Русский фокус,
30 апреля 2003 г.
Марат Айнетдинов: «Это без бензина нельзя ездить, а не без страховки»
644 просмотра
Практически все крупные страховые компании заявили о своем намерении включиться в систему обязательного страхования автогражданской ответственности. Однако неопределенность с правилами этого вида страхования и тарифами, а также весьма вероятный перенос вступления в силу закона об «автогражданке» заставляют страховщиков серьезно призадуматься. Стоит ли в условиях неопределенности вкладываться в столь капиталоемкий вид страхования? Окупятся ли серьезные инвестиции, даже если закон вступит в силу вовремя? На эти и другие вопросы «Фокусу» ответил генеральный директор страховой компании «Россия» Марат Айнетдинов.
— Начнем с уже ставшего традиционным вопроса. Собирается ли страховая компания «Россия» участвовать в системе обязательного страхования автогражданской ответственности?
— Мы на этот рынок идем, потому что считаем его интересным. Конечно, с рядом оговорок: например, если не произойдет существенного уменьшения тарифов, которые были заявлены ранее. В принципе этот рынок сам по себе достаточно перспективен, особенно в первые два года. А кроме того, нужно учитывать один факт: обязательное страхование позволит страховщикам получить новых клиентов. А это решает одну из основных проблем розничного бизнеса: продавая полис обязательного страхования, вы можете предложить клиенту и другие виды страхования. Ведь в России на самом деле достаточное количество людей, которым есть что застраховать, но они относятся к этому с известной долей пофигизма. А в данном случае закон обяжет его по крайней мере прийти к страховщику. А дальше — это уже искусство специалистов умело предложить ему другие страховые продукты.
— Опыт ряда стран Восточной Европы и бывшего СССР показывает, что подобные оптимистические прогнозы не всегда сбываются. Для некоторых компаний выход на этот рынок оборачивается банкротством.
— Видимо, специалисты этих компаний плохо все посчитали. Вообще-то, «автогражданка» — рынок хорошо просчитываемый. Здесь должен работать закон больших чисел. Ведь, по сути, многое известно: примерный объем рынка, лимит ответственности и т.д. Я знаю, что в некоторых странах было много проблем из-за того, что по страхованию ответственности не было установлено никаких лимитов. Например, был такой случай во Франции. Водитель небольшого автомобиля — насколько я помню, он был учителем физики, — совершил вынужденную остановку на железнодорожных путях. У него сломалась машина. Он успел выйти из машины, но вот грузовой поезд с какой-то химией остановиться не успел. В результате аварии поезд сошел с рельс. Более того, несколько вагонов упали в протекающую рядом речку. Можете себе представить, какой ущерб был нанесен? И все это покрывалось обычным полисом страхования автогражданской ответственности. Естественно, за рубежом подобные катастрофические риски перестраховываются. В нашем случае речи о безлимитном страховании не идет, поэтому и о последствиях таких катастроф речи быть не должно. Повторяю, здесь должна работать математика. Просто нужно уметь считать.
— Вам не кажется, что математика вряд ли сможет решить все проблемы, связанные с введением нового закона.
— Это понятно. И таких нематематических проблем более чем достаточно. Возьмем, к примеру, систему контроля. Согласно закону проверку наличия обязательного полиса будут осуществлять сотрудники ГИБДД. Возникает вопрос, а насколько они компетентны, чтобы выносить решение о подлинности и действительности полиса. Да и есть ли у них мотивация выяснять это. Вот представьте: группа людей, не имеющих к страхованию никакого отношения, заказывает бланки произвольной формы в типографии, а потом реализует их по смешным ценам. В результате рынок может быть затоварен поддельными полисами. Когда же дело дойдет до страхового случая, все сразу начнут кричать: вот, страховщики опять обманули. Сама идея может быть дискредитирована.
Есть еще одна проблема, с которой столкнулись наши коллеги в странах Восточной Европы и Прибалтики. И называется эта проблема «подстава». Что может быть проще — группа товарищей кооперируется и разыгрывает страховой случай либо подставляет невиновного автомобилиста. Так зарабатывают деньги на страховых компаниях. Кстати, как рассказывали наши коллеги из Латвии, особенно участились такие случаи, когда страховая сумма была увеличена с $5000 до $10000. А у нас сумма изначально выше этого порога — 400000 руб. В данном случае закон больших чисел уже не работает, и все расчеты начинают трещать по швам.
