Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Барьер-2024. Противодействие страховому мошенничеству – успехи и достижения, проблемы и вызовы Все об агростраховании
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Барьер-2024. Противодействие страховому мошенничеству – успехи и достижения, проблемы и вызовы


Top.Mail.Ru

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств.
Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью "Рассылки" или "Статистики разделов" на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь "Расширенным поиском". Возможна также подборка по теме.
Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.


   В этот день 10 лет назад  |  все материалы раздела »

  Клерк.Ру, 18 сентября 2014 г.

Банк России выдал 417 различных предписаний страховщикам

С момента создания службы по защите прав потребителей Банк России получил свыше 12 тысяч жалоб на страховые компании. Значительная часть жалоб связана с нарушениями при продаже полисов ОСАГО. По итогам рассмотрения [...]



  Найтиглавное, по изданию,  по теме, за  период   Получать: на e-mail, на свой сайт
  Рейтинги популярности


страхование сегодняПрибыльность "автогражданки" для страховых компаний неуклонно снижается и уже в будущем году может стать отрицательной. "Эксперт" попытался проанализировать причины такой тенденции.


Эксперт, 18 октября 2004 г.

ОСАГО со знаком минус
1441 просмотр

Рентабельность ОСАГО для страховых компаний неуклонно снижается и уже в будущем году может стать отрицательной. Решение проблемы - не столько в повышении тарифов, сколько в информационной координации страховых компаний

В июле аналитики рынка страхования исследовали результаты годичной работы программы обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Основная тенденция - рост выплат по страховым случаям, темпы которого существенно опережали прирост полученной премии. На 1 июля 2004 года доля выплат составила 60% от уровня резервов компаний по этому виду риска (данные "Русского полиса"). Прошло три месяца. Ожидаемой стабилизации на этом рынке не случилось - выплаты продолжают быстро расти, достигнув 90% от уровня резервов страховых компаний (эта цифра - результат усреднения данных, предоставленных нам десятью крупнейшими страховщиками).
Попытаемся разобраться, почему так происходит. Только ли в том дело, что тарифы ОСАГО оказываются заниженными?
 
Мошенники наступают
Серьезная проблема рынка ОСАГО - неуклонный рост случаев мошенничества. По оценкам разных страховых компаний, количество окончательных отказов страховщиков в выплате именно по этому поводу колеблется от 0,1 до 10% от всех страховых случаев.
Издержки, которые несут страховые компании от мошенников, конечно же, можно уменьшить. Однако эту болезнь в одиночку не вылечишь - требуется информационная координация между компаниями. А ее пока нет.
Мелкие компании боятся обмена баз данных клиентов, поскольку, по их мнению, обмен такой информацией даст большим компаниям козырь в борьбе за их клиентов и, в конечном итоге, зеленый свет враждебным поглощениям. С другой стороны, крупные компании тоже не заинтересованы делиться информацией о клиентах со своими более мелкими конкурентами.
Прибыльность бизнеса в ОСАГО снижает неработоспособность системы "бонус-малус", то есть системы поощрений и штрафов, зависящих от того, насколько часто застрахованный попадает в ДТП. Чтобы не платить штраф-малус, страхователи просто переходят к другому старховщику после аварии. Расходы же страховщиков растут, поскольку бонусы аккуратным водителям не покрываются малусами аварийщиков. Спасти ситуацию могла бы единая информационная база. В Российском союзе автостраховщиков (РСА) "Эксперту" заявили, что база данных по истории страхователей уже ведется и к концу 2004 года начнет работать в полную силу. "Дело в том, - разъяснил начальник методологического управления РСА Владимир Козлов, - что в случае перехода страхователя из одной страховой компании в другую он должен представить в новую компанию справку, выданную предыдущей, со своей страховой историей. Если же он заявляет, что справки у него нет, мотивируя это тем, что он на своей машине просто не ездил, то компания вправе проверить информацию о нем по имеющейся у РСА базе данных. И если обман обнаружится уже после заключения договора, то компания за представление страхователем ложных сведений вправе либо расторгнуть договор без возвращения премиальных, либо в случае продления договора потребовать от него штраф, в полтора раза превышающий рассчитанные для него премиальные".
Но, по мнению руководителя департамента страхования транспортных средств Страхового дома ВСК Владимира Антипова, могут возникнуть ситуации, когда страховые компании сами сыграют на руку страхователю, пытаясь таким образом создать нездоровую конкуренцию. Впрочем, как утверждает Владимир Козлов, такие случаи РСА в силах отследить и пресечь. Сначала предупреждением в адрес такой компании, затем штрафом, наконец, изгнанием из Союза автостраховщиков, что, по сути, лишает компанию права заниматься ОСАГО.
С переходом страхователей из компании в компанию связана и еще одна проблема - выплаты пострадавшим. Ведь они получают выплаты за ущерб не в той компании, в которой застраховались, а в той, где застрахован виновник ДТП. По словам начальника управления перспективных проектов СГ "Спасские ворота" Юрия Прищепных, зачастую люди, незнакомые с условиями работы чужой им страховой компании, начинают с порога требовать компенсаций. Этих проблем можно было бы избежать, если бы между российским страховыми компаниями действовала оправдавшая себя на Западе система взаимозачетов. Ведь работают же эти принципы (в некоторых случаях) на рынке страхования по системе каско: страховая компания виновного покрывает затраты страховой компании пострадавшего, застраховавшегося по каско, на восстановление машины и здоровья.
Есть и другая точка зрения. Вице-президент страховой группы "Росгосстрах" Игорь Игнатьев считает, что именно благодаря отсутствию системы взаимозачетов, отличающей застывший европейский рынок, в России рынок страхования получил существенный толчок к развитию после вступления в действие ОСАГО. Благодаря отсутствию такой практики прирост числа страхователей в "Росгосстрахе" за счет других компаний уже в этом году составил 25%. "Рынок ОСАГО доступен только для развитых и диверсифицированных компаний, - утверждает Игнатьев, - которые могут своим сервисом привлечь клиента. Именно сервис - ключевой инструмент в борьбе за клиента. И если компания не может обслужить пока чужого клиента как своего, то она рано или поздно может потерять и своего".
 
