Деньги,
4 июня 2012 г.
Итоги по талонам 1648 просмотров
Итоги работы страховщиков в первом квартале 2012 года показали, как привязка ОСАГО к техосмотру перераспределила рынок. До конца января к бланкам ТО доступ имел в основном «Росгосстрах» -- недовольные этим страховщики бросились вдогонку. Первую позицию по сборам «Росгосстрах» отстоял, а догоняющие компании выстроились в топ-5. Однако страховщики до сих пор не могут контролировать верное заполнение талона ТО.
Концентрат ОСАГО
По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), в первом квартале 2012 года 122 страховщика ОСАГО собрали 23,4 млрд руб. премий (рост на 23% по сравнению с первым кварталом 2011 года). Страховщики заключили 7,8 млн договоров, выплаты составили 13,03 млрд руб. (сокращение на 7,3%).
Как отмечает руководитель отдела рейтингов страховых компаний «Эксперт РА» Алексей Янин, в первом квартале сохранились тренды ушедшего года -- «перераспределение спроса на фоне громких уходов автостраховщиков с рынка и улучшение технического результата у региональных страховых компаний за счет применения новых поправочных коэффициентов». Территориальные коэффициенты изменились с 1 июля прошлого года и, по словам эксперта, «выровняли убыточность в плохих регионах».
Основной результат первого квартала на рынке ОСАГО -- продолжающаяся концентрация. Первые 20 компаний собрали 89% премии (20,8 млрд руб.), первые 10 -- 73% (17,1 млрд руб.). Половина всей премии пришлась на трех страховщиков: «Росгосстрах», «Ингосстрах» и «РЕСО-Гарантия». И взаимоотношения у крупнейших страховщиков в начале года складывались не лучшим образом.
Напомним, в январе стартовала президентская реформа, привязавшая талон техосмотра к полису ОСАГО: компания не может продавать полис, если действие талона ТО заканчивается меньше чем через шесть месяцев. Талоны успело получить к сроку только ЗАО «Техосмотр». Контракт с ним был лишь у «Росгосстраха», а работники страховщика предлагали клиентам процедуру предварительного заполнения документов для ТО.
Остальным страховщикам ловкость лидера не понравилась -- начались скандалы. Тем интереснее оказался результат квартала. Доступ к бланкам техосмотра не помог «Росгосстраху» нарастить долю сборов. Более того, она уменьшилась на 1 процентный пункт, до 31% (премия 7,2 млрд руб.). «Мы и не скрывали, что наша стратегия была направлена на сохранение доли на рынке, мы старались соблюсти законодательство, но получили в ответ атаку по всем направлениям»,-- поясняет первый заместитель главы «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров.
Тем временем вторую строчку по сборам впервые занял «Ингосстрах» (2,4 млрд руб. премии), обогнавший «РЕСО-Гарантию» (2,2 млрд руб.). Ранее компании удавалось добиться лишь третьей-четвертой позиции по сборам ОСАГО. Публично конфликтовать страховщики перестали, но при этом гарантировать верное заполнение талона ТО до сих пор не могут.
Как свидетельствует запись в блоге главы Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Дмитрия Панкина от 23 мая, в ходе совещания в службе руководители крупнейших компаний обсуждали «вопросы, связанные с подтверждением наличия правильно заполненного талона техосмотра при выдаче полисов ОСАГО». «Участники совещания высказали мнения о трудности контроля за агентами в регионах в части сбора копий техталонов -- сказывается отсутствие ксероксов на местах»,-- пишет глава службы. По его словам, в будущем ФСФР планирует перейти к электронной системе проверки законности выдачи полисов.
Новостью стало раскрытие «Росгосстрахом» размера средней выплаты по ОСАГО. Ранее в отчетности РСА количество заявленных убытков у «Росгосстраха» было равно количеству урегулированных. В свое время в союзе и в компании это объясняли тем, что масштабы системы не позволяют оперативно собирать и соотносить информацию по этим двум критериям.
Однако теперь страховщик указал, что количество заявленных убытков составило 221,5 тыс., количество урегулированных -- 205,1 тыс. Стало возможным подсчитать и средний размер выплаты по ОСАГО -- она составила 17,4 тыс. руб.
Меньше «Росгосстраха» в первом квартале текущего года платили только СК «Жива» (10,5 тыс. руб.), «Регионгарант» (11,8 тыс. руб.) и АСКО (17,1 тыс. руб.). Из крупных страховщиков на 10-е место по минимальному размеру средней выплаты выбилась ВСК (19,9 тыс. руб.). Замдиректора «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров поясняет: «У нас не только выплата, но и премия по одному полису ниже среднерыночной». Кроме того, по его словам, возник существенный рост убытков, заявленных через систему прямого возмещения (ПВУ), когда компания осуществляет выплаты по ОСАГО «своим» клиентам -- тем, кто купил обязательную страховку в «Росгосстрахе».
При этом, по данным РСА, через ПВУ пока урегулируется лишь 25-30% убытков в ОСАГО -- все они не могут приходиться на одну компанию. «Низкие выплаты могут объясняться не только талантом к урегулированию, но и работой в глубинке, где действительно недорогой автопарк, выплаты по которому с учетом износа минимальны»,-- замечает топ-менеджер одной из компаний. В первом квартале 2012 года «Росгосстрах» сократил выплаты по ОСАГО до 3,6 млрд руб. против 4,8 млрд руб. годом раньше. В целом же средняя по рынку выплата по ОСАГО составила 21 тыс. руб.
