Однако,
21 февраля 2012 г.
Это может случиться с каждым…
964 просмотра, 1 комментарий, добавлен 21 февраля 2012 года в 13:11
Громкая история с «Лантой-тур» должна подтолкнуть законодателей к быстрому принятию поправок в Закон об основах туристской деятельности. Чиновники и представители туриндустрии уже высказали немало предложений о необходимости реформирования отрасли. Только непонятно, будут ли они реализованы или все закончится пустыми разговорами.
Давно известно, что в отечественной туристической отрасли не все ладно. И у туристов много жалоб на работу операторов и агентов, и банкротства известных игроков стали приметой времени. История с одним из старейших российских операторов — «Ланта-тур» проработала на рынке больше 20 лет — продемонстрировала и без того известные недостатки отечественного турбизнеса: зависимость от банковских кредитов, недостаточное взаимопонимание с авиаперевозчиками, несовершенство системы страхования. Именно эти факторы привели к массовым случаям банкротств в отрасли в последние полтора года. С ноября 2010 года с рынка ушли 12 региональных операторов и четыре федеральных. «Ланта» стала бы пятым, если бы не вмешательство Владимира Путина и получение благодаря ему кредита в размере 7 млн долларов. Но уникальность ситуации с «Лантой» не только в этом.
Перемен… Мы ждем перемен
Несмотря на предсказания новых банкротств, крах «Ланты» стал для экспертов и участников рынка полной неожиданностью. В отличие от других обанкротившихся компаний «Ланта» имела большой опыт работы и в демпинговых войнах не участвовала. «Экономическая модель работы «Ланты» отличалась от скандально известного «Капитал тура», чья работа изначально строилась на агрессивном демпинге. Практически все крупные операторы находятся не в лучшей финансовой форме, и для этого есть объективные причины, но если бы пришлось делать прогноз банкротств операторов, то «Ланта» была бы не в первом эшелоне риска», — говорит управляющий директор консалтинговой компании «Тревел Эксперт» Юлия Мохова.
О том, что банкротство «Ланты» стало неприятным сюрпризом, говорили представители и Российского союза туриндустрии (РСТ), и Ассоциации туроператоров России (АТОР). По словам исполнительного директора АТОР Майи Ломидзе, «Ланта» была вынуждена остановить свою деятельность, не справившись с навалившимися внезапно финансовыми проблемами (несколько контрагентов потребовали немедленного погашения задолженностей, а банк отказал в кредите). Если эксперты не лукавят относительно «Ланты», картина получается совсем невеселая. Учитывая, что все туркомпании работают «на обороте» и полностью зависят от кредитов, подобные «неожиданности» могут случиться в любую минуту с любым игроком. И срок присутствия на рынке или громкое имя особого значения не имеют. Похоже, на этот счет прозрели даже власти. Во всяком случае, глава Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что «у нас есть системные пробелы в этой сфере, поэтому меры должны быть системного характера». Поспорить с этим трудно. Меры нужны. В разгар скандала с «Лантой» и чиновники разных мастей, и сами участники рынка высказали немало идей, которые могли бы защитить туристов и отрасль от новых банкротств.
Теперь важно, чтобы были приняты правильные и, главное, не поспешные решения.
Соломоново решение
Одна из предложенных недавно инициатив, скорее всего, не встретит возражений у участников рынка. Речь о повышении финансовых гарантий (суммы страховки, которая идет на погашение претензий туристов, в том числе и в случае банкротства компании). Финансовые гарантии для операторов последний раз пересматривались летом 2009 года. Тогда их максимальный размер был установлен в 100 млн рублей — для операторов, чья годовая выручка превышает 300 млн рублей. С тех пор прошло 2,5 года и заработки основных операторов явно увеличились. Эксперты уже не раз говорили о необходимости повышения размера фингарантий для крупных операторов. История с «Лантой» еще раз подтвердила необходимость изменений. Компания была застрахована на максимально возможную в данный момент сумму — 100 млн рублей, а сумма проданных туров составила как минимум 101 млн рублей, при этом «Ланта» являлась далеко не самым крупным по объемам оператором.
