Эксперимент по санитарно-эпидемиологическому страхованию в Татарстане оказался под угрозой срыва. Возможностью поучаствовать в эксперименте воспользовались лишь восемь страховых компаний. Было выдано всего около 1.5 тыс. полисов, тогда как в республике насчитывается почти 350 тыс. хозяйствующих субъектов.
Российская газета-Верхняя Волга,
26 октября 2004 г.
Плата за страх 1215 просмотров
Между иском и риском приходится выбирать предпринимателям
Эксперимент по санитарно-эпидемиологическому страхованию в Татарстане оказался под угрозой срыва.
Напомним, что отрабатывать систему страхования ответственности за качество и безопасность продукции в России начали в октябре 2003 года. Эксперимент одновременно стартовал в шести регионах страны, в том числе в Татарстане. Он готовился в рамках послания президента России Владимира Путина, поставившего задачу: сформировать эффективно работающий механизм разрешения споров между гражданином и государством за счет совершенствования административных процедур и судебных механизмов. По замыслу организаторов, эксперимент должен способствовать улучшению санитарно-эпидемиологической ситуации в стране. Страхование гражданской ответственности товаропроизводителей, продавцов и исполнителей при производстве и обороте продукции призвано защитить права потребителя. Если, к слову, покупатель приобрел некачественный товар, он должен иметь реальную возможность возместить ущерб и добиться компенсации морального вреда. Право участвовать в эксперименте получили все компании, имеющие лицензию на данный вид страхования. Однако реально предоставленной возможностью воспользовались лишь восемь страховых фирм. Но и у них, как выяснилось, дело не всегда спорится. По имеющимся сведениям, в рамках эксперимента было выдано всего около 1,5 тысячи страховых полисов. И это при том, что в республике насчитывается почти 350 тысяч хозяйствующих субъектов. В чем причина? Очевидно, что страхование гражданской ответственности за качество на руку предпринимателям - прежде всего производителям и продавцам. Ни для кого не секрет, что российские покупатели становятся грамотнее. В последнее время в России наблюдается устойчивый рост количества исков потребителей по поводу причиненного вреда их жизни и имуществу. Поводов для возмущения у покупателей хватает. По данным торгово-промышленной палаты России, объем некачественной одежды и обуви в общем объеме производства товаров народного потребления доходит до 40 процентов. Небезопасны и продукты. К примеру, если в 2000 году в России было забраковано 29,5 процента подсолнечного масла, то в 2002 году - уже 88. За три года количество погибших от отравления некачественным алкоголем россиян выросло более, чем в два раза. По мнению специалистов, в одном только Татарстане львиная доля вино-водочных изделий - сомнительного качества. Вывод напрашивается: производители товаров и услуг нуждаются в страховке, а покупатели - в защите. Особенно, если учесть, что теперь стоять над душой товаропроизводителей и продавцов Госсанэпиднадзор будет значительно реже. - В соответствии с Законом о порядке надзора и контроля плановые проверки могут проводиться не чаще, чем раз в два года, за исключением случаев возникновения чрезвычайных ситуаций и конкретных жалоб, - говорит начальник отдела центра Госсанэпиднадзора РТ Андрей Шибаев. - У нас в республике около тысячи поднадзорных объектов. Проверять их ежемесячно физически невозможно. Период между плановыми проверками как раз и должен быть защищен. Интерес предпринимателей очевиден. Взять, к примеру, недавний случай с отравлением копчеными курами в Казани, когда один человек погиб и еще 20 угодили на больничную койку. Следствие по делу еще не закончено, но уже известно, что имели место подделка документов и прочие нарушения. Будь горе-предприниматели застрахованы, было бы кому возмещать ущерб. А так за все придется платить самим и по самой высокой цене. Другой пример. Пару лет назад одна из автозаправочных станций Казани была вынуждена купить клиенту новый двигатель для автомобиля. Водитель оказался не промах: не поленился слить горючее в бутылку, опечатать и отдать на экспертизу. Предъявил в суде заключение о том, что топливо некачественное, а также документы, подтверждающие, что он регулярно пользовался услугами данной бензоколонки, доказал, что топливо оказало пагубное действие на двигатель машины и выиграл. Пришлось АЗС раскошелиться. Будь у предпринимателей страховой полис, убытки понесла бы страховая компания. Такой опыт в Казани уже имеется. У застрахованного бизнесмена, предоставляющего в аренду холодильные камеры, случилось ЧП. В самую жару оборудование вышло из строя. Часть продуктов испортилась, остальные предприниматель успел