Большинство петербургских страховщиков констатируют, что прямой корреляции между введением обязательной "автогражданки" и ростом добровольного автострахования нет: на увеличение продаж полисов автокаско гораздо большее влияние оказывают иные факторы, пишет журнал.
Несмотря на заметное повышение тарифов, объемы добровольного автострахования растут быстрыми темпами
Летом прошлого года участники петербургского страхового рынка ожидали притока новых клиентов по договорам добровольного страхования (и в первую очередь - автострахования) в связи с началом работы по ОСАГО. В количественном отношении прогноз оправдался: большинство страховых компаний (СК), активно занимающихся этим видом деятельности, за первое полугодие 2004 года собрали по договорам страхования автомобилей физических лиц от 80 до 100% объема страховой премии 2003 года, причем в общем объеме страховой премии доля физических лиц возросла в среднем на 10-15%. Стагнацию или несущественный прирост объемов демонстрируют исключительно те страховщики, для которых автострахование является "сопутствующим" видом деятельности. Но из-за небольшого количества договоров (несколько сотен застрахованных машин) итоги аутсайдеров не оказывают заметного влияния на общую картину развития рынка. Верно спрогнозировав тенденцию, эксперты ошиблись в оценке ее причин. Сегодня большинство петербургских страховщиков констатируют, что прямой корреляции между запуском ОСАГО и ростом добровольного автострахования нет: на увеличение продаж полисов автокаско гораздо большее влияние оказывают иные факторы. Факторы роста Как отмечает генеральный директор компании " Прогресс-Нева" Сергей Ковальчук, прямой зависимости кросс-селинга от введения ОСАГО не случилось. "В большей степени автокаско растет в связи с благоприятной экономической ситуацией в стране, - считает он, - у народа появилась возможность не только приобретать автомобили, но и вкладывать деньги в обеспечение сохранности своего имущества. Сказывается также постепенное повышение страховой культуры россиян". Вторым фактором, оказавшим влияние на развитие добровольного автострахования, эксперты считают быстрое увеличение количества автомобилей. По оценке Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству администрации Санкт-Петербурга, в конце 2003 года в городе насчитывалось более 1,4 млн автомашин (для сравнения: на конец 2001 года их было чуть больше миллиона). Меняется и качественная структура городского автомобильного парка. Ежегодно растут продажи новых иномарок, которые страхуются практически стопроцентно. "Наиболее существенный прирост автострахования произошел благодаря распространению нового инструмента продаж автомобилей - банковского кредитования, механизм которого предусматривает обязательное страхование приобретаемого имущества", - утверждает начальник отдела маркетинга и рекламы СК "Русский мир" Евгений Гуревич. Страховые компании, рассматривая автосалоны и банки как потенциальных поставщиков новых клиентов, разработали для сотрудничества с ними особые тарифные планы, по которым идентичный по наполнению продукт предлагается на 10-15% ниже стандартной цены. Ожидание синергии На фоне перечисленных факторов воздействие ОСАГО на формирование клиентской базы добровольного автострахования оценивается как весьма умеренное. "Считаю, что ОСАГО, вне зависимости от остальных факторов, увеличило продажу полисов каско на 15-20%", - говорит директор филиала "Московский" компании " РЕСО-гарантия" Дмитрий Большаков. Однако предсказанного год назад бума на рынке автокаско так и не случилось. Страховщики называют по крайней мере две причины. Во-первых, кросс-селинг больше рассчитан на продажу стандартизированных продуктов, появившихся в прошлом году у большинства СК (страхование квартир, дач без осмотра, страхование от несчастных случаев). Они как раз достаточно успешно реализовывались вместе с ОСАГО. Полис автокаско, рассчитываемый индивидуально с учетом особенностей автомобиля и анкетных данных автовладельца, труднее продается в пакете с полисом обязательного страхования, так как требует больше времени и усилий, чем стандартные продукты. Вторая причина отсутствия ожидаемого от ОСАГО эффекта заключается в том, что пик продаж полисов обязательного автострахования пришелся на два месяца - ноябрь и декабрь 2003 года. Страховые компании работали в цейтноте, стараясь удовлетворить многократно возросший спрос. У агентов не было физической возможности полноценно использовать контакты с новыми клиентами для продвижения продуктов добровольного страхования. В полной мере использовать ОСАГО как рычаг для продвижения продуктов добровольного страхования удалось только одной компании - "Росгосстрах-Северо-Запад": ее продажи полисов добровольного автострахования выросли за год на 175%. Но этот опыт в данном случае не показателен: имея разветвленную филиальную сеть, "Росгосстрах" присутствует во многих отдаленных уголках Северо-Западного региона, где является едва ли не единственной страховой компанией. Широко продавая полисы ОСАГО в "необработанных" другими страховщиками местах, "Росгосстрах" сумел успешно продвинуть и продукты добровольного страхования. Возможно, синергетический эффект все же "заработает" - при