Комитет Госдумы по туризму на заседании 9 февраля предложил оставить норму в 100 млн рублей для операторов, чья выручка не превышает 500 млн рублей и увеличить размер финансового обеспечения до 200 млн рублей для операторов с годовым оборотом не более 1 млрд рублей (для компаний с оборотом более 1 млрд рублей финобеспечение предлагается установить в размере 200 млн рублей + 10% от средств более 1 млрд рублей). Подобные изменения предлагается внести в проект поправок в Закон об основах туристской деятельности, которые зависли в Госдуме с осени 2011 года.
Кроме того, в законопроект внесено предложение о страховании ответственности не только операторов, но и агентств. Ожидается, что это позволит увеличить ответственность агентств, деятельность которых сегодня вообще никак не регулируется, а их количество превышает все разумные пределы. Именно агентства, ведущие ожесточенную конкурентную борьбу за покупателя, являются инициаторами «диких» скидок, от которых не первый год страдает рынок. Если будет входной билет на рынок турагентств в виде обязательного страхования, то не будет и столь массового демпинга, полагают некоторые участники рынка.
Между тем дифференциация фингарантий не застрахует туриста, который рискует собственными деньгами, от возможных потерь. Закрытость отрасли едва ли не самая главная проблема отечественного туристического рынка. Проверить финансовое состояние той или иной фирмы невозможно, поскольку большинство из них зарегистрировано в форме ООО, что позволяет не раскрывать свою отчетность. Не исключено, что операторы при получении новых документов будут занижать свои показатели.
Спорный путь
Одна из самых обсуждаемых инициатив — создание саморегулируемых организаций (СРО). Их цель — поддержка как представителей отрасли, так и потребителей туристических услуг. Ведь Ростуризм и Минспорттуризм таких полномочий не имеют или с ними не справляются. Предполагается, что СРО будут сами следить за чистотой рядов: проводить проверки, исключать недобросовестных партнеров, поддерживая тем самым стандарты работы на определенном уровне. По замыслу руководства АТОР участие в саморегулируемой организации должно быть обязательным условием работы компании на рынке.
«Можно продумывать механизмы защиты туристов, но это необходимо делать одновременно с защитой бизнеса. Создание СРО, контролирующей деятельность своих участников, позволило бы решить обе эти проблемы, — объясняет исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. — Участниками организации смогут стать только те компании, которые прошли определенный профессиональный ценз, не имеют проблем с банками, соблюдают установленные принципы работы. Это не панацея, но реальная возможность решить те проблемы, которые существуют на рынке, прежде всего защищенности туристов». В рамках СРО предлагается создать компенсационный фонд, а также дисциплинарный комитет, который сможет призвать компании к ответственности в случае их неправильного поведения на рынке.
Между тем очевидно, что создание такой организации повлечет для компаний определенные моральные и финансовые обязательства, и совсем не все к этому готовы. «Создание СРО — крайне болезненный процесс, так как отвечать своими деньгами «за того парня» никто не хочет. В классическом понимании саморегулирования с полной ответственностью всех за каждого туроператоры будут против него. Они не захотят подставлять своих акционеров из-за неадекватности менеджмента другой компании», — уверен председатель КонфОП Дмитрий Янин.
Пока идея создания СРО в туризме вызывает сомнения у участников рынка. «Предполагается, что «плохой» оператор в саморегулируемую организацию не войдет, а «хороший» войдет. Но «плохой» пойдет и создаст свою организацию. Наверное, это дело нужное, но как это будет работать, мне непонятно. Два оператора не могут ни о чем договориться, как вы хотите, чтобы договорились двадцать?» — недоумевает президент компании «Южный Крест» Андрей Кузнецов. «После создания СРО тут же возникнет много вопросов: кто будет устанавливать критерии для ее членов, как будут решаться вопросы добросовестности компаний и пр. И здесь сразу же возникнет конфликт интересов сильных и крупных операторов с небольшими и средними компаниями», — опасается директор по развитию компании «Миллениум Вояж» Иван Бубляев.
Юлия Мохова из «Тревел Эксперт» считает, что СРО имеют право на жизнь, но только с условием обязательного государственного регулирования: «Обязательное саморегулирование рынка, не имеющего внятных механизмов государственного регулирования, — утопия. Сейчас надо установить в законе условия создания и расходования компенсационных фондов и прочие правила, а года через три, когда будет виден результат их добровольного саморегулирования, принимать решение о возможности обязательного членства туроператоров в СРО».
