Труд,
27 марта 2012 г.
Пробка без бутылки
820 просмотров
ГИБДД в начале года рапортовала о снижении аварийности на российских дорогах, но это лишь полуправда. Снижается серьезная аварийность – с пострадавшими и погибшими. Вся остальная, при которой страдают лишь «железо» и нервы участников, активно растет. За пять лет, с 2005 по 2010 год, число мелких ДТП в России удвоилось: было 1,7 млн - стало 3,4 млн. Хотя автомобилей на дорогах за тот же срок прибавилось менее чем на треть.
Еще хуже - последствия для дорожного движения. По различным данным, в крупнейших российских городах пропускная способность дорожной сети за ту же пятилетку снизилась в три-восемь раз. В основном из-за пробок. Большинство последних, как известно, возникают из-за ДТП. А одной из основных причин аварий считается катастрофическая перегруженность дорог. Такой вот порочный замкнутый круг.
Разорвать его пробуют не первый год, но ситуация лишь ухудшается. Власть обвиняет ГИБДД - плохо регулирует и медленно реагирует, инспекторы кивают на автомобилистов - нарушают правила, автомобилисты сетуют на плохие дороги - мол, слишком узкие... В это время на соседнем проспекте одна легковушка чуть-чуть царапает другую, обе тормозят, включая «аварийки». И все: широченная магистраль немедленно теряет как минимум две полосы, а на соседних начинается затор, быстро перерастающий в полноценную пробку. Вся эта катавасия надолго или очень надолго: пока приедет ГИБДД, все измерит и всех опросит, нарисует схемы и напишет протоколы. После чего позволит, наконец, освободить проезжую часть. Как подсчитали эксперты, в Москве на это порой уходит свыше четырех часов. Из которых три с половиной – ожидание автоинспекторов. И лишь то, что свыше, - непосредственно на их работу. А ведь таких малых ДТП в обычные сутки в столице случается около 1,2-1,3 тысячи...
Полтора года назад новый столичный мэр Сергей Собянин решил разом покончить с этим безобразием и заявил: «Автоинспекторы должны добираться до места легкой аварии и оформлять ее за полчаса!» В МВД руки развели: разве градоначальник забыл о непроезжих московских пробках? Хотя в тех же самых условиях столичная «скорая помощь» без всяких вертолетов успевает приехать на любой вызов за 25-30 минут - такой у нее лимит! В Европе, наоборот, полицию в таких ситуациях вообще не ждут. Водители достают из «бардачков» бланки оформления ДТП, сами рисуют схемы и обмениваются визитками страховых компаний. После чего разъезжаются восвояси, освобождая дорогу. А дальнейшие хлопоты возлагают на страховщиков. То есть действуют по так называемому европротоколу.
В России он формально тоже действует: уже три года, с марта 2009-го мы имеем право «оформлять документы без участия уполномоченных сотрудников полиции, в случае если в происшествии участвовало два транспортных средства, ответственность обоих водителей застрахована по ОСАГО, вред причинен только имуществу, между участниками ДТП нет разногласий», а нанесенный ущерб не превышает 25 тысяч рублей.
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает, что проблему пробок из-за мелких ДТП на дорогах можно решить быстро, если водители будут готовы в случаях, когда это разрешено правилами, самостоятельно оформлять документы о происшествии.
«Я уже давно предлагаю столичному ГУВД и ГИБДД, чтобы при каждом телефонном обращении о произошедшей аварии сотрудник полиции, принимающий заявку, обязательно говорил: «Если вы согласны в оценке обстоятельств и нарисовали схему ДТП, то вы можете спокойно уехать с места аварии и оформить все здесь, у нас, без всяких проблем; посидите здесь в кабинете, в тепле, в уюте, чаю попьете».
Увы, на практике дозвониться в службу ГИБДД бывает не легче, чем дождаться приезда автоинспектора живьем. И по всей России европротоколом пользуются не более 4-5% участников ДТП. Остальные, теряя время, ждут дорожную полицию - еще и потому, что опасаются отказа страховой компании из-за какой-нибудь погрешности в оформлении документов.
Полгода назад депутат Госдумы Владислав Резник внес было поправку в закон об ОСАГО об увеличении выплат в рамках европротокола до 50 тысяч рублей. И его законопроект даже прошел первое чтение. Но другие депутаты предложили дополнительные поправки, а потом и Минфин подготовил целый пакет изменений. В итоге рассмотрение документа отложили в лучшем случае на май. А куда торопиться? Большие чиновники легко объезжают заторы по встречной полосе. Ну а мы с вами еще успеем настояться в московских и новосибирских, петербургских и казанских многокилометровых пробках.
А ведь таких несложных, но очень полезных «поправок» в существующие нормы и правила организации дорожного движения в мире существует немало. А эффект от них зачастую превышает пользу от строительства многих десятков километров дополнительных автомагистралей. В Тегеране, например, четверть века назад городской мэр издал распоряжение, по которому любой участник ДТП имеет право вызвать на место аварии эвакуатор, который срочно прибудет на место и отвезет поврежденный автомобиль по указанному ему адресу. Причем сделает это совершенно бесплатно - то есть за счет города. Это никакая не благотворительность. В иранской столице, улицы которой по плотности движения очень напоминают московские, считают такие затраты вполне оправданными – за счет снижения числа пробок...
