ЭЖ-Юрист,
15 октября 2010 г.
Ночью все кошки серы 404 просмотра
Наш автогрейдер сломался и стоял на проезжей части, водитель не выставил аварийные знаки. Ночью произошло столкновение иномарки с автогрейдером. Страховая компания возместила потерпевшему ущерб (120 тыс. рублей) и сейчас обратилась с иском к водителю о регрессном возмещении, так как у него просроченные права (страхователь по ОСАГО – организация). Права ли страховая компания? Ведь ДТП произошло во время стоянки ТС, а водитель был привлечен к административной ответственности за нарушение ПДД. А. Вершинина, г. Чита
Страховщик имеет право предъявить регрессное требование к причинившему вред лицу в размере произведенной страховщиком страховой выплаты, если указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред. Страховщик также может требовать от указанного лица возмещения расходов, понесенных при рассмотрении страхового случая (ст. 14 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).
Как следует из приведенной формулировки, регрессное требование в данном случае будет правомерным при подтверждении трех фактов:
1) отсутствия у водителя прав на управление данным ТС;
2) использования ТС;
3) причинно-следственной связи между использованием ТС и причинением вреда потерпевшему.
Истечение установленного срока действия водительского удостоверения выступает одним из оснований прекращения действия права на управление ТС (ст. 28 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Мнение о том, что право на управление ТС предоставляет именно водительское удостоверение, а не техпаспорт (доверенность, договор аренды), подтверждено Определением Верховного Суда РФ от 12.01.2010 № 41-В09-34.
Что касается использования ТС, то определение данного понятия дано в ст. 1 Закона № 40-ФЗ. Использованием признается «эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях». Дорожное движение, в свою очередь, – это «совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог» (п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, утв. Постановлением Совмина – Правительства РФ от 23.10.93 № 1090).
Из данных определений судебная практика делает вывод, что использование ТС включает в себя как собственно само движение транспортного средства, так и его остановку, высадку и посадку людей, стоянку, передвижение пешеходов, права и обязанности водителей, пассажиров и пешеходов (см. определения ВАС РФ от 28.06.2010 № ВАС-6519/10 и от 15.11.2007 № 14169/07).
А вот вопрос о причинно-следственной связи требует доказывания. Факт привлечения водителя к административной ответственности не выступает однозначным свидетельством того, что ДТП произошло именно в результате стоянки грейдера в неположенном месте и неиспользования водителем знака аварийной остановки. Возможно, иномарка превышала скорость (совершала запрещенный обгон), водитель потерял управление (был нетрезв) и т. д. – все эти моменты должны быть рассмотрены судом при решении вопроса о том, что послужило причиной ДТП.
Отметим, что все три рассмотренных нами аспекта не являются спорными для страховой компании – в противном случае она просто отказала бы в выплате потерпевшему лицу (владельцу иномарки) и он обращался бы с иском непосредственно к организации (владельцу грейдера). Это говорит само за себя (страховщики не будут платить, не проверив детально все обстоятельства дела), тем не менее небольшой шанс доказать отсутствие причинно-следственной связи между действиями водителя грейдера и ДТП или хотя бы уменьшить размер регрессного иска у вас есть.
По общему правилу ст. 1079 ГК РФ ответственность владельца автомобиля (источника повышенной опасности) безвиновная. Тем не менее факт причинения вреда конкретным автомобилем должен быть доказан. Кроме того, владелец источника повышенной опасности освобождается от обязанности возместить вред, если докажет, что он возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец ТС также может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично по основаниям, предусмотренным п. 2 (грубая неосторожность потерпевшего) и п. 3 (имущественное положение причинителя вреда) ст. 1083 ГК РФ.
Мария Мошкович, «эж-ЮРИСТ»
Вся пресса за 15 октября 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Выплаты
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
24 декабря 2024 г.
|
|
Коммерсантъ, 24 декабря 2024 г.
Краткость — сестра страховки
|
|
Коммерсантъ-FM, 24 декабря 2024 г.
«Быть первопроходцами — это всегда вызов»
|
|
Москва FM, 24 декабря 2024 г.
ОСАГО стало формально выгоднее
|
|
ПРАЙМ, 24 декабря 2024 г.
Страхование грузов стало самым популярным видом страхования у поставщиков
|
|
Business FM Новосибирск, 24 декабря 2024 г.
Новосибирцы чаще других россиян мошенничают с ОСАГО
|
23 декабря 2024 г.
|
|
Inbusiness.kz, 23 декабря 2024 г.
Российским фейком пугают в домовых чатах павлодарцев
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
АРРФР сообщил о состоянии страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Страховой компании в удовлетворении требований отказано
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Ограничение банкострахования в Индии не решит проблему недобросовестных продаж
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Вологжанин судится с Тинькофф Страхование из-за отказа выплачивать возмещение за сгоревшую машину
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Регуляторы Южной Кореи проведут реформы страхования
|
|
Официальный сайт Законодательного собрания Ростовской области, 23 декабря 2024 г.
15-е заседание ЗС РО: В бюджете ТФОМС на следующий год заложено больше средств на лечение онкозаболеваний и проведение диспансеризации
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Две крупнейшие в мире перестраховочные компании объявляют целевой показатель прибыли на 2025 год
|
|
ПРАЙМ, 23 декабря 2024 г.
ЦБ назвал регионы с наибольшими рисками мошенничества в ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Европа продвигается вперед в вопросе обмена данными, чтобы облегчить бремя финансовой отчетности
|
|
Телеканал Санкт-Петербург, 23 декабря 2024 г.
Мошенничество на дорогах: как автокредиты и КАСКО стали мишенью для аферистов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Карта рисков подчеркивает эскалацию геополитической напряженности
|
 Остальные материалы за 23 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|