Много вопросов возникает и насчет последовательности власти во внедрении нового закона. Например, когда в Казахстане ввели обязательное страхование, посыпались многочисленные жалобы трудящихся. В результате правительство хоть и не отменило закон, но и требовать его неукоснительного соблюдения не стало. Как следствие, застрахована лишь малая часть казахских автомобилистов. Возникает вопрос: а будет ли российская власть проводить жесткую линию в сложный предвыборный год? Ведь в сознании людей еще не укоренилась мысль о необходимости страхования. Это без бензина нельзя ездить, а не без страховки. В стране, где люди не хотят платить за газ и электричество, будет достаточно сложно объяснить необходимость страхования. И многое будет зависеть от контроля. Это тоже фактор, который не укладывается в математику.
— Предположим, что государство займет жесткую позицию: будут приняты все необходимые нормативные акты, закон вступит в силу с 1 июля, а Минфин к этому моменту выдаст лицензии страховым компаниям. Давайте даже допустим, что россияне окажутся сознательными и решат приобрести полисы. Готовы ли страховые компании обслужить этот поток людей? Ведь этот вид страхования достаточно затратный, да и времени на построение инфраструктуры нужно немало.
— Вопрос провокационный. Вы хотите, чтобы я заявил о неготовности страховщиков к ведению «автогражданки» (смеется)? На самом деле — очень непростой вопрос. Теоретически можно говорить о разной степени готовности. Кто-то хочет занять большую долю рынка — эти компании вкладывают много денег в развитие необходимой для нового вида страхования инфраструктуры. Другие компании занимают более осторожную позицию. Они, конечно, готовятся к «автогражданке» — разрабатывают продукты, занимаются расчетами, — но стараются пока не затевать масштабных программ. Скажем так: они готовятся к тому, чтобы в случае вступления закона в силу предоставить своим постоянным клиентам этот продукт. Как много страховщиков решились занять агрессивную позицию на рынке, сказать трудно. Я думаю, что большинство заняли пассивную позицию.
Второй момент — дата 1 июля не является такой уж важной, 1 июля — это скорее разминка. Законом предусмотрен определенный период для внедрения новой системы, и до 1 января 2004 г. никто даже не будет это контролировать. За полгода можно многое успеть. Хотя я лично считаю, что на реализацию закона должно быть отведено как минимум два года.
Но самый важный вопрос, который сегодня задают многие: а заработает ли эта система вообще? Ведь правительство должно было определить тарифы в декабре, но это до сих пор не сделано. А ведь это базовый показатель для принятия решения о вступлении в систему обязательного страхования. Я, конечно, могу понять правительство: речь не идет о судьбе какого-нибудь олигарха, а решается серьезный социальный вопрос. В преддверии выборов это делать особенно важно. Взгляните хотя бы, как сложно проходит реформа ЖКХ — тоже очень важная социальная проблема. Ситуация сложная. Я думаю, что 99% страховщиков сейчас понимают, что к введению закона в действие практически ничего не готово. Но те же 99% страховщиков все же не теряют надежды, так как понимают, что если закон не заработает сейчас, то он заработает нескоро.
— Наверно, поэтому так много компаний не отказываются от своих планов, несмотря ни на что. Как вы думаете, если «автогражданка» заработает, как много игроков смогут реально вырваться вперед?
— Действительно, «автогражданка» может дать очень сильный толчок некоторым компаниям, и они смогут уйти в отрыв от остального рынка. Не думаю, что их будет более десятка. Я даже уверен, что меньше.
— Позвольте, но ведь в РСА (Российский союз автостраховщиков) уже вступили почти 100 компаний, причем заплативших за это по $50000-60000.
— А кто сказал, что все эти компании получат лицензию Страхнадзора? Оплата взноса в РСА вовсе не является гарантией получения лицензии. Ведь Страхнадзор должен провести проверку компании на соответствие требованиям закона. А соответствовать им очень нелегко. Взять хотя бы требование иметь филиалы во всех субъектах Федерации. А много ли у нас таких компаний?
Беседовал Дэмис ПОЛАНДОВ.
Вся пресса за 30 апреля 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Лица, Регулирование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO
|
|
ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы
|
|
Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями
|
|
РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника
|
|
ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик
|
|
РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|