Профиль,
9 апреля 2012 г.
Сами с усами
1357 просмотров
Возможно, что уже летом система оформления мелких аварий без участия сотрудников ГИБДД, так называемый европейский протокол, все же заработает. Предполагается, что именно к этому времени будет рассмотрен и одобрен пакет поправок к действующему закону об ОСАГО. Согласно одному из пунктов законопроекта, лимит выплат по европротоколу должен быть увеличен до 50 тыс. рублей. Как известно, нежелание многих водителей оформлять мелкие ДТП на месте по упрощенной схеме объясняется, в частности, тем, что бывает сложно на глазок оценить размер ущерба и понять, не превысит ли он 25 тыс. рублей - лимит, покрываемый страховой компанией. Большинство автовладельцев предпочитает не рисковать и ждать работников ГИБДД для оформления происшествия по привычной процедуре.
Хватит ли 50-тысячного лимита, чтобы водители, попавшие в пустяковое ДТП, оформились и разъехались без привлечения сотрудников ГИБДД? Оказывается, ответить на этот вопрос не так просто. Проблема затрагивает несколько сторон - ГИБДД, страховщиков и автомобилистов - и раскладывается на несколько составляющих, каждая из которых существует в собственной плоскости, касаясь соседней лишь частично.
Инициатором введения в России увеличенного лимита выплат по ОСАГО без справок из ГИБДД стал председатель комитета Госдумы РФ по финансовому рынку Владислав Резник. Именно он внес на рассмотрение палаты законопроект, в котором предлагалось увеличить лимит выплат по ДТП, оформленным самими водителями-участниками, без привлечения сотрудников ГИБДД, до 50 тыс. рублей. При этом оба водителя могут обращаться за выплатами в свою страховую компанию, а не в ту, в которой застрахован другой участник ДТП, - инициатором этого нововведения является уже Российский союз автостраховщиков (РСА). С вступлением в силу новых правил, как считают в ГИБДД и в Госдуме, во-первых, заторов на дорогах из-за мелких ДТП должно стать меньше, так как водители не будут по несколько часов ждать наряд ДПС для оформления аварии. Во-вторых, новый лимит более приближен к реальной жизни и действительно способен покрыть ущерб от небольшого ДТП. В-третьих, инспекторы ГИБДД смогут быстрее приезжать на оформление более серьезных аварий. Но в погоне за европротоколом без жертв не обойтись.
Увеличение выплат по ОСАГО должно неизбежно привести к подорожанию полиса, иначе, по признанию руководителя отдела страхования автотранспорта и личного имущества ЗАО «СК Чартис « Романа Тихоненко, бизнес обязательного страхования гражданской ответственности перестанет быть интересным: «Опыта работы у страховщиков с большим лимитом, чем 25 тыс. рублей, нет. Есть опасение, что количество мошеннических случаев возрастет и ОСАГО станет менее интересно для страховщиков, так как убыточность наверняка поползет наверх. Но, как показывает практика, 80-90% людей, по сути, честные, но сколько заявят убытков остальные 10-20% автомобилистов, сказать сложно, пока не попробуешь «. Признают необходимость борьбы с мошенниками и в РСА: «По нашему мнению, для расширения практики применения европротокола необходим целый комплекс изменений, включающих совершенствование нормативно-правовой базы с целью борьбы со страховым мошенничеством, а также закрепление юридически значимого механизма распределения ответственности между участниками ДТП на уровне нормативно-правовых актов «, - отмечает начальник управления европейского протокола РСА Евгений Васильев.
Но страховщики способны бороться с мошенничеством, и они это делают уже не первый год. Так, для его выявления существует система скоринга со сложившимся у каждой компании собственным опросным листом. По результатам ответов набирается определенное количество баллов, по которым можно судить о вероятности мошенничества и при необходимости привлечь внешнее детективное агентство или собственную службу безопасности. Система скоринга обязательно определяет три самых частых фактора мошенничества: являются ли участники аварии родственниками, время аварии - в первые дни действия полиса или в последние, место аварии, если это, например, парк, да еще и в ночное время. Относительно того, каким должен быть лимит выплат по ДТП без справок из ГИБДД, у страховщиков есть вполне аргументированное мнение: «Этот порог должен быть меньше уровня, начиная с которого мошенничество выгодно. 25 тыс. рублей - уже значимая сумма для многих людей, сравнимая с месячной зарплатой. Поэтому найдутся те, кто сможет соблазниться легкими деньгами, не понимая последствий таких действий, - говорит вице-президент по автострахованию «Группы Ренессанс Страхование « Федор Воронин. - Сотрудник полиции - независимый свидетель обстоятельств происшествия, и его присутствие снижает риск мошенничества. А последнее опасно именно тем, что за него приходится расплачиваться всем остальным честным клиентам «.
