Финанс.,
28 апреля 2003 г.
Застрахованная ноша не тянет 566 просмотров
Развитие торговых отношений между Россией и западными странами положительно сказывается на страховом рынке РФ. Все больше отечественных грузовладельцев предпочитают страховать свой товар. Страховщики прогнозируют, что в ближайшие два года существенно увеличатся сборы по страхованию грузов.
В последние годы Россия наращивает объемы экспортно-импортных перевозок. По словам заместителя министра путей сообщения РФ Хасяна Забирова, в первом квартале 2003 года только по железной дороге перевезено более 270 млн тонн грузов. По сравнению с 2002 годом заметно увеличились объемы грузоперевозок автотранспортом и через отечественные порты. В Минтрансе надеются на дальнейший рост перевалки товаров через территорию РФ.
На Западе одним из основных пунктов договора по отправке товара даже в черте города является наличие страховки. В России же подобная практика только начинает распространяться. Поэтому нередки случаи, когда товары везут из Москвы за тысячи километров вглубь страны без каких-либо гарантий сохранности. А выход прост — приобрести страховку.
Что страхуем?
С развитием торговли между городами и странами перед грузовладельцами встал вопрос, как обезопасить себя на случай полной или частичной потери груза. Во время перевозки товар «подстерегает» множество опасностей: стихийные бедствия, крушения транспорта, кражи, порча груза или его товарного вида и т.д., особенно, на международных маршрутах.
Сегодня застраховать можно практически все и от всего, тем более грузы. Это могут быть деньги, драгоценности, окорочка, нефть, газ — все, что только можно транспортировать автомобильным, железнодорожным, авиационным, водным транспортом или по трубопроводам. Главное, чтобы имущественные интересы грузовладельца не противоречили действующему законодательству, а у страховщика было достаточно информации для расчета страхового тарифа.
Российские страховые компании, как правило, предлагают грузовладельцам три стандартных страховых покрытия: «с ответственностью за все риски», «с ответственностью за частную аварию», «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения». Некоторые страховщики продают страховки только «с ответственностью за хранение» товара. При этом груз можно застраховать как на одну перевозку, так и на несколько. Однако в России даже эти страховки не всегда спасают владельцев груза от убытков.
Где сложно, там и рвется
Грузоперевозки — достаточно сложный процесс. Особенно когда товары приходится перевозить на разных видах транспорта (автомобилем, поездом, кораблем и снова автомобилем) и привлекать к этому несколько транспортных компаний. Имущество постоянно перегружают, складируют в местах временного хранения и т.д. На каждом этапе груз подстерегают опасности не только в виде пожара, взрыва, вандалов или забастовки портовых рабочих, но также из-за ошибки грузоперевозчиков или таможенных работников. Контроль за движением товара осуществляют специальные экспедиторские компании. Они выполняют функции связующего звена между отправителем груза, его получателем и перевозчиками. Но им не всегда удается обезопасить перевозки. Более того, они также допускают ошибки. Единственный выход — застраховать ответственность всех участников грузоперевозки и каждый ее этап. К такой практике пришли на Западе.
В России же ответственность грузоперевозчиков и экспедиторов страхуется намного реже, чем в Европе, не говоря уже о том, что в нашей стране до сих пор не действует обязательное страхование автогражданской ответственности. Но, по словам страховщиков, ежегодно спрос на страхование грузов растет. «Рынок перевозок в России становится все более цивилизованным», — считает директор департамента имущественного страхования СК «РК-Гарант» Леонид Михалин. Ответственности грузоперевозчиков и экспедиторов можно сегодня застраховать за $35 при порейсовом страховании.
Стандартные программы страхования грузов:
«С ответственностью за все риски»: при повреждениях или полной гибели груза или его части страховая компания возмещает соответствующие убытки грузовладельцу.
«С ограниченной ответственностью»: компенсация за ущерб, причиненный грузу, выплачивается только в определенных случаях (при пожаре, взрыве, стихийных бедствиях, падении летательных объектов и т.д.).
«Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения»: страховым случаем считается повреждение или гибель транспортного средства (в результате ДТП, стихийного бедствия, взрыва и т.д.), если при этом пострадал груз.
