Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Премия в области финансов «Финансовая элита России»
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Премия в области финансов «Финансовая элита России»


Top.Mail.Ru

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств.
Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью "Рассылки" или "Статистики разделов" на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь "Расширенным поиском". Возможна также подборка по теме.
Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.


   В этот день 10 лет назад  |  все материалы раздела »

  Автомобильный транспорт, 22 ноября 2014 г.

ОСГОП: полет нормальный

Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП) рассказывает начальник управления страхования транспортных операторов ОСЛО «Ингосстрах» Алексей Назин. В 2013 году вступил в силу [...]



  Найтиглавное, по изданию,  по теме, за  период   Получать: на e-mail, на свой сайт
  Рейтинги популярности


Деловой Петербург, 25 апреля 2003 г.

Закон о гражданской ответственности готовит автомобилистам множество сюрпризов
595 просмотров

Хотя практики применения новых правил страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств пока нет, предварительный юридический анализ Закона можно сделать уже сейчас.

Для ремонта многих автомобилей суммы покрытия, определенной законом, явно не хватит.

В 2002 году в России был принят Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». С 1 июля 2003 года каждый водитель обязан иметь соответствующий полис. Штрафовать за его отсутствие начнут с 1 января 2004 года, но государственные операции с автомобилем (например, постановка на учет или прохождение техосмотра) без обязательной страховки проводиться не будут.

Краткий анализ Закона подготовил ведущий эксперт аудиторской фирмы «БДО Руфаудит-Петербург» Иван Ильюшихин.

Для третьего лица

Институт добровольного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств существовал и раньше, однако говорить о выполнении им функции защиты интересов участников ДТП можно было весьма условно. В силу добровольного характера указанного вида страхования далеко не всегда ответственность автовладельцев страховалась. Более того, использование конструкции добровольного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств породило серьезные проблемы на практике.

Страхование гражданской ответственности традиционно строится по модели договора в пользу третьего лица. В соответствии с Гражданским кодексом потерпевший от ДТП вправе предъявить требование о возмещении вреда непосредственно страховщику в двух случаях: когда страхование ответственности является обязательным, и в случае, если такое право потерпевшему предоставлено законом или договором страхования. Понятно, что в большинстве договоров подобное условие отсутствовало. Поскольку признаком обязательности страхование ответственности владельцев транспортных средств также не обладало, потерпевший был вынужден обращаться с иском непосредственно к причинителю вреда. Последний выплачивал сумму, однако после этого предъявление требований страхователем к страховщику было практически невозможно. Причина кроется в том, что страхователь (кредитор) вправе предъявить требования к страховщику (должнику) только тогда, когда выгодоприобретатель (третье лицо) откажется от права, предоставленного ему договором страхования. Как правило, получить такой отказ было делом проблематичным, равно как и обусловить выплату сумм в погашение причиненного вреда отказом от права требования по договору страхования. Выгодоприобретателю ничто не мешало требовать возмещения вреда без каких-либо условий с его стороны на основании положений ГК РФ. В результате каких-либо гарантийных функций добровольное страхование гражданской ответственности не выполняло.

Штраф для нарушителей

Закон планомерно развивает идею общеобязательности страхования ответственности автовладельцев, возведя ее в ранг принципа обязательного страхования. К числу принципов обязательного страхования отнесена и недопустимость использования на территории РФ транспортных средств, владельцы которых не исполнили обязанность по страхованию своей гражданской ответственности. За нарушение обязанности по обязательному страхованию на виновное лицо может быть наложен административный штраф от 5 до 8 МРОТ. Приведенные нормы послужат действенным механизмом развития рынка страхования ответственности автовладельцев. Закон не дает ответ на вопрос, существует ли такая обязанность применительно к каждому транспортному средству, принадлежащему владельцу. Следует признать верной ту точку зрения, согласно которой обязанность по страхованию гражданской ответственности не зависит от числа транспортных средств, принадлежащих автовладельцу, поскольку ответственность не может быть кратной числу транспортных средств (в каждый конкретный момент владелец может управлять лишь одним таким средством). В противном случае обязательное страхование становится своеобразным налогом на транспортные средства.

Закон есть закон

Назвав страхование ответственности автовладельцев обязательным, Закон частично устранил указанную выше проблему получения страхователем страхового возмещения. Потерпевший теперь вправе обращаться за возмещением вреда как к автовладельцу, так и непосредственно к страховщику.

