Профиль,
20 февраля 2012 г.
Себе в убыток
5389 просмотров, 1 комментарий, добавлен 15 февраля 2014 года в 14:59
На фоне кризиса 2008-2009 годов многие страховщики были вынуждены идти на снижение запланированного уровня прибыльности и, как следствие, существенно увеличили уровень убыточности по основным направлениям бизнеса, таким, к примеру, как автокаско, ОСАГО и добровольное медицинское страхование (ДМС).
В итоге, по словам директора департамента стратегического развития бизнеса ОАО «СК «Альянс» (товарный знак - РОСНО) Надежды Артемьевой, многие игроки сейчас находятся в процессе санации страхового портфеля. Высокие расходы на ведение дела, завышенные комиссии, мягкая андеррайтинговая политика - все эти факторы способствуют росту убыточности.
«В целом по рынку убыточность колеблется около 100%, - отмечает эксперт. - В 2010 году за счет ряда крупных выплат общая убыточность превысила данную величину на несколько процентных пунктов. По итогам прошлого года ожидается уровень убыточности в районе 98-100%». Для рынка, по мнению специалиста СК «Альянс», это нормальная величина.
«Сама по себе убыточность в страховании - это не что-то плохое, в ней, можно сказать, суть страхования, - поясняет директор дирекции развития страхования СК «МАКС» Алексей Володяев. - В теории цена страхования формируется из так называемой нетто-ставки (это та часть страховой премии, из которой формируется страховой фонд) и «небольшой нагрузки», которую страховщик тратит на ведение своей деятельности». В идеальной ситуации весь страховой фонд должен расходоваться на страховые выплаты. Казалось бы, растущая год от года убыточность в отечественном страховании с этой точки зрения является приближением к идеалу. В реальности, однако, есть ряд деталей, переворачивающих все с ног на голову.
В качестве примера эксперт предлагает рассмотреть автокаско. Среди добровольных видов страхования это, пожалуй, самый распространенный и востребованный. Спросом он пользуется потому, что вероятность повреждения автомобиля субъективно воспринимается владельцами как достаточно высокая, финансовые риски при этом весьма велики. У среднего россиянина в этой сфере вопросы престижа превалируют над соображениями практичности и целесообразности, так что машины часто покупаются «на все деньги»; в этой ситуации ремонт и даже техническое обслуживание становятся финансовой проблемой.
В общем, автострахование - вид, где есть относительно большой платежеспособный спрос. Среди страховщиков естественным образом возникает конкуренция за деньги страхователей. Ес-ли мы говорим о некоем товарном рынке, то на нем можно конкурировать ценовыми методами (выпускать продукцию дешевле) и неценовыми методами (выпускать продукцию качественней, моднее и т.п.). Для страховой услуги в современных отечественных реалиях неценовые методы практически не действуют, т.к. подавляющее большинство потребителей не в состоянии составить представление о ее качестве (страхование - услуга нематериальная, сложная, отложенная во времени и вообще вероятностная). В принципе страховщики могли бы, наверное, вкладываться в повышение страховой грамотности населения, но это бы имело настолько отложенный во времени эффект, что он существенно превосходил бы горизонт планирования в бизнесе. В общем, по большому счету, нашим страховщикам пока известен только один способ конкуренции - ценовой. Соответственно они чем дальше, тем больше «поджимаются» по цене. Некоторые в погоне за клиентом переходят грань достаточности страхового фонда.
Есть еще один подводный камень - упомянутая ранее «небольшая нагрузка» в отечественных реалиях становится достаточно большой. В автостраховании клиент не так уж часто приходит непосредственно в офис страховщика заключать договор страхования. Если он покупает новую машину, то страховой полис он обычно получает либо в офисе автодилера, либо в банке (если машина взята в кредит). Многие также приобретают полисы у страховых агентов. Все эти дилеры, банки, агенты вместе именуются страховыми посредниками. И все эти посредники в России требуют за свои услуги фантастических, по мировым меркам, денег. До трети суммы, затраченной клиентом на страхование своего автомобиля, оседает в кармане посредника. А некоторые посредники уже требуют и до половины этой суммы. Если даже какая-то из страховых компаний откажется платить такие комиссионные, посредник всегда найдет страховщика посговорчивее.
