Правда Северо-запада, Архангельск,
29 февраля 2012 г.
Горе от ОСАГО
1001 просмотр
Суды Архангельска завалены исками к страховым компаниям по взысканию их клиентами всей суммы ущерба по договорам ОСАГО и КАСКО. По количеству претензий лидирует «Росгосстрах». Тема не новая, но не теряющая актуальности. Почему исполнение договоров заканчивается судебными разборками, кому это выгодно? Мы попытались найти ответы на эти вопросы.
Вопреки очевидному
Стандартная ситуация: произошло ДТП, есть виновник и есть пострадавший. После оформления аварии и всех необходимых документов жертва наезда отправляется в страховую компанию подавать бумаги на возмещение ущерба. В этой статье мы рассматриваем очевидное происшествие, в котором нет сомнений в виновности, не пострадали люди, и сумма ущерба не превышает установленный максимум выплат. Хотя по большому счёту даже в обратном случае или при причинении вреда здоровью водителю или пассажирам алгоритм действий тот же, только более затянут по времени.
По закону потерпевший может это сделать либо в той компании, с которой у него оформлен договор, либо обратиться в компанию виновника. Как правило, обращаются к «своим» страховщикам. В подкрепление своих притязаний клиент проводит экспертизу полученных авто повреждений (затраты компенсируются в общей сумме выплачиваемого ущерба). На этом этапе всё проходит без сучка и задоринки. А вот дальше начинается непонятное.
По логике событий в страховой компании документы проверяют, и через месяц (это в лучшем случае) клиент получает свои деньги. Однако на практике нередко оказывается, что итоговая выплата много меньше той, что насчитал эксперт. Её «срезают» в страховой компании. А все попытки узнать, почему так произошло, обычно заканчиваются лаконичным: «Не нравится — обращайтесь в суд».
В компании с Фемидой
На прошлой неделе наш корреспондент по своим делам оказался в Октябрьском суде. В ожидании нужного человека он пролистывал электронную базу назначенных к рассмотрению дел — иногда попадается любопытная информация. И представьте, раз за разом на экране возникал бесконечный список исковых заявлений физических лиц к страховым компаниям. Больше всего претензий было к «Росгосстраху». За комментарием мы обратились к официальному представителю суда. Он подтвердил, что действительно львиная доля дел — это попытки автовладельцев обязать страховые компании выплатить полностью насчитанную сумму ущерба по ОСАГО или КАСКО. А лидерство «Росгосстраха» (до 30 исков в месяц) объясняется просто — эта компания обладает одним из самых внушительных списков клиентов.
Что касается результатов рассмотрений, то каждый случай надо индивидуален. Поэтому сказать со всей определённостью, что в основном люди выигрывают, нельзя. Хотя сравнительный анализ нескольких дел, проведённый по нашей просьбе, показал, что Фемида принимает сторону истцов.
А теперь давайте порассуждаем. Итоговую сумму ущерба определяет дипломированный/лицензированный автоэксперт на основании единых методик подсчёта, исходя из существующих в Архангельске средних расценок на ремонт и стоимости запчастей с учётом износа машины. Его трудно заподозрить в особом благоволении к автовладельцу — желании завысить сумму ущерба.
Тогда зачем нужны страховым компаниям судебные тяжбы? Ради наработки юридической практики? Или правы те, кто говорит, что есть неофициальное указание из Москвы в регионы — выплачивать не более 70% от насчитанной экспертом суммы ущерба? Также, по слухам, в «Росгосстрахе» этот показатель может быть и ниже.
Бодался чёрт с младенцем
Но в чём смысл прений? В страховых компаниях работают довольно грамотные юристы. Они, изучив документы, не могут не понимать, что, например, вот этот иск для них заведомо проигрышный. Более того, обиженный, но выигравший дело клиент, во-первых, запросто может присовокупить к выплате недополученной части возмещения ущерба моральный вред, госпошлину и стоимость услуг своего защитника.
Во-вторых, по окончании срока договора разорвёт отношения с «проштрафившейся» компанией. Иными словами, убыток выйдет гораздо большим, чем оспариваемая сумма ущерба.
В причинах доходящего до суда упорства нас просветил собеседник — сотрудник Октябрьского суда. Например, в суде можно пойти на мировое соглашение, что минимизирует убытки. А можно настоять на проведении дополнительной экспертизы и через неё попробовать снизить сумму ущерба. Или, как ещё один вариант, страховые компании не безосновательно рассчитывают, что клиенты, зная о том, как долго рассматриваются дела (прибавьте сюда и возможные обжалования), либо вообще не станут связываться, либо сойдут с дистанции.
Кстати, из клиентов того же «Росгосстраха» отваживаются судиться порядка 2% клиентов из всей базы. Такое количество недовольных до разорения не доведёт. А на фоне общего числа клиентов потеря нескольких никакого урона компании не нанесёт. Одни ушли, другие пришли — баланс сохраняется.
P.S
Но похоже, страховой вольнице приходит конец. Налицо тенденция к увеличению числа обращающихся в суд клиентов - люди научились считать свои деньги. Причём это касается всех страховых компаний, действующих в Архангельске. И если этот факт страховые компании вскорости не примут во внимание и не пересмотрят свою политику относительно выплат ущерба, то вполне могут повторить судьбу компании «Ростра». Напомним, 23 декабря 2011 года Федеральная служба по финансовым рынкам отозвала у неё лицензию. Официальная причина - превышение максимально допустимого количества жалоб по исполнению заключённых договоров.
Вся пресса за 29 февраля 2012 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Выплаты, Автострахование, Суды и расследования
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
9 апреля 2025 г.