Надо заметить, что идея специального компенсационного фонда витает в воздухе и вне рамок саморегулируемой организации. К обсуждению этого вопроса участников рынка сподвигли туристы «Ланты», оказавшиеся заложниками тайских хотельеров, которым не были вовремя перечислены деньги. Специальный резервный фонд, который бы помогал выручать туристов из чрезвычайных ситуаций и позволил бы оплатить их отели и трансферы, должно обеспечивать государство или сами операторы, отчисляющие некий процент от проданных туров в фонд. Пока этот вопрос находится в стадии обсуждения. Хотя, скорее всего, многими участниками рынка он также будет воспринят в штыки — платить деньги «за того парня» в отрасли действительно никто не хочет.
Страховка от банкротства
Некоторые операторы в качестве меры дополнительной защиты туристов предлагают вводить страхование каждого отдельного тура, а не только ответственности оператора в целом, как это делается сейчас. «Если возникает форс-мажор с каким-либо агентством, то финансово страдают не только туристы, но и другие операторы, авиакомпании и принимающие фирмы. Получается, что страхование помогло бы всем снизить ряд рисков», — отмечает Иван Бубляев. Управляющий директор «Тревел Эксперт» Юлия Мохова также считает, что страхование отдельного тура может стать реальным решением проблем отрасли, при условии если страховщики пойдут навстречу. «Страхование рисков, исходя из цены каждого договора, очень эффективный вариант, но он требует приложения усилий со стороны страхового рынка. Сейчас страховщики применяют фиксированный размер страховой суммы, это проще и дешевле с точки зрения обеспечения процесса», — объясняет эксперт.
В АТОР к идее относятся скептически. Как отмечает Майя Ломидзе, страхование каждого отдельного тура, то есть страхование на случай банкротства или неоказания услуг, не может быть вмененным, обязательным, так как оно не связано с угрозой жизни или здоровья. Кроме того, очевидно, что страхование увеличит стоимость тура, а для российского туриста, как известно, цена имеет определяющее значение. Получается, что системной мерой это стать не может. Кроме того, агентства не имеют договорных отношений со страховыми компаниями, и не факт, что страховка в реальности будет оплачена.
Единая база: за и против
Страхование гражданской ответственности оператора по каждому договору включено в повестку дня комитета Госдумы по экономической политике в качестве предложения. А вот другая идея — о регистрации турпутевок на бумажных и электронных носителях и передаче сведений о проданных турах в Ростуризм — уже принята в первом чтении и предложена ко второму. По сути, речь идет о реестре турпутевок, который, по замыслу законодателей, должен помочь сделать рынок более прозрачным. Однако многие эксперты этого мнения не разделяют и считают, что усилия властей направлены не в ту сторону. «Не исключаю, что это возможно теоретически, но на практике это еще сложнее, чем страхование каждого договора, — считает Юлия Мохова. — Представьте себе масштабы продаж туров по всей стране: 15 тыс. учтенных агентов и 4,5 тыс. операторов. Это миллионы транзакций с разным способом оформления и оплаты! Сделайте поправку на нулевое регулирование и надзор, учтите «серый» наличный оборот и расчеты через терминалы. Кто будет содержать такую систему учета и за чей счет?»
Даже у высокоорганизованного авиационного рынка нет глобального учета всех проданных авиабилетов в одной системе, отмечает эксперт.
АТОР также не видит смысла в создании подобного реестра. «Ни в одной стране мира, даже в тех, которые имеют гораздо больший опыт в туризме, этого нет. Предполагается, что чиновники Ростуризма на некоем сервере смогут посмотреть, сколько человек выехало от определенного тур оператора, куда выехало, стоимость поездки, все личные данные, за безопасность которых мы вроде так боролись. Создание такого реестра рынок никак не обелит, наоборот, вынудит всех уйти еще больше в коррупционные, серые схемы», — уверена Майя Ломидзе.
В общем, судя по накалу страстей и количеству мнений, процесс принятия поправок в Закон о туристской деятельности будет долгим. В первом чтении поправки были приняты еще в начале июля 2011 года. Принятие поправок во втором чтении все время откладывается из-за противостояния законодателей и участников рынка. Наиболее спорную и вызывающую ожесточенные споры поправку — о продаже туров агентом только от имени и по поручению оператора — тоже пока никто не отменял. Так что на поле битвы за благополучие российского туристического рынка следует ждать новых ожесточенных боев.