В РСА озвучивают несколько иную точку зрения, которая оптимистичнее. Увеличение лимита выплат по европротоколу будет способствовать тому, что большее число водителей смогут оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД, что, в свою очередь, позволит эффективнее решать проблему дорожных пробок. Это, безусловно, важный шаг, направленный на защиту интересов страхователей «, - говорит Евгений Васильев.
Но дело не только в мошенниках. Ча ще за выплатами станут обращаться и добросовестные граждане. Как пояснил Роман Тихоненко, «зачастую справка из ГИБДД служит неким отпугивающим фактором, когда речь идет о небольших авариях: человек не видит причин производить ремонт после такого незначительного ДТП, хотя деньги получить было бы неплохо «. При этом определить, уложится ли причиненный ущерб в лимит, сложно. Следовательно, нужно ждать сотрудников ГИБДД, и зачастую полученная впоследствии сумма никак не окупит этого ожидания и разъездов по страховым компаниям и отделениям ГИБДД. В результате участники ДТП решают разойтись миром. Но если лимит будет повышен, то многим психологически легче будет идти в страховую компанию за деньгами, так как вписаться в лимит при двух поцарапанных деталях будет проще, да и ГИБДД ждать не нужно. Насколько увеличится приток таких клиентов, сказать пока очень сложно, говорит Роман Тихоненко. Тем не менее верхний предел лимита решено поднять, приблизив его к европейскому, но, по мнению профессионалов, делается это слишком быстро. «Нужно понемногу поднимать лимиты, не такими огромными шагами. Например, установить, что ежегодно к лимиту выплат без справок из ГИБДД будут добавляться 5 тыс. рублей. Так будет легче контролировать статистику «, - полагает эксперт. Сегодня российские водители неохотно оформляют ДТП по упрощенному порядку, предпочитая часами дожидаться полицейских. Доля убытков, урегулированных без участия сотрудников ГИБДД, составляет лишь около 5%. По нашим данным, чаще процедурой упрощенного оформления ДТП пользуются водители в возрасте от 26 до 30 лет (на их долю приходится около 20% от всех случаев оформления документов по европротоколу).
Часто приходится слышать о невероятных лимитах и суммах выплат по обязательному автострахованию в Европе. Действительно, в Германии лимит выплат за причиненный ущерб составляет примерно 20 млн рублей в переводе на наши деньги. Если же в результате аварии был причинен вред здоровью, то закон предусматривает выплаты до 300 млн рублей, в то время как в России эти лимиты составляют 120 тыс. и 160 тыс. рублей соответственно. Но при этом если средняя стоимость полиса ОСАГО в России составляет 4-6 тыс. рублей, то в Германии владелец малолитражного автомобиля, который не попадал в аварии на протяжении трех лет (а там таки есть единая база), должен заплатить за полис обязательного страхования своей ответственности сумму, эквивалентную примерно 50 тыс. рублей. Владельцы же более мощных и дорогих машин при такой же безаварийной езде платят за страховку ежегодно около 120 тыс. рублей. Заметьте, даже каско в России оказывается дешевле, чем в Европе ОСАГО. Если мы хотим повышения лимита выплат, то должны быть готовы и к тому, что стоимость полисов ОСАГО повысится на порядок, то есть раз в десять. Готовы ли мы к этому?
Но негативным фактором является не только увеличение стоимости полиса ОСАГО. Другая проблема состоит в том, что наше состояние после ДТП часто не позволяет нам адекватно воспринимать действительность: внимание рассеяно, действия не всегда логичны, даже если нам кажется, что все в порядке. Все-таки состояние аффекта очень коварно. Отмечает это и кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Константин Сурнов: «После ДТП много чего происходит с человеком с психологической точки зрения «. Определить в таком состоянии размер ущерба сложно хотя бы потому, что некоторые повреждения можно просто не заметить: треснувшая фара, слегка замятый край капота или двери багажника, поцарапанный порог.
