Саратовская областная газета,
19 апреля 2012 г.
Европротокол не для нас?
1355 просмотров
Не так давно на страницах «СОГ» мы подняли тему оформления мелких автостолкновений. Как оказалось, проблема оформления подобных происшествий без вызова инспекторов ДПС более чем актуальна. После выхода статьи к нам в редакцию позвонили несколько автовладельцев и рассказали, что система так называемого европротокола, по крайней мере в Саратове, просто не работает.
Продвинутые автовладельцы, решив применить этот самый «протокол» на практике (когда в автостолкновении участвуют не более двух автомобилей, водители и пассажиры не пострадали, водители согласовывают между собой, кто прав, а кто виноват, самостоятельно рисуют схему происшествия, пишут свои объяснения и затем с этими документами, минуя ГИБДД, обращаются в свои страховые компании), так и не дождались страховых выплат. Страховщики под различными предлогами отказывали в выплатах компенсаций. Между тем во время своей предвыборной кампании глава правительства Владимир Путин, посещая дорожных полицейских Барнаула, признал заслуживающим внимания предложение одного из них.
Так, инспектор ГИБДД Дмитрий Зацепин предложил увеличить предельную сумму ущерба по европротоколу до 75 тысяч рублей и организовать обучающие курсы для водителей, чтобы последние могли грамотно заполнить все соответствующие бумаги при мелких автостолкновениях. Предложение гаишника понятно: люди самостоятельно начнут оформлять столкновения, будет меньше пробок на дорогах, соответственно, инспектора ДПС смогут заниматься своими прямыми обязанностями. Правда, в этом контексте возникает один вопрос: если сейчас страховщики совсем не горят желанием возмещать даже 25 тысяч рублей, то с увеличением этой суммы до 75 тысяч вряд ли стоит ожидать вала положительных решений по оформленным подобным образом документам.
Мошенники атакуют?
В ходе подготовки этого материала нам удалось ознакомиться с отчетами двух саратовских представительств российских страховых компаний. Так вот, руководство одного из филиалов указало, что в минувшем году из более чем тысячи рассмотренных дел по компенсации ущерба в результате ДТП только три пришлось на долю европротокола. Цифры, как говорится, на уровне статистической погрешности.
Также страховщики отметили, что участие сотрудников ГИБДД при оформлении документов по ДТП значительно снижает риск мошеннических действий, направленных против интересов страховых компаний. То есть страховщики уже изначально зачастую рассматривают европротоколы как попытку мошенничества. В связи с этим неудивительно, что, ссылаясь на результаты собственной экспертизы, страховщики утверждают, что обратившийся к ним за выплатами автовладелец, оформивший автостолкновение без вызова инспекторов ДПС, якобы просто решил «нагреться» на страховой компании. Дескать, повреждения автомобиля не соответствуют схеме, описанной в протоколе.
Но и это еще не все. По словам руководителя саратовского филиала одной из страховых компаний Елены Певчевой, немаловажную роль в том, что вроде бы удобная в теории упрощенная система оформления ДТП так трудно применима на практике, играют банальная правовая неграмотность водителей и оторванность от жизненных реалий законотворцев, корпевших над сим трудом. Во-первых, далеко не все автовладельцы знают, в каких случаях можно воспользоваться этим протоколом. Многие даже не знают, где и как надо писать свои объяснения. Очевидно, что систему оформления европротокола необходимо упрощать и делать ее более понятной и доступной простому участнику дорожного движения.
Дело доходит до смешного: в саратовский филиал несколько раз обращались застрахованные у нас автовладельцы за получением компенсации по этому протоколу. При этом в момент столкновения их машинами по доверенности управляли третьи лица. В подобном случае уже нельзя использовать протокол и необходимо вызывать инспекторов ДПС.
Кроме того, в законе прописано 76 схем автоаварий, и только если попавшие в дорожно-транспортное происшествие «подходят» под один из этих примеров, то они могут воспользоваться европротоколом.
Буквально на днях к нам обратился потерпевший. Мужчина попал в банальное автопроисшествие - не разъехался во дворе своей многоэтажки с другой легковушкой. Решив обойтись без гаишников, оба участника зарисовали схему и обратились в страховую компанию. Так вот, эта схема не подходила ни под одну из предложенных законотворцами. Единственное, что им предложили - это вернуться на место происшествия, поставить авто так же, как они нарисовали в схеме, и вызывать инспекторов ДПС.
Также Елена Певчева заметила, что если говорить об отказах страховщиков в выплате по европротоколам, то они всегда должны быть обоснованными. Если клиент компании правильно оформит все документы, заснимет место ДТП на тот же мобильный телефон и будет готов доказать, что он и не помышлял о мошенничестве, оформляя европротокол, то ему вряд ли откажут в выплате, в противном случае он сможет отстоять свое право на компенсацию в суде. По мнению Елены Валерьевны, неплохо было бы ввести обязательные занятия по правильному оформлению европротоколов в автошколах.