В общем из-за снижения цен и увеличения размеров «небольшой нагрузки» у страховщика формируется некая финансовая дыра, которую он начинает закрывать доходами от инвестирования временно свободных средств страхового фонда. Само по себе это неплохо, считает Алексей Володяев, но только если знать меру и соблюдать осторожность - многие крупные западные компании в течение долгих лет имеют убыточность по страховым операциям более 100%, но, являясь крупными институциональными инвесторами, спокойно покрывают убыток инвестиционным доходом. Но если меры не знать, то вполне можно и проиграться - чем больше дыра, тем более высокодоходные и следовательно рискованные инвестиционные стратегии требуются. Рано или поздно инвестдоход перестает покрывать убыточность, и компания на какое-то время (порой достаточно продолжительное) переходит в режим, схожий с финансовой пирамидой. И в конечном итоге, по мере нарастания вала страховых выплат, компания схлопывается.
«Убыточность по автокаско - это зачастую результат стремления страховых компаний к увеличению прибыли или доли рынка за счет снижения тарифов ниже приемлемого уровня, исходя из убыточности операций, - продолжает тему директор по маркетингу и коммуникациям страховой группы «Уралсиб» Вадим Саралидзе. - Надо признать, что крупные страховщики к этому вопросу подходят ответственно: отслеживают соответствие собственных тарифов убыточности для поддержания необходимого уровня рентабельности. К примеру, по каско рентабельность нулевая - это уже приемлемо».
Вместе с тем руководитель отдела страхования автотранспорта и личного имущества ЗАО «Чартис» Роман Тихоненко считает, что пока страховщики научились лучше контролировать убытки, чем свои расходы. Рыночный уровень тарифов на автострахование уже в значительной мере диктуется несколькими лидерами рынка, которые смогли построить эффективные с точки зрения расходов структуры и при больших объемах бизнеса получить эффект масштаба. Поэтому, несмотря на убыточность операций от автострахования у большинства мелких игроков, вряд ли тарифы на автокаско будут повышаться в ближайшее время, считает эксперт. «Скорее, наоборот - фактором для снижения тарифов по автокаско в ближайшие год-два может послужить увеличение лимита по материальному ущербу по ОСАГО до 400 тыс. рублей, - говорит Роман Тихоненко. - В этом случае страховые компании смогут успешнее отрабатывать суброгации, увеличив возврат средств, выплаченных по автокаско с установленным виновником - третьим лицом».
Что касается третьего лидера по убыточности - ДМС, - то для Надежды Артемьевой очевидно, что многие, даже крупные, игроки на этом рынке вынуждены дотировать данный вид за счет других, менее убыточных направлений. При этом сами убытки в сегменте ДМС, по словам Вадима Саралидзе, обусловлены тем, что стоимость услуг, предоставляемых клиниками, регулярно повышается, а договор страхования обычно заключается на год.
«Естественно, что проблема убыточности стоит как перед страховыми компаниями и их владельцами, так и перед клиентами, - добавляет генеральный директора ОАО СК «ПАРИ» Александр Кудряков. - Если допустимый предел убыточности у отдельных страховых компаний будет превышен и запас прочности исчезнет, то это грозит невыплатами». Помимо этого, убытки страховой компании могут грозить клиентам и проблемами при перезаключении договора. «Может быть ужесточен андеррайтинг, введены новые условия в договор страхования - например, франшиза - наконец, повышены тарифы», - предполагает Надежда Артемьева.
«Сейчас уже точно известно, что в 2012 году вырастет стоимость полиса ОСАГО, - уточняет эксперт СК «Альянс». - Некоторые аналитики прогнозируют и дальнейшее увеличение тарифов, называются цифры в 20%, 35% и даже 50%. Понятно, что клиенты к этому не готовы».
