Экономика и жизнь-Сибирь,
30 апреля 2003 г.
На пути к цивилизованному страховому рынку 717 просмотров
О проблемах развития страхового рынка в Красноярском крае мы беседуем с председателем Сибирской ассоциации страховщиков, генеральным директором страховой компании «КСК-Ингосстрах» Виктором Силачевым.
— Виктор Геннадьевич, с середины 90-х годов произошло некоторое затухание активности краевого страхового рынка. Как чувствует себя рынок страховых услуг в крае сегодня?
— Период спада страхования в крае, пришедшийся на 1997-1998 годы, закончился. Уже в течение пяти лет страховой рынок является одним из наиболее динамично развивающихся среди основных отраслей экономики региона. Так, если в 2002 году рост в отраслях промышленности составил 4-5%, то объемы платежей страховых компаний выросли на 20-30%. Мы считаем, что данные тенденции продержатся как минимум до конца текущего десятилетия.
— Появятся ли новые направления в работе страховой компании «КСК-Ингосстрах» в 2003 году?
— Этапным периодом в развитии страхования России является вступление в силу закона об обязательном страховании автогражданской ответственности, и в этом секторе мы будем активно работать. Кроме того, разрабатывается ряд страховых проектов с преимущественно социальной направленностью.
— Введение обязательного страхования ответственности владельцев автотранспортных средств широко обсуждалось в российских СМИ, а как вы, как профессионал, оцениваете это нововведение?
— Проект для России новый, хотя для Запада это стандартная практика. В чем его новизна? Теперь каждый автовладелец должен иметь полис обязательного страхования ответственности. У этого вида страхования есть очень важные отличия. В первую очередь это то, что страхование ответственности автовладельцев стало обязательным (ранее — только добровольным). Новый закон предусматривает выплаты даже по тем страховым случаям, которые ранее не оплачивались (например, если страхователь был пьян за рулем, или он скрылся с места происшествия). Закон носит явный социальный характер и направлен в первую очередь на защиту пострадавшей стороны.
— Однако сохраняется и добровольное страхование ответственности…
— Совершенно верно. Добровольное страхование никто не отменял и отменять не будет. Многие автовладельцы приобретают полисы, минимальный лимит в которых составляет 20 тыс. долларов, то есть речь идет о суммах серьезно превышающих размеры страховых выплат, предусмотренных законом об обязательном страховании. Добровольное страхование будет жить, но займет другую нишу на рынке: эти полисы станут покупать наиболее обеспеченные слои населения, чтобы обеспечить реальную компенсацию убытков, исчисляемых для дорогих автомобилей десятками тысяч долларов.
— Страховые компании, которые будут работать с обязательным страхованием ответственности, уже определены?
— На сегодня в целом по России о своем желании получить лицензию на осуществление данного вида страхования заявило порядка 90 страховых компаний (из 1500 зарегистрированных). Но думаю, что далеко не все желающие эту лицензию получат. Критерии отбора компаний очень и очень жесткие: так, согласно закону, для получения лицензии по данному виду страхования компания должна иметь свое представительство в каждом субъекте Федерации. Понятно, что для небольших страховых компаний это условие просто невыполнимое.
— По оценке экспертов, это вид страхования будет убыточным. Почему такое количество компаний желает работать на этом сегменте рынка?
— Чем ценен этот вид страхования для компаний? Ценен он своей «обязательностью». Приходя за полисом, человек вступает в контакт со страховым агентом, который помимо этого может уговорить пришедшего на страхование имущества (дачи, автомашины, квартиры), несчастных случаев, по программам добровольного медицинского страхования и так далее. Страховщики посредством этого закона надеются выйти на массового потребителя. По опыту других стран мы видим, что введение обязательного страхования удваивает доходы компаний по другим видам страховых услуг. Расчет в первую очередь делается на оживление рынка страховых услуг в целом, а не на получение прибылей от конкретного вида страхования.
— Какое количество компаний в Красноярском крае реально могут заниматься обязательным страхованием ответственности автовладельцев?
— Речь идет о десятках компаний. В большинстве своем это компании федерального значения, имеющие разветвленную сеть филиалов по всей стране. Именно к таким компаниям относится и транснациональная страховая группа «Ингосстрах». Впрочем, специалисты уже сейчас прогнозируют, что через 3-4 года компаний, оказывающих услуги обязательного страхования ответственности автовладельцев, в России в целом останется не больше десятка, соответственно в крае таких компаний станет еще меньше.
— А где сегодня законопослушный гражданин может приобрести такой полис?
— В том-то все и дело, что вопрос пока «завис в воздухе» из-за нерасторопности властей. Все упирается в отсутствие утвержденных тарифов по данному виду страхования. В начале года премьер правительства Михаил Касьянов обещал, что тарифы будут утверждены к апрелю, но уже середина месяца, а тарифов так и нет.