Погоня за зайцами
Еще одна причина потенциальной убыточности для страховых компаний ОСАГО - незаполненность рынка. Однако оценки охваченности программой ОСАГО автовладельцев разнятся. Юрий Прищепных говорит о 60%, замгендиректора Игорь Иванов - о 80%, а Игорь Игнатьев из "Росгосстраха" и Владимир Козлов из РСА - о 91%.
По данным РСА, на текущий момент в России зарегистрировано 35 млн автомобилей. При этом за последний год техосмотр прошло лишь 27 млн (77% от всех зарегистрированных). Полисов ОСАГО продано 25,2 млн штук. Если считать, что водят машину только те, кто прошел техосмотр, то охват аудитории составляет более 93%.
Но есть ли автовладельцы, не проходящие техосмотр, но при этом ездящие на своих машинах? Есть. Это, например, торговцы продуктовых рынков, подвозящие товар на "неосмотренных" легковушках. Есть и те, кто ездит на своей машине раз в три года по большим праздникам, или из села до ближайшего полустанка, или гоняет по окрестным дворам - таким ни техосмотр, ни страховка не нужны. Возникает вопрос: каким образом заставить 10-40% оставшихся неохваченными автовладельцев купить полис ОСАГО? Ведь они не только снижают рентабельность бизнеса страховщиков, но и, как, впрочем, и все остальные, могут нанести вред - и чужой машине, и чужому здоровью.
Видимо, эта проблема решается только путем ужесточения закона. Например, в Италии закон обязует покупать полис ОСАГО вне зависимости от того, ездит автовладелец на своей машине или нет. В Германии за отсутствие страхового полиса ОСАГО водитель может угодить в тюрьму. В Ирландии при отсутствии на лобовом стекле стикера, подтверждающего наличие полиса, машина блокируется и помещается на штрафную автостоянку. При наличии полиса водитель должен только заплатить штраф (за транспортировку и простой машины на платной стоянке), а при его отсутствии машина продается с молотка.
Впрочем, есть определенные сомнения в том, что ужесточение закона у нас приведет к нужной цели. Ведь не секрет, что стражи порядка частенько попустительствуют нарушениям в корыстных целях. Для того чтобы новые нормы оказались эффективными, необходимо, чтобы они со своей стороны стремились к этому. Пока же взаимодействие милиции со страховыми компаниями отражается только на удлинении процедуры оформления документов. В итоге срок получения денежных средств растягивается на месяц и более.
В законе заложен перекос в сторону выплат по потере жизни и здоровья. Пока обращения в страховые компании по этому поводу составляют меньше 10% от всех остальных обращений по выплатам ОСАГО. Хотя, как считает Игорь Иванов, рано подводить итоги - в таких случаях типична отсрочка обращений в компанию, и эта отсрочка может достигать пяти лет, поскольку срока давности факты потери жизни и здоровья не имеют.
 
