Морские вести,
14 декабря 2011 г.
Грядут большие перемены
1335 просмотров
На рынке страхования перевозок грядут большие перемены, и морская отрасль не исключение. Уже весной Госдума может принять законопроект об обязательном страховании гражданской ответственности перед третьими лицами. Также на повестке дня замена лицензирования на речном и морском транспорте страхованием. Многие участники рынка от депутатских инициатив не в восторге. Будущим законам главным образом была посвящена конференция «Морское страхование-2011», прошедшая в Москве в середине ноября.
Цена жизни пассажира - 2,025 млн рублей
О том, какие законодательные новации ждут рынок страхования, рассказал президент НО «Союз морских страховщиков» Сергей Трубицын. Выступивший следом заместитель директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Виталий Клюев уточнил, что законопроект по обязательному страхованию гражданской ответственности перед третьими лицами может быть принят уже весной 2012 года.
Авторы инициативы исходят из того, что у компаний-перевозчиков зачастую нет средств, способных компенсировать пассажирам весь вред, причиненный в результате транспортной аварии. Поэтому предлагается обязать перевозчиков покупать страховые полисы у страховщиков по специально разработанному правительством алгоритму. Так, в случае смерти потерпевшего страховая компания обязана будет выплатить его семье 2,025 млн рублей, а при нанесении вреда здоровью - не менее 2 млн. Если ущерб нанесен имуществу пассажира - страховка составляет минимум 25 тыс. рублей. Исходя из этих сумм высчитываются страховые премии, которые перевозчик должен ежегодно уплачивать страховщику.
По мнению участников конференции, новый закон касается в первую очередь владельцев и операторов субстандартных судов вроде печально известной «Булгарии», поскольку все остальные уже страхуют свою ответственность без рекомендаций «сверху».
Заместитель управляющего партнера адвокатского бюро «Юринфлот» Вадим Ермолаев отдельно отметил погрешности документа. Адвокат привел простой пример: судовладелец, застраховав ответственность, отправляет в рейс низкоквалифицированный экипаж. «В результате безграмотного маневрирования судно не только само терпит убытки от столкновения с портовым сооружением, но и наносит убытки третьим лицам, в данном случае - порту. Страховщик корпуса и механизмов может отказать страхователю в выплате возмещения... поскольку вред возник в результате немореходного состояния судна, а страховщик ответственности оказывается беспомощным, хотя единственной причиной инцидента может быть как раз немореходное состояние судна», - подчеркивает г-н Ермолаев. Правда, инцидент может расцениваться и как грубая неосторожность страхователя, но это, скорее всего, повлечет за собой долгий судебный спор.
Еще одно требование закона, насторожившее участников конференции, - необходимость для компаний, страхующих ответственность, иметь представительства во всех речных и морских портах. На практике это нереально, говорят страховщики.
Страховой полис вместо лицензии
Больше протестов у участников рынка вызывает другой закон - о замене лицензирования договором страхования. Документ - «старожил» в Госдуме, его внесли в августе 2008 года, довольно быстро одобрили в первом чтении, а затем начали «перебрасывать» с заседания на заседание. Но сейчас, похоже, депутаты решили-таки вспомнить о старой инициативе. Законопроект предлагает отменить лицензии на морские и речные перевозки, погрузочно-разгрузочную деятельность в портах (только применительно к опасным грузам), буксировку морским транспортом и портовые услуги.
Сделано это во исполнение указа президента России о ликвидации административных барьеров. Вместо лицензии участник рынка будет обязан иметь на руках договор обязательного страхования гражданской ответственности. Причем для судов, плавающих под российским флагом, полис также должен быть выдан страховщиком - резидентом РФ. Одновременно появляются объединения страховщиков, которые формируют общую базу данных об объектах страхования, потерпевших лицах, страховых случаях и т.д. Если отдельный участник признается банкротом - выплаты за него производит объединение. Для этого создается специальный фонд. Прежде чем выдать судовладельцу страховой полис, страховщик за свой счет проводит экспертизу судна.