— Как решается вопрос страхования жилищно-коммунального комплекса? Есть сложности?
— Не так давно Госстрой России внес в Правительство предложения по введению обязательного страхования жилья. Однако пока конкретных решений не последовало. В крае же, несмотря на многолетние усилия страховщиков, этот вопрос с мертвой точки сдвинуть так и не удалось. Основная причина — позиции муниципалитетов, не готовых к внедрению страховых механизмов повышения эффективности работы жилищно-коммунального комплекса.
Правда некоторые подвижки в этом направлении все же есть. Был проведен конкурс по страхованию муниципального имущества передаваемого в аренду, который выиграла и наша компания.
— В государствах Западной Европы и США страховые компании являются крупнейшими инвесторами. К сожалению, в России, и в частности нашем крае, инвестиционная составляющая страховых компаний в экономике крайне незначительна. Что мешает страховым резервам компаний трансформироваться в инвестиции?
— Основной причиной различий в уровне развития страхового рынка и масштабах инвестиционных возможностей страховщиков России и зарубежных стран является существенная разница в законодательных основах организации подобной деятельности. Кстати, преобладающая часть страховых резервов нашей компании размещена в объекты и финансовые инструменты на территории Красноярского края.
— Однако «Ингосстрах» стимулирует экономику края не только рублем. Расскажите о своих проектах по страхованию финансовых рисков российских производителей при проведении операций с иностранными компаниями. Так несколько лет вы проводите страхование экспортных кредитов…
— Если быть совсем точным, то «Ингосстрах» получил лицензию на данный вид страхования несколько лет назад. Долгое время «Ингосстрах» был единственной компанией, предлагающей услуги по данному виду страхования в России.
Те, кто работают с иностранными партнерами, довольно часто сталкиваются с ситуацией, когда покупатель готов приобрести товар в кредит. Естественно российское предприятие начинает сомневаться. Потому что только в одной Германии за 2002 год было зарегистрировано 60 тыс. банкротств. Часто в связи с этим предприятие отказывается от весьма выгодного контракта и предпочитает продавать свою продукцию по предоплате, хотя и по значительно меньшим ценам. При использовании инструмента страхования экспортных кредитов у предприятия появляется возможность работать без предоплаты, потому как финансовые риски неоплаты за поставленную продукцию берет на себя «Ингосстрах». Для того чтобы этот риск на себя взять, «Ингосстрах» через своих зарубежных контрагентов выясняет финансовое положение необходимой иностранной компании, на которую производится отгрузка товара. Если финансовое состояние этой компании благополучное, то в этом случае «Ингосстрах» принимает на себя этот риск и страхует данный контракт. Российское предприятие после этого получает полис, который включает в себя страховку по политическим рискам, что весьма актуально для стран второго и третьего мира. Кроме того, в полис включается и страховка по экономическим рискам (несостоятельность или банкротство партнера, длительная просрочка или отказ от платежа, отказ от принятия товара после исполнения обязательств экспортером). После этого предприятие уже спокойно поставляет свою продукцию, не опасаясь никаких негативных последствий.
Другим немаловажным плюсом данного вида страхования для компании поставщика является то, что, обращаясь в «Ингосстрах» она автоматически при заключении договора страхования получает доступ к информации о фирме контрагенте. Так что компания-поставщик уже до начала сделки знает, насколько благонадежен их партнер.
При этом стоит отметить, что страховая премия по данному виду страхования достаточно низкая. В среднем эта ставка составляет 0,1% от суммы контракта.
— В чем заключается услуга страхования авансовых платежей?
— Когда предприятие покупает импортное оборудование или детали к нему, либо какое-то сырье, российское предприятие должно заплатить за эту продукцию — при этом возникает конфликт интересов: иностранная компания-контрагент желает получить предоплату за свою продукцию, а российская компания опасается, что в этом случае оборудование может быть не поставлено. Обычно вопрос решается путем предоставления банковских гарантий — при этом российская компания должна задепонировать на счетах банка тот объем средств, который предусмотрен контрактом за поставку товара. То есть пока поставка товара не будет завершена, данная компания должна вывести значительные объемы средств из своего оборота и оставить их в банке «мертвым грузом». При страховании экспортных кредитов и авансовых платежей этого не потребуется. К тому же предложенный «Ингосстрахом» инструмент обойдется компании значительно дешевле банковского. За открытие аккредитива, за банковскую гарантию и другие операции компании придется заплатить от 0,5% до 1% от суммы сделки. В случае использования страховых инструментов предлагаемых «Ингосстрахом» ставка страхования составит не более 0,3% от суммы контракта.
— «КСК-Ингосстрах» работает и на рынке страхования залогового имущества…
— В этом направлении компания «КСК-Ингосстрах» работает с крупнейшими региональными кредитными структурами и банками федерального значения, имеющими свою филиальную сеть на территории края (Сбербанк, Внешторгбанк, Еврофинанс, МДМ банк, Транскредитбанк). Из местных банков — это ведущие банки «Енисей», «Енисейский объединенный банк», «Кедр».