продлении полисов ОСАГО, начавшемся с июля 2004 года. "Количество застрахованных автомобилей будет увеличиваться, так как благодаря ОСАГО люди увидели, что страховые компании выполняют свои обязательства. Кроме того, клиенты начинают понимать, что страховаться по рискам каско удобно: в случае ДТП ваша СК выплачивает вам ущерб и уже сама получает регресс с той компании, в которой виновник ДТП застрахован по ОСАГО", - считает директор петербургского филиала " Мегарусс-Д" Сергей Кузьмин. Дорогое удовольствие Помимо расширения рынка автострахования петербургские страховщики отмечают рост убыточности этого вида деятельности. Показательно, что выплаты ряда компаний за шесть месяцев текущего года по страховым случаям с автомобилями физических лиц практически сравнялись, а порой даже перекрыли суммы за весь 2003 год. Количество страховых случаев, урегулированных с начала года, в таких компаниях, как "Росно", "Альфастрахование" и "Спасские ворота", превысило показатель прошлого года, в других ("РЕСО-гарантия", "Росгосстрах", "Генеральная страховая компания" и др.) - приближается к показателю 2003 года. Покрытие ущербов возрастает, в частности, за счет того, что угонов машин становится больше примерно на 40% в год. Если три года назад в Санкт-Петербурге ежедневно угоняли по 10 автомобилей, то теперь - около 30. Страховые компании борются с ростом убыточности по-разному. Часть СК страхует исключительно юридических лиц, чьи автомобили, как правило, охраняются лучше. Компании, работающие с физическими лицами, внимательно следят за развитием технической мысли, составляя различные вариации новейших противоугонных устройств и современных поисковых систем для повышения безопасности автомобилей. Стоимость полного набора защиты для дорогой иномарки, требуемого страховщиком, может достигать 2-2,5 тыс. долларов, но после его установки тарифы страхования по угону существенно снижаются. "Требовательность страховщиков к средствам защиты неизбежна: если снизить планку, то не останется ничего иного, как повышать тарифы по угону. Условия большинства СК ужесточаются, но клиент постепенно начинает понимать, что это не каприз страховщика, а обеспечение безопасности его имущества", - говорит Сергей Ковальчук. Следуя по этому пути, одни компании полностью исключают из своего пакета программы страхования автомобили со штатной сигнализацией. Другие предпочитают кнуту пряник. Например, "Росгосстрах-Северо-Запад" бесплатно устанавливает охранную систему "Аркан" при заключении договора каско для автомобилей стоимостью свыше 50 тыс. долларов. По мнению руководителя одной из СК, петербургские страховщики могли бы существенно снизить риски по автострахованию, создав единый информационный банк данных. "По нашей внутренней статистике, машины высокого класса, проданные в одном из автосалонов города и снабженные там же техническими средствами защиты, угоняют гораздо чаще, чем приобретенные в других местах. Для себя мы решили эту проблему: перестали страховать автомобили, купленные в "плохом" месте. Но если бы страховщики делились статистикой друг с другом, уровень убыточности рос бы не так быстро", - рассказал он. Вторая составляющая повышающейся убыточности - покрытие ущерба, нанесенного автомобилям в результате дорожно-транспортных происшествий. По данным управления ГИБДД Санкт-Петербурга, за пять месяцев 2004 года количество ДТП без причинения вреда жизни и здоровью граждан увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2003 года в три раза, достигнув почти 32 тыс. И это объясняется не только тем, что машин стало больше, но и тем, что ситуация на дорогах ухудшилась. Одновременно растет стоимость деталей и ремонтных работ, что также снижает доходность автострахования. Год назад прогнозировалось, что частичное покрытие ущерба за счет договоров ОСАГО уменьшит расходы страховщиков по автокаско и приведет к снижению тарифов. Прогноз оправдался лишь отчасти: средние выплаты по страховому случаю в большинстве СК действительно несколько снизились (на 7-12%). Но к понижению среднерыночных тарифов это не привело. Напротив, сохраняется тенденция их роста: если два года назад среднюю подержанную иномарку можно было застраховать за 8% от страховой суммы, то сегодня речь идет о 12-14%. "Мы пока не ощутили экономического эффекта от предъявления регрессивных исков другим страховым компаниям. Зачастую и пострадавший, и виновник ДТП являются клиентами "Ингосстраха", так что в конечном итоге выигрыша от покрытия части убытков по договору автокаско за счет договора ОСАГО мы не получаем. В тех случаях, когда виновник ДТП застрахован по ОСАГО в другой компании, вопрос о возмещении наших затрат решается крайне медленно. Возможно, экономический эффект будет, но не раньше, чем наладится механизм регрессивных выплат", - объясняет заместитель директора филиала ОСАО "Ингосстрах" в Петербурге Игорь Тайнович. Пока же ведущие игроки петербургского рынка автострахования ("РЕСО-гарантия", "Русский мир", "Росгосстрах-Северо-Запад", "Ингосстрах", "Прогресс-Нева") поднимают цены и сближаются по тарифам. На прежнем уровне удерживают тарифы лишь небольшие СК. По мнению экспертов, это временное явление, так как тенденция роста цен и убыточности