Бюджет,
15 ноября 2011 г.
Новое в техническом осмотре 1356 просмотров
Процедура прохождения технического осмотра постоянно вызывала критику как со стороны рядовых граждан, так и со стороны СМИ. Передать все функции по техосмотру от ГИБДД коммерсантам собирались давно. Вокруг заветного талончика было сломано немало копий. Разрабатывалось несколько проектов закона: один представило МВД России, другой — Минэкономразвития России, но за основу в итоге был принят законопроект, подготовленный в Комитете Госдумы по транспорту во главе с С. Н. Шишкаревым.
С 1 января 2012 года проведением технического осмотра начнут заниматься частные компании, получившие аккредитацию у Российского союза автостраховщиков (РСА). Федеральный закон от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 170-ФЗ) был подписан 1 июля Президентом России Д. А. Медведевым. Разрешения получат только те организации или, как они называются согласно закону, операторы технического осмотра (далее — оператор ТО), которые соответствуют определенным требованиям. В настоящее время перечень этих требований разрабатывает Минэкономразвития России совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и общественными организациями. Проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил проведения технического осмотра транспортных средств» (далее — Правила) находится в стадии разработки и согласования.
С 2012 года заключить договор страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) можно будет после прохождения техосмотра, с 2014 года сам талон больше не понадобится водителю — инспекторы ГИБДД будут проверять только наличие полиса ОСАГО.
Согласно Закону № 170-ФЗ проводить техосмотр и выдавать талон будут коммерческие организации, а контроль за этими предприятиями возложен на профессиональный союз страховщиков — РСА. В Законе № 170-ФЗ предусмотрено не только постепенное «отлучение» ГИБДД от процедуры прохождения ТО (окончательно ГИБДД перестанет курировать ТО с 1 января 2014 года). Есть хорошая новость для тех, кто покупает новую машину. Таким счастливым автовладельцам вообще не придется проходить ТО: талон покупателю выдаст торговая организация, продавшая машину и аккредитованная уполномоченным органом — РСА. Причем сразу на три года. Закон избавит от лишних хлопот и тех, кто покупает машину с неистекшим сроком техосмотра. При смене собственника автомобиля дубликат талона ТО также сможет выдать торговая организация, если срок предыдущего осмотра еще не завершен. Талон ТО станет документом, который подтверждает сам факт прохождения техосмотра и является основанием для покупки полиса ОСАГО.
Вместо действующего в настоящее время размера платы за проведение государственного технического осмотра, рассчитанного и установленного в соответствии с приказом Минтранса, Минфина и МВД России от 3 августа 2001 г. № 708/61н/126, Закон № 170-ФЗ вводит понятие предельного размера платы за проведение технического осмотра (далее — предельный размер платы за ТО).
Роль субъектов РФ в организации проведения ТО
Законом № 170-ФЗ существенная роль в организации проведения ТО отводится субъектам РФ. Во-первых, согласно закону федеральные органы власти определят нормативы обеспеченности пунктов по проведению ТО. Субъектам РФ предстоит провести ревизию имеющихся пунктов и определиться, соответствует ли имеющаяся база установленным нормативам. Если нет, то следует проделать определенную работу по вовлечению бизнеса в этот сегмент рынка или за счет средств местных бюджетов развивать сеть пунктов ТО. Во-вторых, на субъекты РФ возлагается функция по установлению предельного размера платы за ТО и контроль за его применением. Предельный размер платы за ТО будет рассчитываться на основе методики, разработанной ФСТ России.
Предельный размер платы за ТО
Каким образом будет устанавливаться этот предельный размер? В статье 8 Закона № 170-ФЗ определено, что одним из полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере технического осмотра является утверждение методики расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра, а установление предельного размера платы за проведение технического осмотра, предельных размеров расходов на оформление дубликата талона технического осмотра и осуществление контроля за соблюдением установленных предельных размеров согласно ст. 9 Закона № 170-ФЗ относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования цен и тарифов.