«К тому же увеличивающиеся цены в результате съедают и всю ожидаемую прибыль страховщиков и даже больше, - высказывает свое мнение Вадим Саралидзе. - Базовые тарифы по ОСАГО не пересматривались с момента вступления в силу в 2003 году Закона об обязательном страховании автогражданской ответственности, хотя расходная часть этого вида страхования подвержена инфляции». Еще одна причина убыточности ОСАГО, по мнению наших экспертов, - страховое мошенничество, которое приобретает все более отчетливые черты правила, нежели исключения. Отсюда и отрицательный в целом финансовый результат работы в данном сегменте. Ситуация несколько раз выправлялась путем изменения размеров региональных и возрастных коэффициентов, коэффициентов по водительскому стажу, но ненадолго. Как поясняет Надежда Артемьева, после увеличения региональных коэффициентов ситуация с убыточностью начала улучшаться. Средняя стоимость полиса, по данным Российского союза автостраховщиков, выросла в 2011 году на 7%, уровень выплат по сегменту стабилизировался в районе 60%.
Немного выше, по словам руководителя центра стратегических исследований компании «Росгосстрах» Алексея Зубца, доля выплат в премиях автокаско и ДМС - около 66%. Однако этот показатель, подчеркивает эксперт, не учитывает расходы на ведение дела, которые приближают бизнес в данных сегментах к убыточности почти вплотную, а в отдельные годы способны и вовсе сделать его нерентабельным.
При этом, как считает заместитель генерального директора, главный андеррайтер ОАО «САК «Энергогарант» Антон Легчилин, если тарифы не будут повышаться, то в текущем и следующем году нас ждут громкие банкротства страховщиков. «Экономика страховщиков простейшая: при уровне выплат около 60% страховщик работает практически в ноль, так как обычно средние расходы на вознаграждение посредникам достигают 20% и столько же примерно составляют собственные расходы страховщика на ведение дела, - разъясняет свою позицию эксперт. - Если страховщик экономный и платит своему персоналу небольшую заработную плату, то он в этой ситуации может получить 3-5-процентную рентабельность (прибыль), если нет, то он может работать и себе в убыток».
Тем временем тематические форумы и социальные сети наполнились комментариями интернет-пользователей, что страховщики сейчас стараются снизить свои расходы в основном за счет сокращения объема выплат своим клиентам всеми доступными способами. Люди рассказывают, что страховые компании приводят порой просто нелепые причины своего решения о сокращении суммы страховой выплаты либо об отказе в таковой.
По словам Александра Кудрякова, некоторые страховщики действительно так поступают. «Если, условно говоря, им не хватает денег для выплаты, то они стараются любым способом эти выплаты уменьшить, чтобы остаться на плаву, - объясняет эксперт. - Другие же компании стараются контролировать свои расходы». Страховщик имеет в виду расходы, связанные с персоналом, IT-решениями, арендой и т.д., то, что входит в прямые расходы, и то, что касается взаимодействий со страховыми посредниками.
«Нельзя однозначно сказать, что страховые компании снижают свои расходы в основном за счет сокращения объема выплат своим клиентам, - оправдывает страховщиков партнер юридической компании «Первая юридическая сеть» Павел Курлат. - Если происходит сокращение расходов, то по всем направлениям, в том числе и за счет выплат, объем которых может быть существенным и принести значительную экономию. Страховые компании это понимают и стараются использовать подходящие поводы для отказа в выплате или снижения суммы страхового возмещения». Но все-таки не стоит говорить об этом как о тенденции, уверен Павел Курлат.
Андрей МОСКАЛЕНКО
Справка
Убыточность в страховании определяется как отношение суммы выплаченных страховых возмещений и суммы страховых резервов по заявленным, но еще не урегулированным убыткам, к сумме заработанной брутто-премии за определенный период (заработанная премия - часть уплаченной страховой премии, относящаяся к анализируемому периоду).