В национальной индустрии путешествий сложилась очень неоднозначная ситуация. Туристический рынок считается сформировавшимся: в стране работают десятки компаний, которые предлагают поездки в самые разные страны, готовые групповые туры и индивидуальные программы. В то же время это «дикий» рынок, участники которого не способны договориться между собой об основных правилах игры. По сути, они сами разрушают свой бизнес. «Даже самые крупные и опытные игроки не знают, что хотят. Они знают, что НЕ хотят — не хотят демпинга, не хотят, чтобы перевозчики выкручивали руки. Но что они хотят? Даже в рамках отдельных общественных организаций нет единого мнения», — констатирует Майя Ломидзе.
Разобщенность на рынке достигла предела. Такое непонимание может привести к полному краху отрасли. Очевидно, что тенденция «выбивания» игроков будет нарастать. Если, конечно, участники отрасли все-таки не захотят договориться. Но надежды на это мало. Кстати, Европа прошла аналогичный период разобщенности туротрасли и массовых банкротств еще в 1960—1970-х годах. По словам Майи Ломидзе, сегодня во многих странах Европы участие в общественных организациях, регулирующих деятельность туркомпаний, является обязательным. В рамках этих организаций существуют компенсационные фонды, формируемые за счет операторов, средства из которых направляются на решение возникающих проблем.
Демпинг как зло
Источником всех проблем на туристическом рынке принято считать демпинг. Началось все в 2004—2005 годах, когда рынок показывал хороший ежегодный рост. Тогда операторы стремились к повышению объема продаж, в том числе за счет проведения скидок, в условиях растущего рынка это было оправданно. В итоге потребители привыкли к постоянным акциям, а цена стала главным конкурентным преимуществом. Последним «хорошим» годом для отрасли стал 2009-й, когда операторы, опасаясь низкого спроса, перестали демпинговать и смогли заработать. В 2010—2011 году «демпинговые войны» разгорелись с новой силой. По оценкам Российского союза туриндустрии, обостренная конкуренция на рынке и невозможность выйти из работы на оборотном капитале привели к тому, что сегодня 40% путевок продается ниже себестоимости и лишь 15% — с прибылью. При этом наиболее драматично события развиваются на Средиземноморском европейском направлении, в странах Юго-Восточной Азии и Карибского бассейна. На таких направлениях, как Египет и Турция, все давно поделено. Сейчас идет борьба за менее раскрученные направления, где еще есть потенциал для развития, а уровень цен выше.
Кандидаты на вылет
Как рассказал «Однако» один из участников рынка, информация о проблемах у «Ланты» появилась за несколько дней до официального объявления. «Стало известно, что в Доминикане не заселяют туристов «Ланты».
Но серьезно на рынке к этому никто не отнесся: мол, всякое бывает, это не свидетельство краха», — говорит источник.
Как рассказала PR-директор «Анекс тур» Евгения Федорова, в начале февраля, когда только начинался скандал с «Лантой», на рынке было затишье. Но ходили слухи, что тот, кто предлагает раннее бронирование, — потенциальный банкрот. Понятно, что люди напуганы, но массово отказаться от запланированного отдыха россияне пока не готовы. При этом никто не сомневается, что объявления «о невозможности исполнить обязательства» на рынке еще будут. «Следующим будет тот, у кого был неудачный сезон, нет устойчивого финансирования, раздуты нерентабельные направления, кто не успевает реагировать на реалии рынка», — говорит Юлия Мохова. Официально эксперты не склонны называть конкретные имена. Но, например, на профессиональном сайте Tourdom.ru среди возможных кандидатов на вылет обсуждаются такие игроки, как «Пегас» и «Библио Глобус». Правда, информация о проблемах у «Пегаса» циркулирует по рынку давно, а компания тем временем открывает новые направления. Судя по всему, участники не владеют информацией и склонны подозревать всех и каждого. Разобщенность на туррынке давно стала его отличительной особенностью.
Наталья НОВОПАШИНА Однако-онлайн
Вся пресса за 21 февраля 2012 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Регулирование, Страхование выезжающих за рубеж, Страхование ответственности
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
24 февраля 2025 г.