Каков порядок взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных организаций в лице РСА при расчете и установлении предельного размера платы за проведение технического осмотра? Как видно из схемы (см. рис. 1), результатом совместных действий Минтранса, Минпромторга, Минэкономразвития России и РСА будет постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил технического осмотра транспортных средств». В свою очередь ФСТ России готовит приказ «Об утверждении методики предельного размера платы за проведение технического осмотра», а субъекты РФ в соответствии с методикой ФСТ России устанавливают предельный размер платы за ТО. Причем законодатель определил, что этот вид экономической деятельности подлежит государственному регулированию, в том числе и посредством установления предельного размера платы определенного уровня. Разработка и утверждение методики возложены на ФСТ России.
Как известно, основой для установления любой цены (тарифа) должна служить технологическая карта производства товаров, работ или услуг. В нашем случае технологической картой являются Правила проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденные Правительством РФ. При расчете предельного размера платы за ТО этот документ дает норматив продолжительности проведения ТО для конкретных категорий транспортных средств, а также время на идентификацию транспортного средства, оформление и выдачу талона технического осмотра.
Специфика функционирования любого сегмента рынка производства товаров, работ и услуг определяет особенности формирования тарифов и выбор методов их расчета. При государственном формировании тарифа или, как в нашем случае, предельного размера платы за ТО необходимо учитывать:
- баланс интересов участников данного сегмента рынка; - себестоимость выполняемой работы; - соотношение спроса и предложения; - уровень конкуренции; - границы платежеспособности потребителя.
Все многообразие существующих в теории и на практике способов установления тарифов в нашем случае можно свести к трем, а именно:
1) затратный;
2) доходный;
3) сравнительный.
При формировании методики ФСТ России остановила свой выбор на затратном способе, считая его наиболее приемлемым по следующим основаниям:
- наиболее простой и часто используемый коммерческими структурами; - позволяет определить оптимальный уровень платы за техосмотр, то есть учесть баланс интересов участников рынка; - основан на определении себестоимости как суммы всех прямых и косвенных затрат в расчете на единицу продукции, работ и услуг, а потому наиболее полно учитывает цену оказанных услуг по техническому осмотру. В данном случае единицей измерения принято считать время в минутах.
Методика разработана на основании следующих принципов. Регулирование предельного размера платы за ТО, как и любого другого регулируемого тарифа, должно осуществляться на основе раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, то есть организации необходимо отделить финансовые результаты по проведению технического осмотра от других видов деятельности. Метод, при помощи которого будет происходить это разделение, организация определяет самостоятельно в приказе об учетной политике.
При расчете предельного размера платы за проведение технического осмотра не допускается повторный учет одних и тех же расходов по различным видам деятельности. В настоящее время операторы ТО будут иметь возможность наряду с проведением непосредственно технического осмотра выполнять другие виды работ, связанные с обслуживанием, ремонтом и даже продажей сопутствующих товаров. Поэтому требуется ведение раздельного учета, так как необходимо отделить все расходы и соответственно получаемую прибыль от проведения технического осмотра (регулируемого государством вида экономической деятельности) от расходов и прибыли, образующихся в результате ведения других видов деятельности. Кроме того, в субъектах РФ, на территории которых установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, предельный размер платы за проведение технического осмотра для операторов ТО рассчитывается с учетом указанных коэффициентов.
Расчет предельного размера платы за проведение технического осмотра принимается на период, равный календарному году. Экономически себестоимость работ по ТО рассматривается регулирующим органом как минимально допустимая граница предельного размера платы за ТО. Ниже — только убыток...
На официальном сайте ФСТ России в разделе «Технический осмотр транспортных средств» размещен проект методики, в котором изложены основные принципы формирования предельного размера, а также даны формулы расчета предельного размера платы за ТО. ФСТ России предложила исчислять предельный размер платы за ТО по формуле:
где ПТО — предельный размер платы за ТО;
СТО —часовая ставка работы оператора ТО (руб./ч);
Тн —норматив продолжительности работ в минутах, определен в Правилах проведения ТО;
t — время на идентификацию транспортного средства, оформление и выдачу талона ТО в минутах, определено в Правилах проведения ТО.