Оседающие примеси
Новации с ТО в ОСАГО и увеличение территориальных коэффициентов помогли удержаться на плаву не всем страховщикам. С рынка ушла СК «Русские страховые традиции», ее портфель убытков в РСА оценили в 1 млрд руб. На момент написания статьи ФСФР ограничила действие лицензии по ОСАГО у СК «Россия», собравшей в первом квартале 404 млн руб., выплатившей 253 млн руб. по 10,9 тыс. страховых случаев и не урегулировавшей еще 3,5 тыс. убытков по «автогражданке». Также лицензию в части ОСАГО ограничили у СК «Адмирал».
Как говорит начальник отдела рейтингов Национального рейтингового агентства Татьяна Никитина, «убыточность в целом по рынку ОСАГО снизилась; кроме Центрального региона, рентабельность увеличилась». Однако у 19 страховщиков ОСАГО выплаты и расходы на ведение дела превышают премии, предупреждает Никитина.
Кроме того, по оценкам РСА, еще два страховщика дрейфуют в зоне риска. Они до сих пор не уведомили союз о решении проблемы увеличения уставного капитала. Напомним, очередное увеличение уставных капиталов страховщиков состоялось 1 января. Страховщикам было предписано увеличиться в четыре раза: минимальный уставный капитал компании, осуществляющей страхование от несчастных случаев и болезней, добровольное медицинское страхование, страхование имущества, гражданской ответственности и предпринимательских рисков,-- 120 млн руб.
В РСА поясняют, что не могут ничего сделать с этими компаниями, так как «нет рычагов воздействия», и ждут решения ФСФР. Как заявил в конце мая глава ФСФР Дмитрий Панкин, к середине июня лицензии у тех, кто не увеличил уставный капитал, будут отозваны.
Большинство страховщиков прошедший квартал называют тяжелым. «Он исключительно осложнен нововведениями в ТО,-- отмечает замдиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов.-- Новой функции пришлось учить и персонал, и клиентов». Неудобства пришлось терпеть и клиентам: многим пришлось досрочно проходить процедуру ТО. Напряженность на этом рынке должны снять поправки депутатов Натальи Бурыкиной и Владислава Резника, вводящие мораторий на предъявление ТО при покупке ОСАГО на срок до 15 июля 2012 года.
Проблемным минувший квартал называют и в РСА. «Скандалы, связанные с мошенничеством при использовании бланков ОСАГО, а также вокруг аккредитованных операторов техосмотра, не способствуют положительной репутации,-- говорит Татьяна Никитина.-- Но орган, который должен обеспечивать взаимодействие страховщиков и защиту прав потерпевших, необходим рынку». В связи с реформой ТО появилась необходимость изменений и в профобъединении страховщиков.
20 марта общее собрание РСА изменило в уставе принцип формирования президиума союза. Прежде доля в 5% в общем объеме собранной премии позволяла страховщику иметь своего представителя в президиуме, а общее количество представителей страховщиков в президиуме не могло превышать 20. Раньше в состав президиума, в частности, входили шесть представителей «Росгосстраха» и по два -- от «РЕСО-Гарантии», ВСК и СГ МСК.
«Традиционно «Росгосстрах» и «РЕСО-Гарантия» могли большинством голосов принять любое решение в президиуме РСА. Однако ситуация с талонами ТО помогла набрать большинство. Мы боремся исключительно за рыночные механизмы»,-- говорит глава «Ингосстраха» Александр Григорьев.
Новый состав будет избран по новым принципам: по одному представителю от каждой компании в топ-10, еще 10 мест будет распределено путем голосования. Кроме того, семь мест отведено компаниям, занимающим места с 11-го по 30-е, и три места -- страховщикам, не входящим в топ-30.
Еще одним важным итогом первого квартала может стать изменение института представительства страховщиков в регионах. В настоящее время наиболее известным «представителем» ОСАГО в регионах является компания ВСК. Благодаря большой сети страховщик многие годы занимался урегулированием по всей стране убытков небольших региональных компаний, консолидируя долю рынка для получения дополнительного голоса в президиуме. Согласно новому порядку, предложенному рабочей группой РСА, договор представительства предлагается сделать открытым и публикуемым. Кроме того, вводится фиксированная оплата за урегулирование одного убытка в 5 тыс. руб. В ВСК не раскрывают параметры действующих договоренностей с другими страховщиками, но участники рынка говорят, что компания «неплохо зарабатывает на представительстве».
Очередная новация, с которой страховщикам в ОСАГО еще только предстоит столкнуться,-- введение безальтернативного ПВУ. РСА предложил это в конце прошлого года, высказавшись в поддержку поправки Владислава Резника, которая предполагает увеличение лимита выплат с 25 тыс. до 50 тыс. руб. для упрощенного оформления ДТП без сотрудников ГИБДД.
По мнению союза, клиент должен получать выплаты по ОСАГО только у того страховщика, у которого купил полис. РСА надеется, что такая модель положит конец так называемой селекции убытков -- когда страховщики отказываются выплачивать друг другу крупные суммы.
Компаниям придется урегулировать все убытки своих клиентов, не отправляя их к страховщику виновника аварии, как это делается сейчас. Так что будет уже сложно сохранить их лояльность при наличии очередей и лишь минимального сервиса в части выплат.
Всеволод СЕРГЕЕВ
Топ-10 страховщиков с максимальной средней выплатой ОСАГО (руб.) Топ-10 страховщиков с минимальной средней выплатой ОСАГО (руб.)
Вся пресса за 4 июня 2012 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Динамика рынка, Рейтинги, Тенденции, Игроки
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|