Тем временем работники автосервисов по-своему объясняют нежелание людей пользоваться европротоколом. По их мне нию, дело упирается в стоимость работ и запчастей. «В первую очередь стоимость ремонта зависит от характера повреждения и от марки автомобиля. На замену бампера, крыла и двух дверей 50 тыс. рублей не хватит даже владельцу отечественного авто, - поясняет генеральный директор компании «АС-Сервис « Игорь Девяченко. - Что до иномарок, то, например, фара Nissan Qashqai стоит в районе 25 тыс. рублей. Таким образом, если речь идет о паре царапин на бампере и крыле, то оговоренного лимита хватит. В случае же замены двух-трех деталей автомобилисту придется доплачивать из собственного кармана «. Даже жестяные работы вместо замены деталей могут не спасти, так как все зависит от характера повреждения. Более-менее серьезные жестяные работы часто сопоставимы по стоимости с заменой детали, а покраска одной детали в Москве составляет 5-18 тыс. рублей. Из практики: 30% людей, получив деньги в страховой компании, вынуждены доплачивать за ремонт своего автомобиля.
И последний вопрос касается дорожных заторов, которые образуются в результате многочисленных мелких аварий. Возможность оформления ДТП своими силами, по мнению Романа Тихоненко, не уменьшится, «так как блокируют движение в основном более серьезные аварии с участием трех-четырех машин «.
Не являются, как считает Федор Воронин, панацеей и аварийные комиссары, которые могут помочь с заполнением извещения о ДТП: «Чтобы аварийные комиссары оперативно приезжали на место, нужно создать сеть, дублирующую ГИБДД, а это невозможно «.
И даже в ГИБДД не до конца уверены, что увеличение лимитов и европротокол кардинально смогут изменить ситуацию. «Разумеется, если граждане будут пользоваться своим правом и обращаться в страховые компании, заполнив, соответственно, извещение о ДТП, это скажется на загруженности экипажей ГИБДД. Количество заторов сократится, но насколько - это мы узнаем только в случае принятия Госдумой соответствующих изменений в федеральный закон об ОСАГО, и то через полгода или год, когда будет собрана соответствующая статистика « - так смотрит на ситуацию заместитель начальника отдела исполнения административного законодательства ГИБДД по Московской области Максим Волнухин. Вместе с тем, по его признанию, количество мелких ДТП в сотни раз превышает количество аварий, в которых пострадали люди: «Это подавляющее большинство «. Необходимость разгрузить Госавтоинспекцию связана еще и с недавней реформой полиции. «ГИБДД кровно заинтересована в том, чтобы граждане пользовались своим правом оформлять ДТП без участия сотрудников ДПС, так как у нас произошло реформирование, повлекшее сокращение. В то же время количество аварий на дорогах неуклонно растет, и оформить их при сократившемся штате становится все более и более трудоемкой задачей «, - поясняет Максим Волнухин.
Тем, кто боится быть обвиненным в том, что скрылся с места ДТП в результате соблюдения европротокола, Максим Волнухин советует не переживать: «Воспользовавшись своим правом оформлять ДТП без участия ГИБДД, граждане будут защищены от обвинения в том, что они скрылись с места аварии, не только в соответствии с пунктом 2.6.1 ПДД, но и благодаря таким доказательствам, как заполненные и подписанные с обеих сторон извещения о ДТП, которые защитят и от «подстав «.
В результате на повышенный лимит и на европротокол чиновниками, коих представляют РСА и ГИБДД, возлагают ся большие надежды, но практики, которых представляют страховые компании и та же ГИБДД, в большей или меньшей степени пока еще сомневаются в эффективности нововведений. Жизнь рассудит.
Таблица 1. Ориентировочная стоимость оригинальных запчастей без работ и покраски* (руб.)
|
"Лада Калина"
|
ChevroletLacetti
|
Volkswagen Passat
|
Бампер передний
|
4500
|
12500
|
16500
|
Крыло переднее
|
4200
|
7500
|
8100
|
Капот
|
6250
|
16000
|
17000
|
Фара передняя
|
3200
|
7500
|
10000
|
итого
|
18500
|
43500
|
51700
|
На примере деталей, поврежденных в одной аварии. Источник: "Профиль".