Ставка работы оператора ТО рассчитывается как частное от деления годовой плановой валовой выручки на планируемый годовой фонд рабочего времени технических экспертов ТО:
где ВВГ — годовая валовая выручка оператора ТО;
ФГ — планируемый годовой фонд рабочего времени технических экспертов ТО, рассчитанный как произведение количества технических экспертов ТО на норму рабочего времени, определяемую на год в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 13 августа 2009 № 588н «Об утверждении Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю».
Валовая выручка рассчитывается как сумма прямых (Рп) и косвенных (Рк) расходов, которые принимаются в соответствии с Налоговым кодексом, а также прибыли (П), необходимой для финансирования расходов, связанных с текущими затратами и развитием данного вида деятельности:
Как видим, расчет довольно прост и не требует каких-либо особенных знаний в сфере экономики и финансов.
Таким образом, по методике, утвержденной ФСТ России, орган государственной власти субъекта РФ в сфере регулирования цен и тарифов рассчитывает предельный размер платы за ТО, а высший орган субъекта РФ своим постановлением его устанавливает, так же как и предельный размер расходов на оформление дубликата талона ТО. В дальнейшем орган государственной власти субъекта РФ в сфере регулирования цен и тарифов осуществляет контроль за соблюдением оператором ТО установленных предельных размеров платы за ТО.
В статье лишь схематично обозначены новшества в проведении ТО. Понятно, что много организационных, юридических и экономических вопросов возникает при переходе от привычных процедур к новым. Более подробно механизм действия Закона № 170-ФЗ будет рассмотрен на семинаре, который пройдет 24–25 ноября текущего года. В нем примут участие специалисты заинтересованных министерств, ведомств и органов исполнительной власти субъектов РФ.
Юрий Борисович КРАСНИЦКИЙ, заместитель начальника Управления ФСТ России, Михаил Валериевич ПЕТУХОВ, начальник отдела ФСТ России, Александр Константинович БУРЕНКОВ, ведущий консультант ФСТ России
Вся пресса за 15 ноября 2011 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 декабря 2024 г.
|
|
Inbusiness.kz, 23 декабря 2024 г.
Российским фейком пугают в домовых чатах павлодарцев
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
АРРФР сообщил о состоянии страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Страховой компании в удовлетворении требований отказано
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Ограничение банкострахования в Индии не решит проблему недобросовестных продаж
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Вологжанин судится с Тинькофф Страхование из-за отказа выплачивать возмещение за сгоревшую машину
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Регуляторы Южной Кореи проведут реформы страхования
|
|
Официальный сайт Законодательного собрания Ростовской области, 23 декабря 2024 г.
15-е заседание ЗС РО: В бюджете ТФОМС на следующий год заложено больше средств на лечение онкозаболеваний и проведение диспансеризации
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Две крупнейшие в мире перестраховочные компании объявляют целевой показатель прибыли на 2025 год
|
|
ПРАЙМ, 23 декабря 2024 г.
ЦБ назвал регионы с наибольшими рисками мошенничества в ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Европа продвигается вперед в вопросе обмена данными, чтобы облегчить бремя финансовой отчетности
|
|
Телеканал Санкт-Петербург, 23 декабря 2024 г.
Мошенничество на дорогах: как автокредиты и КАСКО стали мишенью для аферистов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Карта рисков подчеркивает эскалацию геополитической напряженности
|
|
За рулем, 23 декабря 2024 г.
Штрафы по ОСАГО через камеры? Вот что отвечают россияне!
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Глобальный объем слияний и поглощений вырастет на 15% в 2024 году
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
100 крупнейших компаний Европы признали нарушения кибербезопасности цепочек поставок
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Немецкие страховщики рискуют потерять долю рынка из-за повышения ставок
|
|
Российская газета, 23 декабря 2024 г.
Улетное дело. Мнение эксперта о наказании для пилота в 600 млн рублей за жесткую посадку
|
 Остальные материалы за 23 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|