Однако,
20 марта 2012 г.
Место под солнцем
1005 просмотров
Грядущие законодательные изменения на рынке страхования путешествующих могут в корне изменить расстановку сил на рынке. Отныне диктовать свои условия будут страховые компании. Но туристам эта «перемена мест слагаемых» вряд ли пойдет на пользу.
В начале марта Министерство финансов подготовило законопроект, который, в частности, подразумевает внесение поправок в закон «Об основах туристской деятельности в РФ». Одно из ключевых требований законопроекта: медицинские и медикотранспортные расходы туристов должны быть застрахованы вне зависимости от того, требуется ли подобная страховка страной пребывания. Минимальная сумма страхового покрытия, по предложению Минфина, должна составлять 1 млн рублей.
Сегодня медицинская страховка на сумму 30 тыс. евро (около 1,16 млн рублей) на время турпоездки обязательна, например, в странах Шенгена без нее туристу не выдадут визу. На так называемых массовых направлениях (Турция, Египет) подобных обязательных условий нет. Оформление медстраховки для поездки в эти страны осуществляется, как правило, по инициативе туроператоров. Однако стандартная сумма страхового покрытия на направлениях — 15 тыс. долларов (порядка 450 тыс. рублей) — более чем в два раза ниже предлагаемого Минфином минимального порога.
Вопрос в том, скажется ли увеличение суммы страхового покрытия на уровне предоставляемых услуг? Ведь именно ради блага туристов эта реформа и затевается.
Все включено?
Минувший год был удачным для рынка выездного туризма, если судить по возросшему числу наших сограждан, отдохнувших в 2011 году за пределами России. По предварительным данным Росстата (по сравнению с 2010 годом), за рубеж выехало на 15% больше россиян, а общее число практически достигло 14,5 млн человек. Аналитики туристического рынка подчеркивают, что таких завидных показателей туроператорам удалось достичь в первую очередь за счет значительного удешевления предлагаемых туров. Как отмечают в Ассоциации туроператоров России, рост рынка в денежном выражении существенно уступал увеличению численности туристов. Свыше 40% туров продавались ниже их себестоимости и лишь 15% приносили компаниям прибыль. Политика демпинга доставила немало проблем операторам (достаточно вспомнить фактическое банкротство «Ланта-Тур»). Но одновременно она влияет и на страховой рынок.
Как уже отмечалось, на массовых направлениях медицинская страховка — дело добровольное. Правда, при этом туристу не удастся отказаться от полиса — он входит в полную стоимость тура. Цена такой страховки составляет порядка 0,6—1 долл. в день на человека. В прошлом году в пятерку стран-лидеров, которых посетило наибольшее число наших соотечественников, вошло сразу четыре государства, законодательство которых не обязывает путешественников обладать страховой защитой. Это Турция, Китай, Египет и Таиланд, на которых в совокупности пришлось свыше 6,4 млн поездок, или более 44% от общего числа. Именно на этих направлениях операторы демпингуют сильнее всего, в том числе экономя на страховых полисах, суммы покрытия которых не всегда хватает при наступлении страховых случаев. «Как правило, на массовые направления в страны, где для получения визы отсутствуют требования к объему страхового покрытия по медицинскому страхованию, туроператоры предлагали услуги с минимальным набором рисков. Такой суммы в 15 тыс. долларов при тяжелых случаях не хватало для оплаты медицинских расходов в клинике и отправки туриста на родину. Например, если пострадавший подключен к системам жизнеобеспечения, стоимость его пребывания в клинике в среднем составляет примерно 1500 долларов в день. Репатриация на носилках с медицинским сопровождением — от 6 до 18 тыс. долларов в зависимости от места проживания в РФ, стоимость санитарной авиации — минимум 30 тыс. долларов», — комментирует Светлана Шваб, директор департамента страхования путешественников страховой компании «Альянс» (товарный знак — РОСНО).
До поры до времени позиция туроператоров не слишком интересовала страховщиков. По сути, они просто не видели выгоды что-то менять. Ведь для страховых компаний розничные клиенты, самостоятельно приобретающие медстраховку для выезда за рубеж, не являются целевой аудиторией — на прямые продажи таких полисов приходится не более 3—7% в общем объеме продаж. Можно утверждать, что страховщики не заинтересованы в том, чтобы число «самостоятельных» клиентов росло. По данным самих страховых компаний, на страхование путешествующих приходится до 20% всех заключаемых договоров, однако в денежном выражении такие полисы составляют не более 1—2% общего портфеля. Проще говоря, много возни при минимальной отдаче. Поэтому предпочтение отдается оптовым клиентам — тем самым туроператорам.
Размер имеет значение
Турфирмы активно пользуются своим привилегированным положением. По оценкам Владимира Новикова, председателя правления Гильдии актуариев, комиссия, которую страховые компании платят своим партнерам, достигает 40—50% от стоимости полиса. «Рынок давно освоен и поделен. Численность туристов, выезжающих за рубеж, все последние годы меняется незначительно. Даже прошлогодний прирост компенсируется перераспределением в сторону массовых направлений, на которых сумма страхового покрытия и, соответственно, стоимость самого страхового полиса минимальна», — объясняет Владимир Новиков. В то же время, по оценкам эксперта, компании — лидеры рынка страхования путешествующих не остаются внакладе. Для портфеля в десятки или сотни тысяч застрахованных туристов убытки страховщиков составляют около 40%. Учитывая размер комиссии туроператорам, прибыль крупных страховщиков на этом рынке достигает 20%.