«Основная проблема (будущего закона. - Ред.) заключается в том, что он предлагает создать пул страховщиков, куда нужно обязательно попасть для того, чтобы иметь право страховать ответственность. Именно по этому пункту есть замечания двух органов - Совета по кодификации и Государственно-правового управления Президента РФ. Они возражают против этой схемы», - рассказал участникам конференции Виталий Клюев.
Выступивший на конференции заместитель генерального директора ОАО «Совкомфлот» Владимир Медников еще жестче раскритиковал законопроект. Он начал с того, что лицензирование и страхование вообще не являются взаимозаменяемыми понятиями. Первое направлено на предупреждение нарушений со стороны бизнеса, второе - на компенсацию ущерба. Общий посыл закона, по мнению г-на Медникова, таков: «вы (граждане РФ. - Ред.) и дальше будете тонуть на судах, зато ваши родственники теперь смогут получать компенсации».
Также представитель «Совкомфлота» назвал странной идею перекладывать функции государственного регулирования и контроля на объединения страховщиков и тем более обязанность последних проводить экспертизу за свой счет.
Главное же, что не нравится в законопроекте морским перевозчикам, - необходимость страховаться только в российских страховых компаниях. Большинство судовладельцев уже страхует свой флот в международных клубах взаимного страхования - членах международной группы клубов. Чтобы беспрепятственно заходить в порты Северной и Южной Америки, Японии, многих стран Азии, необходимо иметь договор страхования ответственности судовладельца перед третьими лицами с лимитом не менее $1 млрд. А такой лимит дают только в клубах взаимного страхования.
Международные банки, выдавая кредит на покупку судна, требуют от заемщика договор страхования в аналогичном клубе с лимитом ответственности за загрязнение окружающей среды не менее $1 млрд. А страхование корпуса судов, машин и механизмов должна осуществлять компания с рейтингом S&P не ниже «А-». Российские страховщики не имеют таких рейтингов и не способны на конкурентной основе предоставлять подобные лимиты ответственности. Таким образом, подытожил г-н Медников, судовладельцу не остается другого выхода, кроме как дополнительно покупать полис у российского страховщика только для того, чтобы выполнить требования закона. Понятно, что двойное страхование нерационально и влечет за собой крупные, ничем не обоснованные расходы.
Важным показался участникам конференции и такой момент: законопроект требует страховать гражданскую ответственность перевозчика. Однако не всегда понятно, о ком именно идет речь. Для торгового мореплавания характерна длинная цепочка фрахтователей и субфрахтователей, и, как правило, перевозчик по договору не совпадает с фактическим. Именно поэтому в КТМ используется понятие «судовладелец».
Как показывает практика, зачастую законы, принимаемые в Госдуме и подписываемые президентом, имеют мало общего с тем, что звучит на отраслевых мероприятиях, с потребностью индустрии. Будем надеяться, что в этот раз у морского сообщества хватит возможностей не позволить принять по крайней мере самые сомнительные из предлагаемых новшеств. Например, не покупать сразу два страховых полиса лишь потому, что кому-то из чиновников или депутатов очень хочется «помочь» отечественным страховщикам выгодными заказами. Хочется настолько, что они готовы поставить внутренние российские нормы выше международных морских стандартов. Перед лицом надвигающейся второй волны кризиса лишние и нерациональные траты были бы отрасли, мягко говоря, некстати.
«Морское страхование - убыточный бизнес»
Руководитель департамента транспортного страхования ООО «Росгосстрах» Никита Минин рассказывает о том, зачем его компании бизнес, который не приносит прибыли
- В своей презентации вы рассказываете, что на рынках морского страхования развитых стран, как правило, существует только 3-4 игрока, у нас 59 страховщиков имеют лицензию на данный вид деятельности, С чем это связано?