Связи решают все
«По сравнению с автострахованием страхование грузов менее рисковый вид», — заявил журналу «Финанс.» начальник имущественного страхования московского филиала СК «Сибирь» Максим Миронов. Однако в отличие от «авто» или «имущества» расчет страхового тарифа зависит от очень многих факторов: дальности и вида перевозки, количества перегрузок, мест стоянок, наличия у перевозчика страховки и т.д. Важно, есть ли у водителя опыт подобных перевозок и как долго работает страховщик с транспортно компанией. Стоимость страховки во многом зависит от наличия охраны или специального сопровождения. Но даже эти данные не позволят рассчитать окончательный размер тарифа — в каждом конкретном случае он будет разный. Заметно снизить стоимость полиса позволяет франшиза (не оплачиваемый страховой компанией размер убытка). По мнению страховщиков, в среднем она составляет около $200. Особое внимание при выборе страховой компании стоит уделять тому, есть ли у нее собственная служба аварийных комиссаров. Они выезжают на место происшествия и производят оценку пострадавшего имущества. Эти службы есть не у всех страховщиков. Однако в России достаточно компаний, которые оказывают такие услуги. Реальное страхование в России пока развито слабо. Его доля, по разным оценкам, составляет от 20% до 50% от общих страховых сборов. Основная проблема, с которой приходится сталкиваться страховщикам и страхователям, — урегулирование убытков. Страховщики советуют тщательно изучать правила страхования. Поэтому даже если груз застрахован, не факт, что его владельцу возместят полную стоимость ущерба. Все решают «межличностные» отношения между страховщиком и клиентом, основанные на взаимном доверии. Грузовладельцы страхуются в дружественных страховых компаниях, а те в свою очередь сотрудничают с определенными экспедиторами и перевозчиками.
— Зачем нужно страховать грузы?
Михаил Ванников, начальник отдела страхования грузов СК «РУКСО»:
— Необходимость и пользу страхования уже давно осознали во всем мире. В России страхование грузов развито пока слабо. В основном страхуются только экспортно-импортные грузы, так как этот пункт является обязательным условием договора. В России подобных ограничений нет. Покупка полиса отдана на откуп грузоперевозчика или грузополучателя. Страховая культура в нашей стране пока не развита. Возможно, наметятся положительные сдвиги в этом направлении после введения обязательного страхования автогражданской ответственности. В России, как говорится, «пока гром не грянет, мужик не перекрестится»... Пока нет больших убытков — вроде бы не нужно и страховаться. Но со временем этот рынок будет неуклонно расти. Отдельные клиенты постоянно страхуют перевозку своей продукции. Например, многие предприятия пищевой промышленности страдают от отказа холодильных установок в рефрижераторах. А страховщики могут предложить им соответствующее страховое покрытие.
Максим Миронов, начальник департамента имущественного страхования московского филиала СК «Сибирь»:
— Страховать груз, конечно же, нужно, тем более что российские программы страхования соответствуют условиям западного покрытия. При этом риск перевозки по России заметно выше, чем по территории европейских стран из-за специфических российских условий: безопасности дорожного движения, наличия специализированных автостоянок, менталитета населения и т. д. Но есть и европейские страны, где применяются повышенные тарифы при перевозках грузов. В последние годы все большее количество внутрироссийских грузоперевозок имеет страховое покрытие. Страхование как раз и позволяет минимизировать ущерб в результате частичной или полной гибели товара. Постепенно страхование груза становится обязательным условием контракта между грузоотправителем и грузополучателем.
МОИСЕЕНКО А. Статья приведена без таблиц «Размер условных базовых тарифов по страхованию грузов, %», «Размер страховых тарифов в зависимости от вида перевозимых грузов, %», «Компании-лидеры по страхованию грузов, итоги первого полугодия 2002 г., тыс. руб.».
Вся пресса за 28 апреля 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Страхование грузов, Управление риском
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 декабря 2024 г.
|
|
Inbusiness.kz, 23 декабря 2024 г.
Российским фейком пугают в домовых чатах павлодарцев
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
АРРФР сообщил о состоянии страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Страховой компании в удовлетворении требований отказано
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Ограничение банкострахования в Индии не решит проблему недобросовестных продаж
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Вологжанин судится с Тинькофф Страхование из-за отказа выплачивать возмещение за сгоревшую машину
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Регуляторы Южной Кореи проведут реформы страхования
|
|
Официальный сайт Законодательного собрания Ростовской области, 23 декабря 2024 г.
15-е заседание ЗС РО: В бюджете ТФОМС на следующий год заложено больше средств на лечение онкозаболеваний и проведение диспансеризации
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Две крупнейшие в мире перестраховочные компании объявляют целевой показатель прибыли на 2025 год
|
|
ПРАЙМ, 23 декабря 2024 г.
ЦБ назвал регионы с наибольшими рисками мошенничества в ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Европа продвигается вперед в вопросе обмена данными, чтобы облегчить бремя финансовой отчетности
|
|
Телеканал Санкт-Петербург, 23 декабря 2024 г.
Мошенничество на дорогах: как автокредиты и КАСКО стали мишенью для аферистов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Карта рисков подчеркивает эскалацию геополитической напряженности
|
|
За рулем, 23 декабря 2024 г.
Штрафы по ОСАГО через камеры? Вот что отвечают россияне!
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Глобальный объем слияний и поглощений вырастет на 15% в 2024 году
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
100 крупнейших компаний Европы признали нарушения кибербезопасности цепочек поставок
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Немецкие страховщики рискуют потерять долю рынка из-за повышения ставок
|
|
Российская газета, 23 декабря 2024 г.
Улетное дело. Мнение эксперта о наказании для пилота в 600 млн рублей за жесткую посадку
|
 Остальные материалы за 23 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|