К вопросу о повышении тарифов
Страховые компании все же могут задуматься о пересмотре тарифов ОСАГО. Правда, пока здесь согласованной позиции у страховщиков нет. Как уже говорилось, рентабельность ОСАГО неуклонно падает. И уже в следующем году может стать отрицательной. Например, Юрий Прищепных считает, что, если выплаты превысят размеры резервного фонда, возникнет острая необходимость в повышении тарифов. Если же депутаты не примут во внимание позицию страховщиков, то "страховать начнут на том этаже, куда лифт ходить не будет", то есть заниматься ОСАГО будет некому. Начальник управления по автострахованию дирекции розничного страхования страховой компании "Россия" Сергей Сидоров уверен, что даже и из этой ситуации найдется выход. ОСАГО будет привлекать внимание клиентов к новым страховым продуктам, прибыль по которым может перекрыть убытки от ОСАГО. По мнению Игоря Игнатьева, выжить на этом рынке смогут только крупные компании - ведь именно они больше остальных вкладывались в инфраструктуру и сервис.
Неоднозначна и позиция страхователей в вопросе повышения тарифов. С точки зрения автовладельца, ОСАГО - не панацея от всех бед. Средств, полученных по этой программе, не всегда хватает на то, чтобы полностью отремонтировать машину (особенно в Москве), так как расчет выплат делается с учетом износа автомобиля и по общероссийским усредненным ценам. Именно поэтому среди страхователей стала стремительно расти доля покупателей полиса каско. Ведь если пострадавший застрахован по каско, то ему не только ущерб возместят полностью, но и освободят от нужды ожидания судебных решений. Неудивительно, что, по данным компании ВСК, количество пользователей каско с момента введения ОСАГО увеличилось на 27%, по данным компании МАКС - на 30%, а по данным страховой компании "Россия" - вообще на 300%.
Это данные показывают, насколько введение ОСАГО содействовало росту страховой культуры россиян, то есть увеличению потока информации о страховом рынке вообще и об автостраховании в частности.
Бурное развитие ОСАГО в Европе и США началось в 50-60-е годы XX века, во время послевоенного автомобильного бума. За долгие годы его существования страны Старого и Нового Света приучили своих граждан к прагматичному подходу при расчете рисков. У нас же закон об ОСАГО был принят с рядом льготных оговорок. Соответствующие тарифные статьи для пожилых, ветеранов и прочих малоимущих граждан были сделаны с расчетом, что их риски покроют владельцы дорогих автомобилей, так как они более обеспечены. Хотя, по рациональным соображениям, с пожилым человеком на старой машине в дороге может произойти авария с гораздо большей долей вероятности, нежели со зрелым адекватным трезвым мужчиной на дорогом новом автомобиле. Но страховщики склонны рассматривать такое перераспределение тарифной сетки как дань традиции и не склонны стремиться к пересмотру сложившейся ситуации.
Остается добавить, что опыт западноевропейского автострахования свидетельствует о том, что делать окончательные выводы о степени рентабельности или убыточности ОСАГО для страховщиков можно лишь по прошествии трех лет работы программы.
 
Борис ДЕРЕВЯГИН


  Вся пресса за 18 октября 2004 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
 
Архив прессы
П В С Ч П С В
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Текущая пресса

18 сентября 2024 г.

cbr.ru, 18 сентября 2024 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка

Реальное время, Казань, 18 сентября 2024 г.
Жительницу Казани осудят за хищение денег у Территориального фонда медицинского страхования

Интерфакс, 18 сентября 2024 г.
Минфин начал обсуждать с участниками рынка создание механизмов перестрахования в БРИКС

ПРАЙМ, 18 сентября 2024 г.
В ГД одобрили оплату акций и долей банков и НПФ в иностранных валютах

ТАСС, 18 сентября 2024 г.
Комитет ГД одобрил право ЦБ определять валюты для оплаты уставного капитала банков

ТАСС, 18 сентября 2024 г.
В Минфине заявили о больших перспективах общего страхового рынка стран БРИКС

ТАСС, 18 сентября 2024 г.
Страховщики не станут операторами ПДС без глобальных изменений в законодательстве

Финмаркет, 18 сентября 2024 г.
Минфин предложил страховщикам ориентир в 250 млрд руб. сборов по новой линии бизнеса ДСЖ в 2025 году

РИА Новости, 18 сентября 2024 г.
В России застраховано только 5-7% жилья, пострадавшего в результате ЧС

Комсомольская правда-Пермь, 18 сентября 2024 г.
В Перми стоимость оформления полиса ОСАГО снизят на 6%

atorus.ru, 18 сентября 2024 г.
Российским туристам этим летом дороже всего обходились травмы и болезни в Таиланде и Венесуэле

Sputnik Казахстан, 18 сентября 2024 г.
Фонды обязательного медицинского страхования Казахстана и России установили партнерство

kapital.uz, Ташкент, 18 сентября 2024 г.
Страховой сектор Узбекистана сокращается, но укрепляет позиции

Российская газета онлайн, 18 сентября 2024 г.
Минфин назвал правильной идеей сделать страховые компании операторами ПДС

Деловой квартал-Новосибирск, 18 сентября 2024 г.
Банк России предложил снизить территориальный коэффициент по ОСАГО для Новосибирска

5 колесо, 18 сентября 2024 г.
Почему водительские ассистенты – это зло: результаты исследований

CNews.ru, 18 сентября 2024 г.
«СберСтрахование» начала урегулировать страховые случаи по ОСАГО для юрлиц онлайн


  Остальные материалы за 18 сентября 2024 г.

  Самое главное
  Найти : по изданию , по теме , за период
  Получать: на e-mail, на свой сайт