Александр ПРОЦЕНКО
Опрос
Что надо сделать, чтобы мелкие аварии не оборачивались для нас большими проблемами?
Вячеслав Лысаков, первый заместитель председателя комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству:
- Я предлагаю вообще отменить выезд сотрудников ГИБДД на место ДТП, если нет пострадавших. У нас есть так называемый европротокол, по которому владельцы поврежденных в мелких ДТП автомобилей уже сейчас могут инспектора не ждать, если ущерб не превышает 25 тысяч рублей. Сейчас лимит предлагается повысить до 50 тысяч. Но тут в чем проблема - многие автолюбители, и прежде всего женщины, просто не представляют, сколько стоит царапина или вмятина. А вдруг вы не уложитесь в эту сумму - тогда придется взыскивать разницу по суду, страховщики не заплатят больше.
Поэтому второе кардинальное условие - лимит вообще убрать. Если авария произошла и люди не пострадали, то зачем привлекать государство в лице сотрудников ГИБДД в составлении протоколов? Ситуация касается только автомобилиста и страховой компании. Причем первый должен просто набрать номер телефона и известить страховую компанию, дальше ее сотрудники должны все решать. Это все головная боль страховой компании - мы им деньги платим, пусть работают, пусть возьмут на себя эту нагрузку. Обязывать ГИБДД приезжать вовремя, как сейчас пытается сделать прокуратура, вводя лимиты по времени приезда к месту ДТП, - это абсурд. Они же не летают на дельтапланах. Сотрудник пресс-службы ГИБДД, не пожелавший представиться:
- Страховые компании не должны создавать гражданам препятствия в выплатах. Когда люди оформляют без ГАИ, страховщики усматривают какие-то козни, подозревают мошенничество. И начинают людей гонять по всем инстанциям: в суд отправляют, просят справки какие-то собирать, второго участника вызывают и так далее. Соответственно, невиновная сторона получает головную боль, от которой избавляет участие в оформлении протокола с участием сотрудника ГИБДД.
Сергей Канаев, председатель Федерации автовладельцев России, руководитель общественного движения «Автомобильный союз»:
- Во-первых, у нас на сегодняшний день очень много моментов, когда в страховых компаниях людям отказывают в выплате из-за того, что они не дождались инспектора. К тому же в самой ГИБДД задним числом участнику аварии не выдают нужных справок. Во-вторых, сейчас увеличилось количество случаев мошенничества. Например, пострадавший договаривается с другим участником ДТП, а в результате второй возвращается на место, вызывает инспекторов ГИБДД, и водитель, который уехал, попадает под статью о лишении прав управления транспортным средством.
Елена Злыгорева, начальник Управления розничного страхования ОСАО «РЕСО-Гарантия»
- У низкой популярности европротокола при мелких авариях несколько основных причин. Люди не имеют четкого понимания того, как оформлять дорожно-транспортное происшествие и какие документы необходимо предоставлять в страховую компанию при подобном урегулировании. И второе: обычный автовладелец на месте не определит масштаб повреждений и не оценит размер ущерба.
Опрос проводила Ольга СМОЛЬНОВА.
Вся пресса за 27 марта 2012 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Выплаты, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 декабря 2024 г.
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Рекомендации Банка России: как продавать финансовые продукты в дистанционных каналах
|
|
AK&M, 28 декабря 2024 г.
Китайская фармацевтическая компания BGM приобрела ИИ-платформу AIX
|
|
Regnum, 28 декабря 2024 г.
«На абордаж!». Финны открыли охоту за «теневым флотом» в Балтийском море
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон об усилении контроля ФАС за сделками крупных банков и финорганизаций
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Власти РФ снизили до 30% максимальную франшизу при страховании урожая в России
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон, усиливающий контроль за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Приказ от 28.12.2024 г. № ОД-2378
|
|
Газета.Ru, 28 декабря 2024 г.
На Пхукете у россиянки требуют 9 млн рублей на лечение после ДТП, где ей насквозь пробило ногу
|
|
Интерфакс, 28 декабря 2024 г.
Самолет Шарм-эль-Шейх - Москва экстренно сел в Каире из-за болезни пассажира
|
|
МВД Медиа, 28 декабря 2024 г.
Двоих мужчин, инсценировавших кражу иномарки для получения страховки, задержала полиция Красноярска
|
|
ИркутскМедиа, 28 декабря 2024 г.
Родственники погибших в ДТП в Братском районе смогут получить выплаты в 2 млн рублей
|
|
Говорит Москва, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон о дополнительном контроле за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
МК в Калуге, 28 декабря 2024 г.
Калужане сократили расходы на страховки
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 28 декабря 2024 г.
В России начинает действовать обязательное электронное урегулирование убытков по ОСАГО
|
|
Радио Sputnik, 28 декабря 2024 г.
Страховщик рассказал о том, что такое долевое страхование жизни
|
|
Report.Az, Баку, 28 декабря 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 11 месяцев
|
|
Финмаркет, 28 декабря 2024 г.
«Финам» открыл торговую идею: покупать акции «Ренессанс страхование» с целью 140 руб
|
 Остальные материалы за 28 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|