сохраняется. На новом витке В целом страховой рынок Петербурга перешагнул этап ценовой конкуренции по добровольному автострахованию. Как отмечают его участники, страховщики "наелись" демпинга в прошлые годы, когда город пытались завоевать "варяги" ("Центр-брокер", "Континент Полис", "Сибирь"), навязывающие местным компаниям минимальные тарифы. Можно констатировать, что борьба основных игроков за клиентов окончательно переместилась на уровень условий страхования и сервисных услуг. Пока условия, предлагаемые СК, разнятся в достаточной степени. Это, к примеру, касается страховых выплат без справок ГИБДД. Одни компании по-прежнему отказываются возмещать ущерб при отсутствии данного документа, другие согласны отнестись к вопросу "без формализма", но только один раз в течение года, третьи не ограничивают количество страховых случаев, но оговаривают предельную сумму выплат. Другое немаловажное для клиента условие - содействие, предлагаемое страховщиком в случае ДТП. Практически все опрошенные компании заявили, что предоставляют бесплатный эвакуатор для транспортировки поврежденного автомобиля и обеспечивают выезд на место происшествия аварийных комиссаров. Большинство СК оказывают своим клиентам необходимую юридическую помощь. На общем фоне выделяются страховщики, включающие в полисы оказание скорой технической помощи на месте аварии. Интересная программа имеется у "РОСНО": при страховании автомобиля стоимостью свыше 12 тыс. долларов программа "Помощь на дорогах" (эвакуация плюс техпомощь) приобретается за 1 доллар. На новом этапе борьбы конкурентоспособность компаний еще больше будет зависеть от сервиса, связанного со страховыми выплатами. Некоторые СК вложили средства в создание специализированных центров выплат, что позволит существенно сократить время решения вопросов. Ряд компаний (в первую очередь - крупных) уже открыли или намерены открыть собственные станции техобслуживания, где выполняют несложный ремонт машин, которые не находятся на гарантийном обслуживании. Этот ход, противоречащий мировой практике, вероятно, оправдан в нынешней ситуации развития рынка услуг авторемонта, так как позволяет получить оптимальное соотношение цены и качества. Кроме того, каждая страховая компания предлагает клиенту список станций техобслуживания (с которыми у нее заключен договор), где машина будет отремонтирована по льготным тарифам. В идеале, страховщик должен проследить за сроками и качеством ремонта и вернуть клиенту отлаженную машину. Безусловно, жизнь несколько отстает от идеала, но очевидно, что СК готовы принимать на себя все большее количество забот, связанных со сбором необходимых справок, организацией ремонта. Впрочем, как показывает европейский опыт, у петербургских страховщиков огромный потенциал для повышения уровня сервиса. Пока ни одна из СК не замахнулась, к примеру, на возмещение ущерба внешнему виду автомобиля или на предоставление клиенту машины на период ремонта его автомобиля. Продукты добровольного автострахования, по мнению страховщиков, будут развиваться за счет либерализации условий (к защите автотранспорта от угона это не относится), расширения сервисной составляющей, а также их более четкой направленности на клиентов разного уровня. Уже сейчас динамично развивающиеся СК предлагают дорогостоящие программы для владельцев элитных машин (ремонт в фирменных центрах, покрытие ущерба без учета износа, документальное оформление ДТП и восстановление автомобиля практически без участия владельца), а для широких кругов автолюбителей есть недорогие продукты (денежное возмещение ущерба с учетом износа). Цена на программы той и другой категории может отличаться в разы. Елена ДЕНИСЕНКО
Вся пресса за 11 октября 2004 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Тенденции
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
|
Московский комсомолец, 22 ноября 2024 г.
Страховой парадокс: можно ли водить без ОСАГО?
|
|
Новый компаньон, Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двух водителей будут судить за мошенничество в сфере страхования в Прикамье
|
|
Финмаркет, 22 ноября 2024 г.
SberCIB подтверждает рекомендацию «покупать» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Камчатка-Информ, 22 ноября 2024 г.
Камчатцы стали реже жаловаться на МФО и страховщиков
|
21 ноября 2024 г.
|
|
ТАСС, 21 ноября 2024 г.
В Минтрансе заявили о саботаже некоторыми странами страховок танкеров РФ
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Альфа-банк подтверждает рекомендацию «выше рынка» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Акции «Ренессанс страхования» остаются привлекательными для долгосрочных покупок - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 21 ноября 2024 г.
Росгосстрах в Приморье застраховал судовладельцев на 2,150 млн долларов США
|
|
Интерфакс, 21 ноября 2024 г.
РНПК назвала условия предоставления перестраховочной емкости партнерам из СНГ
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 21 ноября 2024 г.
Газпромбанк Автолизинг застрахует от издержек в период ремонта или ожидания запчастей на СТОА
|
|
02.мвд.рф, Уфа, 21 ноября 2024 г.
Никому не сообщайте код из СМС!
|
 Остальные материалы за 21 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|