|
|
Деловой Казахстан, 24 февраля 2025 г.
Страховой рынок Казахстана на подъеме: Основные приоритеты регулятора

|
|
korins.ru, 24 февраля 2025 г.
Страховая компания «МИРАН» стала членом ВСС

|
|
Sputnik Армения, 24 февраля 2025 г.
«Решение у них в руках»: Страховщики обратились к мэрии Еревана по ДТП после снегопада

|
|
Самарская газета, 24 февраля 2025 г.
Администрация Самары против размещения рекламы на «Ладье»

|
|
Новости Югры, Ханты-Мансийск, 24 февраля 2025 г.
Электронные извещения о ДТП разрешено оформлять с помощью сайтов и мобильных приложений страховщиков

|
|
КурсивЪ, Астана, 24 февраля 2025 г.
Страховка для самых аккуратных водителей в Казахстане может стоить от 10 тенге

|
|
Финмаркет, 24 февраля 2025 г.
В январе российские агростраховщики выплатили 848 млн руб. по субсидируемым договорам с господдержкой

|
|
AK&M, 24 февраля 2025 г.
АКРА изменило прогноз по рейтингу «РБ Страхование Жизни»

|
|
РБК, газета, 24 февраля 2025 г.
Подарок от безвыходности

|
|
Интерфакс, 24 февраля 2025 г.
Berkshire Hathaway увеличила квартальную операционную прибыль в 1,7 раза

|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 24 февраля 2025 г.
Активы страхового сектора Казахстана выросли на 25% за год – АРРФР

|
|
Российская газета онлайн, 24 февраля 2025 г.
Владельцы старых автомобилей стали чаще покупать добровольную страховку

|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 24 февраля 2025 г.
Более Т2 млрд выплачено по Европротоколу за 2024 год – АРРФР

|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 24 февраля 2025 г.
«Добровольная страховка»: в России резко вырос спрос на страховку КАСКО

|
|
informburo.kz, 24 февраля 2025 г.
Минздрав Казахстана заявил о низком охвате профессиональным страхованием частных медорганизаций

|
|
ТАСС, 24 февраля 2025 г.
В ГД внесли законопроект о страховых выплатах детям погибших военных

|
|
Газета.Ru, 24 февраля 2025 г.
Россиянам рассказали, какие автомобили не получится застраховать

|
 Остальные материалы за 24 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|