«Нюансы» законодательства
По словам сотрудника областного управления ГИБДД подполковника полиции Владимира Осовина, вместе с принятием три года назад законопроекта по оформлению мелких дорожно-транспортных происшествий, в которых никто не пострадал, без вызова инспекторов ДПС стало понятно, что он сыроват. И уже тогда многие эксперты сходились во мнении, что, пока не будет скорректировано законодательство в этой сфере, система европротокола не будет работать в полную силу. Как мы видим, их опасения полностью подтвердились.
Прежде всего стоит понимать, что под европротоколом понимается прямое урегулирование и упрощенное оформление ДТП. Эта система на протяжении многих лет работает в Европе (отсюда и название) и прекрасно там себя зарекомендовала. Там участники происшествия обмениваются номерами страховок, своими контактными телефонами и разъезжаются по своим делам.
В Саратове ежедневно на городских магистралях возникают многокилометровые пробки, причиной которых нередко становятся два «притершихся» автомобиля. В подобных происшествиях сумма ущерба минимальна, и водители могли бы за 15-20 минут «зарисовать» схему, написать объяснения и разъехаться. Но закон недоработан, и участники дорожного движения считают за лучшее дождаться гаишников.
Пробелы не позволяют говорить о том, что уже в ближайшее время европейская система оформления ДТП заработает у нас в полную силу. Только недавно была поставлена точка в том, имеют ли право водители, воспользовавшиеся европротоколом, покидать место столкновения без вызова сотрудников ГИБДД. До сих пор четко не выстроен алгоритм действий сотрудников дорожно-патрульной службы. В соответствии с инструкциями они должны немедленно сообщать об автопроисшествиях на контролируемой ими территории.
И как быть инспекторам ГИБДД, которые приедут по этому сигналу, а водители уже зарисовали схему происшествия? Также Владимир Осовин считает, что пока нет координации действий между страховыми компаниями, независимыми страховыми комиссарами и ГИБДД и пока не устранены все недочеты в системе оформления европротокола, автовладельцам во избежание всевозможных недоразумений при ДТП все-таки нужно вызывать сотрудников ГИБДД.
Михаил КРАВЧИНА
Вся пресса за 19 апреля 2012 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регионы, Страховое право, Выплаты, Страховое мошенничество
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
20 декабря 2024 г.
|
|
Парламентская газета, 20 декабря 2024 г.
Сельхозживотных застрахуют в случае гибели в стихию
|
|
Коммерсантъ, 20 декабря 2024 г.
Опасным объектам сократили премии
|
|
мвд.рф, 20 декабря 2024 г.
В Республике Башкортостан завершено расследование крупного мошенничества в сфере страхования
|
|
Новости транспорта, 20 декабря 2024 г.
Запчасти на ВАЗ и Volkswagen подорожали больше всего в сравнении с сентябрем
|
|
ТАСС, 20 декабря 2024 г.
Страховщики оценивают ущерб от урагана на Майотте в €650-800 млн
|
19 декабря 2024 г.
|
|
За рулем, 19 декабря 2024 г.
Страховщики с начала года продали 27 млн электронных полисов ОСАГО
|
|
infopro54.ru, Новосибирск, 19 декабря 2024 г.
«Вызывает серьезное опасение»: эксперты прокомментировали ситуацию со страховым мошенничеством в Новосибирске
|
|
Медвестник, 19 декабря 2024 г.
Бадма Башанкаев попросил страховщиков не «кошмарить» мелкие больницы
|
|
Финмаркет, 19 декабря 2024 г.
С 19 декабря средняя стоимость автозапчастей выросла в обновленной редакции справочников РСА на полпроцента
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 декабря 2024 г.
МСФО 17 создает ряд проблем для перестраховщиков и страховщиков
|
|
Финмаркет, 19 декабря 2024 г.
За 5 лет в РФ почти удвоилась доля возбуждаемых уголовных дел по заявлениям страховщиков о страховом мошенничестве
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 декабря 2024 г.
Расходы на страхование от государственных дефолтов возросли из-за падения цен на нефть на Ближнем Востоке
|
|
korins.ru, 19 декабря 2024 г.
Госдума изменила Закон о господдержке сельхозстрахования
|
|
Финмаркет, 19 декабря 2024 г.
ЦБ РФ предлагает снизить нижнюю границу тарифов в ОСОПО по ряду объектов
|
|
Рязанские ведомости, 19 декабря 2024 г.
В Рязанской области растет страховой рынок
|
|
Tazabek, Бишкек, 19 декабря 2024 г.
За 7 месяцев рынок страхования увеличился на 60%, - Госстраховая организация
|
|
НовостиВолгограда.ру, 19 декабря 2024 г.
Волгоград назвали одним из самых устойчивых к депрессии городов
|
 Остальные материалы за 19 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|