разместить в других холодильниках. Но несмотря на это, из ситуации он вышел без финансовых потерь. Все расходы, связанные с испорченным товаром, размещением продуктов в других местах и перевозкой, возместила страховая компания. И тем не менее. - К сожалению, предприниматели, то есть потенциальные страхователи, воспринимают риск только как дополнительный налог, - говорит директор казанского филиала одной из московских страховых компаний Роберт Яушев. - А все потому, что в республике нет нормально действующей инфраструктуры юридической защиты потребителей. Нет прецедентов. Нет выигранных дел, связанных с некачественными продукцией, товаром и услугами. В данном случае речь не о привлечении виновных к административной ответственности, а о возмещении нанесенного ущерба. Это касается не только отношений между продавцом и покупателем в привычном понимании, но и всей сферы услуг - коммунальных, строительных, транспортных. Существует ряд принятых федеральных законов, направленных на улучшение благополучия населения, но они не работают, поскольку менталитет российских граждан пока таков, что проще написать жалобу президенту, чем обратиться в суд. И еще. Страховщики убеждены, что обкатывать систему страхования ответственности за качество продукции следовало бы на тех условиях, которые предусматривает проект федерального Закона "Об обязательном санитарно-эпидемиологическом страховании", а именно - в регионах, участвующих в эксперименте, следовало бы ввести этот вид страхования как обязательный с соблюдением всех рекомендаций и методик. Тогда бы по его результатам можно было с уверенностью сказать, кому это выгодно. Но после драки, как известно, кулаками не машут. Поэтому перед Союзом страховщиков Татарстана стоит задача - отработать предложенную систему страхования, подвести предварительные итоги эксперимента и ознакомить со своими выводами рабочую группу. До 1 ноября страховщики намерены четко сформулировать свои предложения по проекту упомянутого закона, а также обратиться в газеты, чтобы с их помощью убедить предпринимателей в пользе страхования гражданской ответственности за качество продукции, товаров и услуг. Между тем, до окончания эксперимента (а он, предположительно, завершится 1 января 2005 года) осталось совсем немного времени. - Я думаю, что даже если эксперимент закончится, нам все равно не стоит отказываться от начатой работы, - считает председатель Союза страховщиков РТ. - Страхование ответственности производителей за качество и безопасность продукции - в интересах потребителя. И рано или поздно мы к нему все равно придем. Ольга КОНДРЕВА
Вся пресса за 26 октября 2004 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Иные виды страхования
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
27 сентября 2024 г.
|
|
Агентство Бизнес Новостей, Санкт-Петербург, 27 сентября 2024 г.
ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» застрахует транспорт на 40,7 млн рублей
|
|
Inbusiness.kz, 27 сентября 2024 г.
Nomad Insurance увеличила емкость по катастрофическим рискам до 20 млрд тенге
|
|
Финмаркет, 27 сентября 2024 г.
ЦБ РФ выделяет 3 конфликтные зоны в банкостраховании, рассчитывает найти решения в диалоге с участниками рынка
|
|
Деловой квартал-Екатеринбург, 27 сентября 2024 г.
Эксперты: Водители продолжат переплачивать за страховку из-за активности мошенников
|
|
ГТРК Томск, 27 сентября 2024 г.
Выплата по полису ОСАГО для томских водителей выросла в 1,6 раза
|
|
Адвокатская газета, 27 сентября 2024 г.
КС не усомнился в порядке страхового возмещения причиненного автомобилю вреда по ОСАГО
|
|
РИА Новости, 27 сентября 2024 г.
ГК BestDoctor объявила о ребрендинге и запуске единой онлайн-страховой
|
|
ТАСС, 27 сентября 2024 г.
Бюджет ФОМС за январь - июнь исполнен с профицитом
|
|
Известия, 27 сентября 2024 г.
Белый список: ЦБ сможет определять иностранные валюты уставного капитала банков и НПФ
|
|
Коммерсантъ, 27 сентября 2024 г.
Цена вопроса
|
26 сентября 2024 г.
|
|
РИА Новости, 26 сентября 2024 г.
В США подсчитали приблизительный ущерб от урагана «Хелен»
|
|
Банки.ру, 26 сентября 2024 г.
Соседей можно не бояться. Эксперты рассказали, как застраховать гражданскую ответственность
|
|
Санкт-Петербургские ведомости, 26 сентября 2024 г.
Застрахованная жизнь
|
|
Российская газета, 26 сентября 2024 г.
Дешевле полис купить
|
|
Коммерсантъ-Новосибирск, 26 сентября 2024 г.
У сибирских аграриев поплыло зерно
|
|
ТАСС, 26 сентября 2024 г.
В Индии обвинили Telegram в разглашении данных клиентов
|
|
Frank Media, 26 сентября 2024 г.
BestDoctor и структуры Росбанка создают универсальную онлайн-страховую компанию
|
 Остальные материалы за 26 сентября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|