Деньги,
14 мая 2012 г.
Банкрот-тур 1174 просмотра
В последние годы туристическая отрасль пережила череду скандалов, связанных с банкротствами туроператоров. Пострадали тысячи граждан, но ни один из случаев не имел серьезных последствий для турфирм. И только история с «Идеальным миром» смогла изменить ситуацию: он обманул всего 200 клиентов, но очень вовремя — накануне смены правительства.
*** Но история с «Лантой» последней каплей не стала. Она лишь разогрела дискуссию о том, как защитить права туристов. Дискуссия эта велась не один год, среди участников -- Ростуризм, Ассоциация туроператоров России (АТОР), Российский союз туриндустрии (РСТ). В основном обсуждалось, кто будет регулировать рынок и сколько платить за это.
Первый шаг к решению проблемы был сделан еще в 2007 году, когда туроператоров обязали фактически страховать свою ответственность перед клиентами. В зависимости от оборотов бизнеса туроператор должен иметь финансовое обеспечение на случай банкротства, гарантированное либо страховщиком, либо банком. Сейчас, согласно данным Ростуризма, со страховщиками работает 99% туроператоров (4375 туроператоров в 2012 году). У оставшихся 30 туроператоров (1%) есть финансовое обеспечение в виде банковских гарантий. Почему туроператоры предпочитают работать со страховщиками? Пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина объясняет это слишком жесткими требованиями банков. Прежде чем ставить подпись под договором гарантий, банкиры требуют от турфирмы залог, включая ее офисы и недвижимость владельца. У страховщиков, которые, по словам Тюриной, берут за страховку порядка 1% объема гарантий, таких жестких требований нет. Больше того, никто особенно и не следит, работает туроператор с действующим или с уже не действующим договором страхования. Нет такого ведомства.
Впрочем, туристу не важно, какие гарантии у турфирмы, когда в аэропорту выясняется, что он никуда не летит, или еще хуже -- не может выехать из отеля и страны, где пребывает на отдыхе. Этот вопрос становится принципиальным позднее: как показывает практика, возвращать деньги за оплаченную турпутевку часто приходится через суд. И в большинстве случаев финансового покрытия на всех не хватает. Даже несмотря на то, что с 2008 года объем обязательных гарантий вырос с 5-10 млн до 30-100 млн руб. в 2009 году. А когда гарантий не хватает, идут пропорциональные выплаты. Например, в случае с «Лантой», финансовое обеспечение которой было застраховано в «Ингосстрахе» на 100 млн руб., туристам выплачивали примерно по 51% заявленных ими требований (192 млн руб.). И даже это большая удача.
Скажем, в середине ноября 2010 года, когда «Капитал тур» приостановил свою деятельность, на отдых не смогло отбыть более 6 тыс. человек, оплативших туры. А около 2 тыс. туристов не смогло вовремя вернуться, потому что отели не получили деньги за проживание и требовали их с постояльцев. Предъявлять претензии оказалось некому, потому что обанкротился не только туроператор, но и страховщик, который его ответственность страховал.
Любопытно, что, когда 30 декабря 2010 года две структуры оператора -- ООО «Капитал тур» и ООО «Компания «Капитал тур»« -- подали в арбитражный суд Москвы заявления о собственном банкротстве, их общая задолженность составляла почти 2,7 млрд руб. При этом долг перед основными кредиторами (в их числе были Мастер-банк, Русславбанк, Московский кредитный банк, МФК, банк «Глобэкс» и др.) достигал 1,3 млрд руб. Свои кредиты банкиры у владельцев «Капитал тура» Инны и Игоря Бельтюковых отсудили. Последним, к слову, пришлось продать двухуровневую квартиру в Москве. А вот большинство туристов, которые направили свыше 2 тыс. заявлений на выплату страховщику «Капитал тура» -- «Инногаранту», своих потерь так и не возместили. На сайте Московского арбитражного суда можно увидеть, что до сих пор рассматривается иск туриста Кононенко к ООО «Арбат 1» и ООО «Капитал тур», в которых он требует вернуть ему 119 тыс. руб. за оплаченную путевку, а также $1722 за повторную оплату размещения в отеле и за вынужденные денежные переводы.
Фонд помощи
Начиная с 2013 года положение туристов, попавших в такую ситуацию, может облегчиться. Последний скандал с туроператором «Идеальный мир», когда в конце апреля по причине фальшивых билетов не смогло вылететь из Тель-Авива в Москву и в обратном направлении около 200 туристов, случился накануне ожидаемых кадровых перестановок в министерствах и ведомствах, что привело к неожиданному результату. Буквально за два дня депутаты приняли поправки в закон «О туристской деятельности», которые пылились в Госдуме после первого чтения с июня 2011 года. Еще несколько дней понадобилось на то, чтобы утвердить законопроект в профильных министерствах и Совете федерации.
Новая редакция закона о туристской деятельности требует создания объединения туроператоров, которое будет функционировать как некоммерческая организация (НКО). Ключевой же поправкой законопроекта стало требование о формировании компенсационного фонда для экстренного вызволения туристов из-за рубежа -- в случае приостановки деятельности туроператора и невозможности выполнения им своих обязательств. Сейчас у турбизнеса такого фонда не существует. На уровне господдержки есть система экстренной эвакуации туристов из стран временного пребывания, но только в случае общественно-политических беспорядков. К примеру, так было, когда в конце января начались беспорядки в Египте -- на тамошних курортах находилось 54 тыс. российских туристов.