Полис страховой компании «КСК-Ингосстрах» принимается всеми банковскими структурами в качестве обеспечения сохранности залогового имущества. Сочетание умеренных тарифов и первоклассной перестраховочной защиты позволяют нам говорить о том, что на данном направлении страхового рынка наша компания является лидером в Красноярском крае.
— Сейчас краевые власти активно работают над разработкой Программы социально-экономического развития региона. Выдвигались ли какие-то предложения в этом отношении от страховых компаний края? Какой должна быть страховая составляющая этой программы? Каким образом краевые власти способны помочь укреплению позиций региональных страховых компаний?
— В 2001 году мы уже представляли краевой власти концепцию развития страхования в нашем регионе. Но, к сожалению, до сих пор никаких результатов не последовало. Приходится лишь удивляться, почему столь значительный потенциал страховых компаний, работающих на территории края, фактически не используется властями. Пример таких субъектов федерации как Москва, Санкт-Петербург, Башкортостан, Татарстан, в Кузбассе, где региональные власти грамотно используют возможности страхования в интересах социально-экономического развития территорий, показывает всю важность развития этого сегмента экономики края. Справедливости ради стоит отметить, что в этом году в бюджет края были заложены средства на страхование сельскохозяйственных посевов. Однако такой предметной работы, как в названых регионах, у нас по-прежнему нет.
Сибирская ассоциация страховщиков, в которую мы входим, готова разработать для администрации края полномасшабные предложения по максимальному использованию возможностей страхового бизнеса в интересах социально-экономического развития Красноярья.
Справка «ЭЖ-Сибири»
Красноярская страховая компания «КСК-Ингосстрах» основана в 1993 году. В настоящее время «КСК-Ингосстрах» является ведущей региональной компанией Восточной Сибири, членом ТНГ «Ингосстрах», Всероссийского союза страховщиков, Сибирской ассоциации страховщиков. Компания имеет разветвленную сеть филиалов в Железногорске, Зеленогорске, Ачинске, Канске, Лесосибирске, Шарыпово, Хакассии и Тыве, представительства в Ужуре, Назарове, Северо-Енисейске и других городах края. Клиентами ЗАО «КСК-Ингосстрах» являются крупнейшие предприятия края — Горно-химический комбинат, Электрохимический завод, Лесосибирский ЛДК-1, Красноярская ГЭС и т.д., банки (в целом — несколько тысяч юридических лиц и более ста тысяч жителей Красноярского края, Хакассии и Тывы).
ПОПОВ Д.
Вся пресса за 30 апреля 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регионы, Маркетинг, Тенденции, Игроки, Страхование недвижимости
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Тверь, 29 ноября 2024 г.
Сотрудники полиции выявили поддельный страховой полис ОСАГО в Твери
|
|
Коммерсантъ, приложение, 29 ноября 2024 г.
«Страховщики должны участвовать в реализации национальных проектов»
|
|
Известия, 29 ноября 2024 г.
Платить и плакать: депутаты разработали поправки к закону об ОСАГО
|
28 ноября 2024 г.
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия, Дагестан и Приморье названы лидерами по частоте страховых случаев в ОСАГО
|
|
Псковское агентство информации (ПАИ), 28 ноября 2024 г.
Многократно увеличить штраф за отсутствие полиса ОСАГО предложили псковские депутаты
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС исправил судебную ошибку в деле о возмещении причиненного нотариусом вреда
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС: невыясненные обстоятельства не влекут отказа в выплате страхового возмещения
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Fitch отмечает значимость государственных схем страхования в Европе по мере роста риска
|
|
Амител, Барнаул, 28 ноября 2024 г.
В России начнут чинить автомобили по ОСАГО б/у запчастями
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
ООН выпускает глобальное руководство по планам перехода для страховщиков
|
|
Агентство городских новостей Москва, 28 ноября 2024 г.
Всего 5–6% россиян приобретают страховки перед поездкой на горнолыжный курорт
|
|
Известия онлайн, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия стала лидером по частоте страховых случаев по ОСАГО
|
|
РБК.Кавказ, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия и Дагестан стали лидерами по числу страховых случаев ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 28 ноября 2024 г.
Татарстан вошел в десятку регионов по частоте страховых случаев ОСАГО
|
|
Финмаркет, 28 ноября 2024 г.
Aviva сделала предложение о покупке Direct Line, но оно было отклонено
|
|
Клопс.ru, Калининград, 28 ноября 2024 г.
«Это не то что странно, это неприемлемо»: губернатор возмутился количеством аварий на дорогах Калининградской области
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Рост премий по общему страхованию достигнет пика в 2024 году, поскольку ужесточение рынка заканчивается: Swiss Re
|
 Остальные материалы за 28 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|