не знают, что франшиза — это невозмещаемая часть ущерба. Полис каско с франшизой 20 тыс. рублей будет стоить дешевле, чем без нее, но если произойдет ДТП, в результате которого на восстановление машины потребуется 20 тыс. рублей или меньше, страховщик ничего не заплатит. Следует обратить внимание и на то, где, согласно договору, должен проводиться ремонт авто: на станции дилера или СТО страховщика. Последний вариант явно не подходит для клиента, желающего застраховать новую дорогую машину.
Вся пресса за 25 октября 2011 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Выплаты, Автострахование, Суды и расследования
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 декабря 2024 г.
|
|
Орелград, 23 декабря 2024 г.
С Ливенской больницы взыскали штраф за недостатки в медпомощи
|
|
Dela.ru, Красноярск, 23 декабря 2024 г.
Сколько средств ОМС приходится на одного жителя Красноярского края
|
|
Business FM Новосибирск, 23 декабря 2024 г.
С 2025 года в Новосибирске ОСАГО могут начать проверять по камерам
|
22 декабря 2024 г.
|
|
car.ru, 22 декабря 2024 г.
Для каких автомобилей запчасти подорожали сильнее всего
|
|
РБК (RBC.ru), 22 декабря 2024 г.
Что такое ДСЖ и как будет работать в России
|
|
РБК (RBC.ru), 22 декабря 2024 г.
Что такое страхование ответственности директоров D&O
|
|
Коммерсантъ-Воронеж, 22 декабря 2024 г.
Венгерский страховщик потребовал с тамбовского агрария 174 млн рублей
|
|
МК в Германии, 22 декабря 2024 г.
Германия — Грядет шок в кошельке: почему в 2025 году ваша медстраховка станет дороже
|
|
car.ru, 22 декабря 2024 г.
В России взлетят цены на ОСАГО
|
|
UzDaily.uz, 22 декабря 2024 г.
Потребителей освободят от уплаты госпошлины за иски к страховщикам
|
20 декабря 2024 г.
|
|
РБК (RBC.ru), 20 декабря 2024 г.
Страховой консалтинг как способ снизить риски и затраты
|
|
Autonews.ru, 20 декабря 2024 г.
Цены падают, выплаты — растут. Что случилось с рынком ОСАГО к концу года
|
|
Финмаркет, 20 декабря 2024 г.
Автостраховщики начали заключать договоры ОСАГО на новых территориях РФ с конца декабря 2024 года
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Lockton запустил работу новой глобальной команды параметрического страхования
|
|
Мурманский вестник, 20 декабря 2024 г.
Директор ТФОМС Мурманской области Сергей Маган рассказал об итогах 2024 года и изменениях в 2025 году
|
|
Агентство городских новостей Москва, 20 декабря 2024 г.
Сенаторы одобрили закон о штрафах за повторное вождение без полиса ОСАГО
|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 20 декабря 2024 г.
СФ одобрил поправки в закон о господдержке сельскохозяйственного страхования
|
 Остальные материалы за 20 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|