- Иметь лицензию еще не значит вести деятельность. Многие получают ее буквально на авось - вдруг пригодится. Кроме того, морское страхование приносит большую премию, несколько десятков тысяч долларов единовременно. Это многих привлекает, и они начинают страховать суда, не особо хорошо понимая, что делают, не имея качественного покрытия. Когда происходит страховой случай, они оказываются не в состоянии возместить убытки. В итоге страдает и судовладелец, и страхование как отрасль - имиджевые потери. Отмечу, что в целом морское страхование - убыточный бизнес, здесь и сработать «в ноль» уже хорошо.
- Зачем вашей компании деятельность, которая не приносит прибыль?
- Во-первых, репутация. Если вы умеете работать в такой сложной сфере, как морское страхование, значит, вы действительно профессионалы. Во-вторых, крупные единовременные денежные потоки. А в-третьих, у нас все-таки есть минимальная рентабельность. Здесь как нигде хорошо работает правило «трех лет», знакомое многим страховщикам: если два года подряд все хорошо, в третьем непременно ждите убыток. Но наша компания все равно остается в небольшом плюсе.
- В развитых странах морское страхование тоже убыточный бизнес?
- Да, там тем более. Надо отметить, что технический результат именно по страховой деятельности у российских компаний лучше, чем у западных. Но у них морское страхование «отбивается» за счет того самого кэш-флоу, который можно направить, например, на инвестирование новых проектов.
Вся пресса за 14 декабря 2011 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Тенденции, Мероприятия, Морское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 января 2025 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 января 2025 г.
Ежегодные застрахованные убытки от катастроф около $150 млрд становятся «новой нормой»
|
|
Парламентская газета, 22 января 2025 г.
Штрафы по договорам страхования для такси предлагают снизить
|
|
ТАСС, 22 января 2025 г.
В ГД внесли законопроект о снижении штрафов для такси за отсутствие полиса ОСГОП
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 января 2025 г.
Китай нарастил усилия в борьбе с мошенничеством в сфере страхования
|
|
Агентство Бизнес Новостей, Санкт-Петербург, 22 января 2025 г.
У таксистов есть шансы получить возможность заключать гибкие договоры страхования
|
|
ПРАЙМ, 22 января 2025 г.
Проект о расширении способов извещения о ДТП по европротоколу готов ко II чтению в Госдуме
|
|
Татар-информ, Казань, 22 января 2025 г.
В Казани стартовал суд над автоподставщиками, которые устраивали ДТП в Москве
|
|
СибМедиа, 22 января 2025 г.
В Красноярском каре изменят стоимость ОСАГО
|
|
Эксперт Online, 22 января 2025 г.
ЦБ запустил сервис для проверки деловой репутации
|
|
ТАСС, 22 января 2025 г.
РЖД отключили автоматическую «галочку» на допуслуги при оформлении билета
|
|
Интерфакс, 22 января 2025 г.
Комитет Думы рекомендовал к I чтению поправки о запуске 10-дневных полисов ОСГОП
|
|
Медвестник, 22 января 2025 г.
Верховный суд запретил штрафовать медорганизации за выбор завышенных тарифов ОМС
|
|
Лента.Ру, 22 января 2025 г.
Стоимость страхования электромобилей Tesla оказалась неподъемной
|
|
Report.Az, Баку, 22 января 2025 г.
ЦБА разработал новые правила корпоративного управления для страховых компаний
|
|
Челнинские известия, Набережные Челны, 22 января 2025 г.
За сгоревший отель «Камарумс» страховая компания выплатила владельцам 20 миллионов рублей
|
|
Новгородские ведомости, 22 января 2025 г.
Автовладельцы могут подать онлайн-заявление на выплаты по ОСАГО при любом ДТП
|
|
Тверские ведомости, 22 января 2025 г.
Жители Верхневолжья стали чаще страховать жизнь и здоровье
|
 Остальные материалы за 22 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|