Закон четко определяет те события, которые являются страховыми рисками. В качестве способа определения указанных событий избран способ «от противного»: поименованы все события, которые не порождают права на выплату страхового возмещения. Отметим некорректное указание Закона на то, что к страховому риску по обязательному страхованию относится наступление гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории РФ.

Законом дополнен перечень тех условий, которые должны содержаться в договоре страхования (существенных условий). К числу существенных условий отнесены:

— срок и способ уведомления страхователем страховщика о случае причинения вреда при использовании транспортного средства, которые могут повлечь за собой гражданскую ответственность страхователя;
— порядок представления транспортного средства страхователем страховщику для осмотра или проведения независимой экспертизы;
— условия организации и оплаты страховщиком ремонта поврежденного имущества потерпевшего в счет страховой выплаты при согласии потерпевшего;
— транспортное средство, гражданская ответственность владельца которого застрахована.

Проверка Гражданским кодексом

При всех своих достоинствах новый Закон содержит и весьма обширные недостатки.

Как уже указывалось, Закон предусмотрел такой новый институт страхового законодательства, как компенсационные выплаты. Правом на получение таких выплат наделены потерпевшие в случаях:

— применения к страховщику процедуры банкротства, предусмотренной федеральным законом;
— неизвестности лица, ответственного за причиненный потерпевшему вред;
— отсутствия договора обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность причинившего вред лица, из-за неисполнения им установленной обязанности по страхованию, если при этом требование потерпевшего о возмещении причиненного вреда не было удовлетворено, несмотря на осуществление потерпевшим действий по взысканию причитающегося ему возмещения.

Такие выплаты осуществляются профессиональным объединением страховщиков, на котором лежит корреспондирующая обязанность. Вместе с тем в соответствии с ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). Однако профессиональное объединение страховщиков, являясь юридическим лицом и не участвуя в качестве стороны ни в обязательстве из договора страхования, ни в деликтном обязательстве, несет, тем не менее, обязанность по осуществлению компенсационной выплаты, к которой может быть принуждено в судебном порядке. Как представляется, подобный подход не соответствует ГК РФ.

Можно предположить, что профессиональное объединение страховщиков является субъектом нового обязательства, возникшего из Закона. Тогда на каком основании данное обязательство создает обязанности для страховщика?

Закон устанавливает случаи возникновения у страховщика права регресса к причинителю вреда. Между тем ГК РФ говорит о принципиально ином институте, а именно: суброгации страховщику прав кредитора к должнику, которая относится к случаям перехода прав кредитора к другому лицу. Разница между указанными институтами велика, поскольку на регрессные требования, например, не распространяются правила о переходе прав кредитора к другому лицу.

Причина заключается в том, что институты суброгации и регресса различны по правовой природе. При переходе прав кредитора к другому лицу (в том числе — суброгации) переходит уже существующее право, тогда как при регрессе право требования возникает у нового кредитора (например, при исполнении одним из солидарных должников обязанности по обязательству в полном объеме у него возникает право требования к остальным должникам в порядке регресса). Анализ Закона приводит к выводу, что речь идет о суброгации, которая должна подчиняться общим правилам, так как к страховщику переходят права кредитора по деликтному обязательству.

К страховщику, осуществившему выплату страхового возмещения, переходят в пределах выплаченной суммы права, которые выгодоприобретатель имеет к лицу, ответственному за убытки. Данное право может быть ограничено договором страхования в определенных случаях, установленных ГК РФ. Однако согласно Закону к страховщику переходит право требования к причинителю вреда только в случае умышленного причинения вреда жизни или здоровью потерпевшего.

Означает ли это, что в случае невиновного причинения вреда жизни или здоровью потерпевшего (а владелец источника повышенной опасности несет ответственность независимо от вины) оснований для суброгации нет и никаких требований к страхователю страховщиком предъявлено не будет? С формальной точки зрения страхователь вправе в этом случае отказаться от удовлетворения требований страховщика.

Иван ИЛЬЮШИХИН,
ведущий эксперт ЗАО «АФ «БДО Руфаудит-Петербург»


  Вся пресса за 25 апреля 2003 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
 
Архив прессы
П В С Ч П С В
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
Текущая пресса

22 ноября 2024 г.

SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO

ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО

Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы

Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями

РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»

Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch

NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника

ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков

Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик

РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год

Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата

rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове

Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе

Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться

ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей

Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты

Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям


  Остальные материалы за 22 ноября 2024 г.

  Самое главное
  Найти : по изданию , по теме , за период
  Получать: на e-mail, на свой сайт