Проблемы развития ОСАГО в России
Транспорт России,
20 мая 2012 г.
Взаимное недоверие
838 просмотров
Вот уже три года в России действуют такие положения закона об ОСАГО, как «прямое возмещение убытков», когда пострадавший может обращаться за выплатой по ОСАГО не в страховую компанию виновника ДТП, а в свою, и «евро-протокол» - упрощенная процедура оформления ДТП, без вызова на место аварии представителей ГИБДД.
Если возможностью прямого возмещения убытков воспользовался каждый четвертый потерпевший, то к упрощенной процедуре оформления аварий российские автомобилисты прибегают крайне неохотно. Почему? На этот вопрос попытались ответить участники «круглого стола», прошедшего в пресс-центре РБК.
Одна из причин - незначительная сумма возмещения ущерба в размере 25 тыс. руб. Зачастую водителям на месте аварии трудно определить реальный ущерб, так как автомобиль может иметь скрытые повреждения, не видные невооруженным глазом. По словам Виктора Похмелкина, лидера Движения автомобилистов России, опрос, проведенный в крупных российских городах, показал, что 85% граждан ни при каких условиях не будут оформлять «европротокол», пока сумма ущерба будет 25 тыс. руб., еще 10% сказали, что, скорее всего, поступят так же, и только 5% опрошенных оказались к этому готовы, полагаясь на случай и на добрую волю страховых компаний.
Эти цифры коррелируются с данными Российского союза автостраховщиков (РСА): в течение 2010 года «евро-протоколом» воспользовались около 4-5% всех потерпевших, в прошлом году эта цифра составила 6-7%. Столь слабый интерес участников дорожного движения к «европротоколу», по мнению начальника Управления европейского протокола РСА Евгения Васильева, объясняется тем, что неоднозначно трактуются положения ПДД, в каких случаях можно покидать место аварии. Особенно много проблем с этим возникало в самом начале введения в действие «европротокола».
Немаловажно и то, что страховые компании не доверяют участникам ДТП. И пострадавший, и виновник аварии -лица заинтересованные, может, они состоят в сговоре, да и вообще, как узнать, какие повреждения были получены в момент данного ДТП, и было ли оно?
Мировая практика говорит о том, что случаи мошенничества при оформлении «европротокола» составляют 10-15%, Россия - не исключение. Российский союз автостраховщиков более двух лет назад разработал предложения по внесению изменений в закон, чтобы устранить эту проблему, к сожалению, до сегодняшнего дня эти предложения не реализованы. В целом, считает Евгений Васильев, «европротокол» не работает, потому что нет механизма, не разработаны правильные и понятные правила игры для всех участников: потерпевших, страховых компаний и судов, отсюда и все проблемы.
«Страх перед возможным мошенничеством заставляет страховщиков делать все, чтобы дестимулировать участников ДТП оформлять мелкие аварии по «европротоколу», - считает Виктор Похмелкин. - Мы готовы поддержать предложения, направленные на борьбу с мошенничеством, не ущемляя при этом интересы рядовых водителей. Давайте все-таки исходить из презумпции невиновности и добросовестности людей. Чаще всего участники ДТП - это нормальные российские автомобилисты, которые ни о каком мошенничестве не думают. Они с радостью облегчили бы жизнь и себе, и ГИБДД, и страховщикам. К сожалению, сегодня к ГИБДД доверия мало, но к страховым компаниям - еще меньше. Чтобы «европротокол» заработал, надо изменить позицию страховщиков и поднять лимит до 120 тыс. руб., то есть до той суммы, которая сегодня выплачивается максимально по ОСАГО».
С тем, что планку лимита надо повышать, согласен и Александр Быков, начальник отдела правоприменительной деятельности ГУ ОБДД МВД РФ. Он сообщил о том, что Минфин разработал проект повышения этих выплат до 50 тыс. руб. К слову, в Европе, где в разных странах «европротокол» действует порядка 30-50 лет, лимит по ОСАГО, как правило, измеряется от миллионов евро до полного его отсутствия. Так что нам есть к чему стремиться.
Справедливости ради надо сказать, что МВД РФ выступило одним из инициаторов запуска процедуры «европротокола». Как сказал Александр Быков, «в прошлом году произошло около 3 млн мелких ДТП. В обществе назрела потребность в сокращении временных затрат при оформлении таких происшествий». Это колоссальная цифра, в 15 раз превышающая число серьезных аварий с пострадавшими. С учетом роста автомобильного парка, отсутствия культуры вождения этот показатель также будет расти. «На мой взгляд, помимо сумм возмещения очень важным является отсутствие информации у водителей, они не знают условий, при которых возможен упрощенный порядок оформления. Мы обсуждали этот вопрос с Российским союзом автостраховщиков. Надо, чтобы вместе с договором ОСАГО автолюбители получали методические рекомендации, в которых бы пошагово объяснялись все действия водителей, в том числе и по правильному заполнению бланков извещений о ДТП», - высказал свою точку зрения Александр Быков.