Даже если убыточность не превышает 100%, страховая компания может работать с убытком, поскольку при расчете убыточности не учитываются расходы на ведение дела, которые составляют значительную часть премии. Но наличие убыточности совсем не обязательно означает то, что страховая компания в целом несет убытки.
Эксперт
Надежда Артемьева, директор департамента стратегического развития бизнеса ОАО «СК «Альянс» (товарный знак - РОСНО)
»Опыт последних законодательных инициатив в области страхования, реформа регулятора - все это говорит, к сожалению, о несистемном подходе к страховой отрасли в целом со стороны государства. Концепция развития страхования в Российской Федерации, принятая 10 лет назад, на сегодня является пока, скорее, декларационным документом. Не окончательно решенный вопрос с тарифами по ОПО, явные недоработки инициативы в законе об ОСАГО, касающейся прохождения ТО, недоработки в законе об обязательном медицинском страховании - все эти нововведения только последнего года говорят о необходимости большего внимания государства к развитию страховой отрасли.
В свою очередь, наша компания на фоне растущего страхового рынка продолжила реализацию стратегии нашего акционера - Allianz SE - по достижению прибыльного роста. Мы сконцентрировались на оптимизации и повышении рентабельности нашего портфеля и в итоге достигли существенного улучшения показателей прибыльности. При этом, несмотря на начатые процессы интеграции активов Allianz в России в единую компанию, общий объем сборов не сократился, а наоборот, согласно предварительным данным, увеличился на 11%, что является очень хорошим результатом».
Вся пресса за 20 февраля 2012 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Компании и капиталы, Тенденции, Выплаты, Автострахование, Страхование имущества
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
20 декабря 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Lockton запустил работу новой глобальной команды параметрического страхования
|
|
Мурманский вестник, 20 декабря 2024 г.
Директор ТФОМС Мурманской области Сергей Маган рассказал об итогах 2024 года и изменениях в 2025 году
|
|
Агентство городских новостей Москва, 20 декабря 2024 г.
Сенаторы одобрили закон о штрафах за повторное вождение без полиса ОСАГО
|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 20 декабря 2024 г.
СФ одобрил поправки в закон о господдержке сельскохозяйственного страхования
|
|
Уралинформбюро, Екатеринбург, 20 декабря 2024 г.
Стало известно, когда за отсутствие полиса ОСАГО начнут штрафовать по камерам
|
|
НТА Приволжье, Нижний Новгород, 20 декабря 2024 г.
Курултай Башкирии внес проект о страховании инспекторов рыбоохраны в ГД РФ
|
|
Парламентская газета, 20 декабря 2024 г.
Защиту прав при заключении договоров страхования жизни усилят
|
|
ТАСС, 20 декабря 2024 г.
СФ одобрил законопроект о совершенствовании механизма сельхозстрахования
|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 20 декабря 2024 г.
Средства застраховавших свою жизнь обезопасят на случай банкротства страховщиков
|
|
Известия Мордовии, Саранск, 20 декабря 2024 г.
Саранским аферистам, которые ради выплат ломали пальцы, пришлось вернуть деньги
|
|
Банковское обозрение, 20 декабря 2024 г.
Страховщики и экосистемы должны работать в формате win-win
|
|
Финмаркет, 20 декабря 2024 г.
Доля десяти страховщиков-лидеров по показателю общих сборов за 9 месяцев увеличилась с 70,8% до 73,4%
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Что такое онлайн-страхование и какие продукты страховщики предлагают детям?
|
|
Конкурент, Владивосток, 20 декабря 2024 г.
Цены уже изменились. Автомобилистов предупредили о нововведении
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Продолжающийся рост финансирования судебных разбирательств в ЕС вызывает беспокойство
|
|
Парламентская газета, 20 декабря 2024 г.
Сельхозживотных застрахуют в случае гибели в стихию
|
|
Коммерсантъ, 20 декабря 2024 г.
Опасным объектам сократили премии
|
 Остальные материалы за 20 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|