Деловой Петербург,
26 марта 2012 г.
Потяжелел груз ответственности 819 просмотров
ВАС РФ решил, что перевозчик должен возместить грузовладельцу убытки, даже если в утрате товара транспортная компания не виновата.
До сих пор в случае утраты груза из-за угона автомобиля или непредвиденного возгорания фуры перевозчикам удавалось доказывать, что они не виноваты, а значит, не должны компенсировать убытки грузовладельца. Однако 20 марта Высший арбитражный суд России (ВАС) возложил на них ответственность даже в тех случаях, когда в их действиях нет никакой вины.
Поводом для такого решения стало дело о гибели канцелярских товаров по пути в розничную сеть «Ашан». С автомобилем перевозчика, ООО «ЭКС Карготранссервис», произошла фантастическая авария: кусок лопнувшей покрышки пробил топливопровод фуры, вытекающий бензин воспламенился и уничтожил автомобиль с грузом. Ссылаясь на форс-мажорные обстоятельства, транспортная компания не только отказалась возмещать ущерб, причиненный владельцу сгоревшего товара, но и, более того, потребовала с грузовладельца полностью оплатить несостоявшуюся перевозку. В доказательство невиновности перевозчик заявил, что использовал технически исправный автомобиль, надежность шины не вызывала сомнений, а утрата груза произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предвидеть и предупредить.
Без ВАС не разобраться
Три инстанции арбитражного суда полностью согласились с такими доводами. Однако ВАС счел их решения ошибочными, придя к выводу, что в данном случае профессиональный перевозчик должен отвечать независимо от стечения обстоятельств. Кроме того, пожар, по мнению ВАС, не относится к форс-мажору. «Возгорание транспортного средства, возникшее при перевозке груза, не может относиться к обстоятельствам непреодолимой силы, поскольку не отвечает признакам чрезвычайности и объективной непредотвратимости, невозможности устранения последствий», - говорится в мотивировочной части постановления ВАС.
Удивительное рядом
«Правовой конфликт между экспедитором и перевозчиком по возмещению убытка в связи с утратой груза - очень сложный процесс», - признает юрисконсульт представительства Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) по Северо-Западу Константин Исаков. Стороны всегда по-разному трактуют происшедшее.
Но в данном случае в АСМАП удивлены позицией ВАС. Константин Исаков уверен, что невозможно предугадать, когда лопнет покрышка и к каким именно последствиям это событие может привести. Поэтому такие случаи можно отнести к обстоятельствам непреодолимой силы. В мотивировочном постановлении судьи указывают, что перевозчик может избежать негативных финансовых последствий, застраховав гражданско-правовую ответственность перед клиентом.
«В данной ситуации перевозчику бессмысленно страховать ответственность – она наступает только при наличии его вины, иначе страховщик не будет платить», - поясняет директор по маркетингу ЗАО «АСК-Петербург» Татьяна Долинина.
Не ограждает страхование ответственности перевозчика и в случае угона автомобиля с товаром, а такие инциденты на российских дорогах происходят регулярно. «Только страхование груза гарантирует выплату вне зависимости от причин его утраты», - объясняет Татьяна Долинина.
Некоторые грузовладельцы страхуют свой товар, не полагаясь на сознательность перевозчика. «Мы страхуем все грузы, как для собственных нужд, так и сторонних заказчиков», - сообщили в «Евросети». Однако принятое ВАС решение может привести к тому, что вместо грузовладельцев за страховку придется платить транспортным компаниям.
Впрочем, вице-президент компании «Сотранс» Марк Брановский убежден, что перевозчик в любом случае должен отвечать за груз. «Не так давно у нас угнали автомобиль с грузом, который не был застрахован, - мы возместили грузовладельцу стоимость товара. Репутация дороже стоит», - поясняет специалист.
Пока неясно, затронут ли выводы ВАС только автомобили или и другие виды транспорта тоже.
Этот вывод можно будет сделать только после публикации мотивировочной части принятого 20 марта постановления, которое появится, скорее всего, ближе к июню.
Справка
Страхование грузов
- Объем грузов, перевезенных в 2011 году автотранспортными компаниями Петербурга и Ленобласти, превысил 22 млн т, что составило 30% от общего грузооборота. - Из общего объема перевозимых грузов страхуется примерно 35-40%. Для сравнения: в Европе страхуется 90% грузов. Причем страхуют свои грузы владельцы, а не перевозчики. - Наибольшим спросом в России пользуются страховки от повреждения или гибели груза в результате ДТП. - Ставки страховых тарифов в РФ - от 0,1 до 0,4% от стоимости груза.
Павел НЕТУПСКИЙ
Вся пресса за 26 марта 2012 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Страхование грузов, Страхование ответственности
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
30 апреля 2025 г.

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 апреля 2025 г.
AM Best отмечает растущие риски для американских страховщиков P&C на фоне роста вторичных опасностей

|
|
Правда ПФО, Нижний Новгород, Чебоксары, Уфа, 30 апреля 2025 г.
БПЛА повредил частный дом в Нижегородской области

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 апреля 2025 г.
KBRA заявляет, что тарифное давление на страховщиков США растет

|
|
НТА Приволжье, Нижний Новгород, 30 апреля 2025 г.
Житель Нижегородской области получит страховку за попадание БпЛА в его дом

|
|
Report.Az, Баку, 30 апреля 2025 г.
ЦБА изучит возможность внедрения «зеленых» страховых продуктов

|
|
Коммерсантъ-Нижний Новгород, 30 апреля 2025 г.
Беспилотник повредил частный дом в Павловском округе

|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 30 апреля 2025 г.
Сенатор Рябухин: расходы Фонда ОМС требуют системной проверки и оптимизации

|
|
МК в Германии, 30 апреля 2025 г.
Здоровье в долг: Германия обсуждает экстренные меры для GKV

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 апреля 2025 г.
«Колоссальные демографические сдвиги» изменят мировой сектор страхования имущества и ответственности

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 апреля 2025 г.
Устойчивый спрос — ключ к долгосрочному росту рынка киберперестрахования

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 апреля 2025 г.
Расширение перестрахования укрепляет кредитную позицию немецких и французских страховщиков

|
|
Российская газета онлайн, 30 апреля 2025 г.
Страховщики оформили более 100 полисов ОСАГО, действующих в России и в Беларуси

|
|
НТВ, 30 апреля 2025 г.
FT: нефтетрейдеры и страховщики изучают возвращение в Россию

|
|
Forbes, 30 апреля 2025 г.
FT узнала о консультациях западного бизнеса с юристами о возвращении в Россию

|
|
МК в Ярославле, 30 апреля 2025 г.
Эксперты рассказали, почему в России процветает мошенничество в страховании

|
|
МК во Владимире, 30 апреля 2025 г.
Евгений Уфимцев: ОСАГО выполняет свою главную задачу, но есть простор для трансформаций

|
|
Коммерсантъ-Нижний Новгород, 30 апреля 2025 г.
«Заходят каратели в виде экспертов»

|
 Остальные материалы за 30 апреля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|