С новой версией закона о туристской деятельности, который вступит в силу спустя год после его официальной публикации, у туристов, застрявших за рубежом, появляется шанс, во-первых, улететь домой за счет фонда и, во-вторых, избежать разбирательств -- как с турфирмой, так и со страховщиками. По оценкам отраслевых игроков, с учетом того что размер туроператорских отчислений установлен на уровне 0,1% выручки, объем фонда составит порядка 300 млн руб. Хватит ли этого, неизвестно. На туристическом рынке никто, включая Ростуризм, не знает, сколько именно туров продается ежегодно российским туристам. Количество туристов, выезжавших в ту или иную страну, оценивается Росстатом, который не может и не должен следить, кто выезжал из страны с турпутевкой в руках, а кто -- дикарем. Так или иначе, по статистике в прошлом году количество туристов выросло до 14,5 млн против 12,6 млн в 2010-м.
Некую объективную картину рынка не один год пытается нарисовать АТОР в рамках аналитического исследования рынка совместно с газетой «Коммерсантъ». Например, свежий рейтинг базировался на информации, которую предоставили 37 туроператоров (напомним, всего их более 4 тыс.) На основе данных менее 1% участников рынка был сделан такой вывод: всего в 2011 году услугами туроператоров воспользовалось около 11 млн человек, выезжавших за рубеж. «На самом деле туристический рынок является полностью непрозрачным»,-- уверена Ирина Тюрина. Впрочем, вполне возможно, что в следующем году, после вступления в силу упомянутого законопроекта, появится достоверная статистика, поскольку закон предполагает членство в НКО всех туроператоров, занимающихся выездным туризмом.
Взносы, которые будут платить в фонд все туроператоры, привязаны к оборотам их бизнеса -- 0,1% выручки, но не меньше 100 тыс. руб. Кроме того, размер взносов может корректироваться решением правительства. Изменится также размер финансовых гарантий: в зависимости от оборотов они составят от 500 тыс. руб. для туроператоров, помимо выездного туризма занимающихся въездным или внутренним туризмом. А максимальный размер фингарантий устанавливается на уровне 12% оборота туроператора. По оценкам вице-президента АТОР Владимира Канторовича, для большинства туроператоров требования по фингарантиям, таким образом, снизятся. «Главное, что фингарантии повышаются для самых крупных игроков»,-- говорят его оппоненты. В РСТ, в частности, отмечают, что для крупнейших туроператоров требования по фингарантиям вырастут со 100 млн до 360 млн руб. Дело за малым -- найти на рынке страховщика, который возьмется застраховать туроператора на такую сумму.
В закон не попала одна важная деталь, на которой в свое время настаивал Ростуризм (глава ведомства Александр Радьков и его заместитель Евгений Писаревский входят в состав президиума АТОР). Предложение заключалось в том, чтобы вменить страховщикам в обязанность сообщать Ростуризму о прекращении действия договора фингарантий с туроператором. Этого положения в новом законопроекте нет, поэтому клиентам «Идеального мира» деньги, похоже, никто не вернет. СК «Росгосстрах», которая ранее страховала ответственность «Идеального мира», настаивает, что договорных отношений с турфирмой у нее на момент неприятного инцидента уже не было.
Мария ГЛУШЕНКОВА (с сокращениями)
Вся пресса за 14 мая 2012 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Выплаты, Страхование выезжающих за рубеж, Страхование ответственности
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
24 декабря 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 декабря 2024 г.
Благоприятные условия на рынке страхования авиаперевозок, вероятно, сохранятся в 2025 году
|
|
Нижегородские новости, 24 декабря 2024 г.
Житель Нижнего Новгорода возместил убытки страховой компании
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 24 декабря 2024 г.
В Красноярске задержали банду серийных страховых мошенников
|
|
Report.Az, Баку, 24 декабря 2024 г.
Страховой рынок Азербайджана вырос на 10% за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 декабря 2024 г.
Страховщики Европы рискуют снизить коэффициент платежеспособности на 100 пунктов из-за геополитического шока
|
|
Официальный портал органов власти Чувашской республики, 24 декабря 2024 г.
Парламентарии приняли поправки в Закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов»
|
|
Ингушетия, Назрань, 24 декабря 2024 г.
В Ингушетии расследуют мошенничество со страхованием жизни на 30 млн рублей
|
|
Парламентская газета, 24 декабря 2024 г.
Медицинская помощь и консультации для россиян могут стать доступнее
|
|
genproc.gov.ru, 24 декабря 2024 г.
Прокуратура Республики Ингушетия направила в суд уголовное дело о мошенничестве в сфере страхования жизни человека
|
|
korins.ru, 24 декабря 2024 г.
НСИС представил страховщикам инструменты для предотвращения страхового мошенничества
|
|
Финмаркет, 24 декабря 2024 г.
Сборы по страхованию имущества юрлиц увеличились на 10,6% за 9 месяцев, выплаты выросли в 2,5 раза
|
|
Рязанские ведомости, 24 декабря 2024 г.
Рязанцам разъясняют, как путешественнику без суда решить спор со страховой организацией
|
|
Общественное мнение, Саратов, 24 декабря 2024 г.
ТФОМС Саратовской области и страховыми организациями за 11 месяцев года рассмотрено почти 168 тысяч обращений граждан
|
|
Клерк.Ру, 24 декабря 2024 г.
Таксисты просят сократить минимальный срок действия страхового полиса до одного дня
|
|
Tazabek, Бишкек, 24 декабря 2024 г.
В этом году госстрахование жилья выросло на 8%, - замглавы управления в «ГСО»
|
|
Волга Ньюс, Самара, 24 декабря 2024 г.
Ремонт вместо денег: «Росгосстрах» формирует новую судебную практику в спорах с недобросовестными клиентами по ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 24 декабря 2024 г.
В Татарстане стали платить больше по полисам ОСАГО, но судебные издержки выросли
|
 Остальные материалы за 24 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|