Сложно поспорить с тем, что последнее предложение Минфина сделано в интересах страховых компаний, хотя вряд ли бизнесмены использовали для его продавливания все свои лоббистские возможности. «Этот сегмент рынка слишком мал (по различным оценкам он не превышает 2 млрд рублей в год. — Прим. «Однако») для того, чтобы настолько заинтересовать страховщиков. Мне кажется, что это просто громкая инициатива Минфина в ответ на громкие же происшествия с российскими туристами за границей», — считает Владимир Новиков. Однако можно не сомневаться в том, что свои выгоды от реализации этих предложений страховщики давно оценили и поспешат ими воспользоваться.
Вероятно, страховщики просто целенаправленно подталкивали чиновников к подобному решению. На скорый успех они не рассчитывали, но их позиция нашла понимание. Сами страховщики с трудом скрывают радость по поводу появления новой инициативы Минфина. По крайней мере, непосредственные игроки рынка весьма оптимистично восприняли возможность появления подобного проекта. «Мы полностью поддерживаем инициативу Минфина, так как гарантированная медицинская защита наших туристов за рубежом — это один из вопросов, требующих решения на законодательном уровне. Мы достаточно часто сталкиваемся с тем, что туристы, выезжающие за рубеж, имеют недостаточное страховое покрытие при возникновении страхового события. Только за прошлый год мы наблюдали несколько показательных примеров, когда люди оказывались в очень сложных ситуациях, именно из-за недостаточного страхового покрытия», — комментирует Андрей Рыжаков, заместитель генерального директора по медицинскому страхованию компании «АльфаСтрахование».
Кроме того, некоторые компании уже начали «отцеплять» лишних партнеров. Например, компания РОСНО начиная с 2009 года диверсифицирует портфель и сокращает число туроператоров, работающих на наиболее популярных среди россиян направлениях. В первую очередь это касалось самого массового направления — Турции. В прошлом году количество застрахованных в РОСНО по полисам выезжающих за рубеж составило 1 770 744 человека, в то время как в 2010 году — 1 991 442 человека (а в 2009 году — 2 414 513). Причиной изменившегося подхода в компании прямо назвали сильный демпинг операторов по стоимости турпакета и как следствие — «требование неадекватно минимальных тарифов и минимальных покрытий по страхованию медицинских и медикотранспортных расходов туристов и нежелание их повысить».
Тут-то и подоспел законопроект, подготовленный Минфином, который может в корне изменить ситуацию на рынке. Показательно, что проект, предложенный министерством, направлен именно и исключительно на туроператоров, предлагающих свои услуги путешествующим. «Данная инициатива не предполагает введения обязательного медицинского страхования, а лишь дает возможность дополнительной защиты туриста», — отмечает Светлана Шваб. То есть если российский гражданин не приобретает тур, а отправляется на отдых самостоятельно (а таковых туристов в нашей стране становится все больше), он не обязан оплачивать медстраховку, если принимающая страна этого не требует. Но компания не сможет отправить туриста в поездку, не снабдив его медицинским полисом.
С ног на голову
Если норма об обязательном медицинском страховании туристов появится на законодательном уровне, операторы лишатся возможности диктовать страховщикам свои условия, поскольку отсутствие полиса в предлагаемом турпакете будет прямым нарушением закона. Тогда нас неизбежно ожидает подорожание страховки. В первую очередь это связано с увеличением минимального страхового покрытия, хотя эксперты и не ожидают резкого роста цен. «Несмотря на то что сумму страхового возмещения планируется увеличить более чем в два раза, я не ожидаю, что цена полиса вырастет аналогичным образом. Повышение составит 30— 40%», — обнадеживает Владимир Новиков. Но нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что страховщики, получившие возможность диктовать свои условия, решат изменить базовый пакет услуг, включенных в полис. Здесь сдерживающим фактором может служить только конкуренция.
Поэтому основной вопрос, который предстоит решить страховщикам в случае реализации предложения Минфина, заключается вовсе не в том, каким образом им придется перестраивать взаимоотношения с партнерами-операторами. Гораздо более важной для рынка представляется возможная проблема демпинга со стороны небольших страховых компаний. Раз они лишатся возможности диктовать свои условия крупным турфирмам, наверняка найдутся страховщики, готовые на перестраивающемся рынке предложить более выгодные условия. Механизмы давно отработаны. Например, это могут быть страховые полисы с франшизой (определенной суммой, ниже которой страховая компания не будет оплачивать лечение при наступлении страхового случая) или мелкий шрифт в договорах, снимающий со страховых компаний ответственность по выплатам в большинстве случаев. «Если компании-лидеры изберут по отношению к туроператорам жесткую ценовую политику, немедленно проявятся компании второго эшелона с привлекательными ценовыми предложениями. Но стоит помнить, что не все полисы «одинаково полезны» — в этом случае и без того низкое качество продукта еще больше ухудшится. Сегодняшний первый эшелон страховых компаний обладает отлаженным механизмом взаимодействия с зарубежными партнерами — медицинскими клиниками или ассистанскими компаниями, которых может просто не быть у конкурентов. Отсюда — возможность массовых, чисто технических, сбоев, проблем нормального взаимодействия всей цепочки вовлеченных в процесс лиц», — предупреждает Владимир Новиков. Для решения этих гипотетических проблем эксперты предлагают простое решение: законодательно прописать ответственность страховых компаний — что и в каком объеме гарантируется владельцу полиса. То есть ввести некий эталонный базовый набор услуг (с подробным их перечислением), покрываемых договором медицинского страхования туриста. Иначе спасать туристов опять придется государству.
Дмитрий БЖЕЗИНСКИЙ
Вся пресса за 20 марта 2012 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Тенденции, Страхование выезжающих за рубеж, Страхование ответственности
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|