|
|
РБК.Приморье, 9 апреля 2025 г.
В Приморье стали чаще оформлять ОСАГО и реже - каско

|
|
Российская газета, 9 апреля 2025 г.
Ищи ветра в полисе

|
|
Коммерсантъ, приложение, 9 апреля 2025 г.
Дому ищут безопасность

|
|
Бел.Ru, Белгород, 9 апреля 2025 г.
«Военных действий не велось»: что решил суд по делу об обстреле белгородского завода?

|
|
Правда УРФО, Екатеринбург, 9 апреля 2025 г.
«Тюменский НПЗ» идет на мировую со страховщиками по иску на 113,8 миллиона евро

|
8 апреля 2025 г.

|
|
Российская газета онлайн, 8 апреля 2025 г.
Порвут на запчасти

|
|
Business FM Санкт-Петербург, 8 апреля 2025 г.
Совершавших подставные ДТП две группы мошенников поймали в Петербурге

|
|
УралБизнесКонсалтинг, Екатеринбург, 8 апреля 2025 г.
Российские страховые компании отмечают рост числа угонов авто

|
|
47news.ru, 8 апреля 2025 г.
«Лицом вниз, руки на голову!». 30 обысков прошло у автоподставщиков по следам 20 ДТП с Porsche и BMW

|
|
CNews.ru, 8 апреля 2025 г.
Более половины страховых случаев в страховании грузов были урегулированы с помощью цифрового страхования

|
|
РБК (RBC.ru), 8 апреля 2025 г.
Эксперты оценили идею ввести аналог ОСАГО для беспилотников

|
|
Финмаркет, 8 апреля 2025 г.
Банк России предлагает страховщикам найти решение для ускорения урегулирования по массовым убыткам

|
|
За рулем, 8 апреля 2025 г.
В России зафиксирован всплеск угонов машин: в чем причина?

|
|
Авторамблер, 8 апреля 2025 г.
Правительство не поддержало увеличение лимита выплат по ОСАГО

|
|
Известно.ру, Иваново, 8 апреля 2025 г.
Банк России: сумма страховых выплат жителям Ивановской области составила 7,4 млрд рублей

|
|
Форпост Северо-Запад, Санкт-Петербург, 8 апреля 2025 г.
В Петербурге задержали 26 человек по делу о хищении страховых выплат

|
|
Петербургский дневник, 8 апреля 2025 г.
В Петербурге прошли массовые задержания по делу о мошенничестве в сфере страхования

|
 Остальные материалы за 8 апреля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|