«РСА направил эти рекомендации в Минобразования, чтобы они были учтены при подготовке типовой программы водителей в автошколах. Это было сделано в начале 2012 года, прошло 4 месяца, а результата пока нет», - добавил Евгений Васильев. Статистика показывает, что страховые компании отказывают по причине неправильного оформления извещений о ДТП примерно в два раза чаще, чем при наличии справки.
Заметим, что оформить ДТП по упрощенной процедуре, без вызова на место аварии сотрудников ГИБДД, возможно лишь в том случае, если:
в результате данного ДТП не был причинен вред здоровью участников ДТП (включая пассажиров и пешеходов);
- в ДТП участвовали только два транспортных средства;
- оба водителя застрахованы по договору ОСАГО;
- виновник полностью признал свою вину, и между водителями нет разногласий;
- размер ущерба, причиненного вашему транспортному средству, не превышает 25 тыс. руб.
Снять остроту проблемы, по мнению Александра Быкова, поможет и более тесное взаимодействие сотрудников ГИБДД с аварийными комиссарами, а для борьбы с мошенничеством можно использовать видеорегистраторы. Если страховые компании будут предоставлять своим клиентам бонусы за установку видеорегистраторов, это будет не только хорошим стимулом для водителей, но и одним из способов борьбы с мошенническими действиями.
По мнению участников «круглого стола», российское законодательство (закон об ОСАГО, КоАП, ГК РФ) необходимо адаптировать к требованиям «европротокола». Как считает депутат Валерий Зубов, член Комитета ГД по транспорту, надо прекратить дискуссии о том, нужен или нет «европротокол», именно сейчас: «на первом году работы Госдумы нового созыва есть «окно возможностей» для принятия общественно важных решений, чтобы потом в течение трех лет доводить их до ума». А чтобы автолюбители не боялись оформлять ДТП по упрощенной процедуре, надо широко информировать общество об особенностях «европротокола».
Вся пресса за 20 мая 2012 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Выплаты
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
31 января 2025 г.
|
|
Национальная служба новостей (НСН), 31 января 2025 г.
Рынок без стабилизации: Повышение лимитов по ОСАГО назвали несвоевременным
|
|
ТАСС, 31 января 2025 г.
КС защитил право граждан на компенсацию за лечение вне ОМС
|
|
Тренд, Баку, 31 января 2025 г.
В Азербайджане увеличились поступления и выплаты по страхованию имущества
|
|
Известия онлайн, 31 января 2025 г.
ОСАГдили: Минфин раскритиковал новые инициативы по автострахованию
|
|
Коммерсантъ-FM, 31 января 2025 г.
«Самыми похищаемыми элементами с автомобиля остались колеса»
|
|
Новый Калининград.Ru, 31 января 2025 г.
В Калининградской области в каждом пятом ДТП водители не имели страховки
|
|
Inbusiness.kz, 31 января 2025 г.
Банки не слишком заинтересованы в финансировании страхования имущества от ЧС
|
|
zakon.kz, 31 января 2025 г.
Это методы цивилизованного мира: глава МЧС о страховании жилья от ЧС
|
|
Российская газета онлайн, 31 января 2025 г.
Аналитики выяснили, как теряют в цене китайские автомобили
|
|
Агроэксперт, 31 января 2025 г.
Страховку в 1,1 млрд рублей получило рыбохозяйство после вспышки лососевой вши
|
|
РБК.Мурманск, 31 января 2025 г.
Рыбоводы Заполярья получили компенсацию за гибель рыбы на 1,1 млрд руб.
|
|
Конкурент, Владивосток, 31 января 2025 г.
«Это недопустимо». Минфин дал жесткую установку по ОСАГО
|
|
Национальное аграрное агентство, 31 января 2025 г.
Агростраховщики в 2024 году выплатили аграриям более 8 млрд рублей
|
|
РБК.Татарстан, 31 января 2025 г.
В Казани ожидают снижения стоимости полиса ОСАГО до 4%
|
|
Медвестник, 31 января 2025 г.
Медицинские страховщики разработали стандарт сопровождения участников СВО
|
|
Российская газета онлайн, 31 января 2025 г.
Риелторы и турагенты переходят в продавцы страховок
|
|
Парламентская газета, 31 января 2025 г.
Европротокол можно будет оформить через страховые компании
|
 Остальные материалы за 31 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|