Памятка по заполнению извещения о ДТП (рекомендации РСА)*
Если есть свидетели ДТП и они согласны подтвердить указанные обстоятельства, обязательно зафиксируйте это
Максимально корректно с помощью комбинации выбранных подпунктов опишите обстоятельства ДТП. Обратите особое внимание на отсутствие противоречий в указанных каждым водителем обстоятельствах
Не забудьте указать общее количество заполненных клеток. Без этого ДТП считается незафиксированным
Укажите только место первоначального удара, а не детали, которые повреждены
Тщательно нарисуйте схему ДТП. Укажите название улиц, направление движения ТС, положение ТС во время столкновения и их конечное положе ние, расположение светофоров, дорожные знаки и их расположение, линии дорожной разметки, расположение и конфигурацию осыпей грязи, осколков, отломков, следов торможения, следов заноса и т.п. Не допускайте противоречия с п.16 извещения и схемой ДТП. Приоритет имеют сведения, указанные в п.16 извещения
Обязательно подпишите извещение в п.18, подтверждая тем самым отсутствие разногласий водителей по указанным обстоятельствам ДТП! Без этой подписи (при наличии незаполненной графы) возможен отказ в страховой выплате
Максимально полно опишите обстоятельства ДТП от первого лица
Не забудьте указать буквенное обозначение вашего ТС, которое зафиксировано на лицевой стороне
* Все исправления или дополнения, вносимые в извещение о ДТП, должны заверяться подписями обоих водителей - участников ДТП.
Все пустые графы заполните прочерком, не оставляйте незаполненных граф!
Не забудьте подписать извещение о ДТП с лицевой и оборотной сторон.
Александр ХЛЫНОВ
Вся пресса за 9 апреля 2012 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Выплаты
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
19 ноября 2024 г.
|
|
Ведомости онлайн, 19 ноября 2024 г.
Шадаев: компенсации и страхования граждан за утечки персональных данных не будет
|
|
РБК (RBC.ru), 19 ноября 2024 г.
Страховщики делают акцент на маршрутизации пациентов
|
|
CarsWeek, 19 ноября 2024 г.
ОСАГО по-белорусски: почему в России полисы в 4-5 раз дороже, чем у соседей
|
|
Газета.Ru, 19 ноября 2024 г.
Россиян начнут бесплатно страховать от инцидентов с электросамокатами
|
|
Авторадио, 19 ноября 2024 г.
В Госдуме предложили страховать пострадавших от обстрелов фермеров
|
|
Рабочий путь, Смоленск, 19 ноября 2024 г.
Ремонтировать машины по ОСАГО будут дольше
|
|
Интерфакс, 19 ноября 2024 г.
МТС банк изучает страховые активы для M&A
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 19 ноября 2024 г.
Суд приговорил к 5 годам экс-главу страховой компании «ЮжУралЖасо» за растрату
|
|
Смоленская народная газета, 19 ноября 2024 г.
Смоленские водители получили от страховых компаний 2,8 миллиона рублей
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Цены на покрытие рисков природных катастроф в Центральной Европе выросли на 15–20% перед январскими обновлениями
|
|
Новости Воронежа, 19 ноября 2024 г.
В Воронеже осудили 7 человек, которые обманули страховые компании на 1,4 млн рублей
|
|
Парламентская газета, 19 ноября 2024 г.
Депутат Плотников призвал страховать аграриев в зоне военных действий
|
|
Парламентская газета, 19 ноября 2024 г.
Центробанк ввел минимальные требования к долевому страхованию жизни
|
|
мвд.рф, 19 ноября 2024 г.
В Чувашии руководство страховой компании благодарит сотрудников полиции, выявивших мошенников в сфере автострахования
|
|
Финмаркет, 19 ноября 2024 г.
НСА повысил прогноз выплат в РФ по агрострахованию в 2024 г. до 6 млрд руб.
|
|
ВЕДОМОСТИ Урал, Екатеринбург, 19 ноября 2024 г.
Куда везти авто? Адреса сервисов ремонта по ОСАГО предлагают выбирать самим клиентам страховых компаний
|
|
Новые Известия, 19 ноября 2024 г.
Решение Байдена по ATACMS: страховка предприятий увеличилась в 100 раз и будет расти
|
 Остальные материалы за 19 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|